Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Новая методика центробанка по осаго. ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба

Автовладельцам знакома ситуация, когда приходится обращаться в страховую компанию за выплатой по страховому случаю. Определение размера страхового возмещения по ОСАГО является, пожалуй, самой острой проблемой, которая знакома чуть ли не каждому автовладельцу транспортного средства.

Вместе с тем с конца 2014 года заработала, так называемая Единая методика по ОСАГО , разработанная Российским союзом автостраховщиков как единый стандарт по расчету суммы ущерба по ОСАГО. Данная методика обязательна для всех в рамках отношений по ОСАГО, включая страховых компаний, а также независимых оценщиков и судебных экспертов.

До этого существовало несколько методик по расчету ущерба, когда эксперты-техники могли в своих расчетах использовать любую из них, поскольку они носили лишь рекомендательный характер, в связи с чем часто возникали противоречия.

Но что же изменилось с введением Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства?

Единая методика подробно регламентирует:

Процедуру установления наличия и характера повреждений транспортного средства;

Порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства;

Порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов);

Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт;

Требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства.

Теперь при определении стоимости запасных частей и нормо-часов эксперту необходимо использовать данные единой базы цен российского союза автостраховщиков (РСА). Вместе с тем, в базе Вы можете увидеть только распространенные марки автомобилей, и в том случае, если марки автовладельца нет в списке, расчет стоимости ущерба ведется по-старому.

Кроме того, Единая методика не разрешила полностью проблему разницы суммы ущерба, выплачиваемой автостраховщиками, и реальной суммы, затрачиваемой автовладельцем на ремонт транспортного средства. Сумма ущерба, рассчитанная по единой методике, также может значительно разниться с реальной, особенно это касается владельцев автомобилей премиум класса, цены по возмещению ущерба которых сильно занижены.

Теперь также не имеет значения, находится ли автомобиль на гарантии, расчет ущерба производится не по дилерским ценам, а все по той же единой методике, в связи с чем автовладелец в случае ДТП вряд ли может рассчитывать на хорошую компенсацию по ОСАГО.

Необходимо отметить, что единая база цен РСА обновляется раз в полгода, что при нынешней ситуации также отдаляет рассчитанную по единой методике сумму ущерба от реальной и не отражает действительные цены.

Однако есть и некоторые плюсы. Так, максимальный процент износа был снижен с 80 % до 50 %, что является немаловажным для автовладельцев.

Вместе с тем, прошло не так много времени, чтобы Единая методика в полной мере проявила себя в действии, в связи с чем не имеет смысла говорить о каких-то глобальных изменений в данном сегменте, как и в любом нововведении у Единой методики есть как свои плюсы, так и минусы. И нельзя говорить, что она в корне изменила положение, возникшее по выплатам ОСАГО. Автостраховщики не стали охотнее выплачивать суммы ущерба по ОСАГО, да и суммы хоть и увеличились, но все же зачастую не соответствуют реальному положению дел.

судебная практика по единой методике осаго

Если же говорить об оспаривании сумм выплат по возмещению ущерба по ОСАГО в суде, как показывает практика, с единой методикой можно бороться и успешно вести дела по данному вопросу, однако стоит оценивать реальность шансов перед соответствующим обращением суд, поскольку она значительно осложнила возможность такого оспаривания и без квалифицированной юридической помощи автовладельцу будет сложно обойтись.

Если резюмировать написанное выше, то можно прийти к выводу, что Единая методика привела к единообразию процесс расчета сумм страховых выплат, однако остался открытым вопрос, насколько данная методика реально оценивает затратные показатели лица, восстанавливающие автомобиль после ДТП. Ну а если резюмировать совсем кратко, то единая методика обязала все страховые компании платить одинаково по единообразным расчетам и заметно меньше, чем это требуют реалии. Остальное за ремонт придется доплачивать ни в чем неповинному потребителю ОСАГО. А зачастую стоимость страховки ОСАГО составляет весьма круглую сумму. И складывается ощущение, что эту методику сами страховщики и пролоббировали. Уж больно она не «клиентоориентированная».

