Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перечень подготовительных работ без разрешения на строительство. Подготовительные работы. Чтобы начать подготовительные работы, надо будет получить отдельное разрешение на ведение подготовительных работ

Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство


В целях упрощения осуществления строительства при реализации инвестиционных проектов,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство.

2. Департаменту правового обеспечения (О.А. Кабатова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации К.Ю. Королевского.

Министр
В.Ф. Басаргин

Перечень видов подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство

Утвержден
приказом Министерства регионального
развития Российской Федерации
от "___" _______ 2011 г. N ____

1. Геодезические разбивочные работы для строительства

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ

3. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации

4. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками

5. Освобождение участков от деревьев и кустарников

6. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ в том числе:

а) расчистка территории;

б) разборка и снос зданий, строений;

в) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и прокладка новых инженерных сетей, попадающих в зону строительства

7. Понижение уровня грунтовых вод и водоотведение (дренажи и водоотливы) на строительной площадке

8. Устройство крановых путей

9. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима

10. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем

11. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования

12. Внеплощадочные подготовительные работы, в том числе, строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередач с трансформаторными подстанциями (до 1000 В)

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством

13. Разведочное бурение и исследование грунта

14. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей

15. Устройство шпунтового ограждения

16. Устройство подпорных стен

17. Ландшафтные работы

18. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минрегиона России
www.minregion.ru
по состоянию на 11.03.2011

Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство

Название документа:
Вид документа: Проект приказа Минрегиона России
Принявший орган: Минрегион России

Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры ТОР, включает в себя:

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.

3. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.

4. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.

5. Освобождение участков от деревьев и кустарников, в том числе вывоз и утилизация ТБО и частичное устройство щитов для защиты зеленых насаждений.

6. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:

а) расчистка территории;

б) разборка и снос зданий, строений;

в) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства;

г) вывоз и утилизация ТБО.

7. Осушение территории строительной площадки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства.

8. Понижение уровня грунтовых вод и водоотведение (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.

9. Устройство берегоукрепления.

10. Устройство крановых путей.

11. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.

12. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.

13. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.

14. Инженерная подготовка территории размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование, в том числе строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередачи с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством;

к) набережных и причальных сооружений.

15. Разведочное бурение и исследование грунта.

16. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей.

17. Устройство шпунтового ограждения.

18. Устройство подпорных стен.

19. Ландшафтные работы.

20. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.

Изменения продолжаются

Постановлением КМУ № 466 в полном соответствии с п. 12 Заключительных положений Закона о градостроительстве были приняты два документа :

— Порядок выполнения подготовительных работ;

- Порядок выполнения строительных работ.

Указанные документы логически связаны и призваны регламентировать один блок отношений в строительстве, а именно вопросы, связанные с разрешительной системой при проведении подготовительных и строительных работ. Тем не менее для четкого изложения мы будем рассматривать эти документы по отдельности.

Порядок выполнения подготовительных работ

Что необходимо отметить сразу, впервые мы видим закрепление в законодательстве * понятия «подготовительные работы» . Это не означает, что такие работы не были определены ранее, - были и довольно подробно в соответствующих отраслевых нормах - Государственных строительных нормах. Сам по себе это факт, в принципе, ничего не меняет, но с точки зрения правового регулирования, думаем, явление положительное .

* Имеется в виду нормативный акт (законодательство) общего характера, такой как постановление КМУ, в противопоставлении с отраслевыми стандартами.

Характерна также новая манера изложения нормативного материала, используемая в обоих порядках, говорящая о праве заказчиков приступать к проведению подготовительных (строительных) работ при соблюдении определенных условий.

Подготовительные работы могут выполняться заказчиком после получения документа , подтверждающего право собственности на земельный участок (или дающее право пользования земельным участком), после подачи соответствующего уведомления в государственную архитектурно-строительную инспекцию (далее - ГАСИ) и получения зарегистрированной инспекцией декларации о начале проведения строительных работ .

Отметим, что договор суперфиция теперь непременно присутствует во всех нормативных документах, регламентирующих отношения в строительстве как правовое основание пользования чужим земельным участком.

Теперь самое время разобраться с вопросом, что же такое подготовительные работы в строительстве . В свое время Министерство регионального развития и строительства Украины в письме от 01.09.2009 г. № 22/7-5409 предоставило подробные разъяснения, касающиеся подготовительных работ, урегулированные, как мы уже упоминали, отраслевым стандартом ДБН А.3.1-5-96 . Приведем ниже цитату из этого письма, и отметим важность классификации подготовительных работ по принципу работ , производимых на территории строительной площадки и за пределами такой территории.

Этим же принципом, собственно, должны руководствоваться заказчики, решая для себя вопрос, - на каком правовом основании они будут осуществлять подготовительные работы: уведомления или декларации .

Письмо ГАСИ от 01.09.2009 г. № 22/7-5409
«О статусе и объемах документации проекта подготовительных работ,
подаваемого в соответствии со ст. 28 1 Закона Украины
«О планировании и застройке территорий»

<…> разъясняем, что подготовительные работы - строительные работы, связанные с подготовкой территории для строительства сооружений, домов, зданий: прокладка инженерных сетей, освоение строительной площадки, расчистка и планирование участка, устройство подъездных путей, снос зданий и другие работы в соответствии с проектом организации строительства.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1.1 раздела 1 ДБН А.3.1-5-96 «Организация строительного производства» строительство объекта должно осуществляться на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии выполнения работ, которые должны быть отражены в проектно-технологической документации (ПТД). Эта документация является неотъемлемой составной частью документации на строительство, как и проектно-сметная документация и рабочие чертежи. В ее состав входят проект организации строительства (ПОБ) и проект выполнения работ (ПВР). Состав и содержание ПТД, необходимой для осуществления работ на объекте, устанавливаются в контракте на его строительство в зависимости от вида строительства, сложности объекта, форм взаимодействия участников строительства и т. п., на основе положений раздела 3 указанных ДБН.

