Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Годовой отчет в ифнс. Налоговая и бухгалтерская отчетности российской организации, применяющей общий режим налогообложения. Требования к ОД

Налоговая отчетность - это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.

Для каждого налога существуют свои фирмы отчетности и свой срок их подачи (представления) в налоговую инспекцию, установленный Налоговым кодексом или иным законодательством.

К налоговой отчетности относятся:
- налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;
- расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);
- другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.

Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах - один представляется в налоговую инспекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.

С юридической точки зрения, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Аналогично, расчет авансового платежа - это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Напомним также, налоговый период - это период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (обычно год или квартал). В свою очередь, налоговый период в соответствии с законодательством может быть разделен на несколько более коротких - отчетных периодов. Например, налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Такие же налоговый и отчетный периоды, установлены для единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектами налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы". Но, в отличие от налога на имущество организаций, расчеты авансовых платежей по "упрощенному" налогу по окончании отчетных периодов в налоговую инспекцию представлять не требуется (хотя сами авансовые платежи уплачивать необходимо) - подается только ежегодная налоговая декларация.

Так же, как различаются между собой бухгалтерский и налоговый учет, не следует путать бухгалтерскую и налоговую отчетность. К бухгалтерской отчетности относятся: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о финансовых результатах (форма 2) и другие формы, о которых мы рассказывали в главе 6.10 . Представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы только юридическое лица. Налоговую отчетность, в отличие от бухгалтерской, обязаны представлять все субъекты предпринимательской деятельности - и юридические лица и индивидуальные предприниматели, вне зависимости от "масштаба" бизнеса и используемой системы налогообложения.

В качестве примера формы налоговой отчетности приведем Налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения:








Как видно бланк декларации достаточно формализован и не допускает "вольностей" при заполнении, поскольку предназначен для сканирования в налоговой инспекции. В левом верхнем углу налоговых деклараций (по всем налогам, не только по налогу УСН) размещен штрих-код, служащий для идентификации декларации сканером. В каждую "клеточку" в декларации записывается только один символ - буква или цифра. Это представляет определенные неудобства, если Вы решите заполнять декларацию вручную. Впрочем, существует довольно много бухгалтерских программ, формирующих налоговые декларации и другие отчеты в автоматическом режиме, при минимальном участии пользователя.

Формы налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам вместе с инструкциями по их заполнению утверждает Федеральная налоговая служба (ФНС). Так, форма приведенной выше декларации по налогу УСН, утверждена Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме". Поскольку российское налоговое законодательство довольно изменчиво (изменения в Налоговый кодекс - иногда незначительные, иногда достаточно серьезные вносятся, как правило, не реже раза в год), с целью соответствия этим изменениям меняются и формы налоговых деклараций. Поэтому, если Вы представили декларацию по какому-либо налогу за прошедший год, будьте готовы к тому, что по окончании текущего года ее придется сдавать уже по обновленной форме.

По общему правилу, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за данный налоговый период (аналогично, авансовые платежи по налогам уплачиваются не позднее срока подачи расчетов по ним). Узнать сроки представления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам можно из части второй Налогового кодекса РФ, в которой они указаны для каждого налога.

Начинающие предприниматели часто интересуются: можно ли не сдавать отчетность по какому-либо налогу, если сам налог на законном основании не уплачивался? Например, нужно ли представлять декларацию по НДС, предпринимателям, применяющим ЕНВД, и, соответственно, не являющимся плательщиками данного налога? Нужно ли подавать декларацию по акцизам, если предприятие не занималось реализацией подакцизных товаров? При ответе на подобные вопросы необходимо руководствоваться следующим:
1. Не требуется представлять налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов - УСН, ЕНВД и др. (в вышеприведенном примере именно поэтому не нужно подавать декларацию по НДС налогоплательщику, работающему на "вмененке" и не занимающемуся деятельностью, при которой нужно применять ОСН).
2. Налогоплательщик по одному или нескольким налогам, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию (форма утверждена Минфином РФ), в которой перечислены налоги, по которым не представляются "обычные" декларации.

