Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Упрощенка договор комиссии. Как посреднику на усн учитывать доходы и расходы по посредническим операциям. Оформление счетов-фактур Если комиссионер реализует товары комитента, являющегося плательщиком НДС

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющиеупрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие,находящееся на общем режиме налогообложения, а другой - «упрощенец»,то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением.Попробуем их разрешить.

Контонистова Е.В.
юрист консалтинговой группы «Что делать Консалт»

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона(комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждениесовершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становитсяобязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке иливступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионерпринял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере),также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительноговознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договоромразмер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачиваетсяпосле исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствахобычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующихслучаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионногопоручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которыебыли указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионероми комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядокраспределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представитькомитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если укомитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионерув течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлениной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считаетсяпринятым.

Если комиссионер - «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системыналогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги,если комиссионер - «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения?Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы?Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения«доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлятьсчета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложенияпризнаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этомгласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той жестатьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложенияучитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественныхправ, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационныедоходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы,перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посредническихдоговоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определенииналоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионерув связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги),полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца»доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера являетсятолько комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитентав счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датойполучения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или)в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признаетсяна дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента.В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждениеиз средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимостиот того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели иликомитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионераеще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, ктоприменяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы,так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получивот комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионноевознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образомаванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю суммудохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачиваетему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посредническиеуслуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения ,комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе«Доходы - всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионервыделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующейграфе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемыйдоход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этойже статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствоватькритериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономическиобоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактическойоплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяюткассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результатеисполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающихдоходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегосяу него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося укомиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранитимущество комитента - на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца»расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьямрасходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НКРФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения,не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно,это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являютсяплательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаровна таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур,не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупоки книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписыватьсчета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии,оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляетреализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности,или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателемили продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионервыступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитентаего обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий отсвоего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактурыпосредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируяего в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учетаполученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетахпо налогу на добавленную стоимость .

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаютсяв счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует всвоей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учетаполученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетахпо налогу на добавленную стоимость .

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетныйсчет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтомув посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представлениякомиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднееустановленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственностиза несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнегодля вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленныйна его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера,комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученногоот посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, вкотором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. Приэтом счета-фактуры - ни выставленный комиссионером, ни полученный им - в книгепокупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно,счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент - «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии являетсякомитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера.При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходовпри УСН.

Порядок определения налоговой базы

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у негопоявляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том,что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как деньпоступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества(работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу(комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можносделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступившихна расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждаетсятакже пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика.А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющийУСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на егорасчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетногосчета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например,в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателейвсю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение.В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателяна расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионерасумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер,участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамкахдоговора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения,который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляютсясложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведьстатья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых приупрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплатауслуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении,выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случаевознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы.Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальныхценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаяхкомиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживаетсвое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случаесумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена ужеза минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившейна расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способрасчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученныедоходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделатьэто можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг)включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо оттого, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признатьв составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составерасходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам,придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Налог на добавленную стоимость

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет.Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец»таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализациитоваров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент,а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимозаплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре(п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии,который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту,то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечисленыденьги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налогне уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, чтокомитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пенипо статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджетв случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученногоот покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупаеттовары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуруна эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередьпринять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этогоналога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст.346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применятьсятолько в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которыеперечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтомуна практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае,если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности - посредническиеуслуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услугине относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененныйдоход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку»,если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры,фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведенына уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихсярозничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВДявляется торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет,а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать,что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей переходана уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товараминалогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД являетсяформа расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочияпо реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер.Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализуетне только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствиис главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придетсяотстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нетединого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принималисьрешения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлюкомиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающиеих уплачивать ЕНВД.

Форма этого документаутверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

Документ утвержден постановлениемПравительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Подробнее о порядкедокументооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеровжурнала. - Примеч. ред.

Положениями главы 26.2 НК РФ никак не урегулирован порядок учета доходов и расходов по договору комиссии в том случае, если одна из сторон такого договора применяет упрощенную систему налогообложения. «Упрощенцу» в таких вопросах следует руководствоваться соответствующими статьями НК РФ о правилах налогообложения прибыли, отсылки к которым содержатся в главе 26.2 НК РФ. Однако дело это непростое, о чем свидетельствуют и вопросы налогоплательщиков, и разъяснения налоговых органов.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В процессе исполнения комиссионером своих обязанностей по договору комиссии на его счет либо в кассу могут поступать следующие платежи:

    комиссионное вознаграждение от комитента (ст. 991 ГК РФ);

    возмещение комитентом расходов, произведенных комиссионером при выполнении комиссионного поручения (ст. 1001 ГК РФ);

    денежные средства в оплату товаров (работ, услуг), реализуемых комиссионером от своего имени, но за счет комитента (если комиссионер участвует в расчетах);

    денежные средства для целей закупки товаров (работ, услуг), перечисляемые комитентом (если комиссионер участвует в расчетах).

Рассмотрим, как следует производить учет этих сумм при исчислении единого налога.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта обложения единым налогом учитывают следующие доходы:

    доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. Согласно положениям данной статьи выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах;

    внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При этом при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Исполнение комиссионного поручения с точки зрения налогового законодательства является реализацией услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ). Следовательно, комиссионное вознаграждение представляет собой доход от реализации услуг, подлежащий включению в налоговую базу по единому налогу.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются в составе доходов при налогообложении прибыли доходы (кроме комиссионного вознаграждения) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенных договоров.
Положения ст. 251 НК РФ в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ должны применяться и при исчислении «упрощенцами»-организациями единого налога. Отсюда вывод - в состав налогооблагаемых доходов при применении УСН не должны включаться ни суммы, полученные комиссионером в возмещение произведенных им при исполнении поручения расходов, ни суммы, полученные от покупателей товаров (работ, услуг) для их перечисления комитенту (либо от комитента для целей закупки товаров (работ, услуг)).
При исчислении «лимита» выручки в соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ для целей определения права комиссионера на применение УСН также необходимо учитывать только сумму вознаграждения (см. также письмо Минфина России от 28.04.2004 N 04-03-11/67).
Все вышесказанное относится к организациям.
В отношении же «упрощенцев» - индивидуальных предпринимателей подобных правил прямо не предусмотрено. Статья 346.15 НК РФ оговаривает лишь, что предприниматели для целей исчисления единого налога должны учитывать доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Однако, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 07.10.2004 N 03-03-02-04/1/21, индивидуальные предприниматели должны учитывать денежные средства, полученные по агентским или другим аналогичным договорам, применительно к порядку, установленному для организаций. Таким образом, руководствуясь данным разъяснением, предприниматели, применяющие УСН, вправе учитывать в составе доходов только сумму комиссионного вознаграждения.
В упомянутом письме Минфин России никак не обосновал свою позицию. Но, на наш взгляд, она следует из норм части первой НК РФ. Ведь само понятие «доход» определено в ст. 41 НК РФ как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
При осуществлении деятельности в рамках договора комиссии реальным доходом (выгодой) комиссионера является только его вознаграждение. Суммы, перечисленные комитентом в оплату произведенных комиссионером расходов, доходом не являются - они лишь компенсируют комиссионеру затраченные последним собственные средства. Не предоставляют никаких экономических выгод и суммы, поступающие комиссионеру в оплату товаров (работ, услуг) для дальнейшего их перечисления комитенту.
Отметим также, что у комиссионера могут возникать и дополнительные доходы по договору комиссии. Зачастую по условиям договора комиссионер обязуется продать товар не дешевле определенной цены и имеет право все «лишние» деньги оставить в своем распоряжении. Вознаграждение же в виде процентной ставки (или в твердой сумме) может как предусматриваться, так и не предусматриваться положениями договора.
В этом случае дополнительный доход также включается в состав доходов комиссионера-«упрощенца» для целей исчисления единого налога на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

Обратите внимание! Чтобы комиссионер мог оставить себе «лишние» деньги в полной сумме, соответствующее условие необходимо отразить в договоре. В противном случае согласно правилу ст. 992 ГК РФ дополнительную выгоду придется поделить между комитентом и комиссионером поровну (и тогда в состав доходов комиссионера будет включаться только половина дополнительной суммы).


ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ (ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРИМЕНЯЕТ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ «ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ»)

По общему правилу ст. 1001 ГК РФ комитент обязан возместить комиссионеру все расходы, понесенные им при исполнении комиссионного поручения, кроме расходов на хранение комиссионером имущества комитента. Возмещение расходов на хранение возможно лишь в том случае, если стороны договора предусмотрят это своим соглашением либо если в законе, регулирующем правоотношения сторон, будут содержаться соответствующие положения.
Учитывая изложенное, затраты, возникающие в связи с исполнением комиссионного поручения (кроме затрат на хранение), комиссионер не включает в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога.
При этом необходимо учитывать, что в данном случае подразумеваются затраты, непосредственно связанные с выполнением комиссионного поручения (например, затраты на рекламу товара комитента, на получение сертификата качества и т.п.). Собственные расходы, произведенные комиссионером в период выполнения комиссионного поручения (в частности, оплату труда работников, коммунальные платежи), он учитывает в обычном порядке (см. с. 31).


ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ «упрощенцы» ведут налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга), и Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Порядок), утвержденных Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
Как следует из формулировки п. 1 ст. 346.24 НК РФ, в Книге должны отражаться только те суммы, которые необходимы для исчисления единого налога.
Соответствующие графы и были предусмотрены ее первоначальной редакцией.
Однако у налоговиков на этот счет было иное мнение, в результате чего Приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 в Книгу, а также в Порядок были внесены изменения, целью которых было обязать налогоплательщиков отражать в учете все свои доходы и расходы, а не только участвующие в расчете налога. В Книге вместо граф 4 «Доходы» и 5 «Расходы» появились графы 4 «Доходы - всего» и 5 «В том числе учитываемые при исчислении единого налога» и соответственно графы 6 «Расходы - всего» и 7 «В том числе учитываемые при исчислении единого налога».
Однако Приказ МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 был оспорен налогоплательщиками в суде как не соответствующий положениям Налогового кодекса РФ.
Вначале это сделал предприниматель, и Решением ВАС РФ от 22.01.2004 N 14770/03 данный Приказ в части, касающейся индивидуальных предпринимателей, был признан не соответствующим статьям 346.14, 346.15, 346.16, 346.24 НК РФ и не действующим в указанной части.
Затем с аналогичным заявлением в суд обратилась и организация, применяющая «упрощенку». В результате ВАС РФ вынес еще одно Решение - от 08.09.2004 N 9352/04, и Приказ МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 был признан недействующим полностью.
Таким образом, в настоящее время Книга и Порядок применяются в своей первоначальной редакции и требуют отражения только тех доходов и расходов, которые влияют на исчисление единого налога.
Поскольку при совершении операций по договору комиссии единственным налогооблагаемым доходом является только вознаграждение комиссионера-"упрощенца", отражать в Книге необходимо только эту сумму (независимо от выбранного объекта обложения единым налогом).
Согласно п. 1.1 Порядка хозяйственные операции, произведенные налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, отражаются в Книге в хронологической последовательности позиционным способом на основе первичных документов.
Первичным документом, подтверждающим факт оказания комиссионных услуг, является отчет комиссионера (ст. 999 ГК РФ). Порядок его представления определяется соглашением сторон договора комиссии (как правило, при продаже товаров отчет предоставляется по истечении определенного отчетного периода - недели, месяца, квартала).
На момент фактического получения комиссионером сумм вознаграждения и дополнительных доходов такой отчет может быть еще не составлен. Полученные средства в этом случае необходимо отразить в составе доходов как аванс на дату получения. Такое требование предъявляют контролирующие органы (см. письма Минфина России от 28.04.2003 N 04-02-05/3/39, МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657). Правомерность этого требования весьма сомнительна, однако спорить с ним - это значит обречь себя на судебную тяжбу с неизвестным исходом.
Как же отразить полученные суммы в Книге, если отчет еще не составлен? По нашему мнению, в качестве первичных документов можно указать договор комиссии и платежный документ, подтверждающий оплату товара.


ПРИМЕР 1

Предприятие А, применяющее общий режим налогообложения (комитент), и предприятие Б, применяющее УСН (комиссионер), заключили договор комиссии.
По условиям договора предприятие Б обязалось реализовывать продукцию предприятия А за вознаграждение в сумме 10% от стоимости проданной продукции.
Для целей исполнения поручения комиссионер в соответствии с условиями договора должен осуществить рекламу реализуемой продукции и организовывать ее доставку со склада комитента покупателям. Оплата от покупателей поступает на счет предприятия Б и в течение 3 дней должна быть (за минусом вознаграждения) перечислена предприятию А.
Отчет комиссионер должен представлять не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.
4 февраля 2005 г. комиссионер реализовал партию продукции стоимостью 450 000 руб. Выручка от реализации поступила на счет комиссионера 9 февраля 2005 г.
Из этой суммы 45 000 руб. осталось в распоряжении комиссионера в качестве вознаграждения за услуги, а 405 000 руб. было перечислено комитенту платежным поручением от 11 февраля 2005 г.
1 февраля 2004 г. комиссионер из собственных средств оплатил рекламу продукции комитента в сумме 30 000 руб.
2 марта 2005 г. комиссионер направил комитенту отчет за февраль.
4 марта 2005 г. комитент возместил комиссионеру его расходы по рекламе.