В соответствии с п. 2.3 раздела 2 ДБН А.3.1-5-96 2.3 подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать: изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации (в том числе при реконструкции или техническом перевооружении существующего объекта - документации по техническому обследованию конструкций) и подробное ознакомление с условиями строительства; разработку проектов выполнения работ по строительству зданий, сооружений и их частей, а также на внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы; выполнение собственно работ подготовительного периода (с соблюдением природоохранных требований, требований по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности).

К внеплощадочным подготовительным работам относится строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых городков для строителей, объектов производственной базы строительных организаций, оборудование перевалочных баз, строительство пожарных депо и организация пожарной охраны, а также создание и наладка автоматизированных систем планирования и управления, вычислительных сетей, сооружений, устройств и линий связи.

К внутриплощадочным подготовительным работам относятся: сдача-прием геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей и дорог, возведение зданий и сооружений; освобождение строительной площадки для строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос зданий и т. п.); планирование территории; искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод; переложение существующих и прокладка новых инженерных сетей, устройство постоянных и временных дорог, ограждение строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима; размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, санитарно-бытового и общественного назначения, устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования; организация функционирования автоматизированных систем планирования и управления, вычислительных сетей и средств связи для управления выполнением работ, в том числе оперативно-диспетчерского; обеспечение строительной площадки освещением, противопожарным водоснабжением, средствами пожаротушения, сигнализации и связи.

Уведомление

Напомним, что в соответствии с Законом о градостроительстве порядок получения разрешения на проведение подготовительных или строительных работ, принятия завершенного строительством объекта в эксплуатацию дифференцируется в зависимости от сложности объектов .

Пошагово процедуру подготовительных работ на стройке можно представить так:

шаг 1 - заказчик получает документ, подтверждающий право собственности на земельный участок , или документ, дающий право пользования земельным участком (договор аренды (договор суперфиция);

шаг 2 - заказчик подает соответствующее уведомление в ГАСИ о намерении приступить к подготовительным работам на стройке или получает в ГАСИ декларацию о начале проведения строительных работ, зарегистрированную в том же ГАСИ;

шаг 3 - только после того , как заказчик уведомит ГАСИ о своем намерении приступить к подготовительным работам на стройке, заказчик имеет право действительно приступать к таким работам на стройке.

В некоторых случаях вместо уведомления заказчику необходимо подать в ГАСИ декларацию о начале выполнения подготовительных работ и зарегистрировать ее в том же ГАСИ.

Порядок выполнения подготовительных работ, описанный в постановлении № 446 , не называет конкретные случаи , в которых можно начинать подготовительные работы только на основании уведомления ГАСИ, а когда вместо такого уведомления необходимо получить декларацию о начале выполнения подготовительных работ. Однако мы уже указали на принцип, действующий в отношении разделения подготовительных работ: все зависит от того, будут ли подготовительные работы проводиться на территории строительной площадки или за ее пределами (!).

Рассмотрим более подробно этот аспект. Обратимся сперва к норме п. 2 Порядка выполнения подготовительных работ :

«2. Подготовительные работы могут выполняться заказчиком после получения документа , удостоверяющего право собственности либо пользования земельным участком, или договора суперфиция, а также после предоставления Государственной архитектурно-строительной инспекции или ее территориальному органу (далее - Инспекция) уведомления о начале выполнения подготовительных работ, кроме выноса инженерных сетей и удаления зеленых насаждений, или получения зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных работ .

Выполнение подготовительных работ в пределах строительной площадки не требует получения заказчиком и генеральным подрядчиком или подрядчиком других документов разрешительного характера».

Из этого следует, что если подготовительные работы планируется проводить в пределах строительной площадки , то заказчику следует просто уведомить об этом ГАСИ. И никаких дополнительных разрешительных документов заказчику подавать не потребуется.

Но если подготовительные работы планируется проводить с вынесением инженерных коммуникаций за пределы строительной площадки и с удалением зеленых насаждений , то заказчику в этом случае нужно будет заранее подать в ГАСИ декларацию о начале выполнения подготовительных работ, затем зарегистрировать такую декларацию в этом органе. И только после этого заказчик может приступать к подготовительным работам на стройке.

Это говорит о том, что в таком порядке будут осуществляться работы на объектах, требующих создания дополнительной инфраструктуры по инженерному обеспечению объекта или модификации имеющейся. Речь идет, в первую очередь, об объектах 1 - 3 категорий сложности.

В принципе, на этих объектах подготовительные работы также могут проводиться на основании соответствующего уведомления , но это целиком будет зависеть от проекта и необходимости проведения работ за пределами строительной площадки. Возможен вариант, когда подготовительные работы будут начинаться на основании уведомления, а потом, в свое время, будет регистрироваться декларация.

Строительство частных домов и построек* осуществляется на основании строительного паспорта и производится в соответствии с таким уведомлением.

* Дома усадебного типа, дачные, садовые дома и др.

Что касается порядка уведомления ГАСИ, то постановление № 446 устанавливает форму и порядок его подачи . Уведомление посылается в ГАСИ заказным письмом с описью вложения или вручается лично по адресу инспекции по форме, предусмотренной постановлением № 466 .

Срок подачи уведомления о начале подготовительных работ в ГАСИ - не позднее одного рабочего дня до начала проведения подготовительных работ.

Кроме этого, законодатель также обязывает заказчика письменно уведомлять местную государственную администрацию или орган местного самоуправления по местонахождению объекта и государственные органы пожарной и техногенной безопасности ** о том, что он подал уведомление в ГАСИ о начале проведения подготовительных работ (п. 6 Порядка выполнения подготовительных работ ). Подавать такое уведомление в местные органы самоуправления нужно в течение семи календарных дней со дня подачи уведомления в ГАСИ.

** В дальнейшем мы не будем их упоминать, но каждый раз, когда речь идет об уведомлении органов местного самоуправления, необходимо также уведомлять органы пожарной и техногенной безопасности.

В случаях, когда меняются субъекты строительства : заказчик, генеральный подрядчик, подрядчик, лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, лица, ответственные за проведение подготовительных работ, заказчик обязан в течение трех рабочих дней подавать инспекции сведения о таких изменениях в форме, в которой подавалось уведомление.

