Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бухгалтерский учет целевого финансирования организации. Бухгалтерский и налоговый учет целевого финансирования. Что это такое

Компании в своей деятельности нередко сталкиваются с вопросом учета и оценки нематериальных активов. Что стоит относить к нематериальным активам, а что можно сразу списать на расходы? Как определить стоимость этого великого изобретения гения-программиста из IT-отдела?

Что такое нематериальный актив в соответствии с ПБУ 14/2007

Для начала необходимо понять, что за зверь этот нематериальный актив. Договоримся, что нематериальный актив мы будем называть сокращенно НМА. Основные тайны о НМА раскрыты в Положении по бухгалтерскому учету 14/2007. В нем сказано, что нематериальный актив – это имущество компании, которое имеет следующие характеристики:

  1. Приносит или будет приносить в будущем экономическую выгоду. Например, сайт компании привлекает новых клиентов и таким образом увеличивает доходы компании;
  2. Является обособленным от другого имущества. Например, разработка обновления для программы для ЭВМ не является отдельным НМА, а включается в стоимость самой программы;
  3. Будет использоваться более 12 месяцев;
  4. Имеет стоимость. Например, если разработкой НМА занимается сотрудник компании, то в качестве первоначальной стоимости можно признать расходы на его заработную плату;
  5. Компания не планирует продать актив в течение 12 месяцев;
  6. Актив не обладает материально-вещественной формой или, проще говоря, его нельзя потрогать.

Важным и отличающим признаком нематериального актива является наличие исключительных прав на него. Если вы приобрели новый компьютер и лицензию на операционную систему, это не означает, что вы приобрели НМА - вы приобрели только право использования операционной системой. Но если вдруг вы решили стать вторым Биллом Гейтсом и сделать новую супер-мега систему - тогда это НМА. Смело ставим на баланс и ведем учет согласно всем правилам учета НМА.

Что можно отнести к нематериальным активам, а что нельзя

К нематериальным активам можно отнести:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
  • программы для ЭВМ и базы данных;секреты производства (ноу-хау);
  • бренд и деловая репутация;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров.

Нематериальными активами не являются :

  • расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы);
  • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, их к сожалению работодателя и к счастью сотрудника невозможно отделить от самого сотрудника;
  • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, они списываются на НИОКР;
  • иные активы, которые не соответствуют характеристикам НМА, рассмотренных нами ранее.

Порядок учета нематериальных активов

С точки зрения оценки НМА, выделяют первоначальную и последующую. Но только в бухгалтерском учете. Ведь в налоговом учете первоначальная стоимость нематериальных активов компании изменению не подлежит. Порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от их способа поступления в организацию. НМА можно купить, создать своими силами, получить в порядке дарения или получить в качестве взноса в уставный капитал.

К примеру если НМА приобрели за плату, то первоначальная стоимость приобретаемых НМА складывается из всех фактических расходов, связанных с покупкой:

  • суммы по договору на приобретение исключительного права на НМА с правообладателем;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА;
  • вознаграждения посредникам, которые помогают приобрести НМА;
  • информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Если вы все-таки обладаете способностями или ресурсами для создания собственного НМА, то помимо выше перечисленных для определения первоначальной стоимости можно также отнести расходы:

  • стоимость материалов, используемых при создании НМА;
  • услуги сторонних организаций по договорам подряда, способствующих созданию НМА;
  • расходы на оплату труда сотрудников, которые непосредственно связаны с созданием НМА, а также страховые взносы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию активов, которые участвуют в создании НМА, а также амортизацию этих активов.

Если НМА вы получили в порядке дарения , то первоначальную стоимость необходимо будет оценить. Для этого нужно заключить договор на проведение оценки с независимым оценщиком.

Если НМА получили в качестве взноса в уставный капитал , то первоначальную стоимость может определить учредитель. Свое решение о стоимости актива учредитель может указать в протоколе собрания участников общества.

Когда НМА готов к эксплуатации, необходимо оформить соответствующий акт и издать приказ, в котором будет определен срок полезного использования НМА. Если вы приобрели исключительные права, то такой срок будет указан в договоре. Если вы создали НМА своими силами, то срок эксплуатации будет равен сроку, в течение которого вы планируете получать доход. В налоговом учете действуют иные правила. Если срок полезного использования НМА определить невозможно, то он устанавливается равным 10 лет, но при этом он не может быть менее 2-х лет.

Стоимость НМА, как выяснили ранее, может измениться, но только в бухучете. Последующая оценка НМА может возникнуть в связи с переоценкой или обесцениванием. При этом не стоит забывать, что проведение переоценки НМА – это право, а не обязанность. Но если вы решили проводить переоценку, то делать ее в дальнейшем необходимо регулярно, чтобы стоимость НМА в бухгалтерском учете существенно не отличалась от их текущей рыночной стоимости.

Для проведения переоценки вы можете обратиться к экспертной компании, которая занимается проведением оценки НМА. Проведение переоценки НМА позволит увеличить капитализацию компании. Отчет о независимой оценке будет не лишним при заключении договора отчуждения исключительных прав для того, чтобы оценить, что стоимость НМА соответствует рыночной. Либо, если компании нанесен материальный ущерб при незаконном использовании НМА, то эксперт поможет определить размер такого ущерба.

Оценка рыночной стоимости НМА может также потребоваться при передаче НМА «в аренду», при заключении лицензионного соглашения или при расчете суммы роялти, при передаче НМА в залог банку. Обесценивание НМА применяется в международных стандартах учета. Тем, кто еще применяет российские стандарты, проверять НМА на обесценивание не обязательно.

Счета для учета нематериальных активов и проводки

Учет поступления (приобретения, принятия) нематериальных активов

В бухгалтерском балансе НМА отражаются в разделе Внеоборотные активы в строке 1110 «Нематериальные активы» по остаточной стоимости, которая рассчитывается путем вычитания из первоначальной стоимости суммы начисленной на дату составления отчетности амортизации. Учет НМА осуществляется на счете 04. Амортизация НМА начисляется на счете 05.

Для продвинутых рассмотрим самые популярные проводки для учета НМА.

При приобретении объекта НМА

При принятии к учету НМА

Дт 04 «Нематериальные активы» – Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

При создании НМА собственными силами

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»

При получении объекта НМА в качестве вклада в уставный капитал

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кт 75 «Расчеты с учредителями»

При получении НМА в порядке дарения

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кт 98 «Доходы будущих периодов»

Дт 98 «Доходы будущих периодов» – Кт 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму начисленной амортизации)


Учет амортизации нематериальных активов

Для погашения постепенной утраты стоимости НМА начисляется амортизация. Амортизационные группы НМА распределяются аналогично основным средствам на 10 групп. Способ начисления амортизации также необходимо использовать тот, который указан в учетной политике.

Самым сложным, как правило, в вопросе амортизации является определение срока полезного использования. Срок можно установить в соответствии с амортизационной группой, взять из договора или установить самостоятельно. Бухгалтерские проводки по начислению амортизации выглядят следующим образом:


Учет выбытия нематериальных активов

НМА после истечения срока полезного использования больше не отражаются в составе активов в балансе, но при этом не перестают быть собственностью компании. При этом по истечении срока, если НМА продолжает приносить прибыль компании, срок и стоимость можно пересмотреть. До истечения срока полезного использования НМА можно продать, подарить или передать в уставный капитал. В таком случае право собственности на НМА прекращается, сам актив и его амортизация списываются с баланса.