В Книге учета доходов и расходов в феврале делается следующая запись:


В марте никаких записей по учету доходов и расходов в Книге делать не нужно.
ПРИМЕР 2

В условиях примера 1 предположим, что комиссионеру удалось продать данную партию продукции на более выгодных условиях - на 50 000 руб. дороже. Поскольку договором комиссии не был оговорен порядок расчетов в таких случаях, сумму дополнительной выгоды стороны должны разделить между собой пополам.
Таким образом, из полученных от покупателя 500 000 руб. (450 000 руб. + + 50 000 руб.) в распоряжении комиссионера остается 70 000 руб. (45 000 руб. + 25 000 руб.), а комитенту перечислятся 430 000 руб. (405 000 руб. + 25 000 руб.).
В этом случае записи в Книге учета доходов и расходов выглядят следующим образом.

Мы являемся комиссионерами на УСН 6%. Наш доход - комиссионное вознаграждение. Как посчитать налоговую базу, ведь УСН подразумевает кассовый метод. А к нам на расч счет попадают деньги за товар комитента, которые не являются нашей выручкой. А вознаграждение комитент нам не перечисляет, а мы просто выручку перечисляем комитенту за минусом вознаграждения. Таким образом мы посчитали налог 6% по методу начисления. Сколько вознаграждения начислено в отчетах комиссионера, такой и налог. Правильно ли это?

Комиссионер, осуществляющей розничную торговлю товарами комитента и участвующий в расчетах, при определении налоговой базы, сумму комиссионного вознаграждения должна учитываться на дату поступления денежных средств на расчетный счет от покупателей. Комиссионер в состав доходов не включает средства, поступившие ему от покупателя в пользу заказчика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Доходы и расходы

При выполнении поручения заказчика (комитента, принципала, доверителя) посредник (комиссионер, агент, поверенный):
– получает доходы – выручку от оказания посреднической услуги (вознаграждение) (п. 1 ст. 346.15 , п. 1 ст. 249 НК РФ); *
– несет расходы (включая «входной» НДС), связанные с исполнением посреднического договора, которые по условию договора ему не возмещаются (письмо Минфина России от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/463).

В состав доходов, учитываемых при расчете единого налога, не включайте средства, поступившие посреднику:
– от покупателя в пользу заказчика (при продаже товаров); *
– от заказчика в пользу поставщика (при покупке товаров);
– от заказчика в счет возмещения затрат посредника по условиям посреднического договора.

Несмотря на возможность согласования разных условий расчетов с заказчиком, для посредника, применяющего упрощенку, дата признания дохода не зависит ни от момента подписания отчета об оказании посреднических услуг, ни от совершения иных согласованных сторонами действий по исполнению обязательств. Посредник, применяющий упрощенку, должен признавать доходы кассовым методом, то есть на дату фактического поступления денежных средств от покупателя, если в состав этих средств включено его вознаграждение (). * Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 ноября 2012 г. № 03-11-06/2/140 .

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Посредник участвует в расчетах

Если посредник участвует в расчетах, в бухучете операции, связанные с исполнением посреднического договора, отражаются следующими проводками.

На дату реализации товаров посредником:*

Дебет 62 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары (работы, услуги)»
– отражена реализация товаров (работ, услуг) покупателю.

На дату поступления оплаты от покупателя:

Дебет 50 (51) Кредит 62
– отражена оплата покупателем товаров (работ, услуг).

На дату утверждения отчета посредника:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– отражена сумма посреднического вознаграждения;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов» Кредит 60 (76)
– отражена сумма расходов, подлежащих возмещению заказчиком.

На дату перечисления оплаты заказчику:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 50 (51)
– перечислены заказчику денежные средства, полученные от покупателя (за вычетом удержанного вознаграждения с учетом дополнительной выгоды и возмещаемых расходов по договору);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– зачтена сумма посреднического вознаграждения в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– зачтена сумма возмещаемых расходов в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги).

Если посредник применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, при расчете налоговой базы учитывается только сумма посреднического вознаграждения и дополнительной выгоды. * Расходы для целей налогообложения не принимайте. Это следует из положений пункта 1 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Главбух советует: * если посредник платит единый налог с доходов, в посредническом договоре целесообразно предусмотреть обязательства заказчика по возмещению заказчиком расходов посредника, связанных с исполнением договора. В этом случае с суммы возмещения затрат единый налог платить не придется.

). Если же по условиям договора расходы посредника покрываются за счет вознаграждения, ему придется начислить и заплатить единый налог со всей суммы, полученной от заказчика.

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 15

Существенным элементом договорной политики многих организаций является замена договоров поставки посредническими сделками: комиссией, поручением, агентским соглашением. Но если участники посреднических договоров применяют разные системы налогообложения (например, посредник использует спецрежим, а лицо, в интересах которого совершаются сделки, находится на общей системе налогообложения или наоборот), то у них возникают проблемы и с оформлением первичных документов, и с налогообложением, и с выставлением счетов-фактур.

В статье мы постараемся дать рекомендации по исполнению "спецрежимных" посреднических договоров, в частности, по договору комиссии <1>. Его целесообразно заключать и в том случае, если организация (индивидуальный предприниматель) намеревается продавать свой товар (работы, услуги) или закупать какую-либо продукцию через посредника.

<1> Обратите внимание: рассмотренные в статье вопросы в полной мере относятся и к агентскому договору в случае, если агент действует от своего имени (п. 1 ст. 1005, ст. 1011 ГК РФ).

Если комиссионер применяет УСНО, а комитент - общий режим налогообложения Порядок определения налоговой базы

В силу п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения по единому налогу при УСНО признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, при УСНО не учитываются.

Статья 251 НК РФ содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 п. 1 этой статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-"упрощенца" доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера являются суммы комиссионного вознаграждения, дополнительного вознаграждения, если его получение предусмотрено договором комиссии, а также сумма дополнительной выгоды, остающейся в распоряжении комиссионера (Письмо Минфина России от 28.04.2004 N 04-03-11/67). Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам комиссии и применяющих УСНО.

Примечание. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие услуги по договорам комиссии или агентским договорам, при определении объекта единым налогом учитывают сумму комиссионного (агентского) вознаграждения (Письмо Минфина России от 24.05.2005 N 03-03-02-05/23).

Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, находящиеся на УСНО, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-"упрощенец" не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения (дополнительной выгоды, дополнительного вознаграждения) от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатель или комитент перечислит деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан (комиссионные услуги еще не оказаны), поскольку при кассовом методе определения доходов и расходов к доходам относятся и авансы (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателя денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до подписания отчета, комиссионер, таким образом, получает аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата оказанных посреднических услуг.

Полученное комиссионером-"упрощенцем" вознаграждение (в том числе и авансом) отражается в графе 4 "Доходы" разд. 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов <2>. При этом денежные средства, поступившие комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии либо от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, в данной книге не отражаются (Решение ВАС РФ от 08.09.2004 N 9352/04, Приказ Минфина России от 04.02.2005 N 15н).

<2> Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Кроме того, п. 2 этой статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены, то есть соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Налогоплательщики, применяющие УСНО, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что "упрощенцы" применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Следует иметь в виду, что в состав расходов комиссионера не включаются денежные средства:

  • полученные комиссионером от комитента и перечисленные продавцу согласно договору комиссии на приобретение товаров для комитента;
  • полученные комиссионером от покупателей и перечисленные комитенту согласно договору комиссии на реализацию товаров комитента;
  • переданные комиссионером в оплату затрат, возмещаемых комитентом.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом говорится в ст. 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента - на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-"упрощенца" расходы по аренде склада уменьшают доходы (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для "упрощенцев" п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Оформление счетов-фактур Если комиссионер реализует товары комитента, являющегося плательщиком НДС

В данном случае проблема заключается в том, что покупателю и комитенту обязательно нужны документы, в которых выделена сумма НДС (п. 4 ст. 168 НК РФ). Однако комиссионер, работающий на УСНО, не является плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ) и личной заинтересованности в выставлении счетов-фактур у него нет (п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако напомним, что "упрощенец" продает от своего имени не собственную продукцию, а товар, который принадлежит комитенту-плательщику НДС (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Его функция заключается лишь в том, чтобы связать друг с другом настоящего продавца товаров (комитента) и покупателя. Поскольку комитент является плательщиком НДС, в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ комиссионер обязан в течение пяти дней, считая с даты отгрузки товара покупателю, выписать на имя покупателя счет-фактуру на полную стоимость товаров с выделением суммы НДС (Письма Минфина России от 22.03.2005 N 03-04-14/03 и МНС России от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807). При этом следует отметить, что изложенный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет НДС по товарам, реализуемым комитентом (Письмо Минфина России от 05.05.2005 N 03-04-11/98).

Порядок действий должен быть таким: собственник товара (комитент) отгружает товар на реализацию посреднику (комиссионеру). При этом комитент выписывает накладную с пометкой "на реализацию", а счет-фактуру не выставляет, так как факта реализации еще нет. Посредник учитывает полученный товар на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" в оценке, обусловленной договором.

Продавая товар, комиссионер от своего имени оформляет все первичные документы (договор, накладную и счет-фактуру) в двух экземплярах в ценах реализации, включая посредническое вознаграждение (дополнительную выгоду). Отдельной строкой эти суммы в счете-фактуре не выделяются. Номер указанному счету-фактуре присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур (п. 2 Письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404). Один экземпляр передается покупателю, второй подшивается в Журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в Книге продаж. Таким образом, у комиссионера, применяющего УСНО, возникает обязанность вести журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур.

После реализации товаров (работ, услуг) покупателю комиссионер извещает об этом комитента либо путем сообщения ему показателей выставленных счетов-фактур, либо путем передачи копий счетов-фактур, выставленных покупателю. Срок представления отчета, как правило, не реже одного раза в месяц, стороны устанавливают в договоре.

Получив необходимые данные, комитент выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. В документе делается ссылка на показатели счета-фактуры комиссионера, выдавшего его покупателю и отразившего эти сведения в отчете (извещении). Это требование п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур <3>.

<3> Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Обратите внимание: если комиссионер сообщает показатели выставленных покупателям счетов-фактур в конце месяца, то комитент может выставить комиссионеру один сводный счет-фактуру.

Собственник товара регистрирует выданный счет-фактуру в Книге продаж в зависимости от принятой им учетной политики. Если он определяет налоговую базу по НДС "по оплате", а деньги за товар ни ему, ни посреднику, если тот участвует в расчетах, еще не поступили, то счет-фактуру в Книге продаж он не регистрирует (пп. 1 п. 2 ст. 167 НК РФ). Счет-фактура будет зарегистрирован после получения оплаты за товар.

Получив от комитента счет-фактуру, комиссионер подшивает его в Журнал учета полученных счетов-фактур.

Вопрос: надо ли комиссионеру, применяющему УСНО, выставлять комитенту на сумму своего комиссионного вознаграждения счет-фактуру?

Поскольку организации, в том числе и посредники, перешедшие на УСНО, не являются плательщиками НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, - п. 2 ст. 346.11), они не имеют права при реализации своих услуг дополнительно к цене реализуемой услуги (вознаграждению) предъявлять к уплате покупателю этих услуг (комитенту) сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Таким образом, комиссионеры, применяющие УСНО, не должны выставлять комитентам счета-фактуры с выделенным НДС, вести книги покупок и продаж (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Пример 1 . Организация-комиссионер, применяющая УСНО, получает от комитента товары, реализация которых, согласно договору, должна быть осуществлена по стоимости 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Комиссионер реализует товары покупателю и выставляет ему счет-фактуру, где указана сумма НДС - 18 000 руб.

По условиям договора комиссионное вознаграждение в сумме 10 000 руб. удерживается из выручки, полученной от покупателя.

Операции по реализации товаров в бухгалтерском учете комиссионера (если он продолжает вести бухгалтерский учет) будут отражены следующим образом:

<*> Комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру, в котором указывается НДС в сумме 18 000 руб.
<**> Сумму комиссионного вознаграждения комиссионер должен отразить в Книге доходов и расходов. Комиссионер применяет УСНО и не является плательщиком НДС, счет-фактуру на сумму комиссионного вознаграждения комитенту он не выставляет.

Если комиссионер приобретает товары для комитента, являющегося плательщиком НДС

В этом случае продавец товаров (работ, услуг) будет выписывать все документы (накладные, счета-фактуры, если продавец является плательщиком НДС) на имя комиссионера. На основании этих документов комитент не сможет оприходовать у себя в учете приобретенные товары (работы, услуги) и принять НДС к вычету по ним, так как в накладных и счетах-фактурах в качестве покупателя указан комиссионер.