Но даже при наличии четких стандартов расчетов страховых выплат страховщикам выгодно затянуть и уменьшить стоимость этой самой выплаты. Даже в таком прозрачном процессе страховщики злоупотребляют своими правами, тем более это стало намного выгоднее. Что делать в таком случае? Как и всегда – бороться за свои права в суде. Только теперь вместо увеличения страховой выплаты чуть ли не вдвое, а вместе с этим и получение больших штрафов со страховщиков потребитель получает совсем небольшую доплату, маленький штраф, а в итоге – совсем небольшие дивиденды со всего мероприятия (в зависимости, конечно, от каждого конкретного случая и стоимости автомобиля). Одно хорошо – утерю товарной стоимости теперь будут рассчитывать автоматически. Но это скорее ложка меда в бочке дегтя.

РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум - и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно . Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта - единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА - ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой - свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, - седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница - 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок - стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару , а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше - от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант - обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, - методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет - методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, - не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО представляет собой базу данных, в которой хранится информация о стоимости запчастей, стоимости нормо-часов по замене различных деталей и стоимость расходных материалов, которые используются при восстановлении автомобилей. Эта база была запущена 1 декабря 2014 года.

Всего в системе более 40 миллионов записей, которые охватывают большую часть марок и моделей машин. В базе учитываются особенности географического расположения страхователя. Для такого учета, территория Российской Федерации была поделена Российским союзом автостраховщиков на 13 экономических зон.

Важно! Данные в систему были загружены до повышения курса доллара, что иногда делает более выгодным ремонт на сертифицированном страхователем СТО, вместо получения прямой финансовой компенсации.

После получения отказов по досудебным претензиям дела передавались в суды, где выносились положительные вердикты. Разница в суммах компенсаций, рассчитанных экспертом и предложенных страховой компанией, показывает, что единая методика несостоятельна в отношении расчета цен на комплектующие, материалы, восстановительные работы.

В каких случаях необходим

После заключения договора на обязательное автострахование автовладелец имеет возможность получить компенсацию при наступлении страхового случая.

К страховым случаям относятся следующие ситуации:

  • столкновение произошло между двумя автомобилями, один из которых двигался;
  • определены потерпевший и виновный;
  • у обеих сторон есть действующие автогражданки.

Кто обязан ее придерживаться?

Что лучше выбрать деньги или ремонт

Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

  1. Средняя стоимость запчастей.
  2. Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
  3. Средняя стоимость расходных материалов.

Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:

  • Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
  • Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
  • Наименование марки застрахованного автомобиля.
  • Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.

Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.

Процент износа повреждённых деталей

Один из важнейших показателей, которые обязательно учтут эксперты-оценщики, но не рассчитает онлайн-сервис – износ детали. Показатель рассчитывается в процентах, прежде всего на него влияют:

  • срок эксплуатации автомашины;
  • пробег автомашины.

При этом существуют следующие принципы оценки процента амортизации отдельных элементов:

  1. В отношении элементов, при неисправности которых допуск к дорожному движению машины запрещён, процент износа не устанавливается. Другими словами, он всегда равен нулю.
  2. Насквозь поражённые коррозией детали признаются изношенными на 100%.

Амортизация шин рассчитывается по следующей формуле

Износ шин = (высота протектора новой детали – реальная высота протектора)/ (высота протектора новой детали – допустимая минимальная величина износа) × 100%.

Итак, после наступления страхового случая и оформления всех соответствующих документов автовладелец встает перед выбором способа получения компенсации.

Что лучше: деньги или ремонт по ОСАГО? Чтобы разобраться с этим вопросом необходимо выяснить отрицательные и положительные аспекты каждого способа получения компенсации.

К плюсам денежной компенсации относятся:

  • сниженные сроки получения возмещения ущерба. На проведение оценки и принятия решения о признании ситуации страховым случаем отводится 20 дней;

Если страхователь выбирает деньги вместо ремонта, то по истечении этого времени сумма компенсации будет переведена на банковский счет пострадавшего. Для проведения восстановительного ремонта автотранспорта потребуется дополнительное время (ремонт может производиться в период до 35 дней).