Термин единая (упрощенная ) декларация не должен вводить в заблуждение - к упрощенной системе налогообложения эта декларация не имеет никакого отношения, напротив, ее имеют право представлять только налогоплательщики, применяющие ОСН.

Если же ИП или юридическое лицо применяет УСН, и у него в какой-либо период не было деятельности, а значит отсутствовал объект налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, подавать декларацию по данному налогу все равно необходимо. Во всех полях декларации, в которых указываются финансовые показатели, в этом случае ставятся прочерки. Декларация, подаваемая в налоговую инспекцию при отсутствии оснований к уплате налога, на бухгалтерском сленге, обычно называется нулевой декларацией .

Также не нужно представлять декларации по налогам (независимо от применяемого налогового режима), плательщиком которых субъект предпринимательской деятельности не является. Так, если говорить о тех же акцизах, их налогоплательщиками являются только те организации и ИП, которые совершают операции, перечисленные в статье 182 НК РФ (например, производство и последующая реализация этилового спирта). Поэтому если Вы (Ваше предприятие) не совершали таких операций, составлять и сдавать в налоговую инспекцию декларацию по акцизам нет никакой нужды.

Теперь расскажем о порядке представления налоговой отчетности.

Налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по закону могут представляться в электронном виде и на бумажных носителях. В каком виде должен представлять отчетность конкретный налогоплательщик, зависит от среднесписочной численности его работников, цитируем пункт 3 статьи 80 НК РФ:
"Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно."

Таким образом, субъекты малого предпринимательства - организации и ИП, имеющие среднесписочную численность не более 100 человек, вправе сдавать отчетность в бумажном виде , хотя и имеют право делать это в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Отметим, что согласно статье 174 Налогового кодекса плательщики налога на добавленную стоимость (НДС) обязаны представлять декларации по данному налогу исключительно в электронной форме, независимо от численности работников или иных факторов.

Сдача отчетности по ТКС имеет свои плюсы и минусы. Несомненный плюс - это быстрота и удобство, заключающаяся в отсутствии необходимости покидать рабочее место. Минус же заключается в том, что отчетность нельзя сдать "обычным способом" - например, как приложение файлов с декларациями к письму, отправляемому по по электронной почте. Если Вы решите представлять электронную отчетность, то не сможете связываться с налоговой инспекцией напрямую - по закону это можно сделать только через "посредника" - оператора электронного документооборота (ЭДО). Операторы электронного документооборота - это коммерческое организации, оказывающие на договорной основе платные услуги по передаче данных налогоплательщиками в налоговые органы. Стоимость таких услуг различается по регионам и по отдельным операторам, и может в среднем составлять от тысячи до нескольких тысяч рублей в год.

Также для представления налоговых расчетов и деклараций в электронном виде через операторов ЭДО Вам необходимо предварительно получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Оформить электронную подпись можно в любом удостоверяющем центре, каковых в России достаточно много.

Если финансовый фактор в выборе способа сдачи отчетов является для Вас определяющим, при этом Вы как ИП или Ваше предприятие (ООО или др.) не является плательщиком НДС и относится в субъектам малого предпринимательства, вполне допустимо выбрать вариант подготовки деклараций и другой отчетности на бумажных носителях. Подавать отчеты, выполненные на бумаге, можно двумя способами:
- лично или через представителя, имеющего от Вас (вашей фирмы) надлежащим образом оформленную доверенность);
- в виде почтового отправления с описью вложения.

Отправлять отчетность по почте лучше ценным письмом (оценить отправление можно по минимальной стоимости, например, в 1 рубль) с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае отправки налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления согласно Налоговому кодексу считается дата отправки, поэтому не следует опасаться, что при этом могут быть нарушены установленные законом сроки сдачи той или иной отчетной формы. Доказательством того, что отчетность отправлена Вами вовремя, будет служить оставшийся у Вас экземпляр описи вложения с проставленным на нем почтовым штемпелем, на котором указана дата отправки, и приложенным чеком об оплате почтового отправления. Соответственно, опись необходимо составлять в двух экземплярах, подписать и скрепить печатью налогоплательщика (при ее наличии), передать почтовому работнику, принимающему заказную и ценную корреспонденцию, для проставления штемпеля, затем один экземпляр описи следует вложить и запечатать в конверт с декларациями, расчетами и прочей отчетностью, а другой экземпляр сохранить.

