Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Дом приземляется. Налог на незавершенное строительство

Объект незавершенного строительства — налог на имущество с него взимается с 2015 года, имеет свои особенности учета и, соответственно, некоторые тонкости определения облагаемой базы. Чтобы разобраться с ними, специалисту необходимо изучить имеющиеся норматиные документы.

Незавершенка и имущественный налог

Незаконченные строительные объекты до момента их ввода в эксплуатацию относятся к незавершенному строительству. При этом на стройплощадке они могут быть в одном из следующих состояний:

  • этап проверок технических параметров и безопасности готового к использованию объекта;
  • временное замораживание;
  • консервация проекта на различных стадиях готовности;
  • полная остановка строительства ввиду разнообразных причин.

На основании положений гл. 30 и 32 НК РФ подобные объекты подпадают под обложение налогом на имущество. Это является следствием внесения корректировок в 30-ю главу в 2014–2015 годах, а также замены закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 на гл. 32 НК РФ с 2015 года. До этого момента у частных лиц объект незавершенного строительства налогом на имущество не облагался. Являясь региональным видом фискального платежа, этот налог предусматривает установление всех основных параметров региональными органами власти.

Особенности обложения незавершенного строительства для частных лиц

Обязанность уплаты налога с незаконченных строительных объектов для физлиц закреплена в подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ. Взимание налога на имущество в подобном случае возможно только при выполнении 3 условий:

  1. На объект имеется свидетельство о собственности.
  2. Региональные власти установили базу обложения (кадастровая или инвентарная стоимость).
  3. Объект оценен надлежащим образом.

Максимальные ставки налога при этом ограничены в зависимости от назначения будущего здания:

  • жилые помещения - до 0,1%;
  • коммерческие - до 2%;
  • прочие - до 0,5%.

Приведенные ограничения приведены для базы, рассчитанной по кадастровой стоимости; при применении инвентарной стоимости они имеют другие значения. Для отдельных категорий плательщиков п. 1 ст. 407 предусмотрены льготы.

Особенности обложения незавершенного строительства для компаний

Налог на имущество на незавершенное строительство, принадлежащее юрлицу, не начисляется до момента готовности объекта к использованию в текущей деятельности. При этом определять данный параметр должна сам компания. При этом существует большой соблазн держать объект как можно дольше в составе незавершенки. Однако подобная позиция чревата налоговыми рисками для компании, поскольку в случае хотя бы разового использования объекта в производстве налоговики могут признать его готовым к использованию и обложить налогом.

Важно также отслеживать разницу в учтенных процентах по кредитам на строительство в бухгалтерском и налоговом учете (в случае, если строительство осуществляется самой компанией - будущим владельцем имущества), так как она влияет на облагаемую стоимость и величину амортизационных начислений.

* * *

С 2015 года незавершенные строительные объекты облагаются налогом как у физических, так и у юридических лиц. Особое внимание при этом следует уделить определению их стоимости и порядку включения в состав готового к эксплуатации имущества.

В данной статье мы рассмотрим налог на имущество объекта незавершенного строительства. Узнаем о налоге для физических и юридических лиц и разберемся с нормативными актами.

Незавершенным строительством в целях обложения налогом признаются сооружения, в отношении которых продолжаются строительные работы, и которые могут быть:

  • временно не достраиваемыми;
  • законсервированными;
  • на этапе экспериментального использования;
  • прекращенным.

Главное при отнесении недвижимости к незаконченной – это тот факт, что окончательно не обозначена ее цена, и она не может пока быть эксплуатируемой в целях, запланированных при ее сооружении.

Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций

Незаконченные постройки, которыми владеют организации, налогом на имущество не облагаются в случае, когда они еще не стали пригодными для участия в производственном процессе предприятия. Определением того, можно ли вводить недвижимость в эксплуатацию, юридическое лицо занимается самостоятельно. Но не стоит думать, что можно избежать уплаты имущественного налога, оставляя объект в стадии завершения на протяжении слишком долгого периода времени.

Сооружения, строящиеся организациями своими силами с привлечением заемных денег, будут оценены по-разному с точки зрения бухгалтерского и налогового учета из-за неодинакового учета процентов по займам. Нужно позаботиться о том, чтобы сохранить это различие в момент ввода постройки в эксплуатацию. И первая и вторая стоимость являются значимыми:

  • цена, определенная с целью налогообложения, будет иметь значение при вычислении затрат на амортизацию (пригодится в дальнейшем для учета налога на прибыль);
  • цена, обозначенная бухгалтером, будет играть роль при вычислении имущественного налога (если только его не придется рассчитывать на основании кадастровой стоимости).