Декларация о начале проведения подготовительных работ

Декларация о начале проведения подготовительных работ***, в отличие от уведомления, подается по установленной постановлением № 466 форме в общем порядке в разрешительный центр по местонахождению объекта в соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

*** В постановлении № 466 есть прокол: в п. 7 Порядка выполнения подготовительных работ указано, что местом подачи декларации является разрешительный центр, а в п. 8 указана инспекция. Полагаем, что это всего лишь редакционная опечатка. По смыслу декларация должна быть подана только в разрешительный центр, и оттуда она пересылается в инспекцию. Думаем, в дальнейшем текст поправят.

В дальнейшем разрешительный центр не позднее следующего рабочего дня обязан переслать поданную декларацию по назначению, т. е. в ГАСИ.

Инспекция в течение пяти рабочих дней проверяет декларацию на полноту содержащихся в ней сведений и регистрирует ее. Инспекция может вернуть декларацию в случае, если она заполнена с нарушением требований, при этом она обязана обосновать, т. е. мотивировать, причину ее возврата. Эти положения чрезвычайно важны с точки зрения искоренения коррупции, поскольку эти положения не оставляют возможности чиновникам постоянно менять свои требования, тем самым провоцируя необходимость «договариваться». После устранения недостатков декларация повторно подается на регистрацию - здесь уже никаких новых претензий быть не должно, а если они возникнут, то их нужно обращать к самой инспекции и качеству ее работы.

Постановление № 466 отражает принцип «молчаливого согласия» , установленный Законом о градостроительстве при выдаче разрешения на проведение подготовительных (строительных) работ в случае неполучения ответа от ГАСИ. В случае неполучения ответа заявителем ответ считается положительным на 11 день со дня, когда декларация должна быть зарегистрирована или возвращена. Данный принцип не оставляет возможности чиновникам «отмалчиваться» и тянуть время, если нет сколько-нибудь подходящего повода для отказа.

В случае когда меняются субъекты строительства: заказчик, генеральный подрядчик, подрядчики, лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, лица, ответственные за проведение подготовительных работ, заказчик обязан в течение трех рабочих дней обратиться в инспекцию, зарегистрировавшую декларацию с уведомлением об изменении сведений по форме, предусмотренной Порядком выполнения подготовительных работ . Подготовительные работы без такого обращения не могут продолжаться.

О регистрации инспекцией декларации о начале проведения подготовительных работ заказчик обязан также уведомить письменно в течение семи дней местные органы самоуправления.

Сведения о полученных уведомлениях и зарегистрированных декларациях о начале проведения подготовительных (строительных) работ, также о полученных уведомлениях об изменениях содержащихся в них данных, вносятся в единый реестр, куда также вносятся данные о выданных инспекцией разрешениях на проведение строительных работ, зарегистрированных инспекцией деклараций о готовности объектов к эксплуатации и выданных сертификатов соответствия.

Обращаем также внимание на то, что зарегистрированная декларация о начале выполнения подготовительных работ не дает права выполнять строительные работы (!) (п. 10 Порядка выполнения подготовительных работ ).

Порядок выполнения строительных работ

По Закону о градостроительной деятельности правовым основанием выполнения строительных работ (обращения за регистрацией декларации или получением разрешения) являются:

- наличие документа, подтверждающего право собственности на земельный участок или дающего право пользования земельным участком,

а также наличие одного из следующих фактов:

(1) подача заказчиком по установленной постановлением № 466 форме уведомления о начале выполнения строительных работ . Такое уведомление подается относительно объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта и не требует регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на проведение строительных работ;

(2) регистрация соответствующей инспекцией декларации относительно объектов, отнесенных к 1 - 3 категориям сложности объектов;

(3) выдача инспекцией заказчику разрешения на проведение строительных работ в отношении объектов строительства, отнесенных к 4 - 5 категориям сложности .

Уведомление о начале выполнения строительных работ (1)

Порядок подачи уведомления о начале проведения строительных работ (1) напоминает порядок подачи уведомления о начале проведения подготовительных работ, рассмотренный нами ранее.

Заказчик обязан уведомить ГАСИ не позднее чем за день до начала проведения строительных работ, а также обязан информировать местные органы самоуправления. О последней обязанности застройщика мы больше упоминать не будем, заметим только, что такая обязанность существует во всех случаях проведения строительных работ.

В случае изменений в составе субъектов строительства заказчик обязан в течение трех рабочих дней уведомить инспекцию о данных изменениях по форме, в которой подавалось уведомление. В случае неподачи таких изменений под угрозу ставится продолжение строительных работ.

Декларация о выполнении строительных работ (2)

Что касается подачи декларации , то порядок ее подачи напоминает описанный выше порядок подачи декларации о начале проведения подготовительных работ.

Подается она через разрешительный центр и не позднее одного дня пересылается в ГАСИ. Инспекция, в свою очередь, обязана в течение пяти следующих рабочих дней проверить такую декларацию на полноту содержащихся в ней данных и зарегистрировать ее или вернуть, указав основания такого возврата. В отношении данной декларации точно так же действует уже описанный нами принцип «молчаливого согласия» .

В случае изменений в составе субъектов строительства существует обязанность заказчика уведомлять инспекцию о происшедших изменениях по отдельной форме, установленной постановлением № 466 .

Разрешение на проведение строительных работ (3)

Теперь о разрешении на проведение строительных работ. Необходимость получения такого разрешения по действующему законодательству предусмотрена только для наиболее сложных в техническом отношении объектов строительства, отнесенных к 4 - 5 категориям сложности .

Обратим внимание, что перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения на проведение строительных работ, сокращен, если сравнивать его с порядком, действовавшим ранее*, и содержит минимальный объем документов, необходимых инспекции для выдачи такого разрешения**.

** Перечень документов определялся ст. 29 Закона «О планировании и застройке территорий».

Отпадает необходимость подавать финансовую отчетность и учредительные документы подрядчика, так что необходимо признать, что данный порядок должен значительно упростить получение основного документа, дающего право проводить строительные работы.