  • возможность самостоятельного выбора организации, которая будет впоследствии восстанавливать поврежденный автомобиль;
  • возможность самостоятельного выполнения ряда работ по восстановлению транспортного средства;
  • возможность определения, какие работы необходимо выполнить на данный момент, а какие можно отложить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как продлить полис Росгосстрах ОСАГО онлайн

Недостатками денежного возмещения являются:

  • необходимость самостоятельного выбора ремонтной организации и согласования перечня производимых работ, на что требуется определенное время;
  • после получения компенсации транспортное средство так и остается не отремонтированным, что приводит к невозможности его эксплуатации;
  • недостаточность средств для полного восстановления автотранспорта. Сумма компенсации рассчитывается с учетом износа основных агрегатов автомашины;
  • окончание дела в страховой компании по определенному страховому случаю.

После выплаты компенсации в денежной форме считается, что страховая компания полностью исполнила свои обязательства по страховому договору.

Восстановительный ремонт, как способ получения страхового возмещения, имеет следующие положительные стороны:

  • автовладельцу не надо самостоятельно заботиться о ремонте авто. Эту функцию полностью выполняет страховщик;
  • восстановление автотранспорта производится в короткие сроки, так как в этом заинтересованы все стороны.

Расчет стоимости восстановительного ремонта производится на основании результатов независимой экспертизы, проведенной в специализированной организации.

В акте эксперта должно отражаться:

  • причина проведения исследования;
  • дата проведения осмотра автотранспорта;
  • наименование компании, проводившей осмотр;
  • информация о владельце исследуемого транспортного средства;
  • индивидуальные характеристики автомобиля (марка, модель, номер, год выпуска, год ввода в эксплуатацию, комплектация и так далее);
  • информация о полученных повреждениях;
  • определение возможного способа устранения неполадок;
  • информация о дефектах авто, полученных до ДТП;
  • принадлежность повреждений результату дорожной аварии;
  • информация о возможных скрытых повреждениях;
  • дата составления документа.

К акту осмотра могут быть приложены фотографии, доказывающие определенные факты.

Расчет стоимости ремонта, после проведения экспертизы производится при помощи единой методики и специальной формулы.

Как проверить страховой полис ОСАГО по номеру, показано в статье: проверить страховой полис ОСАГО по номеру.

Про тарифы ОСАГО по регионам читайте здесь.

По какой методике

В настоящее время стоимость расчета производится по единой методике, разработанной Союзом Автостраховщиков и утвержденной Положением Центробанка №432-П.

Методика определяет все стадии и критерии оценки стоимости ремонта и является обязательной для всех страховых компаний и организаций, проводящих независимую экспертизу.

В соответствии с разработанным документом:

  • стоимость ремонта определяется на дату дорожного происшествия и учетом региональных границ. То есть стоимость ремонта одного и того же элемента может отличаться в разные дни и в разных городах;
  • при определении стоимости ремонта учитывается износ автомобиля и отдельных агрегатов, которые подлежат восстановлению. Максимальная величина износа на 2018 год составляет 50%.

Формула

Ср = Рпр Рм Рзч,

В большинстве случаев страховые компании стараются занизить оценочный ущерб, на восстановление автомобиля не достает денег. Важное в этом деле подготовительные работы, все зависит, как правильно и внимательно все сделано на месте ДТП, Очень важно правильно описать схему происшествия, сделать фотографии, записать номера машин, которые были свидетелями в момент аварии, воспользоваться услугами юриста по ДТП.

Чем точнее будут составлены документы, тем проще потом отстоять свои интересы. Иногда все складывается хорошо и клиенту не приходится обращаться в страховую компанию, тем более судиться с ней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Калькулятор ОСАГО 2018 онлайн - точный расчет полиса по РФ

Но имеется гораздо больше случаев, когда обращение просто необходимо. Нельзя считать, что обращение ничего не даст. На такую позицию часто надеются страховые компании, первое, что надо сделать, это подключить к работе юриста по ДТП.

Он может работать по делу от начала до конца. Юрист знает порядок подачи претензии и обращения в суд, как только судебное решение принято, можно получить исполнительный лист. По нему можно через судебных приставов проведут взыскание страховой компенсации.

По ОСАГО максимальная выплата составляет 400 000 рублей по материальному ущербу за машину.

Полис ОСАГО обязательный для всех видов транспорта, единый на всей территории страны, стоимость его меняется в зависимости от стажа водителя, от количества ДТП, от стоимости машины и региона.