Как уже было сказано, этап опытной эксплуатации также не считается за использования объектов в ходе производства, однако слишком затягивать этот процесс не безопасно – можно получить претензии со стороны налоговых органов. Чтобы проблем не возникало, нужно периодически доказывать, что на данном этапе завершения строительства продолжают осуществляться вложения денег с целью довести сооружение до максимальной схожести с проектными решениями по тех. характеристикам.

При этом лучше, чтобы постройка не участвовала в работе организации. Если же она эксплуатируется, придется обозначить ее в балансе как основное средство и облагать ее налогом, потому что ФНС будет признана правой в ходе судебного разбирательства, если после выявления нарушений решит отстаивать свою правоту в суде.

Налог на незавершенное строительство для физических лиц

Имущественный налог на незаконченные постройки физических лиц (и предпринимателей) должен уплачиваться в бюджет, причем физлица начали перечислять суммы средств в счет его оплаты только с 2015г. Им ежегодно приходит уведомление о подходе сроков исполнения налоговых обязательств и извещение для совершения платежа в отделении банка.

Если на имеющуюся в собственности незавершенную постройку еще никогда не приходило извещение об уплате налога, необходимо самостоятельно уведомить ФНС о владении таким сооружением.

Если на незаконченную постройку оформлена общая собственность, налог на нее будет поделен поровну между всеми владельцами. В случае оформления долевой собственности на недостроенное сооружение, сумма налога не него будет разделена между собственниками, согласно размерам их долей.

Формула вычисления налогооблагаемой базы:

НБ = КС – НВ , где

НБ – налогооблагаемая база по имущественному налогу,

КС – стоимость по кадастру, актуальная на начало налогового года,

НВ – налоговые вычеты.

На законодательном уровне утвержден переходный период (до 2020г.) на установление сумм налога по кадастровой стоимости строений. А до этого времени допускается расчет налога по инвентаризационной или кадастровой цене (кроме случаев, когда сооружение по закону должно облагаться налогом, исключительно исходя из кадастровой оценки).

В итоге, с 2015г. физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приравненным к ним, полагается перечислять в бюджет имущественный налог, если одновременно выполняются три условия:

  • лицо владеет недвижимостью на правах собственности;
  • цена объекта известна;
  • властями на местах утверждена в качестве базы для обложения налогом инвентаризационная или кадастровая стоимость (или недвижимость обязана облагаться налогом только по кадастровой цене).

Особые случаи расчета имущественного налога:

  1. Если объект незаконченного строительства был оформлен в собственность не с начала налогового периода, кадастровая цена для вычисления суммы налога будет принята на тот день, когда он был зарегистрирован в кадастре.
  2. Если была найдена ошибка в кадастровой оценке недостроенного сооружения, сумма налога будет пересчитана с того периода, в течение которого обнаружилась ошибка.
  3. Если кадастровая оценка объекта была оспорена, налоговые корректировки будут учтены со дня подачи требования по пересмотру цены, но не раньше, чем данные будут изменены в кадастре.
  4. Если собственник постройки вступил во владение в течение года, налог будет вычислен с применением коэффициента, призванного снизить сумму в пропорции к числу полных месяцев, в период которых гражданин фактически являлся собственником объекта.

Льготы по налогу на недостроенное сооружение

Льготы по такому виду имущества не утверждены федеральными законодательными актами, все зависит от региональных нормативных актов. По имущественному налогу можно оформить льготу, если гражданин имеет законные на то основания, однако в отношении особо дорогостоящих объектов (от трехсот миллионов рублей) льготы применяться не могут. На все прочие недостроенные постройки льгота назначается только по одному объекту каждого вида по заполнении заявления в ФНС и предъявлении соответствующих документов. Обратиться в налоговую службу следует до 1 ноября отчетного года.

При учете льготы принимается во внимание число месяцев, в течение которых сооружение являлось собственностью физического лица, а месяцы появления и потери прав на льготу признаются полными.

  1. люди с инвалидностью;
  2. граждане с гос. наградами;
  3. лица, пострадавшие от радиации после произошедших аварий;
  4. участники боев и военнослужащие со стажем более 20 лет;
  5. члены семей гос. и военнослужащих, погибших на службе;
  6. граждане, обучавшиеся на творческие специальности и эксплуатирующие помещения в творческих целях;
  7. люди пенсионного возраста;
  8. физлица, владеющие хозяйственными постройками до 50 м2.