Некоторые бухгалтеры и руководители предприятий почему-то считают способ отправки отчетности почтой ненадежным, опасаясь, что письмо не дойдет, затеряется и т.п. Однако бояться совершенно нечего - даже в случае утери письма по вине почты опись и квитанция, подтверждающие прием письма отделением почтовой связи, будут у Вас на руках, и Вы всегда сможете предъявить их в случае налоговой проверки вместе с оставшимися у Вас вторыми экземплярами налоговых деклараций, расчетов и других отчетных документов.

Эта глава Пособия была для Вас полезна?

Пожалуйста, введите сумму в расположенное ниже поле (или оставьте 100 руб. по умолчанию) и нажмите "Оплатить".

Налоговая отчетность организации представляет собой налоговые декларации и другие отчеты, которые данная организация предоставляет в налоговую инспекцию. Каждая организация предоставляет налоговую отчетность в зависимости от характера деятельности, наличия /отсутствия определенных видов материального имущества (активов). Поэтому налоговая отчетность, например, индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, и крупной нефтедобывающей компании существенно различается.

Некоторые существующие формы налоговой отчетности представлены ниже:

  • Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год
  • Уведомление о контролируемых сделках
  • Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций
  • Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации
  • Расчет регулярных платежей за пользование недрами
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации
  • Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам
  • Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам
  • Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых
  • Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов
  • Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам
  • Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу
  • Справка о суммах единого социального налога, уплаченных за истекший налоговый период коллегией адвокатов, адвокатским бюро или юридической консультацией за адвоката
  • Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой
  • Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам
  • Налоговая декларация по водному налогу
  • Налоговая декларация о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Единая (упрощенная) налоговая декларация
  • Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза
  • Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу)
  • Налоговая декларация по транспортному налогу
  • Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес
  • Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Налоговая декларация по налогу на имущество организаций
  • Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу
  • Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций
  • Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу
  • Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу
  • Налоговая декларация по земельному налогу

Налоговая отчетность индивидуального предпринимателя различается в зависимости от применяемой системы налогообложения:

  • налоговая отчетность ОСНО,
  • налоговая отчетность при УСН,
  • налоговая отчетность ЕНВД.

Налоговая отчетность ИП может сдаваться непосредственно индивидуальным предпринимателем или по доверенности. Налоговая отчетность предпринимателя сдается в установленные законодательством сроки.

Налоговая отчетность организаций (ООО, ЗАО, ОАО, товариществ, партнерств, некоммерческих организаций) также зависит от применяемой системы налогообложения. Сдача налоговой отчетности организаций может осуществляться как лично представителем налогоплательщика, так и по почте.

Этапы составления налоговой отчетности:

1.Проверка полноты и правильности отражения первичных документов.

2.По необходимости, внесение исправлений в отражение первичных документов.

3.Составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

4.Сдача отчетности.

Налоговым периодом в зависимости от вида налога признаётся календарный год, квартал или месяц. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Общие принципы исчисления налогового периода:

1. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

2. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Вышеизложенные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Налоговая база

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, определяемые в соответствии с частью второй НК РФ. Налоговая база согласно ст. 53 НК РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчётном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток – отрицательная разница между доходами и расходами (п. 8 ст. 274 НК РФ), учитываемыми в целях налогообложения, в данном отчётном (налоговом) периоде налоговая база признаётся равной нулю. Убытки, полученные налогоплательщиком в отчётном (налоговом) периоде, признаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ. Согласно ст. 283 НК РФ организация, получившая налоговый убыток, в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего периода на всю сумму полученного убытка или на часть этой суммы в течение последующих 10 лет. Если убыток не списан за этот период (10 лет), то он остаётся непогашенным. Непогашенный остаток в соответствии с ПБУ 18/02 «Налог на прибыль» становится постоянной разницей. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объём понесённого убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Перенос некоторых убытков осуществляется в особом порядке. Такие особенности установлены для убытков:

  • от деятельности обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);
  • по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ);
  • по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304 НК РФ);
  • по операциям с амортизируемым имуществом (ст. 323 НК РФ);
  • по операциям уступки права требования (ст. 279 НК РФ).