Однако в силу ст. 996 ГК РФ при покупке товара для комитента комиссионер не является его собственником. Право собственности на товар принадлежит комитенту. Для того чтобы последний смог оприходовать у себя в учете приобретенные товары (работы, услуги) и воспользоваться налоговым вычетом, комиссионеру придется выписать от своего имени накладные и перевыставить комитенту счет-фактуру.

Обратите внимание: в этой ситуации у комиссионера, применяющего УСНО, также возникает обязанность вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует заметить, что порядок движения и регистрации документов, если посредник закупает товар для комитента, в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур прописан недостаточно четко. Организациям нужно действовать по аналогии с описанной выше схемой.

Получив от продавца счет-фактуру, комиссионер подшивает его в Журнал учета полученных счетов-фактур. После этого он от своего имени выставляет в двух экземплярах счет-фактуру на имя комитента. Причем в нем должны быть отражены те же показатели, что и в счете-фактуре, выставленном продавцом комиссионеру. Один экземпляр счета-фактуры передается комитенту, а второй подшивается в Журнал учета выставленных счетов-фактур. Номер указанному счету-фактуре присваивается комиссионером в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур (п. 2 Письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404).

Точно так же будут перевыставляться счета-фактуры по расходам, которые возмещает комитент (например, на доставку товара), если только не сам комиссионер оказывает соответствующую услугу комитенту.

Получив от комиссионера счет-фактуру, комитент подшивает его в Журнал учета полученных счетов-фактур и, если товары (работы, услуги) оплачены, регистрирует его в Книге покупок и предъявляет НДС к вычету (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур).

Если комитент применяет УСНО, а комиссионер - общий режим налогообложения Комиссионер не участвует в расчетах

В этом случае у комитента-"упрощенца" не возникает никаких проблем с определением сумм, включаемых в состав доходов: выручка от реализации его продукции через комиссионера напрямую поступит на расчетный счет или в кассу комитента. То есть всю полученную сумму комитент включит в доход, отразив его в графе 4 разд. 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов.

Обратите внимание: полученный аванс под предстоящую отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) также подлежит включению в состав доходов комитента, поскольку гл. 26.2 НК РФ предусмотрен кассовый метод учета доходов и расходов.

Комиссионер участвует в расчетах

Такой метод расчета подразумевает перечисление денежных средств за покупку непосредственно комиссионеру, который потом перечисляет их комитенту. Если посредник перечисляет комитенту-"упрощенцу" всю полученную от покупателя выручку или аванс, а впоследствии получает вознаграждение, то у комитента не возникает проблем с определением суммы налогооблагаемого дохода. В данном случае доходом считается вся полученная от комиссионера денежная сумма.

Однако на практике в силу ст. 997 ГК РФ договором комиссии может быть предусмотрено, что комиссионер перечисляет комитенту сумму денежных средств за вычетом своего вознаграждения и расходов, возмещаемых комитентом. То есть комитент получит на свой расчетный счет (в кассу) не всю выручку от реализации товаров (работ, услуг), а за минусом соответствующих удержаний комиссионера.

Вопрос: какую сумму в указанном случае следует отразить ему в составе доходов: только фактически поступившую на расчетный счет (в кассу) или всю сумму, включая удержания комиссионера?

С одной стороны, для комитента-"упрощенца" предусмотрено использование кассового метода, что дает возможность предположить, что в его доходах следует показать фактически полученную сумму. Но это неправильно. Дело в том, что налогоплательщики, применяющие УСНО, должны учитывать доходы от реализации по правилам ст. 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), согласно которой выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Кроме того, согласно ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Таким образом, в качестве дохода комитента следует считать всю сумму, поступившую на счет комиссионера от покупателя и отражаемую им в своем отчете (см. также Письма Минфина России N 03-03-02-04/1/67 <4> и от 15.03.2005 N 03-03-02-04/1/72).

<4> Письмо ДНП Минфина России от 01.12.2004 N 03-03-02-04/1/67 "О порядке учета дохода организации-комитента, применяющей упрощенную систему налогообложения".

Учесть полученную выручку и отразить ее в Книге доходов и расходов комитент сможет следующим образом:

  • часть выручки (за минусом произведенных удержаний комиссионера) включить в состав доходов (графа 4 "Доходы" разд. 1 "Доходы и расходы") в момент ее поступления от комиссионера на расчетный счет (в кассу);
  • оставшуюся часть (удержанную комиссионером сумму) - в момент утверждения отчета комиссионера.

Вознаграждение комиссионера - расходы комитента?

В силу ст. 346.15 НК РФ для организаций, использующих УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (ст. 346.14 НК РФ), предусмотрен закрытый перечень налоговых расходов, и комиссионное вознаграждение посредникам в качестве отдельной статьи в нем не упомянуто.

Вопрос: включается ли вознаграждение комиссионера в расходы комитента?

Первоначально позиция Минфина была следующей: расходы по уплате вознаграждений посредникам не должны уменьшать налоговую базу по единому налогу, поскольку они не поименованы в качестве отдельного расхода в перечне расходов и не подпадают под определение работ (услуг) производственного характера, затраты на приобретение которых учитываются в составе материальных расходов. Впоследствии изложенная точка зрения изменилась, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 21.01.2005 N 03-03-02-05/1. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.

Так, пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

В том случае, если приобретаемые организацией работы и услуги являются составной частью конечной услуги, оказываемой налогоплательщиком, такие расходы, по нашему мнению, следует относить к материальным расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу.

Аналогичного мнения придерживаются и налоговые органы (см. Письмо МНС России от 09.07.2004 N 22-1-14/1184@ "Об упрощенной системе налогообложения").

Несмотря на вышесказанное, обращаем внимание на то, что при включении комиссионного вознаграждения в налоговые расходы у комитента, применяющего УСНО, может возникнуть спор с проверяющими органами о правомерности указанного действия. К сожалению, судебная практика по данному вопросу пока не сложилась. По мнению автора, у налогоплательщика есть все основания доказать свою правоту.

В зависимости от порядка расчетов между комиссионером и комитентом расходы последнего в виде комиссионного вознаграждения учитываются следующим образом.

Если денежные средства перечисляются комиссионеру до утверждения отчета (то есть факт оказания услуг не подтвержден), то для комитента это не расход, а авансовый платеж, который не отражается в налоговом учете и не учитывается при исчислении единого налога при УСНО (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если денежные средства перечисляются комиссионеру после утверждения отчета, то у комитента возникает расход, так как выполняются два необходимых условия: услуга фактически оказана и оплачена. Сумма комиссионного вознаграждения отражается в графе 5 разд. 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов.