Инспекция обязана выдать такое разрешение на протяжении 10 дней с момента получения заявления и необходимых документов или отказывает в его выдаче. В положении приводится исчерпывающий перечень случаев, в которых инспекция отказывает в выдаче разрешения на проведение строительных работ.

Принцип «молчаливого согласия» , несколько ограниченный необходимостью «административного обжалования»***, действует и в отношении получения разрешения.

*** Необходимость обратиться в ГАСИ с жалобой на неосуществление ее территориальным подразделением положенных действий.

В случае если право на строительство объекта передано другому лицу (заказчику) или заменен генеральный подрядчик строительства (подрядчик), разрешение на проведение строительных работ подлежит переоформлению. Переоформление разрешения не останавливает строительство и не требует остановки работ на объекте.

В случае смены лиц, ответственных за проведение авторского или технического надзора, лиц, ответственных за исполнение работ, заказчик обязан на протяжении трех рабочих дней обратиться в инспекцию, выдавшую разрешение на проведение строительных работ, с уведомлением о замене данных в выданном разрешении по установленной постановлением № 466 форме. Неподача таких сведений останавливает строительные работы **** (абз. 4 п. 6 Порядка выполнения строительных работ).

**** При обнаружении инспекцией данного нарушения к заказчику могут быть применены штрафные санкции.

В п. 26 Порядка выполнения строительных работ приводится закрытый перечень оснований аннулирования разрешения, определенный в Законе о градостроительной деятельности :

Подача соответствующего заявления заказчиком;

Наличие сведений о прекращении юридического лица - заказчика или смерти физического лица, признания его безвестно отсутствующим;

Препятствие проведению проверки должностными лицами инспекции, если оно было осуществлено в течение одного года после наложения штрафа за указанное нарушение.

Сведения о полученных инспекцией уведомлениях о начале проведения строительных работ, поданных и зарегистрированных декларациях, выданных, переоформленных, аннулированных разрешениях, уведомлениях об изменении данных и т. п., подлежат внесению в единый реестр, который ведется инспекцией .

Постановление № 466 , в соответствии с Законом о градостроительстве, содержит положение о том, что работы, выполняемые без регистрации в установленном порядке декларации (уведомления) или получения разрешения на проведение строительных работ, считаются самовольным строительством.

В заключение хотелось отметить, что постановление № 466 содержит некоторые общие требования к публичным аспектам строительства зданий и сооружений, отнесенных к 4 - 5 категориям сложности. Так, органы местного самоуправления обязаны через СМИ довести до сведения общественности информацию о начале проведения работ на конкретном объекте.

Кроме того, в п. 29 Порядка выполнения строительных работ содержится требование, связанное с публичностью основных данных о проводимом строительстве. Данное требование обращено к заказчику и предписывает ему разместить стенд размерами 1 х 1,5 метра в удобном для обозрения общественности месте со следующей информацией:

Информация о зарегистрированной декларации (регистрационный номер, дата выдачи, наименование инспекции, зарегистрировавшей декларацию и осуществляющей контроль за строительством объекта;

Выданное разрешение (регистрационный номер, дата выдачи, наименование инспекции, зарегистрировавшей декларацию и осуществляющей контроль за строительством объекта);

Наименование объекта, изображение объекта и его основные технико-экономические показатели, сведения о заказчике, проектировщике, подрядчиках, лицах, ответственных за осуществление авторского и технического надзора, ответственных за выполнение работ (отражая все текущие изменения).

Закон Ленинградской области от 18.05.2012 №38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

Закон Московской области от 10.10.2014 №124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

Осуществление строительства без соответствующего разрешения (если оно требуется) признается самовольным и наказывается штрафом , а также может быть предметом специального требования по ст. 222 ГК РФ - о сносе самовольной постройки. В этой связи крайне интересен вопрос, какие работы можно выполнять на участке до получения разрешения на строительство.

Ст. 9.5 КоАП РФ.

Многие застройщики приступают к выполнению подготовительных работ на участке до получения разрешения на строительство. При этом четкого понимания, что может входить в подготовительные работы, а что является уже непосредственно строительством, у участников строительного рынка и чиновников нет.

Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624.

Одно из определений подготовительных работ содержится в п. 2 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства . К ним относятся:

  1. разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
  2. строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;
  3. устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов;
  4. установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.

Однако судебная практика исходит из того, что данные подготовительные работы относятся к строительству, и при их выполнении у застройщика уже должно быть на руках разрешение на строительство .

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2014 №Ф05-6882/2014 по делу №А41-7448/14; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.04.2015 №Ф01-761/2015 по делу №А31-8575/2014.

В то же время понятие «подготовительные работы» содержится и в п. 3.3 СНиП «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002» . Согласно указанной норме, до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:

Постановление Госстроя России от 17.09.2002 №123.

  1. устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации;
  2. освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладка коммуникаций;
  3. устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;
  4. завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;
  5. устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.

К данному перечню суды относятся более гуманно. Так, например, ФАС Волго-Вятского округа, сославшись на указанный выше перечень, пришел к выводу, что работы по ограждению площадки забором и установке строительного вагончика не подпадают под понятие «строительство», и для их проведения получения разрешения на строительство не требуется .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.09.2009 по делу №А82-3683/2009-39.

Необходимо отметить, что применение судами указанного выше перечня могло быть обусловлено тем, что он являлся обязательным в силу включения в Перечень обязательных стандартов . Между тем с 1 июля 2015 года действует новый Перечень обязательных стандартов, в котором указанный СНиП уже отсутствует.

Однако ряд судов по-прежнему применяет указанный перечень при разрешении споров о том, требовалось ли разрешение на строительство при выполнении тех или иных работ . Но назвать такую практику системной не представляется возможным.

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2016 №Ф09-9140/16 по делу №А50-474/2016; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2016 №Ф08-7707/2016 по делу №А32-13297/2016.