Если НМА передали по лицензионному договору в пользование, то НМА остается на балансе и продолжает амортизироваться. Выбытие НМА оформляется актом. Специальной формы такого акта. Компания вправе использовать свой разработанный бланк. Главное, чтобы из документа было понятно, что какой актив уходит с баланса, и что является основанием для списания, Также в акте следует указать основные характеристика НМА, остаточную стоимость и сумму начисленной амортизации.

Пример учета нематериального актива

01.04.2018 года руководитель компании поставил задачу своему IT-отделу разработать мобильное приложение на IOS для улучшения клиентского сервиса. Задача была исполнена в срок 2 месяца. Над выполнением задачи трудились 2 специалиста IT-отдела с заработной платой 30 000 рублей. Для создания аккаунта в App Store компания заплатила 6500 рублей. Других расходов у компании при создании НМА не было. Приказом руководителя срок полезного использования был установлен равным 2 годам. Рассмотрим как данный проект будет выглядеть в учете:

Проводка

Учтены расходы за создание аккаунта в App Store

Начислена заработная плата и НДФЛ сотрудников за апрель, задействованных в проекте

Начислены страховые взносы с заработной платы сотрудников за апрель, задействованных в проекте

Начислена заработная плата и НДФЛ сотрудников за май, задействованных в проекте

Начислены страховые взносы с заработной платы сотрудников за май, задействованных в проекте

Подписан акт ввода НМА в эксплуатацию

В период с 31.07.2018 по 30.06.2020 ежемесячно

Начислена амортизация НМА


Что такое карточка учета нематериальных активов

Для учета НМА обычно используют карточку учета НМА по форме НМА-1. При этом данная форма вовсе не является обязательной. Как и при выбытии НМА можно использовать свою разработанную форму. Главное, что в ней отражались основные характеристики актива, такие как:

  • счет бухучета
  • первоначальная стоимость
  • срок полезного использования
  • сумма амортизации
  • норма амортизации
  • документ, на основании которого НМА принят к учету
  • сведения о выбытии объекта
  • прочая информация.

Если резюмировать все выше сказанное, то станет очевидно, что НМА – вовсе не страшный зверь, а волне себе дружелюбный и полезный. Учет НМА очень похож на учет основных средств. Отражая НМА в бухгалтерском балансе, вы увеличиваете капитализацию компании и делаете отчетность привлекательней для инвесторов и клиентов.

По вопросам учета нематериальных активов можно обратиться в компанию «Формула». Компания помогает вести учет, подготавливать документы, выплачивать заработную плату, отправлять отчеты в налоговую, отвечать на все запросы госорганов, регистрировать предпринимателей и компании, защищать интересы в суде и в целом делает жизнь предпринимателей чуточку прекрасней, наводя порядок в учете и избавляя от бумажной волокиты.

Формула - та самая надежная бухгалтерия для предпринимателей (перейти на

И что к ним относится? Ответы на эти вопросы содержатся в Положении о бухгалтерском учете 14/2007. Нематериальные активы (НМА) по способу учета похожи на основные средства. Главное отличие от другого имущества предприятия – отсутствие предметности, физической формы.

Что относится к НМА: критерии отбора

Факторы, влияющие на определение актива как нематериального, следующие:

  • Невозможность придания объекту вещественной формы;
  • Актив способен предоставлять выгоды экономического характера для правообладателей;
  • У организации имеются юридические основания для пользования конкретным нематериальным активом;
  • Объекты нематериальных активов предполагается эксплуатировать более 12 месяцев;
  • Данный актив можно отделить от любого другого;
  • На ближайший год не запланирована продажа НМА;
  • Можно достоверно определить размер фактической стоимости актива.

Нематериальные активы: что к ним относится?

Нематериальные активы делятся на две большие категории:

  1. Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности:
    • права на компьютерные программы, имеющиеся электронные базы данных;
    • товарные знаки (необходимо иметь свидетельство на них), лицензионные договоры на их обслуживание;
    • запатентованные изобретения, промышленные образцы, некоторые полезные модели и селекционные разработки;
    • к нематериальным активам, в частности, относятся интегральные микросхемы;
    • ноу-хау.
  2. Репутация компании в деловых кругах (гудвилл) – комплекс преимуществ, которые выгодно выделяют компанию из числа конкурентов в форме доверия и лояльности клиентов, положительного образа. Гудвилл оценивается как разница между фактической и рыночной стоимостью организации в случае ее продажи.

К нематериальным активам относятся следующие объекты, подпадающие под нормы патентного права:

  • Фирменное название, бренд – название юридического лица, с которым ассоциируются не только определенные товары, но и их характеристики;
  • Служебная информация, имеющая конкретную коммерческую ценность, которая может быть безвозвратно утрачена при разглашении третьим лицам.

Какие объекты относятся к нематериальным активам в области авторского права? Это могут быть письменные, устные или изобразительные произведения. Примеры письменных объектов – нотная запись, рукопись. Устное произведение – исполнение на публике песни. Объект изобразительного актива – чертежи, планы, эскизы, рисунки, фотоснимки, видеокадры.

К нематериальным активам относят и лицензии. Этот документ может рассматриваться в качестве НМА только в том случае, если срок его действия более 12 месяцев. Предназначение лицензии – обеспечение права на занятие определенной деятельностью.

Что не относится к нематериальным активам НМА?

Не являются нематериальными активами расходы организационного плана, связанные с оформлением юридического лица, и качества наемных работников (профессиональные, интеллектуальные, работоспособность). При работе с НМА важно всегда обращать внимание на подтверждение права владения ими. Основанием возникновения юридических прав на нематериальный актив могут стать:

  • Патенты;
  • Договоры об отчуждении;
  • Договоры купли-продажи, передачи ноу-хау;
  • Лицензии и лицензионные договоры.

Без наличия документального подтверждения прав на владение актив не может быть причислен к категории нематериальных.

Что можно отнести к нематериальным активам? Только то, что нельзя потрогать, но можно получать от использования объекта прибыль не менее года, при необходимости допускается продажа НМА на законных основаниях. Во всех других случаях объект не может быть признан в бухгалтерском учете и отражен в нем в качестве нематериального актива.

В этом материале, который продолжает серию публикаций, посвященных новому плану счетов, проведен анализ счета 86 "Целевое финансирование" нового плана счетов. Этот комментарий подготовлен Я.В. Соколовым, д.э.н., зам. председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и отчетности, членом Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, первым Президентом Института профессиональных бухгалтеров России, В.В. Патровым, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Н.Н. Карзаевой, к.э.н., зам. директора аудиторской службы ООО "Балт-Аудит-Эксперт".

Счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами: 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 "Доходы будущих периодов" - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Целевое финансирование - это безвозмездное получение средств, использовать которые можно в соответствии с той целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил. Вот хорошая житейская аналогия: мать дарит дочери деньги на покупку туфель. И хорошая дочь купит непременно туфли, да еще те, что матери, а не ей - дочери, нравятся. Но никогда не потратит эти деньги, вопреки воле матери на что-нибудь другое: на кофточку, ресторан, дискотеку и т.д., и т.п. Точно также и на счете 86 "Целевое финансирование" учитывается предоставление предприятию средств, расходование которых ограничено определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий *, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.

* Примечание: Под субвенциями понимают денежные выдачи на строго определенные цели. Если эти цели не выполнены, то полученные деньги подлежат возврату. Субсидии - как денежные, так и натуральные выплаты и в случае нецелевого использования они, обычно, не возвращаются.

Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий. Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов, или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий. Безвозвратные займы представляют собой кредиты, от погашения которых организация освобождается при выполнении ряда условий. Финансирование отдельных мероприятий представляет собой покрытие государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получив данной помощи.

Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:

  • Финансирование расходов или покрытие убытков,
  • Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
  • На приобретение активов

К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:

  • получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
  • получение кредитов и иных возвратных средств;
  • отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.

Целевое финансирование отражается в учете при выполнении следующих условий:

  • существует достаточная уверенность в том, что условия предоставления помощи будут выполнены;
  • существует достаточная уверенность в получении помощи.

Уверенность в выполнении условий зависит от намерений и возможности руководства организации использовать помощь и определяется им путем анализа соответствующих договоров, публичных решений, технико-экономических обоснований, проектно - сметной документации.

Уверенность в получении помощи возникает при получении достоверной информации о поступлении денежных средств, передачи активов или погашения кредиторской задолженности, а также утвержденных бюджетных росписей, уведомлений об ассигнованиях и т.п.

Порядок бухгалтерского учета государственной помощи регулируется одноименным ПБУ 13/2000, которым можно руководствоваться по аналогии и при учете и не бюджетного финансирования. Поступление активов или погашение кредиторской задолженности проводится по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" и дебету соответствующих счетов средств и расчетов. При этом План счетов и ПБУ предусматривают, что предоставление права предприятия, надлежащим образом оформленного на получение помощи проводится по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" как дебиторская задолженность лица или бюджета, обязавшегося такое финансирование предоставить. В таком случае поступление средств будет отражаться в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на исполнение обязательств по перечислению финансирования ранее учтенного на счете 86 "Целевое финансирование" счету. Следует, однако, помнить, что отражение финансирования в момент предоставления, а не получения помощи может быть сделано только в том случае, когда налицо четкие и формальные обязательства предоставления такой помощи, которую можно истребовать в судебном порядке.

Отражение использования финансирования зависит от целей, на которое оно предоставлено.

Помощь, заключающаяся в финансировании приобретения активов, относится к доходам будущих периодов, возникающим вследствие безвозмездного получения средств. Такая помощь списывается в дебет счета 86 "Целевое финансирование" с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов" субсчет "Безвозмездные поступления". По мере расходования полученных средств, приходящееся на них финансирование относится на доходы организации. Если помощь предоставляется на финансирование капитальных вложений, то доходы будущих периодов списываются на прибыль одновременно с амортизацией внеоборотных активов и в равных ей суммах. Если финансируется приобретение текущих активов, (производственных запасов, например), то при их оприходовании использованное финансирование списывается на счет 98 "Доходы будущих периодов" и по мере расходования полученных таким образом средств, доходы будущих периодов списываются в дебет счета 98 "Доходы будущих периодов" с кредита счета 91 "Прочие доходы". Финансирование, использованное на покрытие затрат предприятия или оплаты специальных мероприятий, по мере расходования средств относится сразу на доходы отчетного периода. Средства, полученные в возмещение затрат прошлых лет к целевому финансированию не относятся и проводятся как доходы текущего периода. Помощь, предоставляемая единым пакетом, как на покрытие расходов, так и на финансирование активов должна распределяться между счетом 86 "Целевое финансирование" и счетом 91 "Прочие доходы" пропорционально соответствующим затратам.

Отражается целевое финансирование ни тогда, когда получаются средства, а тогда, когда выражается юридически оформленная воля органа, обязующегося эти средства выделить:

И только после того, как будут получены деньги, бухгалтер составит проводку:

Дебет 51 "Расчетные счета"
Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Таким образом, по дебету счета 51 "Расчетные счета" концентрируются полученные деньги, а по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" указывается, что эти деньги могут быть потрачены только в соответствии с заданной целью.

Возникает вопрос: когда организация, получившая средства в виде целевого финансирования, начинает получать от этого выгоды, когда получены средства или когда эти, полученные средства, начинают приносить доход. Рассмотрим оба варианта.

1. Если принимается первая трактовка, то доход возникает сразу же, как только или возникает право на их получение или как только будут получены деньги (выбор варианта зависит от учетной политики), т.е.

  • или после записи:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Кредит 86 "Целевое финансирование"
  • или после оприходования полученных средств:
Дебет 51 "Расчетные счета"
Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Например, оприходованы основные средства, купленные за счет средств целевого финансирования:


Кредит 08.4 "Приобретение объектов основных средств"

Оплачены купленные основные средства*:


Кредит 51 "Расчетные счета"

* Примечание: Система учетных записей по приобретению основных средств в методических целях дана упрощенная (без использования счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 19 "НДС по приобретенным ценностям" и др.)

Отражается использование средств целевого финансирования:


Кредит 83 "Добавочный капитал"

Преимущества этого метода. Целевое финансирование не как результат хозяйственной деятельности, а как внешнее по отношению к предприятию событие. У него возникает доход, но этот доход не трактуется как прибыль и не увязывается с ней. Факт целевого финансирования способствует хозяйственной деятельности, но не определяет ее. Записи отличаются простотой и логичностью: если деньги целевого финансирования потрачены, то и объем этого финансирования исчерпан. Место актива в деньгах занято активом в основных средствах, а в пассиве, исполнение воли "дарителя" отражается увеличением источников средств предприятия.

Недостатки. Согласно допущению о непрерывности деятельности предприятия, (ПБУ 1/98 "Учетная политика"), его расходы должны сопоставляться по времени с теми доходами, благодаря которым они были получены. Следовательно, доходы у предприятия возникают не тогда, когда его собственникам "подарили" средства целевого назначения, а тогда, когда эти средства стали "работать". И целевое финансирование переходит в собственность предприятия не тогда, когда его администрация потратила деньги, а по мере того, как эти затраты начинают окупаться.

2. Если принимается вторая трактовка и считается, что целевое финансирование осваивается не тогда, когда поступают выделенные средства, а когда они приносят выгоды, то делаются следующие записи:

а) получены средства целевого финансирования (деньги):

Дебет 51 "Расчетные счета"
Кредит 86 "Целевое финансирование"

* Примечание: Мы для простоты пропустили промежуточный счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

б) оплачены приобретенные основные средства:

Дебет 08.4 "Приобретение объектов основных средств"
Кредит 51 "Расчетные счета"

в) оприходованы основные средства:

Дебет 01 "Основные средства"
Кредит 08.4 "Приобретение объектов основных средств";

Обратите внимание на то обстоятельство, что все приобретения основных средств за счет целевого финансирования никак не уменьшают объемы этого финансирования. По мере эксплуатации начинает начисляться амортизация купленного за счет этого финансирования оборудования:

Дебет 26 "Общехозяйственные расходы"
Кредит 02 "Амортизация основных средств"

И только после этой записи начинается освоение целевого финансирования:

Дебет 86 "Целевое финансирование"
Кредит 91.1 "Прочие доходы"

Таким образом, финансирование, в этом случае, уменьшается не по мере траты денег, а только в течение всего срока эксплуатации основного средства.