Налоговая ставка по объектам незавершенного строительства

В таблице рассмотрена налоговая ставка:

Объект налогообложения Ставка налога (%)
Когда ставка утверждается исходя из проведенной кадастровой оценки, она находится под влиянием стоимости и назначения незаконченной постройки:
Недостроенное жилищное помещение 0,1
Незаконченные торговые, деловые центры и недвижимость высокой стоимости (от 300 млн.) 2
Прочие постройки 0,5
Налоговые ставки, обозначенные исходя из инвентаризационной стоимости, зависят от цены на недвижимость
до 300 тыс. 0,1
300-500 тыс. 0,1-0,3
выше 500 тыс. 0,3-2

Сроки уплаты налога по незавершенному строительству

Налоговым периодом налога по недостроенным сооружениям является календарный год. Для физических лиц был установлен срок уплаты налога, одинаковый в отношении всех видов сборов с физлиц, – до 1 декабря отчетного периода.

Что касается организаций, то сроки перечисления авансовых платежей (если таковые предусмотрены региональными законами), как и срок внесения итогового платежа по налогу на имущество, утверждаются властями на местах и могут быть совершенно разными для субъектов РФ.

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2015 № Ф09-9720/14 Прецедент признания правоты ФНС в случае с неуплатой имущественного налога на сооружение, находящееся в стадии опытной эксплуатации долгое время и при этом эксплуатируемое при осуществлении деятельности компании
подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ Об уплате налога на имущество, начисленного на объекты незавершенного строительства, физическими лицами и ИП
п. 3-6 ст. 403 НК РФ Об определении налоговых вычетов в целях обложения объектов незавершенного строительства имущественным налогом
ст. 402 НК РФ Об учете инвентаризационной или кадастровой стоимости недвижимости для расчета имущественного налога
п. 2 ст. 406 НК РФ О зависимости налоговых ставок при учете кадастровой стоимости недвижимости от назначения и стоимости объектов налогообложения
п. 4 ст. 406 НК РФ О зависимости предельных ставок по налогу на имущество, определенных по инвентаризационной стоимости, от стоимости объекта
п. 1 ст. 407 НК РФ О льготах по имущественному налогу на объекты незавершенного строительства
п. 2 ст. 52 НК РФ О получении физическими лицами уведомления об уплате имущественного налога за 30 дней до наступления срока платежа
п. 3 ст. 408 НК РФ Об уплате налога соразмерно долям или поровну всеми собственниками объекта незавершенного строительства при оформлении долевой или общей собственности соответственно

Типичные ошибки

Ошибка №1: Недостроенное здание не числится на балансе предприятия как основное средство, налог на имущество в отношении него не перечисляется в бюджет, однако оно регулярно используется в производственном процессе.

Все владельцы недвижимости обязаны платить имущественный налог. Это одинаково относится к организациям и обычным гражданам. Однако иногда не понятно нужно ли его платить. Например, налог на имущество незавершенное строительство. Ведь по сути недвижимого объекта еще нет. Разберем подробней облагается ли такая собственность налогом в 2019 году или нет.

Объекты налогообложения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Незаконченные объекты строительства до того, как они будут введены в эксплуатацию, следует относить к категории незавершенного строительства.

На строительной площадке они могут быть в одном из таких состояний:

  • На этапе проведения проверок безопасности и соблюдения тех параметров готового к эксплуатации объекта.
  • Стройка на этапе заморозки.
  • Консервация стройки на различных этапах.
  • Полная остановка процесса по различным причинам.

Согласно положением глав 30-32 действующего НК РФ на подобные объекты относятся к категории собственности попадающей под .

Поскольку имущественный налог относится к числу местных налоговых сборов, все его основные параметры устанавливаются региональными органами власти.

Правовая база

Начиная с 2015 года, весь процесс расчета налога регулируется главой 32 НК. Согласно статье 408 НК, исчисления производятся налоговым органом.

Каждый регион имеет право увеличить минимальный размер ставки, но не больше чем в три раза. Для примера в большинстве регионов налог при строительстве составляет 0,1% от кадастровой цены рассматриваемой собственности, то в столице данный налог составляет 0,3% от кадастровой стоимости аналогичного объекта.

Возможны ли льготы?

Несмотря на то что также устанавливаются на региональном уровне во всех субъектах страны, никаких льгот по объектам незавершенного строительства не предусмотрено.