Если комиссионное вознаграждение удерживается комиссионером из денежных средств, причитающихся комитенту, то, по мнению автора, сумму удержания комитент может учесть в составе расходов в момент утверждения отчета комиссионера, в котором будет указана сумма выручки, полученная от покупателя, и сумма комиссионного вознаграждения, причитающегося комиссионеру. В налоговом учете комиссионное вознаграждение отражается в графе 5 разд. 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов.

Ю.А.Васильев

генеральный директор

Эта статья адресована агентам и комиссионерам на УСН, которые приобретают у поставщиков на ОСН товары, работы, услуги для клиентов на ОСН. Из этой статьи вы узнаете почему в 2015 году такому посреднику может потребоваться поменять схему работы, и как ему оформлять договоры, первичные документы и отчитываться в налоговую инспекцию.

1. Как было

Во многих видах бизнеса поставщики товаров, работ, услуг предпочитают работать с небольшим количеством профессиональных посредников. При этом часто между поставщиком и посредником заключался агентский (либо комиссионный) договор, в котором посредник совершает сделки с покупателями действуя в качестве агента (либо комиссионера) поставщика. В более сложных случаях посредник мог привлекать субагента. Агент, либо субагент, в свою очередь, заключал от своего имени с покупателем договор купли-продажи товара, либо возмездного оказания услуг.

На практике в описанной схеме поставщиком и посредником могли не в полной мере соблюдаться довольно жесткие требования действующих правил заполнения счетов-фактур. Последние, напомним, требуют практически зеркального соответствия между собой реквизитов счетов-фактур, выставленных поставщиков посреднику (с одной стороны) и счетов-фактур, перевыставленных посредником покупателю (с другой стороны).

На практике счета-фактуры, выставленные поставщиком посреднику и перевыставленные посредником покупателю могли незначительно отличаться между собой по некоторым реквизитам как в силу технических ошибок, так и в силу требований бизнеса. Данный факт не представлял большой проблемы, поскольку в ранее применяемой налоговыми органами системе контроля НДС такие отличия между счетами-фактурами были некритичны. В редких случаях, когда такие отличия вызывали вопросы у сотрудников налоговых органов, вопросы снимались предоставлением в налоговую инспекцию пояснений по выявленным расхождениям. Таким образом, до 2015г. требования правил заполнения счетов-фактур «спали», а их жесткость компенсировалась необязательностью их выполнения.

2. Новая схема контроля НДС

Многие уже слышали, что с 1 квартала 2015 года ужесточился контроль за НДС. Суть новой системы контроля сводится к тому, что налоговые органы намерены контролировать всю цепочку перепродажи товаров, работ, услуг автоматически (силами роботов, а не людей) сплошным методом в текущем режиме с помощью единой базы данных всех счетов-фактур в масштабах всей страны. Очевидно, что робот не знает усталости и не закрывает глаза на некритичные ошибки, поэтому есть риск, что новая система контроля НДС «разбудит» те требования правил заполнения счетов-фактур, которые ранее считались «спящими». При этом посредник и продавец получат из налоговой инспекции автоматически сформированные требования пояснить все существующие расхождения между их счетами-фактурами. И если посреднику и поставщику не хватит ресурсов, либо аргументов чтобы пояснить все расхождения, покупателю на ОСН будет отказано в вычете НДС и он заплатит больше денег в бюджет.

3. Последствия для посредников на УСН

Узнав о новой системе контроля НДС многие сочли разумным отказаться от агентских и комиссионных договоров и перейти на работу друг с другом по схеме перепродажи по договорам купли-продажи товаров, либо возмездного оказания услуг. В этом случае посредник просто закупает товары, либо услуги у поставщика и перепродает их покупателю. При этом не требуется «зеркального» соответствия между собой счетов-фактур выставленных поставщиком посреднику и посредником – покупателем и, как следствие, посреднику не требуется раскрывать поставщику своих покупателей.

Однако такое решение подойдет не всем. Если посредник не является налогоплательщиком НДС (применяет УСН), то для покупателя на ОСН стоимость товаров и услуг в схеме перепродажи возрастет на сумму НДС по сравнению со схемой работы по агентскому, либо комиссионному договору.

Чтобы избежать данной проблемы посредник может перейти на применение ОСН. Однако применение ОСН существенно повышает для посредника дополнительные административные и, возможно, налоговые издержки. В условиях экономического кризиса, когда посредники работают на предельно низкой марже, такие дополнительные издержки могут быть неприемлемы.

Что же делать посреднику на УСН если

  • поставщик предлагает закупать у него товары, работы, услуги по договорам купли-продажи товаров (либо возмездного оказания услуг), и
  • покупатель применяет ОСН и желает возмещать из бюджета НДС со стоимости товаров, работ, услуг, и
  • посредник не готов перейти на применение ОСН?

4. Возможное решение: посредник – агент покупателя

Посредник удовлетворит пожелания поставщика и покупателя и останется на УСН, если заключит агентский, либо комиссионный договор с покупателем. При этом посредник будет закупать товары, работы, услуги у поставщика по договору купли-продажи товаров (либо возмездного оказания услуг) действуя от своего имени в качестве агента (либо комиссионера) покупателя.

В этом случае посредник будет получать от поставщика счета-фактуры на товары, работы, услуги, приобретенные посредником для покупателя и перевыставлять покупателю указанные счета-фактуры от своего имени. В этом требовании для посредника нет ничего нового и сложного, если посредник ранее уже перевыставлял покупателям счета-фактуры работая в качестве агента, либо комиссионера поставщика.

По сравнению с работой посредника в качестве перепродавца (если посредник закупает товары, либо услуги у поставщика и перепродает их покупателю) новая схема работы проще для посредника, поскольку позволяет посреднику не превышать лимит выручки для применения УСН.

По сравнению с работой посредника в качестве агента, либо комиссионера поставщика новая схема работы будет безопаснее и проще для посредника, поскольку от посредника не потребуется раскрывать поставщику своих покупателей. Для поставщика новая схема работы также безопаснее и проще, поскольку он будет выставлять счета-фактуры на посредника (своего непосредственного контрагента), и поставщику нет необходимости собирать и выверять реквизиты множества покупателей, с которыми работает посредник.

5. Как в новой схеме посреднику получать вознаграждение

Если ранее посредник работал в качестве агента, либо комиссионера поставщика и получал агентское (комиссионное) вознаграждение от поставщика, а не от покупателя, то в новой схеме работы посредник может продолжать получать вознаграждение от поставщика практически на прежних коммерческих условиях. Поскольку в новой схеме работы посредник приобретает у продавца товары по договору купли-продажи, либо услуги по договору возмездного оказания услуг, то оформить такое вознаграждение можно путем предоставления посреднику так называемой ретроскидки (или премии) за объем покупок товаров, работ, услуг посредником у продавца за определенный отчетный период.