Поскольку целевое финансирование может осуществляться не только в деньгах, но и в вещественной форме, то если, допустим, выделены были бесплатно материалы, то записи обретут следующий вид:

Дебет 10 "Материалы"
Кредит 86 "Целевое финансирование"

И только после списания этих материалов в производство будет сделана запись:

Дебет 20 "Основное производство"
Кредит 10 "Материалы"

И затем бухгалтер отразит освоение целевого финансирования:

Дебет 86 "Целевое финансирование"
Кредит 91.1 "Прочие доходы"

Преимущества этого метода связаны с четким соблюдением допущения о непрерывности деятельности предприятия и (ПБУ 1/98 "Учетная политика"), соответственно, согласования по времени полученных доходов и понесенных расходов, ибо целевое финансирование выделяется не на то, чтобы средства были потрачены, а для того, чтобы они приносили пользу в виде дохода. И пока этой пользы (дохода) не возникает, воля "дарителя" - органа, выделившего средства в виде целевого финансирования, остается неисполненной.

Недостатки. Воля "дарителя" может быть проконтролирована не по бухгалтерским записям, которые могут включать и вуалирование и фальсификацию, а по ее фактическому выполнению. Важно смотреть не на то, как бухгалтер начисляет амортизацию, а на то, как работает машина, выделенные средства, а есть ли она вообще; важно увидеть, что материалы списываются в производство, а не дублировать эти записи, отражая якобы полученный доход. С бухгалтерской точки зрения, формальное проведение в жизнь допущения о непрерывности предприятия приводит к большим методическим трудностям, так как все материалы, находящиеся в собственности организации, учитываются на счете 10 "Материалы" и одни и те же материалы учитывать отдельно (купленные и поступившие по целевому финансированию) очень трудно. То же самое, в еще большей степени, относится и к товарам, полученным по целевому финансированию в предприятиях торговли. Особенно это относится к предприятиям розничной торговли, в которых ведется стоимостной (суммовой) учет товаров.

Значение сказанного усугубляется, если принять во внимание, что во втором случае следует вести аналитический учет не только выделенных целевых поступлений, но и постоянно отражать использование каждой суммы выделенного целевого финансирования.

Счет 86 "Целевое финансирование" используется как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Чаще он применяется последними для учета целевых средств, получаемых в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников для финансирования затрат, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций.

Полученные средства целевого финансирования отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Использование этих средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетами:

а) 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - списание затрат на содержание некоммерческой организации;
б) 83 "Добавочный капитал" - на использование целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств и т.п.

В последнем случае затраты, связанные с приобретением, строительством или созданием внеоборотных активов, собираются на дебете счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", по кредиту которого в дальнейшем списываются на дебет счетов 01 "Основные средства" и/или 04 "Нематериальные активы". На общую сумму израсходованных при этом средств и составляется последняя проводка.

Иногда коммерческие организации получают из бюджета государственную помощь. Порядок учета ее получения и использования регулируется ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. Ниже покажем в общих чертах этот порядок по операциям, отражаемым в учете с использованием счета 86 "Целевое финансирование".

Целевое финансирование из бюджета может предоставляться:

а) на осуществление капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов;
б) на финансирование текущих расходов организации.

Оно может быть получено денежным средствами или другими активами.

Принятие к учету целевого финансирования может осуществляться двумя способами:

1) одновременное отражение дебиторской задолженности организации - источника получения средств и возникновения целевого финансирования.

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Кредит 86 "Целевое финансирование"

В дальнейшем при фактическом получении средств кредитуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, капитальных вложений и т.п.

2) по мере фактического поступления средств.

При этом дебетуется счета по учету денежных средств, капитальных вложений, материально - производственных запасов и т.п. в корреспонденции со счетом 86 "Целевое финансирование".

Утверждение, содержащееся в пояснениях к счету 86 "Целевое финансирование", о том, что данный счет кредитуется только в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", исправлено в приведенных типовых проводках, которые предусматривают кредитование счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции и с другими счетами.

В обоих случаях стоимость полученного имущества определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость подобных активов.

Первый способ принятия к учету целевого финансирования применяется, если организация уверена:

а) что сможет выполнить условия, на которых предоставляется финансирование;
б) что она получит целевое финансирование.

Порядок списания целевого финансирования зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены:

а) для финансирования капитальных расходов;
б) для финансирования текущих расходов.

В первом случае затраты, связанные с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов, собираются в обычном порядке на дебете счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", с которого списываются на дебет счетов 01 "Основные средства" и/или 04 "Нематериальные активы". Одновременно на общую сумму понесенных при этом расходов делается запись:

Дебет 86 "Целевое финансирование"

В дальнейшем на сумму начисленной амортизации по основным средствам и/или нематериальным активам дебетуются счета по учету затрат и кредитуется счета 02 "Амортизация основных средств" и/или 05 "Амортизация нематериальных активов".

Одновременно на сумму начисленной амортизации делается запись:

Дебет 98 "Доходы будущих периодов"
Кредит 91.1 "Прочие доходы"

Если внеоборотные активы не подлежат амортизации (например, объекты внешнего благоустройства, библиотечные фонды и т.п.), то в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления средств целевого финансирования, их стоимость списывается со счета 98 "Доходы будущих периодов" на внереализационные доходы, т.е. на кредит счета 91.1 "Прочие доходы".

Если бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов (например, принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов) на их сумму делается запись:

Дебет 86 "Целевое финансирование"
Кредит 98 "Доходы будущих периодов"

В дальнейшем, при отпуске материально-производственных запасов в производство составляется проводка:

Дебет 98 "Доходы будущих периодов"
Кредит 91.1 "Прочие доходы"

Величина целевого финансирования, принимаемая к учету, оценивается в стоимости фактически полученных активов (в соответствии с правилами оценки последних, установленных соответствующими ПБУ) или номинальной величиной погашенной кредиторской задолженности.

Целевое финансирование, условия использования которого не выполнены, может быть прекращено или отозвано. Поэтому всякое существенное отступление от порядка его использования должно раскрываться в отчетности. Отзыв или прекращение помощи должно немедленно признаваться как возникновение кредиторской задолженности в сумме, подлежащей возврату. Сумма ранее признанного дохода от помощи должна быть списана в расход. На общую величину подлежащего возврату финансирования кредитуются соответствующие счета расчетов (с бюджетом или с прочими кредиторами) в корреспонденции с дебетом счета 86 "Целевое финансирование", а превышение возвращаемой помощи над сальдо неиспользованной суммы признается расходом и относится в дебет счета финансовых результатов.

Аналитический учет целевого финансирования должен обеспечивать предоставление информации о том, кем предоставлено финансирование, его целях и условиях, величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или не амортизированных активов.

Целевое финансирование отражается в бухгалтерском балансе в сумме сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" в статье "Доходы будущих периодов" или по особой статье в разделе "Краткосрочные обязательства". Последний вариант предпочтительнее для предприятий, которые имеют значительный объем специального финансирования под капитальное строительство, так как при первом варианте по статье "Доходы будущих периодов" будет показано как использованное, так и неиспользованное финансирование. Необходимые раскрытия приводятся в пояснительной записке. В ней также может быть раскрыта помощь, которую организация намерена получить в следующем периоде, условия ее предоставления и порядок использования. Все это. Говоря словами А.С.Пушкина, придает отчетности "прозрачный сумрак".

Примеры отражения полученного финансирования в учете.

1.Компенсация расходов

1.1. В связи с проведением празднования дня города предприятию 20.05.2001 перечислены из местного бюджета средства на строительство праздничной трибуны перед заводскими воротами. Трибуна сооружена 27.05.2001.

Полученная помощь 20 мая приходуется по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Расходы списываются по мере их совершения в дебет счета 91.2 "Прочие расходы". 27 мая использованное финансирование списывается в дебет счета 86 "Целевое финансирование" с кредита счета 91.2 "Прочие расходы".