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Какие же данные и критерии износа учитываются для того, чтобы оценить ущерб при ДТП и как это считают?

  1. Возраст транспортного средства считается по количеству полных лет с даты эксплуатации авто.
    Так, например, автомобиль, выпущенный в 2010 году, был продан только в 2012. Именно с этого времени будет отсчитываться срок его эксплуатации.
  2. Индивидуальный коэффициент износа.
    Его применяют в случае, если та или иная деталь автомобиля более изношена, нежели должна быть в соответствии с его возрастными данными. Так бывает, когда авто уже было в ДТП и ремонтировалось.
  3. Коэффициент износа не учитывается при восстановлении элементов безопасности, при неисправности которой автомобиль запрещено эксплуатировать.
    К этим элементам относятся:
    • вся тормозная система;
    • система рулевого управления;
    • все элементы оптики;
    • подушки и ремни безопасности.

Как рассчитать стоимость ущерба при ДТП поРСА

Ещё совсем недавно калькуляция убытков, причинённых автомобилю при ДТП у разных экспертов могла различаться в несколько раз. А страховые компании, как правило, принимали во внимание самый наименьший размер ущерба. А ведь причиной такой разбежки был вовсе не субъективизм оценщиков, а скорее разные методики подсчёта убытков.

С 2015 года ситуация в рассматриваемом вопросе поменялась «в корне». Центробанком была разработана единая методика расчета ущерба после ДТП по РСА.

Кроме того, с указанного года определена законом и предельная сумма компенсации – 400 000 р. Отметим, что далеко не все автолюбители и на сегодняшний день полностью удовлетворены результатами оценки.

Однако и они констатируют, что благодаря нововведениям ситуация в автостраховании ОСАГО стала значительно более благоприятной.

  • Федеральный закон №40 от 25 апреля 2002 года;
  • Федеральный закон №263 от 7 мая 2003 года;
  • Федеральный закон №238 от 24 апреля 2003 года.
  • Федеральный закон №135 от 29 июля 1998 года;
  • Федеральный закон №361 от 24 мая 2010 года.

Нормативные документы, регулирующие размер выплат по ОСАГО

Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО принята Центральным Банком Российской Федерации. Введена для обязательного применения работниками экспертно-технических отделов страховых компаний при расследовании последствий ДТП. Она использует четко установленные нормативные документы и расчеты, необходимые для предотвращения разногласий, споров, возникающих в ходе процедуры оценки ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего.

ЕМРУ – это собрание формул расчета нанесенного ущерба с их последовательной расшифровкой и указанием областей применения. Единая методика, как нормативный документ, предназначен для использования работниками экспертных организаций. Был принят к исполнению в 2014 году.

Благодаря его появлению удалось устранить следующие факторы:

  • большое количество судебных исков страхователей к страховщикам
  • обманные действия представителей страховых компаний
  • отсутствие единой модели расчета убытков
  • нестабильной ситуации касающейся выплаты страховой компенсации по полису ОСАГО
  • заниженного уровня доверия к СК

За основу составления Единой методики расчета взяты следующие документы:

  • ФЗ №432-П. Используется для расчета денежной выплаты пострадавшей стороне
  • ФЗ №433-П. Устанавливает правила работы работников экспертных служб для их корректной работы по выявлению фактов, позволяющих определить картину ущерба с установлением конкретных деталей ДТП
  • БЦЗ — электронная база данных стоимости запасных частей автомобиля. Используемая информация соответствует времени на момент произошедшей аварии.

Структура

Единая методика расчета ущерба расписывает порядок выполнения диагностических мероприятий с последующим составлением выводов в виде актов. Каждая операция имеет четкий алгоритм выполнения действий, все используемые критерии и коэффициенты представлены в виде справочных приложений. Структурная линейка ЕМРУ состоит из:

  • 7 основных глав
  • 10 справочных приложений
  • электронной базы расценок для запасных частей
  • правил выполнения работ по технической экспертизе

Когда можно использовать методику расчета ущерба по ОСАГО?