Вероятно, подготовительные работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, суды относят к строительным работам, так как они находятся в разделе III, который называется «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту». В то же время работы, перечисленные в СНиП 12-04-2002, таковыми не признают, поскольку, исходя из формулировки соответствующего пункта, генподрядчик должен их выполнить до начала строительства для обеспечения безопасности строительства.

К сожалению, некоторые виды работ (например, демонтаж строений, организация временных дорог) содержатся в обоих списках, и это все запутывает.

Министерство регионального развития РФ предпринимало попытки упорядочить подготовительные работы путем принятия приказа «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство» . По сути, проектом данного приказа предлагалось закрепить необязательность получения разрешения на строительство при выполнении работ, указанных в качестве подготовительных в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. Однако данная инициатива встретила протест со стороны Всемирного фонда природы и общественного движения «Архнадзор» и в итоге так и осталась только проектом.

В 2015 году Министерство строительства и ЖКХ РФ подготовило проект поправок в Градостроительный кодекс, разрешающих застройщикам проводить подготовительные работы до получения разрешения на строительство. Но на данный момент указанные поправки так и не приняты.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521.

С учетом вышеизложенного необходимо констатировать, что общефедеральная устоявшаяся практика по вопросу возможности осуществления подготовительных работ без получения разрешения на строительство в настоящее время отсутствует, и застройщик каждый раз рискует, приступая к выполнению подготовительных работ до получения разрешения на строительство, если на уровне региона не принято каких-либо специальных актов, регулирующих этот вопрос.

Отдельно стоит проанализировать порядок проведения работ по сносу объектов недвижимости.

Законодательство не дает четкий ответ на вопрос о необходимости получения разрешения на строительство для выполнения такого вида работ, как снос. Как было продемонстрировано выше, демонтаж расположенных на участках строений (снос) может быть отнесен как к подготовительным работам, осуществляемым до начала строительства, так и к работам, которые суды склонны расценивать как один из первых этапов строительства.

В ГрК РФ «строительство» - это деятельность по созданию зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства) является одним из разделов проектной документации согласно пп. 7 п. 12 ст. 48 ГрК РФ. Данная часть проектной документации прилагается к заявлению о выдаче разрешения на строительство (пп. «ж» п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Из данных норм очевидно, что в терминологии ГрК РФ снос здания с целью построить на его месте новое здание является этапом строительства , и уже на этом этапе застройщику требуется разрешение на строительство.

Между тем ГрК РФ не регулирует снос строения с целью, не связанной с новым строительством.

Полагаем, что вопрос о необходимости получения разрешения на строительство на момент сноса строения на участке должен решаться с учетом подготовленной проектной документации. Если демонтаж строения, согласно такой документации, является первым этапом строительства, то при его выполнении следует уже иметь на руках разрешение на строительство. Если же проектная документация составлялась из расчета, что к моменту начала строительных работ участок уже будет освобожден от строений, застройщик может сначала выполнить демонтаж строений на участке (без получения разрешения на строительство), а уже потом получить соответствующее разрешение и приступить к возведению нового здания в соответствии с проектом.

Несмотря на то, что снос зачастую может быть более опасен с точки зрения безопасности лиц, чем отдельные строительные работы, полагаем, что отсутствие необходимости получения разрешения на строительство обусловлено кратковременностью данного действия. Застройщик, который осуществляет демонтаж, в любом случае обязан соблюдать все технические нормы, регулирующие данную деятельность. Экспертиза проектной документации и получение разрешения на строительство для возведения новых объектов или реконструкции необходимы в силу того, что возникший объект будет существовать в среде обитания человека годы или десятилетия, и публичная власть должна каким-либо образом обеспечить безопасность не только на период непосредственного проведения работ, но и на период существования объекта.

1.2.2. Реконструкция

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, реконструкция - это всегда изменение каких-либо характеристик объекта. С точки зрения гражданского права реконструкция является переработкой вещи (ст. 220 ГК РФ), и, соответственно, в результате реконструкции всегда возникает новая вещь.

ГрК РФ не предусматривает отдельной разрешительной документации для реконструкции объектов капитального строительства. Застройщик при реконструкции, так же как и при строительстве, получает разрешение на строительство, а по окончании реконструкции - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Именно эти документы будут указаны в качестве правоустанавливающих в ЕГРН.

Между тем ранее отдельные изменения характеристик объекта регистрирующий орган не считал реконструкцией и просто вносил запись об изменениях. К таким изменениям, например, относились изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта . С 1 января 2017 года вступил в силу новый закон о регистрации недвижимости и порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, и данные документы не предусматривают напрямую перечень случаев, в которых изменение характеристик объекта не является реконструкцией.

П. 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 №765.

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Реконструированная постройка, так же как и вновь возведенная, может оказаться самовольной постройкой, если застройщиком не будут получены необходимые согласования и соблюдены обязательные строительные и градостроительные нормы. При этом основным способом устранения нарушения будет являться приведение самовольной постройки в изначальное состояние (до самовольной реконструкции). Суд обяжет лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ .

Принципиально важно отличать реконструкцию от других видов работ, в частности от капитального ремонта или от перепланировки, поскольку такие работы, в отличие от реконструкции, не требуют получения разрешения на строительство в рамках ГрК РФ.

Утвержден приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943.

Сравнение определений данных видов работ показывает, что основным отличием является изменение параметров объекта капитального строительства при реконструкции и отсутствие такого изменения при выполнении капитального ремонта или перепланировки. Между тем установить, что под этим понимает законодатель, не так просто. Для того чтобы понять этот критерий, придется обратиться к правоприменительной практике:

«Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством».

Письмо Минрегиона РФ от 22.02.2012 №3706-ДШ/08.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2015 №Ф09-2976/15 по делу №А50-14365/2014.

Письмо Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 №18-5796/11.

Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2015 №11-КГ15-9.