Налог на дом является одним из вариантов платежей, которые должны осуществлять граждане, выступая собственниками имущества. Необходимо видеть чёткую разницу между таким понятием, как налоги на жилой дом и помещение многоквартирного дома, и налоги за дом при его покупке или продаже. В данном случае это разные варианты действий при налогообложении. Чтобы избежать проблем, а именно нарушений и штрафов за неуплату налога на частный дом или помещения многоквартирных домов, а также землю, на которой стоит домик, следует понять, что это за имущество, является ли оно объектом незавершённого строительства, имеются ли совладельцы, с земельным участком дом, или нет. Всё это позволит определиться с порядком налогообложения и возможностью его избежать.

Имущество, находящееся во владении граждан, обязательно облагается налогом. Однако чаще всего платежи осуществляются в отношении построек, сооружений, зданий, в том числе тех, что не имеют жилого предназначения. Объектами также выступают земельный участок, земли с домами, доли частного дома, квартиры многоэтажных домов. Всё это можно обозначить, как недвижимое имущество. Эти объекты всегда облагаются налогами, и именно от них будет зависеть порядок, применяемый к налогу и определению его размер.

Налоги на имущество физических лиц признаются местными, то есть регламентируются исключительно Налоговым кодексом РФ и актами законодательных органов муниципалитета.

Говоря об объектах налогообложения подробнее, следует отметить, что любая территория, земельные участки, недостроенное помещение или сооружение, которое находится в процессе строительства, гаражи и даже парковочные места - всё это наряду с домом или квартирой признаётся недвижимостью, а значит, будет облагаться налогами в установленном законом порядке. При этом в любом случае размер платежа будет зависеть от площади имущества и его характеристик. Чем больше площадь, тем, соответственно, выше налог, если же если речь идёт о загородной недвижимости, то есть вероятность, что на неё налог также будет выше. Или же за объект незавершённого строительства плата будет ниже, чем за достроенный дом.

Независимо от того, купил владелец дом на земельном участке, несколько у него земельных участков с постройками, в том числе если они являются недостроенными, смысл налогообложения не изменится. Некоторые граждане считают, построю дом на земельном участке и буду платить налог только за сам надел. Это не так. В процессе строительства или если оно осталось незавершённым, дом оказался недостроенным или же работа была приостановлена, в любом случае придётся платить налог, причём относится это не только к землям, но и к дому. Отсюда определяется, что способ приобретения жилья, построил его человек или купил, роли играть не будет, так как фактически лицо является полноправным владельцем имущества.

Частные дома чаще всего определяют, как загородные, по крайней мере, если они находятся за пределами городской территории. И если данный факт может повлиять на размер налога, то на порядок уплаты нет. Первый и главный момент для правильного определения плана действий - это установление круга субъектов. Именно они обязаны обращаться в налоговую службу и уплачивать ежегодно рассматриваемый вариант налога. Далеко не каждый гражданин, который касается загородных домов, квартир, постройки на земельном участке, даже если он и есть человек, построивший её, или же оставивший после себя недострой, будет платить налог.

Только лицо, являющееся собственником жилого или нежилого помещения, а также иной недвижимости может выступать в роли налогоплательщика и обязано регулярно уплачивать налоги на имущество.

Исходя из смысла закона, платит только полноправный владелец.

Однако несмотря на довольно конкретное определение круга субъектов, существуют свои нюансы при определении обязанного лица:
  1. Когда владение домом осуществляется в организации, то плательщиком считается администрация такого юридического лица, которая и будет нести ответственность за рассматриваемую обязанность. Тоже правило относится к случаям, когда владение осуществляется в товариществе. СНТ (садовое некоммерческое товарищество), как некоммерческая организация и самый распространённый вариант владения частным домом на коллективной основе, будет также выступать налогоплательщиком в лице руководства объединения. То есть организационно-правовая форма значения иметь не будет.
  2. Когда домом владеют несколько лиц, то их имущество облагали единым налогом, однако впоследствии собственники имеют возможность договориться между собой, посчитать налог, чтобы каждый получил ту сумму к оплате, которая бы соответствовала доле его владения. При этом ответственность за неуплату будет возлагаться на каждого в равной степени.
  3. Когда лицо выступает арендатором, то оно не обязано уплачивать налог. Обязанность сохраняется исключительно за владельцем. Однако в договоре может прописываться, что расходы на уплату обязательных платежей также будут включены в арендную плату, после чего затраты осуществляет уже арендатор, но официально признаваться налогоплательщик он не будет.