ЕМРУ используется в следующих случаях:

  • при наступления страхового случая по страховому полису автогражданки и необходимости выезда на место ДТП экспертных работников страховой компании
  • при привлечении независимых экспертных служб для оценки нанесенных повреждений
  • когда работу выполняют частные лицензированные специалисты, которые имеют действующую аттестацию
  • в случае судебного разбирательства, когда экспертизу выполняют государственные эксперты, имеющие соответствующие разрешения

Акт осмотра транспортного средства после ДТП

Результатом экспертной оценки является составление акта с соответствующими комментариями уполномоченного лица относительно:

  • присутствия при осмотре участников ДТП
  • информации о состоянии транспортного средства
  • сведений о владельце автомобиля
  • времени и места, условиях проведения экспертного осмотра
  • наличия скрытого ущерба на транспортном средстве
  • повреждения авто, не имеющих отношения к аварии

К акту прилагаются фото, видеоматериалы в качестве дополнительных сведений, подтверждающих проведенный осмотр. Существует возможность повторной экспертизы, требующейся для фиксации скрытых повреждений, обнаруженных при осмотре на СТО. В этом случае, обязательно присутствие представителей участников аварии, сертифицированного специалиста, имеющего лицензию на проведение осмотра.

Основные параметры, которыми руководствуется эксперт при составлении акта:

  • размеры,качество деформации поврежденных поверхностей
  • какие узлы, агрегаты повреждены и требуют полной замены
  • характеристика повреждения деталей в районе удара
  • возможность применения восстановительных работ

Имея полную картину ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия, специалист экспертной службы высчитывает размер денежной компенсации для проведения ремонтных работ. Сроки, требуемые для заполнения акта, составляют не менее 3, но не более 10 рабочих дней после проведения экспертного осмотра.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Когда ответственность за участника ДТП несет страховая компания, официально объявленная банкротом, тогда в качестве эксперта приглашается представитель РСА. Задействованный специалист должен быть зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции Российской Федерации. Проверить полномочия сотрудника РСА можно на официальном сайте этой организации.

Действия по проведению экспертизы представителем РСА выполняются в следующем порядке:

  • специалист приглашается через Почту России заказным письмом с уведомлением либо телеграммой. Срок подачи приглашения 3 – 5 дней до назначенной экспертизы
  • осмотр производится на СТО при помощи специального подъемного устройства. Транспортное средство должно быть чистым. Такие действия позволяют обнаружить все повреждения: явные и скрытые
  • эксперт РСА фиксирует важные моменты при помощи фото и видеоаппаратуры, составляет акт осмотра. При несогласии с выводами специалиста, участники экспертизы фиксируют свои возражения в документе

Итоги с расчетом денежной компенсации можно получить по исходу 10 дней. Далее, при участии адвоката подается исковое заявление в суд. Полученное решение, адвокат направляет в РСА. Выплата компенсации происходит через 14 календарных дней.

Установление размера выплат - основная формула

Стоимость запасных частей, материалов, определяется на момент дорожно-транспортного происшествия. При этом учитывается размер износа, поврежденных в аварии, узлов и комплектующих транспортного средства. В сумму размера выплат по восстановлению пострадавшего автомобиля входят расходы на оплату работы по выполнению ремонта. Возмещение средств по восстановлению с улучшениями, тюннинг транспортного средства не производится. Оплачиваются следующие ремонтные операции:

  • восстановительные работы, в том числе покрасочные
  • диагностические, регулировочные действия
  • выполнение контроля
  • дополнительные вспомогательные действия

Необходимым слагающим расчета размера выплат выступает сумма стоимости запасных частей, узлов и материалов, использующихся для замены пострадавших после аварии.

Для расчета используется, основная определяющая сумму выплаты, формула:

С вр = Р р +Р м + Р зч,

  • С вр – общая цена ремонта
  • Р р — стоимость проведенных работ по восстановлению ТС
  • Р м – затраты на материалы
  • Р зч – расходы на приобретение запасных частей, установленных взамен поврежденных

Полученная сумма, после расчета по основной формуле, округляется до сотен рублей. Допускается предел погрешности расчета общей стоимости ремонта не более 10 %. Такой разбег в цене не допускается при приобретении для замены поврежденных узлов, б/у запасных частей.