Эти и многие другие примеры судебной и правоприменительной практики подтверждают вывод о нечеткости границы между реконструкцией и другими работами в отношении объектов капитального строительства. В случае возникновения сомнений относительно характера предстоящих работ можно порекомендовать застройщику обратиться в соответствующий государственный (муниципальный) орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Если застройщику повезет, то он получит ответ от государственного органа, что для проведения работ, указанных в заявлении, разрешение на строительство не требуется. Данный ответ поможет застройщику в суде, если надзорный орган впоследствии изменит свой подход и попытается привлечь его к ответственности. Однако уполномоченный орган может отказать в выдаче разрешения на строительство и по строго формальным основаниям - отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации. В таком случае застройщику остается надеяться только на правоприменительную и судебную практику, в которой фигурировал тот вид работ, который застройщик собирается осуществлять. Но анализ такой практики в любом случае не даст однозначной гарантии аналогичного подхода уполномоченного органа и суда в конкретной ситуации.

Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос о разграничении работ по реконструкции и нового строительства со сносом старого здания. Несмотря на то, что по своему характеру оба названных вида работ требуют получения разрешения на строительство, встречаются на практике ситуации, когда разграничение таких понятий может играть существенную роль для застройщика. Так, недопустимость нового строительства (а соответственно, и сноса как его этапа) в границах территории объекта культурного наследия установлена пп. 1 п. 1 ст. 5.1 закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - закон № 73-ФЗ). Между тем, исходя из формулировок данной нормы, реконструкция объектов капитального строительства (которые не являются ОКН) без увеличения объемно-пространственных характеристик в границах данной территории допускается.

Как и в случаях, описанных выше, между новым строительством и сносом как его первым этапом и реконструкцией, при которой будет оставлена незначительная часть капитальных конструкций прежнего здания, не всегда можно провести четкую границу. По нашему мнению, в рамках реконструкции должна быть оставлена как минимум одна несущая конструкция. Если же будут оставлены только отдельные элементы такой конструкции, ее функциональное назначение будет утеряно, и, скорее всего, подобные работы следует оценивать как снос и новое строительство. Между тем в судебной или правоприменительной практике сложившегося подхода нет.

1.2.3. Капитальный ремонт

Понятие «капитального ремонта» содержится все в той же ст. 1 ГрК РФ. Согласно п. 14.2 данной статьи,

капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В отличие от строительства или реконструкции в результате проведения работ по капитальному ремонту не возникает новая вещь. Кроме того, проведение капитального ремонта с 2011 года не требует прохождения экспертизы проектной документации (п. 3 ст. 49 ГрК РФ), получения разрешения на строительство (пп. 4.1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ) и, соответственно, ввода в эксплуатацию нового объекта.

Указанные отличия подталкивают застройщиков к расширительному толкованию понятия «капитальный ремонт» и попыткам произвести в рамках этой процедуры реконструкцию объекта капитального строительства. Рассмотрим подробнее, какие работы можно выполнять в рамках капитального ремонта.

Из текущего определения капитального ремонта можно выделить следующие виды работ, входящие в это понятие:

  • замена и (или) восстановление не являющихся несущими конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций;
  • замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (т.е. в отношении несущих конструкций речь идет только об их «элементах»);
  • замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

Таким образом, определение капитального ремонта не предполагает создание новых видов конструкций (изменение планировки) либо систем и сетей инженерно-технического обеспечения, т.е. для отнесения работ к капитальному ремонту одним из признаков является существование самой конструкции или систем и сетей инженерно-технического обеспечения на момент начала работ (т.е. при отсутствии системы вентиляции в здании ее создание не относится к капитальному ремонту).

Помимо определений, данных в ГрК РФ, для разграничения реконструкции и капитального ремонта суды зачастую руководствуются Ведомственными строительными нормами Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312’ . В силу п. 1.2 указанного Положения оно является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с п. 5.1 данного документа капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2015 №Ф06-2387/2015 по делу №А12-9157/2015.

Особое внимание стоит обратить на формулировку «оснащение недостающими видами инженерного оборудования». Исходя из определения, данного ГрК РФ, в отношении инженерных сетей в рамках капитального ремонта допустимо производить только замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. То есть, в отличие от Ведомственных строительных нормативов, ГрК РФ исходит из того, что новые инженерные сети и системы в рамках капитального ремонта появиться не могут. В то же время ГрК РФ не относит работы по устройству новых инженерных сетей и к реконструкции.

Таким образом, если застройщик осуществляет прокладку новой инженерной сети в объекте капитального строительства, не затрагивая при этом несущих конструкций, такие работы можно было бы назвать переоборудованием, однако в законодательстве такой термин применяется только в отношении жилых помещений. В любом случае такие работы не требуют получения разрешения на строительство.

Для сравнения капитального ремонта с реконструкцией можно также обратиться к п. 5.3 указанных выше строительных норм. Так, при реконструкции зданий (объектов), исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования, помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Необходимо отметить, что суды понимают под капитальным ремонтом не только непосредственно ремонт, но и работы, которые изменили объект в части, не касающейся его параметров как объекта капитального строительства.

Так, со ссылкой на определение капитального ремонта ФАС СЗО отказался признавать самовольной реконструкцией работы, в результате проведения которых часть подземной парковки стала пригодной для использования под торгово-развлекательную зону .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2013 по делу №А21-860/2013.

1.2.4. Переустройство и перепланировка

Согласно ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, а переустройство жилого помещения - установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Порядок действий заинтересованных лиц, а также основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлены ст. 26 ЖК РФ.

Работы, которые могут включать в себя указанные понятия, перечислены в п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

В частности, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование жилых помещений (к которому согласно п. 1.7 указанных Правил относится и переустройство) может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Аналогичный перечень содержится в п. 3.7.4 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России. В силу п. 1.3 данного пособия, его применение не является обязательным, однако в судебных актах нередко можно встретить на него ссылку .

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 по делу №А81-889/2013.

Несмотря на то что эти перечни не содержат прямого указания на их характер, полагаем, что системное толкование законодательства и анализ судебной практики позволяют относить к этим видам и другие работы, соответствующие понятиям, данным в ст. 25 ЖК РФ, т.е. перечень носит открытый характер.