Избежать обязанности по уплате налогов можно лишь в некоторых случаях и при исключительных обстоятельствах. По общему же правилу, если получали имущество в собственность и не отчуждали его впоследствии, то обязательно нужно уплачивать налоги, причём без нарушения сроков и размеров платежей.


Как отмечалось выше, при постройке дома или в случае получения его по соглашению, лицо сразу же приобретает обязанность платить налог на имущество. Для граждан в таких ситуациях является очень важным вопрос о том, сколько придётся платить ежегодно за владение тем или иным вариантом недвижимости. Для расчёта каждого конкретного вида налога установлена своя схема исчисления, и платежи на имущество не исключение.

Основной показатель для определения размера налога – стоимость имущества по кадастру. Однако до 2020 года учитывается как кадастровая, так и инвентаризационная цена, с целью снижения финансовой нагрузки на граждан.

В основу любого налога входит налоговая ставка, которая определяется и устанавливается только законодательными актами, а именно Налоговым кодексом.

Говоря о ставках налога на владение имуществом, то их закон определяет несколько вариантов, так как стоимость такой недвижимости может быть различна:
  • 0,1% от кадастровой и инвентаризационной стоимости дома, квартиры, гаража, недостроенных объектов и парковочных мест;
  • 3%, если цена по кадастру выше трёхсот миллионов рублей, а объектами являются помещения для офисов, бизнеса или торговли;
  • 0,5% от стоимости иных объектов, которые признаются недвижимостью и попадают под действие налогового закона.

Органы власти в регионах могут менять показатели ставок, уменьшая их или увеличивая. Причём уменьшить процент можно без ограничений, а увеличить не больше чем в три раза.

Относительно порядка расчёта налога, то он имеет определённый план действий, который основывается на новых правилах о кадастровой и инвентаризационной цене имущества и понижающем коэффициенте:

  1. Сначала определяется сумма отчислений, то есть рассчитывается налог исходя из кадастровой цены.
  2. Далее определяется размер налога с учётом старых показателей, а именно инвентаризационной стоимости.
  3. После этого из первого результата вычитается второй, получится разница, причём существенная, поскольку кадастровая цена всегда выше инвентаризационный. После этого сумму необходимо умножить на понижающий коэффициент, который на сегодняшний день равен 0,4.
  4. К полученному результату прибавляется налог по инвентаризационной цене и в итоге выводится общая сумма, которая представляется к оплате.

Для понимания, следует рассмотреть пример. Кадастровая цена равна 1,2 миллионам рублей, а инвентаризационная – 200 тысяч рублей. Налоговая ставка – 0,1, одинакова для каждого варианта. 1,2 млн рублей * 0,1 = 1 200 рублей и 200 тысяч рублей * 0,1 = 200 рублей. После этого из 1 200 вычитается 200 рублей, что равно 1 000 рублей. Этот показатель умножается на коэффициент, к итогу прибавляется показатель по инвентаризационной цене: 1 тыс. рублей * 0,4 = 400 + 200 = 600 рублей налога на квартиру.

Для самостоятельного определения суммы налога необходимо обратиться к официальному сайту ФНС (федеральная налоговая служба), где размещено специальное приложение «Калькулятор».

При расчёте следует обращать внимание на возможность получения льгот. Например, независимо от того, сколько в доме проживает человек, налогом будет облагаться только та площадь, которая превышает 50 квадратных метров. То есть, когда дом имеет площадь в 100 м 2 , то налог будет начислен только за половину. Дом с меньшей площадью налогами не облагается. Возможны и иные льготы для определённых категорий лиц, налоговые вычеты и даже полное освобождение от налоговых обязательств.


Несмотря на то что государство устанавливает жёсткие требования к соблюдению налоговых законов и чётко контролирует процесс уплаты налогов гражданами, оно также предоставляет им некоторые послабления в виде льгот, вычетов и возможностей освобождения от своих обязательств. Самым распространённым из этих вариантов является именно налоговый вычет, который представляет собой возврат части средств со стороны государства, которые были потрачены гражданином при возведении дома или на проценты, начисляемые в случай займа денег у банка на покупку жилья.

Как получить налоговый вычет на построенный или купленный дом?

В первую очередь нужно понять, когда допускается подавать документы на получение данной привилегии:
  1. Если было осуществлено строительство дома, который предназначен для проживания и предполагает возможность регистрации в нём граждан. Когда же оформить прописку в такой постройке нельзя, то и вычет получен быть не может.
  2. Если была осуществлена покупка дома, который не достроен. В этом случае вычет будет возможен, если в договоре прямо укажут факт того, что это объект незавершённого строительства.
  3. Если была осуществлена покупка готового для проживания дома. В этом случае вычет будет предоставлен на расходы по сделке.