По договоренности с продавцом такие ретроскидки (премии) могут либо уменьшать стоимость реализованных продавцом товаров, работ, услуг (и НДС по ним), либо не уменьшать. В последнем случае ретроскидки (премии) будут проще в оформлении.

6. Как обосновать отсутствие вознаграждения от покупателя

В новой схеме посредник заключит агентский, либо комиссионный договор с покупателем. Формально такой договор считается возмездным, то есть дает посреднику право на получение вознаграждения с покупателя. Однако в рассматриваемом случае посредник уже получает вознаграждение от продавца в виде ретроскидки (или премии) и на вознаграждение от покупателя посредник не рассчитывает.

В то же время покупатель может чувствовать себя не комфортно имея с посредником формально возмездный договор без какого либо вознаграждения, поскольку теоретически налоговые органы могут попытаться расчетным путем определить некую выгоду покупателя по такому договору и попытаться обложить ее налогом.

Данный вопрос легко снимается указанием в договоре с покупателем вознаграждения посредника в номинальной сумме, например 1 рубль за отчетный период. При этом стоит дополнительно указать в договоре, что начисление и оплата вознаграждения происходит при условии достижения совокупной суммы вознаграждения по договору некоторой крупной величины, например 1 тыс. руб. В итоге фактически вознаграждение платить не нужно, при этом повода для налоговых претензий нет. Такое решение давно применятся на рынке, например, туристическими агентствами и туроператорами.

7. Разбор примера работы по новой схеме

В связи с усложнившимися условиями работы с НДС, предлагаем сменить угол зрения. Если раньше Посредник заключал посреднический договор с крупным поставщиком, то теперь возможно заключить посреднический договор с клиентом. При этом посредник действует за счет и в интересах клиента и заключает договор с крупным поставщиком от своего лица. Тогда реальный Покупатель будет получать документы с НДС на всю сумму, потраченную им на товары и услуги с наименьшими рисками (Посредник будет зеркально перевыставлять документы). А вознаграждение Посредник будет получать от Поставщика, с которым будет заключен отдельный договор на выплату премии (или ретро-бонусов), которые не облагаются НДС. Условием получения этой премии могут стать, к примеру, выполнение общего объема заказанных у крупного поставщика услуг и размер премии может быть не привязан к конкретному Покупателю (Комитенту). В таком случае все стороны остаются при своих интересах. Покупатель берет НДС к возмещению по всем своим затратам, Поставщик не теряет клиентов, а Посредник получает вознаграждение от Поставщика в виде бонусов, необлагаемых НДС (а для Посредника НДС и не нужен – он же на упрощенке!). Не стоит забывать, что одним из существенных условий посреднических договоров является порядок расчета и порядок выплаты вознаграждения посредника. При новой схеме возможно назначение вознаграждения для Посредника, получаемого от Покупателя (Комитента), в виде фиксированной суммы – к примеру, 50 рублей в год или 1 руб. в месяц. Так, например, делают туристические агентства и туроператоры.

Рассмотрим новую схему работы на примере.

Пример:

Агентство (УСН) «А» является посредником между крупным поставщик услуг (ОСН) «П» и двумя клиентами-покупателями (ОСН) – «К1» и «К2».

До апреля 2015г. агентство работало с продавцом по «старому» комиссионному договору, а с покупателями – по «старому» договору возмездного оказания услуг.

С апреля 2015г. агентство перешло на работу с продавцом «П» по «новому» договору возмездного оказания услуг, а с покупателями «К1» и «К2» – по «новому» комиссионному договору, при этом продавец «П» выставляет агентству на услуги один счет-фактуру и акт за месяц, а агентство перевыставляет от своего имени счета-фактуры и акты на услуги каждому клиенту-покупателю отдельно.

Агентство «А» получает вознаграждение от поставщика «П» в виде ретроскидки (премии) за объем покупок, не изменяющей стоимость реализованных поставщиком «П» услуг (и НДС по ним). Сумма ретроскидки (премии) за апрель 2015г. составила 40 руб.

Отношения с покупателем «К1»:

Услуги покупателю «К1» оказываются на условиях предоплаты.

Декабрь 2014 – покупатель «К1» перечислил агентству аванс 1180 руб., в т.ч. НДС 180 руб., а агентство перечислило этот аванс продавцу. Продавец (комитент) выставил агентству (комиссионеру) счет-фактуру на аванс, агентство перевыставило счет-фактуру на аванс покупателю «К1»

Январь 2015 – реализация 100руб., кроме того НДС 18 руб. итого 118 руб.

1 апреля 2015 на основании письма, полученного от покупателя, покупатель «К1» и агентство «А» переносят сальдо перечисленного аванса на новый комиссионный договор между ними. (В качестве альтернативы Агентство могло вернуть аванс Покупателю денежными средствами, но в данном случае стороны договорились перенести аванс на новый договор).

Апрель 2015 – реализация 200руб., кроме того НДС 36 руб. итого 236 руб.

На конец 2 квартала 2015 сальдо аванса, не зачтенного реализацией, составляет 700 руб., кроме того НДС 126 руб. Если ранее покупатель «К1» предъявил НДС по этому авансу к вычету, то в конце 2 квартала (в июне) покупатель начисляет НДС в бюджет на сальдо аванса. Это происходит потому, что договор на оказание услуг расторгнут. В соответствии с пп.3 п.3 ст 170 Налогового кодекса покупатель «К1» обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС при расторжении или изменении предмета договора.

Отношения с покупателем «К2»:

Услуги покупателю «К2» оказываются на условиях постоплаты.

Январь 2015 – реализация 100руб., кроме того НДС 18 руб. (итого 118 руб.), затем оплата

Апрель 2015 – реализация 200руб., кроме того НДС 36 руб. (итого 236 руб.), затем оплата

Отношения по выплате премии:

Май 2015 – Крупный поставщик услуг «П» начислил и выплатил Агентству «А» премию за объем продаж в апреле – 40 руб. (НДС не облагается). Поскольку Агентство применяет УСН, то премию он учтет как доход в книге доходов и расходов в момент оплаты, то есть в мае 2015г.

Документооборот по реализации покупателю «К1» в апреле 2015г. на данных из примера выглядит следующим образом.