Организации вправе учесть убыток, возникший при реализации имущественных прав (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Расчёт налоговой базы должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база;

2) сумма доходов от реализации, расходов, связанных с реализацией, и прибыли, полученной в отчётном (налоговом) периоде, в том числе:

От реализации товаров собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

От реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) сумма внереализационных доходов и расходов.

Порядок исчисления налога на прибыль

Сумма налога по итогам налогового периода и авансовых платежей по итогам отчётного периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (кроме случаев, когда такая обязанность возлагается на налогового агента) (ст. 286 НК РФ).

Налогоплательщики, избравшие в качестве отчётного периода квартал, полугодие и девять месяцев, в течение отчётного периода исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа так:

1) сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода;

2) сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчётный период текущего года;

3) сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала;

4) сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ, уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчётного периода имеют право:

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн р. за каждый квартал;

Бюджетные учреждения;

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;

Некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);

Участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;

Инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;

По договорам доверительного управления.

Особый порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей установлен для вновь созданных организаций. Они начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации (п. 6 ст. 286 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 287 НК РФ, вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчётный период при условии, если выручка от реализации не превышала 1 млн р. в месяц, либо 3 млн р. в квартал. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период (ст. 287 НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчётного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых расчётов за соответствующий отчётный период.

Налоговые декларации (налоговые расчёты) в соответствии со ст. 289 НК РФ представляются:

По итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

По итогам отчётного периода – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчётного периода.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчётного периода, уплачиваются в срок не - позднее 28-го числа каждого месяца этого отчётного периода. Изложенный порядок уплаты налога и авансовых платежей установлен для налога, который исчисляется по ставке 24%.

Налоговая декларация по доходу на прибыль

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчёт авансового платежа – письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и/или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчёты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчётного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль и порядок её заполнения утверждены приказом МинФина России от 05.05.2008 № 54н. Приказ вступил в силу с 1 июля 2008г.


Источник - Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

С момента государственной регистрации организация, индивидуальный предприниматель становятся налогоплательщиком (налоговым агентом) с возникновением обязанностей, предусмотренных статьей 23 НК РФ, в том числе по представлению в налоговый орган форм отчетности, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности.

К налоговой отчетности относится совокупность документов, отражающих сведения об исчислении и уплате налогов:

    налоговые декларации (расчеты авансовых платежей);

    сведения о среднесписочной численности работников;

    другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (уведомления, справки, пояснения), представляемые по запросу налоговых органов или по инициативе налогоплательщика.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – сведения об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности.

Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность организации по представлению в налоговые органы обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Налоговая декларация (ст. 80 НК РФ) – это письменное заявление налогоплательщика о наличии (отсутствии) объекта налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и т.д. 4

Декларация (расчет) может быть представлена в налоговый орган двумя основными способами:

    на бумажном носителе :

    1. лично – налоговым органом устанавливаются полномочия лица представляющего отчетность (налогоплательщик, его законный или уполномоченный представитель);

      почтовым отправлением – полномочия лица, направляющего отчетность налоговым органом не устанавливаются.

    в электронной форме :

    1. по ТКС (налогоплательщик, налоговый орган, оператор ЭДО)подлинность ЭП налогоплательщика, его представителя устанавливается оператором ЭДО;

      через Интернет-сайт ФНС России , Интернет-сервис – «Предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности» (налогоплательщик, МИ ФНС России по ЦОД - подлинность ЭП (идентификация) налогоплательщика устанавливается ФЦОД (пилотный проект);

      через личный кабинет налогоплательщика (закон от 05.11.2014 г. закрепляет в НК РФ статус официального канала связи, равнозначность бумажных документов, подписанных собственноручной подписью, электронным документам, подписанным усиленной квалифицированной подписью налогоплательщика).

Оператор ЭДО – специализированная организация, имеющая необходимые допуски и разрешения на оказание услуг связи. Оператор является стороной, которая уполномочена подтверждать факт отправки и доставки документов. Функции операторов выполняются на основе соглашений с ФНС России.

Понятие и виды электронной подписи установлены федеральным законом от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Документы, направляемые в ФНС, должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью (простая, квалифицированная и неквалифицированная).