В иных случаях налоговые вычеты предоставляться не будут, независимо от того, какой был приобретён дом и в каком порядке.

Налоговый вычет может быть получен только после того, как в установленном законом порядке и размере будет уплачен основной налог на имущество.

Не все расходы могут попасть под возможность возврата государством. В случае с покупкой достаточно указать на все издержки, в том числе проценты по кредиту.

Когда же речь идёт о строительстве, то НК РФ (Налоговый кодекс) устанавливает конкретный перечень расходов, попадающих под налоговый вычет:
  • расходы, понесённые в результате покупки надела для строительства;
  • расходы, связанные с приобретением дома, который был не достроен;
  • расходы, связанные с покупкой материалов для ремонта и строительства, подтверждённые чеками;
  • расходы по оплате услуг рабочих при проведении строительства;
  • расходы, которые были осуществлены при подключении коммуникационных связей и оформлении специальной документации на дом.
  • Чтобы получить рассматриваемую привилегию, очень важно подготовить все требуемые документы:
    • паспорт;
    • декларацию, предоставляемую в налоговом органе;
    • документы, которые подтверждают все понесённые расходы;
    • заявление в установленной форме;
    • выписка из реестра о праве на дом;
    • квитанция, которая подтверждает, что налог ранее был уплачен;
    • соглашение о предоставлении кредита, а также документ, отражающий начисление и уплату процентов по нему, если вычет получается при покупке дома.

    Весь пакет бумаг передаётся в налоговый орган, который в установленный период должен принять решение.

    Обычно перечисление денежных средств осуществляется не позднее трёх–четырёх месяцев после получения заявления. Размер налогового вычета на сегодняшний день составляет 13% от общей суммы расходов. При этом максимальная сумма вычета составляет два миллиона рублей, больше этого предела возвращено не будет, независимо от размера расходов.

    Таким образом, налог, уплачиваемый в случае владения домом, напрямую зависит от трёх показателей: стоимости (кадастровой и инвентаризационной), площади и налоговых ставок. Неисполнение обязанности по его уплате повлечёт за собой меры ответственности.

    При этом законом допускается применение льгот к отдельным категориям граждан, а также предоставление вычетов в качестве поддержки при осуществлении расходов на строительство или покупку жилого дома.

Главная — Консультации

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года.

Нужно ли платить налог за недостроенный дом?

  1. гараж, машино-место;
  2. единый недвижимый комплекс;

Разрешите сообщить

Юридические тонкости

Зарегистрированный недострой

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Главная — Консультации

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса.

Нужно ли платить налог на недостроенный дом?

При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Главная — Консультации

Налог на имущество физлиц: объекты незавершенного строительства

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц.

Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра.

Налог на незавершённое строительство или реконструкцию

Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Всё чаще в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области (Кадастровая палата) обращаются граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления в связи с отсутствием сведений о кадастровой стоимости у объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.

Налоги за недостроенный дом

Разберемся в причинах.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки.
В случае образования или создания объекта недвижимости, при включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений площади, категории земель, разрешенного использования для земельных участков, а так же назначения, площади, номера кадастрового квартала или родительского объекта для объектов капитального строительства Кадастровой палатой осуществляется определение кадастровой стоимости.
Для расчета кадастровой стоимости используется такая величина, как «удельный показатель кадастровой стоимости».
В случае отсутствия в результатах государственной кадастровой оценки земель утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости определить кадастровую стоимость не представляется возможным. Определение кадастровой стоимости земельного участка в данном случае возможно только в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Также кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена при отсутствии в сведениях о земельном участке таких характеристик, как разрешенное использование и категория земель.
У объектов капитального строительства кадастровая стоимость может отсутствовать в случае, если объект недвижимости является сооружением, машино-местом, объектом незавершенного строительства, единым недвижимым комплексом или предприятием как имущественный комплекс, поскольку не установлен порядок определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости.
С 01.01.2017 г. в соответствии с нововведениями в законодательстве полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки, а так же определению кадастровой стоимости в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки наделяется бюджетное учреждение, которое будет создано и на территории Вологодской области, что значительно уменьшит количество объектов недвижимости без кадастровой стоимости.
На территории Вологодской области проведение государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением запланировано на 2019 г. по земельным участкам (все категории), на 2020 г. по объектам капитального строительства.