Понятия «перепланировка» и «переустройство» в федеральном законодательстве применяются только к жилым помещениям. Однако на практике, когда в отношении нежилых помещений необходимо провести работы, которые не входят в понятие капитального ремонта и не изменяют параметры объекта капитального строительства, застройщики оформляют такие работы как перепланировку (переоборудование). Региональные власти идут им навстречу, принимая нормативные акты, так или иначе легализующие эту процедуру. Так, к полномочиям Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга относится осуществление методического руководства по вопросам переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, по вопросам оценки пригодности жилых помещений для проживания . В соответствии с Положением о районной межведомственной комиссии, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112, к полномочиям данного органа относится согласование проектов на перепланировку нежилых помещений без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания, а также приемка в эксплуатацию таких помещений после перепланировки.

При этом отсутствует указание, что такие процедуры выполняются только в отношении помещений в жилых домах. Подобные нормативные акты имеются и в Москве .

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 №175 «О Жилищном комитете».

Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 №508-ПП.

Судебная практика единообразна в вопросе распространения ст.ст. 25-26 ЖК РФ на нежилые помещения в многоквартирных жилых домах . Вопрос о применении данных статей к нежилым зданиям остается открытым и во многом зависит от правоприменительной практики в регионах.

В то же время отдельные государственные органы при толковании норм ГрК РФ и ЖК РФ приходят к выводу, что реконструкция и перепланировка соотносятся как общее и частное. Так, Минэкономразвития РФ дало пояснение, согласно которому кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их «перепланировкой» осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части. Но на данный момент такая позиция не получила широкого распространения.

П. 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №4.

В соответствии с пп. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Исходя из данной нормы, работы, которые не затрагивают характеристики объекта капитального строительства, могут выполняться без получения разрешения на строительство или каких-либо иных согласований.

На практике также можно столкнуться с такими работами, как модернизация, перевооружение, техническое обслуживание. Как было показано выше, отнесение работ даже к группам, которые имеют определение на федеральном уровне, зачастую составляет сложность. Поэтому рекомендуем застройщикам придерживаться исследованных выше понятий при проектировании и строительстве, а при необходимости использования другой терминологии обязательно пояснять, какие конкретно работы будут выполняться с использованием формулировок законов и технических регламентов.

1.2.5. Работы по сохранению объектов культурного наследия

Данная группа работ сформирована не в силу однородности входящих в нее видов работ, а в силу их выполнения в отношении особых зданий, сооружений - объектов культурного наследия. Поэтому работы по сохранению не представляется возможным напрямую соотносить с «обычными» работами, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.

К таким работам относятся консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования. Подробнее обо всех видах этих работ будет рассказано позднее в соответствующем разделе.

Работы, которые допускается выполнять в отношении объектов культурного наследия, подробно рассмотрены далее.

На основании проведенного исследования можно сказать, что четких границ, разделяющих виды работ по группам, в законодательстве на данный момент нет. Выполнение каждого хоть немного отличного от обычного вида работ требует от застройщика анализа правоприменительной и судебной практики, уточнения мнения надзорного органа, консультаций со строительными специалистами и юристами. В противном случае застройщик рискует получить судебное решение о признании постройки самовольной.

Дальнейшее реформирование законодательства потребует уточнения определений как на уровне ГрК РФ, так и на уровне технических регламентов. Четкость и однозначность формулировок в данной сфере являются необходимым условием для снижения рисков признания работ самовольными.

Таблица 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Работы по сохранению «Общие» процедуры
Наименование работ ремонт/ реставрация приспособление для совр. использования перепланировка/ переустройство кап. ремонт реконструкция
Косметический ремонт + + + + +
Углубление(понижение уровня пола) подвала(цокольного этажа) - + - - +
Гидроизоляция подвала (цокольного этажа) + + - + +
Демонтаж / монтаж внутренних некапитальных перегородок - + + + +
Устройство дополнительных проемов в капитальных стенах и перекрытиях (сводах) либо демонтаж частей стен, перекрытий (сводов) - + + - +
Демонтаж старых / устройство новых лестничных пролетов - + - + +
Демонтаж / перенос старых и прокладка новых инженерных коммуникаций - + +/- + +
Замена инженерных систем - + - + +
Замена лифтов, эскалаторов, автоматических дверей - + - + +
Установка новых лифтов, эскалаторов, автоматических дверей - + -/+ - +
Ремонт кровли, в том числе с заменой стропильной системы + + - + +
Надстройка этажа - + - - +
Организация мансарды - + - - +
Строительство пристройки - + - - +
Пристройка балкона (лоджии) - + - - +
Обустройство навесного фасада - + - + +
Устройство отдельного входа в стене дома - + + - +
Утепление наружных стен + + + + +

Перед началом строительства необходимо выполнить комплекс работ по подготовке строительной площадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства, но зависит от местных условий площадки, её расположения на рельефе и в городской застройке, времени года и вида строительства (новое, расширение, реконструкция).

Подготовительные работы разделяются на внеплощадочные и внутриплощадочные .

К внеплощадочным можно отнести: строительство подъездных дорог; инженерные сети и сооружения на них; вскрышные работы на карьерах, отвалах, резервах; создание строительной инфраструктуры (предприятия стройиндустрии, городок строителей, база механизации, склады и т.д.).

Внутриплощадочные работы: устройство геодезической разбивочной основы; расчистка территории; предварительная вертикальная планировка; водопонижение и водоотвод; перенос транзитных коммуникаций и устрой-ство основных внутриплощадочных инженерных сетей; установка инвен-тарных зданий и технологических сооружений; мероприятия по охране окружающей среды; ограждение и освещение строительной площадки.

Проектные решения по подготовительным работам разрабатываются в ПОС и ППР. Внутриплощадочные работы выполняются генподрядной строительной организацией после заключения хозяйственного договора с заказчиком и получения разрешения на строительство.

3.1. Устройство геодезической основы .

Геодезическая разбивочная основа создаётся на площадке в виде развитой сети закреплённых знаками пунктов, определяющих положение объекта на местности. Она должна обеспечивать исходными данными последующие построения и измерения на всех этапах строительства. В состав основы входит: создание опорной геодезической сети, разбивка зданий и сооружений на местности, закрепление осей и устройство обноски.