1.2. Местный бюджет компенсирует автотранспортному предприятию убытки, связанные с пассажирскими перевозками, понесенные предприятием в 2001 году. Компенсация проводится в виде перечисления средств на расчетный счет предприятия 1 июня 2002 года.

Полученная компенсация убытков прошлого года приходуется 1 июня 2002 года по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 91.1 "Прочие доходы" и отражается в составе финансовых результатов за 2002 год. Убыток показывается в отчете о прибылях и убытках за 2001 год в некомпенсированной величине. В пояснительной записке за 2001 год предприятие укажет порядок предоставления, основание предоставления и размер ожидаемой компенсации.

2. Финансовая поддержка

2.1. Предприятие А перечислило 20.05.2002 средства на расчетный счет аффилированной организации с целью пополнения оборотных средств последней. Полученная помощь приходуется по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 91.1 "Прочие доходы".

3. Финансирование приобретения активов

3.1. Предприятие ведет строительство очистных сооружений, частично финансируемое за счет бюджетных средств. 15.06.2002 принят в эксплуатацию коллектор сбора использованной воды и начаты работы по сооружению фильтрационной установки. Инвентарная стоимость коллектора определена в сумме 10 млн. руб. Незавершенное строительство по фильтрационной установке составляет 20 млн. по состоянию на 31.12.2002.

01.11.2002 на расчетный счет предприятия поступило бюджетное финансирование в сумме 10 млн. руб., в том числе 2 млн. на сооружение коллектора и 8 на финансирование сооружения фильтрационной установки. Полученные средства 1 ноября приходуются по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в сумме 8 млн. руб. и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" в сумме 2 млн. руб. В течение 2002 года стоимость принятого в эксплуатацию коллектора амортизируется по установленной норме (2%). Одновременно полученное на сооружение коллектора финансирование списывается в доход предприятия проводкой по дебету счета 98 "Доходы будущих периодов" с кредита счета 91.1 "Прочие доходы". Размер списания составит 20 тыс.руб. (0,02/12*6*2.000.000).

4. Одновременное финансирование расходов на приобретение активов

4.1. В соответствии с государственной программой обеспечения "северного завоза" предприятие получило 15.06.2002 безвозвратный заем в размере 100 млн. руб., условием которого служит обеспечение поставки 100 тыс. т. мазута. 01.09.2002 предприятие заключило договор поставки и загрузило в хранилище 99 тыс. т. мазута. 1 тыс. т. составили потери при разгрузке, которые предприятие решило списать на расходы. Стоимость отпущенного мазута по цене франко-склад поставщика оставила 110 млн. руб., стоимость перевозки - 10 млн. руб. 01.10.2002 50 тыс. т. мазута продано ТЭЦ за 50 млн. руб. 15.06.2002 надлежит оприходовать поступивший безвозвратный заем в сумме 100 млн. руб. 01.09.2002 необходимо оприходовать полученный мазут и потери при перевозке, а также задолженность поставщикам и перевозчикам. Одновременно следует распределить полученную помощь и списать часть полученного займа на доходы. 01.10.2002 необходимо списать проданный мазут и отнести на доход, приходящуюся на проданный мазут долю безвозвратного займа. В учете, таким образом, будут сделаны следующие записи:

Поступил безвозвратный заем:

Дебет 51 "Расчетные счета"
Кредит 86 "Целевое финансирование" -100 000 руб.

Себестоимость.

Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на реализованный мазут:

Дебет 86 "Целевое финансирование"
Кредит 91.1 "Прочие доходы"

5. Возврат государственной помощи

5.1. Если в условиях примера 3.1 выяснится, что построенные очистные сооружения не отвечают характеристикам, предусмотренным программой помощи, то с момента лишения предприятия права на субсидирование надлежит сделать в учете следующие записи:

Право на субсидию аннулируется

  • Отражается задолженность в сумме полученных средств
  • Списывается ранее признанный доход

Получен мазут

  • Поступило на склад (99%)
  • Потери (1%)
  • НДС на поступивший мазут
  • НДС на потери

Получен счет за перевозку

  • Стоимость перевозки полученного мазута
  • Стоимость перевозки потерянного мазута
  • НДС на перевозку поступившего мазута
  • НДС на перевозку потерянного мазута
  • Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на потерянный мазут (1% от займа)

Списан реализованный мазут

  • Отпускная цена

При организации бухгалтерского учета целевого финансирования целесообразно учитывать требования налогового законодательства. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается имущество, полученное предприятиями в рамках целевого финансирования. При этом законодатель дал конкретное определение средств целевого финансирования. Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:

  • средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • полученные гранты;
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации - застройщика;
  • средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
  • средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  • средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества.

Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Компании разных форм собственности нередко сталкиваются с необходимостью ведения учета поступлений целевого характера. Поговорим об этом явлении и отражении целевых операций в бухучете компаний.

Целевое финансирование в бухгалтерском учете

Под термином «целевое финансирование» понимается перечисление компании средств для строго определенной цели, детали которой предварительно обсуждаются с источником финансирования. В качестве подобного источника могут выступать государственные органы, различные фонды или же просто частные лица и инвесторы.

Основными целями финансирования обычно выступают:

  • Научные изыскания;
  • Исследования в различных отраслях;
  • Капстроительство;
  • Комплексы мероприятий разной целевой направленности (например, рекламная кампания, задачей которой является продвижение в рыночной среде определенного продукта);
  • Перепрофилирование производства на выпуск другого продукта и др.

Основным критерием расходования целевых средств является жесткое определение рамок в реализации проектов, на которые они направлены и строгий контроль использования. К ассигнованиям из госбюджета относятся:

  • трансферты на капстроительство объектов;
  • транши на осуществление НИОКР;
  • субсидии по возмещению недополученных доходов и другие выплаты.

Важная черта государственного целевого финансирования – это безвозвратность выделяемых средств, т. е. возвращать полученные из госбюджета ассигнования компании не придется.

Средства целевой направленности негосударственных фондов перечисляются в виде:

  • Стипендий/грантов (к примеру, на различные научные разработки, развитие культуры и т.п.);
  • Инвестиций, выплачиваемых по итогам проведенных конкурсов;
  • Вложений зарубежных фирм и частных лиц.

Получение целевых средств обязательно оформляется заключенным соглашением с приложением к нему дополнительных документальных обоснований. В договоре фиксируются требования и условия, исполнение которых становится обязательным для получения средств, а также отражена целевая направленность инвестирования.

Учет целевого финансирования: проводки

Все операции по целевым поступлениям и их дальнейшему использованию генерируются на счете 86 «Целевое финансирование» (ЦФ). К нему обычно открывают субсчета по видам поступлений и их источникам. Например:

  • 86/1 - ЦФ из госбюджета;
  • 86/2 - ЦФ из прочих источников.

Поступление средств фиксируется по кредиту счета 86. Дебет счета отражает их использование в пределах заключенных соглашений. Рассмотрим, как оформляется целевое финансирование. Проводки:

Операция

Целевые поступления ОС в рамках господдержки

Отражены поступления по договору

Приобретение ОС

Объект введен в эксплуатацию

Отражено целевое использование средств

Учтена сумма ежемесячно начисляемого износа

Учитываются доходы от суммы начисляемой амортизации

Целевое финансирование на текущие нужды компании

Начислена и получена сумма целевых поступлений на производство текущих ремонтных работ

Закуплены материалы

ТМЦ учтены как ДБП

Произведены ремонтные работы

Учтены прочие доходы от суммы ДБП

Получение госсубвенций (возмещения расходов при строительстве социальных объектов)

Зачислены средства, поступившие в качестве финансирования

Закуплены стройматериалы

Возмещение государством недополученных доходов (при дотационном пайковом питании)

Зачислены средства по договору госпомощи

Отражена компенсация недополученной выручки

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 20

Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете некоммерческих организаций. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н), для учета движения денежных средств, поступивших из различных источников, выполнения мероприятий целевого назначения используется счет 86 "Целевое финансирование".