От каких входных данных зависит сумма ущерба

Для точного расчета суммы компенсации по полису ОСАГО на восстановление разбитого автомобиля при ДТП, используются следующие критерии:

  • число, месяц, год случившейся аварии
  • город, область, региональное расположение
  • марка транспортного средства
  • год производства, регистрации
  • как оснащен автомобиль производителем
  • общее состояние ТС, наличие повреждений, полученных до столкновения
  • состояние запасных частей, узлов, которые необходимо заменить новыми

Вся информация, влияющая на расчет затрат по восстановлению, берется из акта экспертизы, составленного компетентным лицом. Данные могут добавляться, это зависит от количества проводимых осмотров, обнаружения новых дефектов и скрытых повреждений.

Для расчета суммы расходов на ремонт поврежденного автомобиля представитель страховой компании использует следующие слагаемые:

  • стоимость производимых работ
  • общую цену закупки материалов
  • расходы на приобретение узлов и запасных частей для замены поврежденных

Для расчета затраченных средств на приобретение деталей применяется:

  • коэффициент, уменьшающий выплату денежной компенсации. Он зависит от износа поврежденного узла, выраженного в процентном соотношении
  • год выпуска автомобиля, продолжительность использования
  • показания одометра машины

При невозможности восстановить разбитое ТС с применением ремонтных работ, страховая компания обязана выплатить компенсацию на приобретение нового автомобиля. Размер компенсационной выплаты рассчитывается вычитанием стоимости уцелевших узлов разбитой машины из цены нового авто. В качестве уцелевших запасных частей выступают материальные ценности, которые можно реализовать на вторичном рынке. Для вычисления их стоимости используют коэффициенты установленные Положением Центрального Банка Российской Федерации.

Для исключения незаконности действий страховщика, в ходе расчета выплаты возмещения по полису ОСАГО необходимо иметь на руках заверенную копию акта экспертизы, для получения консультации по данному вопросу. При подозрении на обман, со стороны страховщика, необходимо произвести независимую экспертную оценку.

Как не дать себя обмануть

Чтобы исключить недобросовестные действия СК в отношении расчета выплаты компенсации по полису ОСАГО, следует четко знать свои права, как потерпевшего. Также можно использовать доступные для гражданина России инструменты влияния на мошенников:

  • подачу заявления в письменном виде в контролирующие органы: РСА, Центральный Банк
  • обращение в суд, прокуратуру
  • составление заявления о мошенничестве для передачи в полицию

Существует ряд причин, которые используют страховщики, как предлог для отказа в компенсации либо в занижении страховой выплаты по своим обязательствам:

  • виновник аварии не вписан в число лиц имеющих право на управление автомобилем. В этом случае, выплата производится страховщиком пострадавшему владельцу автомобиля. После этого, необходимость выплаты возмещения определяет суд
  • зачинщик ДТП оказался в нетрезвом виде. В этом случае страховщик тоже не имеет право на отказ о возмещении затрат на восстановление транспортного средства, но также имеет право в судебном порядки истребовать возмещение расходов с пьяного водителя
  • представитель страховой компании отказывается от ответственности из-за не соблюдения сроков подачи по уважительной причине (нахождение на лечении в больнице). В таком случае, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или правоохранительные органы для восстановления справедливости и пресечения неправомерных действий

При попытке страховщика уменьшить размер выплаты по договору гражданской ответственности, следует самостоятельно проверить заложенную стоимость:

  • проводимых работ
  • заменяемых узлов, деталей
  • дополнительных услуг

При несогласии с расчетом сотрудников СК, следует обратиться с письменной жалобой или досудебной претензией к руководству компании, а после этого в контролирующие органы. При возникающих сомнениях в честности выполненного осмотра экспертным отделом страховой компании, обязательно стоит привлечь независимого эксперта для установления отсутствия скрытых повреждений автомобиля. Копии результатов экспертизы следует сохранять, а один вариант предоставить страховщику для дальнейших уточнений суммы выплаты.

Составление и применение ЕМРУ привело к уменьшению составления жалоб гражданами России в отношении неправомерности, а также обманных действий со стороны работников страховой сферы. Повысился уровень доверия к системе обязательного страхования гражданской ответственности перед третьим лицом и в целом к существующей системе страхования в РФ.

Видео: Юридический ликбез — Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Офисы страховых компаний на карте