Опорная геодезическая основа создаётся в виде:

а) строительной сетки (с размерами сторон 50…400м, в зависимости от плотности застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений и их габариты. Создаётся для строительства крупных промышленных предприятий, жилых микрорайонов, групп зданий и сооружений.

б) красных линий, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений. Создаётся для отдельных строительных объектов.

в) сетей триангуляции или трилатерации (измерение сторон треугольников с помощью дальномеров), с привязанными к ним основными осями сооружений. Применяется при строительстве крупных линейных сооружений (мостов, плотин и др.).

г) полигонометрических или теодолитных ходов вдоль трассы и осей сооружений. Создаётся при строительстве дорог, трубопроводов и других подобных сооружений.

Геодезическую разбивочную основу следует создавать в виде замкнутых полигонов или отдельных нивелирных ходов так, чтобы отметки были полу-чены не менее чем от двух реперов геодезической сети. Пункты основы сле-дует совмещать с пунктами, определяющими положение объекта в плане. Точность построения геодезической разбивочной основы следует принимать, руководствуясь величинами допустимых средних квадратических погрешностей угловых, линейных и высотных измерений, например:

Угловые измерения 5…30 11 ;

Линейные измерения 1/2000…1/50 000;

Высотное обоснование (отметки) 2…5мм.

Основа выполняется плановая и высотная в абсолютных единицах изме-рений. При необходимости вводится условная система координат и высот. Знаки геодезической разбивочной основы должны быть нанесены на стройгенплан.

Геодезическая основа сдаётся заказчиком подрядчику не менее чем за 10 дней до начала строительства (СМР). Подрядчику передаются:

Пункты строительной сетки, красных линий, триангуляции, теодолитных и нивелирных ходов в виде каталогов или ведомостей;

Оси, определяющие положение и габариты зданий в плане, закреплённые створными знаками (не менее 4 х на ось), для линейных осей не реже, чем через 500м.;

Реперы – не менее 2 х у каждого здания или сооружения, или через 500м вдоль осей линейных сооружений.

Положение знаков должно проверятся строительными организациями не реже двух раз в год.

3.2.Расчистка территории строительной площадки .

В комплекс работ по расчистке территории включается:

Расчистка площадки от ненужных деревьев, кустарника, раскорчёвка пней;

Снятие плодородного слоя почвы;

Снос или разборка ненужных строений;

Отсоединение и перенос инженерных сетей, попадающих в пятно застройки;

Предварительная вертикальная планировка площадки.

Расчистка территории от ненужных деревьев производится в соответ-ствии с проектом (ГП), на основании лесорубочного билета, выдаваемого органами лесоохраны или управления благоустройства населённого пункта. Валка деревьев осуществляется вручную электрическими или механичес-кими пилами или механизированным способом при помощи тракторов с трелёвочно-корчевальными лебёдками, бульдозеров с высоко поднятыми отвалами. При необходимости, кусторезом предварительно срезается кустарник и подлесок. Кусторез имеет раму с отвалами и ножи, которые срезают стволы диаметром не более 20см на уровне земли. Оставшиеся после валки деревьев пни выкорчёвываются корчевателями, бульдозерами или тракторами с лебёдками. Если корневая система очень развита, то корни разрушаются взрывами небольшой мощности. После раскорчёвки остатки корней выбираются из растительного слоя параллельными проходками корчевателей. Древесные остатки перевозятся на лесосклад, где утилизуются.

Законодательство об охране окружающей среды требует от строителей бережного отношения к природе, поэтому ценные деревья и кустарники, мешающие производству работ, выкапывают и переносят в новое место (по проекту). Если лесоохрана разрешает валку старых деревьев, то они обяза-тельно нумеруются в проекте и перед рубкой номер наносится краской на ствол.

Со строительной площадки должны быть убраны валуны. Мелкие валуны, если помещаются в ковш, загружаются в транспортные средства экскаватором, более крупные перемещаются бульдозерами за пределы зоны работ. Валуны могут быть раздроблены на месте взрывным способом с помощью накладных или шпуровых зарядов.,

Если при геологических изысканиях обнаружен плодородный слой почвы толщиной 20…50см, то он подлежит снятию и последующему испо-льзованию при рекультивации земель строительной площадки. Грунт сре-зается бульдозерами или автогрейдерами и перемещается в специально выде-ленные места, где складируется. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размы-ва и выветривания. Зимой снимать плодородный слой не рекомендуется.

Снос зданий и сооружений, попадающих в зону застройки выполняется путём обрушения или членением на части с последующей разборкой. Каркасные деревянные и металлические строения разбирают, отбраковывая элементы для вторичного использования. Сборные железобетонные объекты разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. При разборке каждый элемент должен освобождаться от связей, предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение. Сборные элементы не поддающиеся демонтажу расчленяются, как монолитные.

Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающий устойчивость строения в целом. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъёмности крана при наибольшем вылете стрелы.

Снос зданий и сооружений, в том числе каменных, осуществляют обрушением экскаваторами с различным навесным оборудованием – шар-молотами, клин-бабами, отбойными молотками. Обломки сдвигают в сторону бульдозерами или загружают в транспортные средства. Вертикаль-ные части строений для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушать внутрь.

Отсоединение и перенос с площадки существующих инженерных сетей является важным и обязательным элементом подготовки строительной площадки. На подготавливаемой строительной площадке могут быть расположены не только локальные но и магистральные сети электроснабже-ния, водопровода, канализации, газопровода, теплосети, связи. В этих случаях до начала строительства все сети должны быть вынесены с пятна застройки и проложены за пределами площадки, чтобы обеспечить их бесперебойное функционирование.

После выполнения ранее рассмотренных работ осуществляется предва-рительная вертикальная планировка (разработанная в ППР). Особенно важно выполнить эту работу при строительстве на пересечённой местности, при неблагоприятных грунтовых условиях и развитой сети транспортных коммуникаций.