В системе производственного учета счет 86 "Целевое финансирование" используется крайне редко, методика работы с этим счетом не получила должного развития, что затрудняет использование его при учете в некоммерческих организациях. Тем не менее для учета целевых средств счет 86 является основным. Вопросов получения и использования целевых средств не возникает лишь в случаях, когда организация имеет один источник финансирования для выполнения единственного проекта. Однако анализ практической деятельности различных некоммерческих организаций показывает, что это встречается крайне редко. Поэтому при осуществлении некоммерческими организациями различных видов деятельности и выполнении ряда целевых программ и проектов счет 86 представляет собой сложную конструкцию, так как фокусирует на себе всю информацию о финансовой деятельности некоммерческой организации.

Много вопросов и споров возникает при отражении в учете операций по использованию средств целевого финансирования. В целях выработки наиболее оптимальной методологии учета средств целевого финансирования и их использования необходимо проанализировать существующие подходы к данной проблеме ведущих экономистов и ученых.

В настоящее время средства целевого финансирования, полученные в качестве источника финансирования тех или иных проектов или программ, рекомендуется отражать по кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Использование целевых средств отражается либо непосредственно по дебету счета 86, либо по дебету счетов 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (табл. 1).

Таблица 1

Традиционная корреспонденция счетов по учету поступления и использования средств целевого финансирования в некоммерческих организациях

N п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Получены денежные средства,
предназначенные для целевого использования
50, 51, 52,
55
86
2 Списаны расходы по содержанию
некоммерческой организации за счет
86 20, 26
3 Средства целевого финансирования
направлены на выполнение проекта
(программы)
86 20
4 Приобретены основные средства за счет
средств целевого финансирования
08 60
5 Отражен источник финансирования
по приобретенным основным средствам
86 83
6 Возвращены средства целевого
финансирования
86 50, 51, 52,
55

Однако целесообразность применения счетов 20 и 26 многие экономисты ставят под сомнение. Так, М.В. Батурина утверждает, что название счета 20 "Основное производство" идет вразрез с уставной деятельностью некоммерческих организаций, так как никакого производства у организации в части ее некоммерческой деятельности нет. Счет 26 "Общехозяйственные расходы", по мнению М.В. Батуриной, также не полностью отражает суть операций, так как кроме общехозяйственных у некоммерческих организаций имеются иные виды расходов. Кроме того, по правилам ведения бухгалтерского учета этот счет ежемесячно должен закрываться, что не всегда оправдано в ходе хозяйственной деятельности некоммерческой организации. С данными аргументами нельзя не согласиться.

Интересным является предложение использования счета 96 "Резервы предстоящих расходов". Данный метод рассмотрен в диссертационной работе экономиста В.В. Воробьевой. Для учета расходов по смете предлагается использовать счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Тем самым по дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов" образуется сумма всех расходов согласно смете. В этом варианте счет 96 "Резервы предстоящих расходов" выступает аналогом счета 86 "Целевое финансирование", с той лишь разницей, что формирование источников финансирования и расходов на нем будет производиться методом начисления:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование" К-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" - начисление месячных расходов в пределах сметы;

Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" К-т сч. 70, 60, 76 - фактические расходы по смете.

Другим вариантом учета целевых расходов является открытие по согласованию с Минфином России специального счета в разд. 3 "Затраты на производство", "Использование целевых средств". Надо отметить, что использование отдельного счета для отражения целевых расходов по смете согласуется с имеющейся международной практикой бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Например , в Швейцарии для этого используется активный счет 5 "Целевые расходы", на котором отражаются расходы некоммерческих организаций в соответствии со сметой.

Каждый из предложенных способов, несмотря на недостатки, имеет право на существование, так как нормативно разработанного и обоснованного подхода не существует.

В идеале кредитовый остаток на счете 86 "Целевое финансирование" должен равняться сумме дебетовых остатков целевых средств, находящихся на денежных счетах некоммерческой организации. Однако на практике возникают ситуации, когда средства целевого финансирования еще не поступили в некоммерческую организацию, а фактические расходы по проекту организация уже несет, или когда расходы по проекту превышают сумму выделенных на его осуществление средств.

Экономист Л.Н. Сухоруких предлагает для отражения операций по списанию целевых средств использовать критерии "Оплачено" и "Освоено", основанные на фактическом расходе целевых денежных средств (критерий "Оплачено") и фактическом исполнении статей смет (критерий "Освоено"). Он рекомендует ввести в план счетов счет 85 "Фонды использования целевых средств" с субсчетом 03 "Средства целевого назначения" по аналогии с бюджетным Планом счетов. Кредитовый остаток по субсчету 03 "Средства целевого назначения" будет свидетельствовать о нецелевом использовании средств, т.е. расход был сделан за счет средств, поступивших по другим проектам или программам, или о невыполнении критерия "Освоено". По мнению Л.Н. Сухоруких, применение данных критериев позволит решить проблемы, связанные с превышением остатков средств на счете 86 "Целевое финансирование" над данными счетов учета денежных средств:

  • при наличии оплаты целевыми средствами, но отсутствии освоения;
  • при наличии освоения целевых средств, но отсутствии оплаты;
  • при нарушении в расходовании денежных средств.

Как считает экономист Л.В. Егорова, методика, предложенная Л.Н. Сухоруких, может быть рекомендована к использованию , но замечает, что введение дополнительных счетов может внести путаницу в бухгалтерский учет некоммерческой организации. Соглашаясь с данным утверждением, автор считает более целесообразным построение методологии учета целевых средств и их использования на счете 86 "Целевое финансирование" с применением аналитических счетов.

В этом смысле заслуживает внимания методика, предложенная экономистом М.В. Батуриной, которая предлагает два способа организации учета целевых средств.

Первый способ заключается в следующем. Поскольку в основе деятельности некоммерческих организаций лежит смета, то и методику учета целевых средств необходимо строить, отражая на субсчетах счета 86 "Целевое финансирование" использование источников финансирования. Собранная на субсчетах бухгалтерская информация является основой для составления отчета перед конкретной финансирующей организацией или физическим лицом. Поскольку в некоммерческих организациях выполняются несколько целевых проектов и программ, М.В. Батурина рекомендует для отражения доходов и расходов по целевым программам и проектам использовать второй уровень аналитических счетов. Следующий уровень детализации может соответствовать конкретным статьям сметы по каждой целевой программе или проекту. При этом необходимо составить следующие бухгалтерские записи (табл. 2).

Таблица 2

Рекомендуемые бухгалтерские записи для отражения учета целевых средств в разрезе источников финансирования

<*> A - источник финансирования конкретной программы, отраженный на субсчете первого уровня счета "Целевое финансирование";
<**> I - номер целевого проекта или программы, отраженный на аналитическом счете второго уровня, 1 - номер статьи сметы конкретной целевой программы или проекта, отраженные на аналитических счетах третьего уровня.