Для сдачи отчетности по ТКС необходимо: подключиться к оператору ЭДО; приобрести сертификат электронной подписи (электронный набор символов) и средства криптографической защиты (программа).

Приемом отчетности занимаются отделы по работе с налогоплательщиками инспекций ФНС.

Нормативно-правовое регулирование порядка представления налоговых деклараций (расчетов) включает следующие подзаконные акты:

В частности, АР предусмотрено, что процедура приема включает в себя следующие действия должностного лица ИФНС (на бумажном носителе):

    проверка полномочий (идентификация налогоплательщика);

    визуальный контроль формы;

    регистрация декларации (расчета) в информационных ресурсах ИФНС;

    проставление отметки о приеме декларации.

В качестве налогоплательщика лично сдать налоговую отчетность может только гражданин (предприниматель). От организации сдавать отчетность вправе законные или уполномоченные представители (абз. 1 п. 4 ст. 80, ст. 27, 29 НК РФ).

Законным представителям доверенность на представление отчетности не требуется (п. 1 ст. 27 НК РФ). Уполномоченный представитель , сдающий налоговую отчетность, обязан иметь при себе доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

На бумажных носителях налоговая декларация должна быть представлена на листах со штрих кодом. Данные из декларации автоматически будут перенесены в базу данных ИФНС.

Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности:

    отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;

    представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);

    отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;

    представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета), либо нарушение способа ее представления. Нет ответственности за представление налоговой декларации с ошибкой, неточностью и т.д. Неточности и ошибки в декларациях налоговая инспекция выявляет не во время их приема , а при обработке и вводе информации в базу данных. Наличие ошибок не является основанием для привлечения организации к ответственности за непредставление либо несвоевременное представление отчетности.

Обязанность представления налоговой отчетности в электронной форме возложена на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. За исключением налоговой декларации по НДС – с 01.01.2014 г. – электронное декларирование (за исключением налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС).

Электронный документооборот по отправке / приему отчетности налоговым органом включает несколько процедур проверки электронного вложения и формирование электронных документов:

    извещение о получении (извещение об ошибке);

    квитанция о приеме (уведомление об отказе);

    извещение о вводе (уведомление об уточнении).

1 процедура: налогоплательщик формирует налоговую декларацию, подписывает ее ЭП и направляет оператору ЭДО. Оператор фиксирует дату и время отправки и формирует ЭД Подтверждение даты отправки , подписывает своей ЭП и направляет налогоплательщику (транспортное сообщение) и налоговому органу вместе с декларацией (транспортный контейнер).

Приемный комплекс налогового органа проводит первичную проверку вложения (подлинность ЭП оператора ЭДО, маршрут) и формирует, подписывает ЭП и направляет налогоплательщику через оператора ЭДО Извещение о получении либо Сообщение об ошибке .

2 процедура: Программный комплекс н алогового органа проверяет декларацию (расчет) (идентифицирует файл по наименованию, типу, кодам получателя (ИФНС), на соответствие установленному формату и т.д.) формирует и подписывает ЭП Квитанцию о приеме или Уведомление об отказе и направляет его налогоплательщику через оператора ЭДО;

3 процедура: Ввод декларации в базу данных ИФНС и отправка налогоплательщику Извещения о вводе или Уведомления об уточнении (подаче уточненной декларации, в случае отсутствия обязательных реквизитов, кодов, показателей и т.д.).

Налоговая отчетность - это совокупность документов, обязательных к представлению в налоговые органы по истечении определенных периодов времени или при наступлении конкретных событий. Примером последнего может служить случай, когда индивидуальный предприниматель на общем режиме прекращает вести свою предпринимательскую деятельность. Он должен представить в свою ИФНС по месту учета декларацию по форме 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней с даты прекращения деятельности, а не по окончании налогового периода, в котором деятельность была прекращена (п. 3 ст. 229 НК РФ).

Основная причина, по которой организации и ИП должны сдавать налоговую отчетность, - налоговый контроль. Наиболее распространенная его форма - это как раз камеральная проверка представленных деклараций.