Как видно на рисунке 1 документооборот в новой схеме выглядит следующим образом:

  1. Поставщик «П» выставляет на имя Агентство «А» акт выполненных работ и счет-фактуру на реализованные услуги на 236 руб. в т.ч. НДС
  2. Агентство «А» перевыставляет акт выполненных работ и счет-фактуру на те же 236 рублей в т.ч. НДС. Для этого Агентство «А» выписывает на имя Покупателя «К1» счет-фактуру, в которой в графе «Поставщик» указывает Поставщика «П»*. К указанному счету-фактуре Агентство «А» прикладывает копию счета-фактуры, полученного от Поставщика «П», заверенную подписью и печатью Агентства «А».
  3. Агентство «А» также направляет Покупателю «К1» (Комитенту) Отчет (акт) об исполнении комиссионного поручения.

Подходящие под условия рассмотренного примера шаблоны договора комиссии, отчета (акта) об исполнении поручения, письма о переносе переплаты, а также пример заполнения посредником счетов-фактур см. в Приложениях 1, 2 к статье.

8. Как посреднику составлять счета-фактуры и отчитываться по НДС

Посредник на УСН не является плательщиком НДС. Тем не менее, в условиях новой схемы контроля НДС налоговые органы нуждается в получении информации о реализованных через посредника на УСН товарах, работах и услугах, облагаемых НДС. Поэтому для того, чтобы покупатель мог без проблем возместить НДС из бюджета, важно, чтобы посредник на УСН правильно оформлял счета-фактуры, перевыставляемые им покупателю на сумму приобретенных для него товаров, работ, услуг и отчитывался в свою налоговую инспекцию.

Пример заполнения счета-фактуры посредником на данных рассмотренного выше примера приведены в Приложении 2 к статье. Обратите внимание, что в строках 2, 2а , 2б счетов-фактур посредник указывает реквизиты реального поставщика. Есть формальное требование о том, что дата этой счет-фактуры была идентична дате счет-фактуры от поставщика. Номер счета-фактуры посредник должен поставить свой – сквозной. В результате в счете-фактуре практически отсутствует информация по посреднике (дата – из счет-фактуры поставщика, реквизиты продавца – реквизиты поставщика, номенклатура товаров – как у поставщика). Информацию о том, что счет-фактура выставлена именно посредником можно указать в дополнительном поле.*

В связи с введением налоговыми органами новой схемы контроля НДС посреднику на УСН, который действует в качестве агента (либо комиссионера) покупателя, необходимо ежеквартально формировать и отправлять в налоговую инспекцию в электронном виде журнал учета счетов-фактур, который содержит данные всех счетов-фактур, полученных посредником от продавцов и перевыставленных посредником покупателям по приобретенным для них товарам, работам, услугам. Пример заполнения посредником журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур приведен в Приложении 2 к статье. Подробная информация о том, как посреднику сформировать журнал учета счетов-фактур и отправить его в налоговую инспекцию приведена в Приложении 3 к статье. Если посредник не является плательщиком НДС (например уплачивает единый налог по упрощенной системе налогообложения), то ему необходимо предоставить журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур в налоговую инспекцию до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Посредники-плательщики НДС предоставляют этот журнал в составе декларации НДС но уже до 25-го числа следующего за кварталом месяца.

Если посредник не успел направить журнал в налоговую инспекцию установленнный срок, то журнал нужно обязательно направить позже. Если не направить журнал в налоговую инспекцию, скорее всего покупатели не смогут возместить НДС из бюджета и потеряют на этом деньги. Штраф на посредника за не направленный в срок журнал незначителен (200 руб.). Систематическое не заполнение и не направление журнала в налоговую инспекцию может быть квалифицировано как грубое нарушение правил учета, которое наказывается штрафом до 30 тыс. руб. Игнорирование обязанности представления журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в налоговую инспекцию повлечет отказ в вычете НДС у конечного покупателя, ведь «цепочка» НДС прерывается. Если он работает на ОСН, то это важно для него. Соответственно, чтобы не потерять клиента посреднику необходимо вовремя предоставлять журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Кроме того, посредник на УСН обязан обеспечить получение запросов из налоговой инспекции, направляемых в электронном виде. Если в течение 10 дней посредник не подтвердит получение электронного сообщения от налоговой инспекции, то инспекция имеет право заблокировать расчетный счет посредника.

9. Если поставщик один, а покупателей много

Также бывает и наоборот. Заказчик один – а поставщиков услуг много. Как же правильно выставить счет-фактуру?

В первом случае посредник отражает в счете-фактуре данные о товаре (услуге) в той части, которую он оказал Покупателю, не смотря на то, что полученная счет-фактура от Поставщика содержит информацию обо всех поставках услуг за месяц. Но к этой «частичной» счет-фактуре все равно прикладывает копию «большого» счета-фактуры от Поставщика. Например, Посредник приобрел услуги для различных Покупателей на общую сумму 472 руб. Он получил от Поставщика счет-фактуру и накладную на общую сумму 472 руб. Своим Покупателям Посредник выставляет отдельные счета-фактуры по 236 руб. Но к ней прикладывает копию счета-фактуры и накладной от Поставщика на всю сумму – на 472 руб. Такую точку зрения отразил Минфин в своих письмах от 14.03.2014 N 03-07-15/11221, от 02.08.2013 N 03-07-11/31045, а также ФНС России в своем письме от 18.04.2014 N ГД-4-3/7473@.

А может быть другая ситуация. Например, Посредник оказывает транспортные услуги. При этом для этого ему необходимо воспользоваться услугами нескольких поставщиков услуг. А Покупатель у него один. В этом случае Посредник выставляет Покупателю один счет-фактуру с перечислением всех оказанных услуг, оказанных на одну дату, а к ней прикладывает копии всех счетов-фактур, полученных от реальных Поставщиков услуг, заверенных своей печатью. При этом в поле «Продавец» через точку с запятой будут перечислены все поставщики услуг. Если входящие счета-фактуры выставлены разными датами, то Посредник перевыставляет несколько счетов-фактур теми же датами. Объединять счета-фактуры с разными датами формально запрещено.*

10. Ответы на вопросы налоговой инспекции

Налоговый инспектор может запросить у посредника пояснения, почему покупатели платят посреднику за товары, работы, услуги с НДС, а посредник не платит указанный НДС в бюджет. Чтобы снять этот вопрос посреднику стоит письменно пояснить налоговой инспекции, что посредник работает по комиссионному договору. Пример ответа на такой запрос приведен в Приложении 4 к статье.

Кроме того налоговый инспектор может запросить пояснения, почему в доходы для целей расчета налога не включены все суммы денежных средств, которые приходят на счет посредника. В ответ на такой запрос целесообразно ответить, что доходами компании являются скидки (премии) от поставщика, а также комиссионное вознаграждение. Пример ответа на такой запрос приведен в Приложении 5 к статье.

Приложения:

  1. Пример , отчета на запрос налоговой инспекции по НДС
  2. на запрос налоговой инспекции по доходам.