Недостатком данного способа, и это отмечает М.В. Батурина, является то, что при нем без дополнительных записей с применением, например, счета 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" невозможно отразить ситуацию, когда расходы осуществлены, а целевые средства из соответствующего источника не поступили или в случае превышения целевых расходов над суммой поступившего финансирования по проекту.

При втором способе учета использования целевого финансирования М.В. Батурина предлагает использование группы счетов с номерами 30 - 39, основываясь на том, что перечень статей смет по различным проектам примерно одинаков (расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, аренда помещений, приобретение и обслуживание оргтехники, содержание офиса и т.д.). Поэтому для удобства формирования в последующем отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6) при применении счетов 30 - 39 виды расходов на них можно согласовать со статьями формы N 6. Рекомендуемое М.В. Батуриной распределение целевых расходов по счетам 30-й группы приведено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение целевых расходов некоммерческой организации по счетам 30-й группы

Номер счета Наименование счета
30 Расходы на целевые мероприятия
30-1 Социальная и благотворительная помощь
30-2 Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.
30-2-1 Зарплата участникам целевых мероприятий
30-3 Иные мероприятия
30-4 ...
31 Расходы на содержание аппарата управления
31-1 Расходы на оплату труда с начислениями
31-2 Выплаты, не связанные с оплатой труда
31-3 Расходы на служебные командировки и деловые поездки
31-4 Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта
и иного имущества (кроме ремонта)
31-5 Ремонт основных средств и иного имущества
31-6 Прочие
31-7 ...
32 Приобретение инвентаря и иного имущества
33 Прочие
34 ...

Однако применение счетов 30-й группы возможно лишь при систематизированном и едином перечне бюджетных статей по проектам. Сальдо по этим счетам будет отражать понесенные расходы в случае отсутствия источника финансирования.

При использовании данного способа отражения в учете средств целевого финансирования в бухгалтерском учете следует отразить следующие записи (табл. 4).

Таблица 4

Рекомендуемые бухгалтерские записи для отражения учета целевых средств с использованием счетов 30-й группы

В качестве основного М.В. Батурина рекомендует принять первый способ учета целевых средств, при котором осуществляется детальная проработка структуры счета 86 "Целевое финансирование", что позволяет контролировать расходование средств отдельных проектов и упрощает формирование отчетности по отдельным источникам финансирования. С мнением экономиста следует согласиться.

Вместе с тем второй способ можно порекомендовать использовать в целях ведения управленческого учета в крупных некоммерческих организациях, например негосударственных образовательных учреждениях, имеющих сеть филиалов. Такие учреждения зачастую кроме основной - образовательной, имеют другие направления деятельности (институт бизнес-образования, издательство, международный отдел). Высшее учебное заведение несет большие расходы, связанные с доставкой преподавателей в филиалы, обеспечением корпоративной связи между головным вузом и филиалами, обеспечением доступа в Интернет и др. Поэтому более целесообразно вести раздельный учет расходов с последующим отнесением их на конкретный источник финансирования (доходы от оказания платных образовательных услуг, выручка от деятельности института бизнес-образования, издательства или доходы от оказания туристических услуг).

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, рассчитанном на отражение по счетам бухгалтерского учета предпринимательской деятельности, не предусмотрено раскрытие информации по формированию и расходованию целевых средств, полученных некоммерческими организациями в рамках их основной деятельности, а также распределение затрат между предпринимательской и непредпринимательской деятельностью этих организаций. Заметим, что четких установок по методике распределения расходов некоммерческой организации между видами деятельности не существует.

Для решения данной проблемы различные авторы предлагают разнообразные подходы. Так, Л.В. Егорова рекомендует в качестве базы для распределения расходов некоммерческой организации между уставной и предпринимательской деятельностью использовать долю соответствующих помещений в общей площади здания .

Основываясь на том, что в действующем Плане счетов бухгалтерского учета отсутствуют счета, предназначенные для учета расходов некоммерческих организаций, Л.Н. Сухоруких предлагает:

  • для учета расходов, подлежащих дальнейшему распределению между видами деятельности, программами и проектами, использовать счет 26 "Общехозяйственные расходы". Распределение расходов по этому счету производить ежемесячно со списанием на счета затрат по коммерческому и некоммерческому видам деятельности в распределенных суммах;
  • для учета расходов по предпринимательской деятельности использовать все счета, предусмотренные в разд. 3 "Затраты на производство" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, кроме счета 26 "Общехозяйственные расходы";
  • для учета расходов по уставной деятельности ввести в рабочий план счетов счет 24 "Некоммерческие расходы", предназначенный для учета расходов, связанных только с уставной деятельностью некоммерческой организации и при условии их фактической оплаты. Аналитический учет по этому счету следует вести в разрезе направлений деятельности, программ, проектов и статей сметы. Сальдо по счету 24 "Некоммерческие расходы" будет свидетельствовать о наличии произведенных, но еще не оплаченных расходов, и в бухгалтерском балансе его следует отражать по строке "Прочие запасы и затраты".

Следует заметить, что рассуждения Л.Н. Сухоруких достаточно логичны и данный подход имеет несомненные преимущества. В этом случае на счете 26 "Общехозяйственные расходы" будут собираться все расходы, связанные как с уставной, так и с предпринимательской деятельностью, которые невозможно распределить сразу.

На счете 24 "Некоммерческие расходы" будут аккумулироваться все расходы, связанные только с уставной деятельностью некоммерческих организаций.

На счете 20 "Основное производство" будут отражаться расходы, связанные только с предпринимательской деятельностью, а ведение учета коммерческой деятельности будет осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99).

Что касается механизма распределения накопленных на счете 26 сумм, распределять их целесообразно между уставной и предпринимательской деятельностью пропорционально доле доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме поступлений в некоммерческую организацию в отчетном периоде. При этом в конце месяца необходимо составить бухгалтерскую справку, используя следующий алгоритм расчета (табл. 5).

Таблица 5

Бухгалтерская справка на распределение расходов между уставной и предпринимательской деятельностью некоммерческой организации

При этом коэффициент распределения определяется делением общей суммы расходов некоммерческой организации на общую сумму ее доходов:

К = 725 / 1096 = 0,6615.
р

В результате распределения в конце месяца в бухгалтерском учете необходимо произвести следующие записи:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование" - 500 тыс. руб.,

Д-т сч. 20 "Основное производство" - 225 тыс. руб. К-т сч. 26 "Общехозяйственные расходы" - 725 тыс. руб.

В связи с введением автономных учреждений в бухгалтерском учете появился новый объект учета - целевой капитал. Официальных указаний и разъяснений Минфина России по учету целевого капитала нет. В научных публикациях при решении вопроса, на каком счете учитывать новую категорию - целевой капитал (фонд), предлагаются следующие варианты. Средства, полученные для формирования целевого капитала (фонда), отражать на специальном субсчете "Формирование целевого капитала (фонда)" счета 86 "Целевое финансирование". После того как поступающие средства достигнут необходимого размера, предусмотренного Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ), их следует отражать на специальном субсчете "Целевой капитал (фонд)" счета 80 "Уставный капитал".

Однако использование счета 80 наверняка вызовет споры у специалистов, работающих в некоммерческом секторе, так как счет носит название "Уставный капитал", тогда как само понятие капитала в современный период чуждо деятельности некоммерческих организаций. Тем не менее такие виды некоммерческих организаций, как потребительский кооператив, в соответствии с действующим законодательством формируют паевой капитал, который является аналогом уставного капитала коммерческой организации. Для некоммерческих организаций, использующих в своей деятельности такой источник финансирования уставной деятельности, как целевой капитал, применение термина "капитал" также считается целесообразным, так как при этой модели имеет место процесс накопления.