Виды налоговой отчетности

Под понятие налоговой отчетности подпадают (п. 1 ст. 80 НК РФ):

  • , представляемые отдельно по каждому виду налога, если обязанность по их представлению установлена НК РФ. Ведь, к примеру, ИП на патенте отчетность в отношении своей патентной деятельности сдавать в налоговую не должны;
  • расчет авансовых платежей, как в случае с ;
  • расчет сбора;
  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Также по итогам года налоговые агенты должны представлять справки по форме 2-НДФЛ;
  • расчет по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Состав налоговой отчетности

Налоговая отчетность организации зависит, прежде всего, от налогового режима, который она применяет. В соответствии с ним определяется, по каким налогам компания является плательщиком и, как следствие, по каким налогам она должна отчитываться в ИФНС. Так, организации-упрощенцы должны сдавать в ИФНС:

  • декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (п. 1 ст. 346.23 НК РФ);
  • отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ);
  • расчет по страховым взносам;
  • декларации по имущественным налогам при наличии у них соответствующих объектов налогообложения (по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам). У общережимников список отчетности будет чуть длиннее.

Сроки представления налоговой отчетности в 2017 году приведены в

125-ФЗ , ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ) . В этом вам поможет наш календарь сдачи отчетности в 2019 году.

Сроки сдачи отчетности в 2018 году вы найдете .

Сроки сдачи отчетности в 2019 году: налоговая отчетность

Приведем сроки сдачи основной отчетности, подаваемой в ИФНС.

Вид отчетности Срок представления в ИФНС
Справки 2-НДФЛ За 2018 год (при невозможности удержать НДФЛ с доходов) Не позднее 01.03.2019
За 2018 год (по всем выплаченным доходам) Не позднее 01.04.2019
За 2019 год (при невозможности удержать НДФЛ с доходов) Не позднее 02.03.2020
За 2019 год (по всем выплаченным доходам) Не позднее 01.04.2020
Расчет 6-НДФЛ За 2018 год Не позднее 01.04.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 30.04.2019
За I полугодие 2019 года Не позднее 31.07.2019
За 9 месяцев 2019 года Не позднее 31.10.2019
За 2019 год Не позднее 01.04.2020
Расчет по страховым взносам За 2018 год Не позднее 30.01.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 30.04.2019
За I полугодие 2019 года Не позднее 30.07.2019
За 9 месяцев 2019 года Не позднее 30.10.2019
За 2019 год Не позднее 30.01.2020
Декларация по налогу на прибыль (при ежеквартальной сдаче отчетности) За 2018 год Не позднее 28.03.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 29.04.2019
За I полугодие 2019 года Не позднее 29.07.2019
За 9 месяцев 2019 года Не позднее 28.10.2019
За 2019 год Не позднее 28.03.2020
Декларация по налогу на прибыль (при ежемесячной сдаче отчетности) За 2018 год Не позднее 28.03.2019
За январь 2019 года Не позднее 28.02.2019
За январь - февраль 2019 года Не позднее 28.03.2019
За январь - март 2019 года Не позднее 29.04.2019
За январь - апрель 2019 года Не позднее 28.05.2019
За январь - май 2019 года Не позднее 28.06.2019
За январь - июнь 2019 года Не позднее 29.07.2019
За январь - июль 2019 года Не позднее 28.08.2019
За январь - август 2019 года Не позднее 30.09.2019
За январь - сентябрь 2019 года Не позднее 28.10.2019
За январь - октябрь 2019 года Не позднее 28.11.2019
За январь - ноябрь 2019 года Не позднее 30.12.2019
За 2019 год Не позднее 30.03.2020
Декларация по НДС За IV квартал 2018 года Не позднее 25.01.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 25.04.2019
За II квартал 2019 года Не позднее 25.07.2019
За III квартал 2019 года Не позднее 25.10.2019
За IV квартал 2019 года Не позднее 27.01.2020
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур За IV квартал 2018 года Не позднее 21.01.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 22.04.2019
За II квартал 2019 года Не позднее 22.07.2019
За III квартал 2019 года Не позднее 21.10.2019
За IV квартал 2019 года Не позднее 20.01.2020
Декларация по налогу при УСН За 2018 год (представляют организации) Не позднее 01.04.2019
За 2018 год (представляют ИП) Не позднее 30.04.2019
За 2019 год (представляют организации) Не позднее 31.03.2020
За 2019 год (представляют ИП) Не позднее 30.04.2020
Декларация по ЕНВД За IV квартал 2018 год Не позднее 21.01.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 22.04.2019
За II квартал 2019 года Не позднее 22.07.2019
За III квартал 2019 года Не позднее 21.10.2019
За IV квартал 2019 года Не позднее 20.01.2020
Декларация по ЕСХН За 2018 год Не позднее 01.04.2019
За 2019 год Не позднее 31.03.2020
Декларация по налогу на имущество организаций За 2018 год Не позднее 01.04.2019
За 2019 год Не позднее 30.03.2020
Расчет по авансам по налогу на имущество организаций (сдается, если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды) За I квартал 2019 года Не позднее 30.04.2019
За I полугодие 2019 года Не позднее 30.07.2019
За 9 месяцев 2019 года Не позднее 30.10.2019
Декларация по транспортному налогу (представляют только организации) За 2018 год Не позднее 01.02.2019
За 2019 год Не позднее 03.02.2020
Декларация по земельному налогу (представляют только организации) За 2018 год Не позднее 01.02.2019
За 2019 год Не позднее 03.02.2020
Единая упрощенная декларация За 2018 год Не позднее 21.01.2019
За I квартал 2019 года Не позднее 22.04.2019
За I полугодие 2019 года Не позднее 22.07.2019
За 9 месяцев 2019 года Не позднее 21.10.2019
За 2019 год Не позднее 20.01.2020
Декларация по форме 3-НДФЛ (представляют только ИП) За 2018 год Не позднее 30.04.2019
За 2019 год Не позднее 30.04.2020

Сроки представления специфической отчетности, например такой, как декларация по водному налогу или по НДПИ, вы найдете в нашем .

Календарь отчетности на 2019 год: сроки сдачи отчетности в ПФР

В Пенсионный фонд необходимо представить следующую отчетность:

Вид отчетности За какой период представляется Срок представления в ПФР
Сведения о застрахованных лицах в ПФР (СЗВ-М) За декабрь 2018 года Не позднее 15.01.2019
За январь 2019 года Не позднее 15.02.2019
За февраль 2019 года Не позднее 15.03.2019
За март 2019 года Не позднее 15.04.2019
За апрель 2019 года Не позднее 15.05.2019
За май 2019 года Не позднее 17.06.2019
За июнь 2019 года Не позднее 15.07.2019
За июль 2019 года Не позднее 15.08.2019
За август 2019 года Не позднее 16.09.2019
За сентябрь 2019 года Не позднее 15.10.2019
За октябрь 2019 года Не позднее 15.11.2019
За ноябрь 2019 года Не позднее 16.12.2019
За декабрь 2019 года Не позднее 15.01.2020
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) За 2018 год Не позднее 01.03.2019
За 2019 год Не позднее 02.03.2020
Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1) За 2018 год Не позднее 01.03.2019
За 2019 год Не позднее 02.03.2020

Срок сдачи отчетности в ФСС

Срок представления 4-ФСС зависит от способа подачи Расчета (на бумаге или в электронном виде):

Кроме того, работодатели должны подтвердить свой основной вид деятельности:

  • за 2018 год - не позднее 15.04.2019;
  • за 2019 год - не позднее 15.04.2020.

Сдача бухгалтерской отчетности в 2019 году: сроки

Все организации должны представить в ИФНС и органы статистики бухгалтерскую отчетность за 2018 год не позднее 01.04.2019.

Кстати, с отчетности за 2019 год практически для всех организаций отменяется обязанность по представлению бухгалтерских форм в Росстат - сдавать бухгалтерскую отчетность нужно будет только в налоговую инспекцию (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Правда, делать это нужно будет в электронном виде. Однако организации, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, отчетность за 2019 год могут подать еще на бумаге.

Представить бухгалтерскую отчетность за 2019 год необходимо не позднее 31.03.2020.

Экологическая отчетность в 2019 году

Организации и ИП, ведущие деятельность на объектах I, II и III категорий, должны представить Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74):

  • за 2018 год - до 25.03.2019;
  • за 2019 год - до 25.03.2020.