Счет 80 предназначен для обобщения информации о состоянии и движении капитала (в том числе складочного капитала или уставного фонда) организации. Записи по счету 80 производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях его увеличения или уменьшения, что актуально при формировании и движении целевого капитала (фонда). Применение этого счета М.В. Батурина обосновывает еще и тем, что, во-первых, средства на формирование капитала поступают из внешних источников, во-вторых, есть возможности для самовозрастания сформированного капитала, и в-третьих, счет 80 может отражать обязательства, возникшие перед жертвователями целевого капитала. Аналитический учет по счету 80 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по жертвователям целевого капитала и стадиям формирования капитала.

Законом N 275-ФЗ предусмотрены две модели формирования целевого капитала.

Модель 1. Некоммерческая организация (собственник целевого капитала), созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной или религиозной организации (объединения), формирует целевой капитал за счет пожертвований.

Модель 2. Целевой капитал формирует специализированная организация управления целевым капиталом, созданная в организационно-правовой форме фонда, исключительно с целью формирования целевого капитала и использования (распределения) доходов от него в пользу иных получателей дохода от этого капитала. Денежные средства и иное имущество, полученные для создания (пополнения) целевого капитала, отнесены к целевым поступлениям фонда и не учитываются при определении доходов для налогообложения прибыли.

Ввиду отсутствия четких рекомендаций Минфина России и исходя из моделей формирования целевого капитала, отражение в бухгалтерском учете операций по его формированию и получению доходов от его использования целесообразно проводить с применением следующих бухгалтерских записей (табл. 6).

Таблица 6

Рекомендуемые бухгалтерские проводки по отражению в учете формирования целевого капитала некоммерческой организации - собственника целевого капитала (модель 1)

N п/п Содержание операции Дебет Кредит
1 Отражено получение целевого финансирования
для формирования целевого капитала (фонда)
51 86
2 Целевые средства направлены
на формирование целевого капитала
до достижения размера, предусмотренного
законодательством
55 51
3 Переданы в доверительное управление
средства целевого капитала (фонда)
79 55
4 Отражен сформированный целевой капитал 86 80
5 Отражен доход от использования целевого
капитала
79 91
6 Зачислены на расчетный счет средства
от использования целевого капитала
51 79
7 Выявлен финансовый результат (прибыль) 91 99, 84
8 Чистая прибыль от использования целевого
капитала включена в состав средств
целевого финансирования
84 86
9 Часть средств используется на нужды
организации - собственника целевого
капитала
86 70, 69, 51
и др.
10 Часть средств передана другим
некоммерческим организациям
86 51
11 Зачислены денежные средства по окончании
договора доверительного управления
51 79

В организации должно быть предусмотрено обязательное ведение аналитического учета по каждому целевому капиталу (фонду).

При формировании целевого капитала НКО - специализированными организациями (модель 2) отражение в учете порядка формирования и передачи в доверительное управление целевого капитала не отличается от первого варианта. Однако последующие финансово-хозяйственные операции будут отражаться только на счетах управляющей компании и организаций-получателей.

Итак, существуют различные мнения по отражению в бухгалтерском учете некоммерческих организаций средств целевого финансирования и их использования. Изучив и обобщив рекомендации различных авторов по данной проблеме, для систематизации методики учета целевых средств целесообразно разработать положение по бухгалтерскому учету целевого финансирования некоммерческих организаций (см. проект).

Проект Положение по бухгалтерскому учету "Учет целевого финансирования некоммерческих организаций" I. Общие положения

  1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании средств целевого финансирования и целевых поступлений для осуществления уставной деятельности некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
  2. Применительно к данному Положению целевое финансирование и целевые поступления не признаются как увеличение экономической выгоды некоммерческой организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете формируется информация о целевом финансировании, т.е. имуществе, полученном и использованном некоммерческой организацией по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:

  • вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, вклады учредителей негосударственных пенсионных фондов;
  • ассигнования из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • пожертвования и добровольные взносы;
  • благотворительные взносы;
  • гранты;
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;
  • инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • средства дольщиков и (или) инвесторов на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные обществом взаимного страхования;
  • средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  • средства, поступившие на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • средства, полученные предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии;
  • пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в размере не менее 97% направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством РФ;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов РФ;
  • средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями);
  • использованные по назначению средства, полученные структурными организациями Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) от Минобороны России и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО;
  • имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала;
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал;
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • чистая прибыль некоммерческой организации от предпринимательской деятельности.

II. Учет средств целевого финансирования

  1. Некоммерческая организация принимает средства целевого финансирования, включая активы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут служить заключенные договоры, принятые и публично объявленные решения, утвержденные сметы и т.п.;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных и иных ассигнованиях, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
  1. В случае предоставления организации целевого финансирования в виде ресурсов, отличных от денежных средств, указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
  2. Средства целевого финансирования (в том числе бюджетные средства), принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 3 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств или других активов.

Если средства целевого финансирования признаются в бухгалтерском учете по мере их фактического получения, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств или других активов.

  1. Средства целевого финансирования, использованные не по целевому назначению, отражаются в бухгалтерском учете организации как прочие доходы.
  2. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве целевых средств согласно п. 3 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
  3. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве целевого финансирования в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись по уменьшению целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
  4. Порядок учета средств целевого финансирования не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств).

III. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

  1. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования отражается в бухгалтерском балансе по статье "Целевое финансирование".
  2. Средства целевого капитала некоммерческой организации отражаются в бухгалтерском балансе по статье "Целевой капитал".
  3. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении целевого финансирования:
  • характер и величина целевых средств, признанная в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления целевых средств и связанные с ним условные обязательства и условные активы.

Данное Положение состоит из трех разделов: "Общие положения", "Учет средств целевого финансирования" и "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности". В нем дается понятие целевого финансирования как имущества, полученного и используемого некоммерческой организацией по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. Приводится подробный перечень имущества, которое может быть отнесено к целевым средствам.

Заметим, что попытки разработки отдельных стандартов для некоммерческих организаций предпринимались и ранее. Так, в исследовании Л.В. Егоровой был предложен проект положения по бухгалтерскому учету "Доходы и средства для осуществления уставной деятельности НКО" , в котором автор дает определение средствам целевого финансирования как доходам (средствам для осуществления уставной деятельности). Однако понятие доходов в общепринятом понимании связано с предпринимательской деятельностью. Поэтому применительно к некоммерческим организациям уместнее говорить о поступлениях средств, которые могут складываться как из целевого финансирования, так и доходов от предпринимательской деятельности.

По предпринимательской деятельности некоммерческих организаций бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и 10/99. Однако при этом нередко возникают сложности в части разделения уставной и предпринимательской деятельности и соответственно облагаемого и необлагаемого дохода. Применение предложенной в данном параграфе методики распределения расходов некоммерческой организации между уставной и предпринимательской деятельностью позволит избежать данной путаницы.

Список литературы

  1. Гусарова Л.В. Концепция бухгалтерского учета, аудита и анализа в некоммерческих организациях. Казань: Познание. 2009. 264 с.
  2. Егорова Л.В. Учет и аудит в некоммерческих организациях: теория и методология. Институт открытого образования. Новочеркасск: Оникс+, 2008. 476 с.
  3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ.
  4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
  5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
  6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Л.В.Гусарова

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Альметьевский филиал ИЭУП