Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какая налоговая нагрузка в торговле считается нормальной. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение

Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства.

Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников (НДФЛ).

Обязательно требуется формирование налоговой отчетности. Все действия реализуются согласно установленному законодательству.

Вся величина налоговых сборов обозначается термином «налоговая нагрузка» — данная характеристика позволяет оценить финансовое состояние конкретного предприятия.

Базовые сведения

Налоговая нагрузка – одно из основных понятий-характеристик, позволяющее наиболее адекватно оценить положение дел на конкретном предприятии.

Потому руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю стоит заранее ознакомиться со всеми наиболее важными понятиями и вопросами.

К основополагающим возможно отнести следующие:

  • необходимые определения;
  • средние показатели в государстве;
  • действующие нормативы.

Необходимые определения

Для понимания действующих законодательных норм в обязательном порядке требуется заранее ознакомиться с понятиями основных терминов.

Наиболее важными на данный момент являются следующие:

  • налоговая нагрузка — совокупная, налоговое бремя;
  • ИП (индивидуальный предприниматель);
  • кредитная организация;
  • налог;
  • НДФЛ;
  • налогооблагаемая база;
  • рентабельность.

Совокупная налоговая нагрузка – это отношение всей суммы уплаченных налоговых сборов к полученной в результате коммерческой деятельности предприятия прибыли.

Также данный термин трактуется как налоговое бремя предприятия. Так как налоговая нагрузка – это отношение, то для вычисления её применяется достаточно простая формула.

Обычно такие данные требуются налоговой инспекции — составляются статистические данные.

ИП, индивидуальный предприниматель – ведущее коммерческую деятельность лицо, зарегистрированное в специальном государственном реестре и работающее на особом налоговом режиме.

Осуществляет выплату не только налогов на прибыль и иных, но также представляет собой налогового агента для своих работников.

Кредитная организация – юридическое лицо, которому выдано специальное разрешение ЦБ РФ для проведения банковских операций с целью извлечения прибыли.

В обязанности таких учреждений также входит уплата налоговых сборов различного типа. Такие учреждения удостаиваются максимально пристального внимания со стороны ФНС.

Налог – некоторая выражаемая в деньгах величина, перечисляемая в пользу государства. Существует множество различных видов налогов. .

Его выплачивают определенные категории предприятий, занимающиеся деятельностью, обозначенной в законодательных нормах.

Данный показатель может быть различным, он варьируется в зависимости от отрасли и сегмента экономики. Государство различным образом изменяет величину этого налогового сбора.

Налог на прибыль одновременно решает сразу две задачи:

  • позволяет пополнить бюджет государства;
  • дает возможность осуществлять регулирование экономического развития.

Также большое влияние на бюджетное бремя оказывает налог на добавочную стоимость.

Но применение данного сбора актуально лишь для некоторых, отдельных предприятий, занимающихся определенным видом деятельности. Потому при анализе бюджетного бремени НДС учитывается далеко не всегда.

Как рассчитать по формуле

Формула для расчета налоговой нагрузки на предприятии, ведущим свою деятельность на территории РФ, достаточно проста.

Но при этом несколько неточна. Налоговые органы, составляющие статистические данные, достаточно усреднено рассчитывают данный показатель. Допускается несколько способов расчета этой величины.

Федеральная налоговая служба использует следующую формулу:

НН – величина налоговой нагрузки;
СН – суммарное количество всех налогов, которые были перечислены в пользу государства в течение рассматриваемого налогового периода;
ВБ – размер бухгалтерской выручки.

Минфин использует схожую формулу, дающую практически аналогичные показатели. Но формат данного метода несколько отличается от применяемого Федеральной налоговой службой.

Также существуют иные методики расчета, обозначаются они в учебниках по экономике.

Но их сложно применить на практике, потому ФНС и Минфин используют максимально упрощенные методы вычислений. Так удается минимизировать вероятность допущения ошибок.

Практическое снижение на предприятии

Снижение налогового бремени на конкретное предприятие – относительно сложная задача. Существует множество легальных схем уменьшения необходимого к выплате налога.

К наиболее распространенным и простым можно отнести:

  • переход на иную систему налогообложения;
  • оптимизация расходов, налогов;
  • изменение формы собственности;
  • реорганизация.

Первый способ является наиболее эффективным, но воспользоваться им можно будет лишь при наличии определенных факторов. Оптимизация расходов, налогов, реорганизация также приносит не меньше пользы.

Но зачастую становится причиной повышенного внимания со стороны Федеральной налоговой службы. Это приводит к увеличению вероятности проведения камеральной, выездной проверки.

Особенности в зависимости от объекта

Налоговое бремя – сложный, динамический, постоянно изменяющийся показатель. Потому стоит при его определении учитывать большое количество самых разных факторов.

Причем касается это не только отрасли, в которой работает предприятие, но также самого типа налога. Так как применительно к различным сферам величина отчислений НДС, иных сборов может существенно отличаться.

К наиболее важным вопросам сегодня можно будет отнести следующее:

  • налог на добавленную стоимость – НДС;
  • налог, налагаемый на прибыль;
  • налог на фонд оплаты труда.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На данный момент налог на добавочную стоимость представляет собой сбор, выплачиваемый при свершении с ними следующих действий:

  • реализация;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • строительные работы;
  • импортирование.

При учете НДС в случае вычисления налоговой нагрузки следует учитывать возможность принятия его к вычету, возмещения.

Также налог на добавочную стоимость может не учитываться в случае, когда свершается операция, не являющаяся объектом налогообложения.

Также нет необходимости в выплате НДС при работе на . Величина данного налога определяется просто.

В конце налогового периода из суммарного количества НДС необходимо вычесть положенные предприятию . Именно эта величина и будет учитываться при определении налоговой нагрузки.

На прибыль

Налог на прибыль представляет собой прямой вид отчислений в бюджет государства. Величина его прямо пропорционально зависит от конечного результата финансовой деятельности определенного типа предприятия.

Процедура вычисления данного налога проста, включает в себя всего одно действие:

Результат данной процедуры и есть налог на прибыль. Необходимо помнить о большом количестве различных нюансов, непосредственно влияющих на данный показатель.

Все их требуется учитывать. При вычислении налоговой нагрузки на предприятие данный налог является одним из самых важных факторов.

На фонд оплаты труда

Одним из самых важных налогов сегодня является НДФЛ – величина его может колебаться в зависимости от типа дохода от 9% до 35%.

Стандартной и наиболее распространенной ставкой является 13% — такой налог платят все резиденты РФ.

Несмотря на то, что НДФЛ платит из своего кармана работник, но не работодатель, данный показатель учитывается при вычислении налоговой нагрузки.

Так как позволяет определить затраты предприятия на выплаты заработной платы работникам. Тип объекта при вычислении налоговой нагрузки играет решающую роль. Не менее важная сфера деятельности, а также множество иных факторов.

Налоговая нагрузка в РФ в 2019 году будет изменяться в большую и меньшую сторону одновременно.

Все зависит от отрасли, в которой работает юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Необходимо внимательно следить за всеми реформами, изменениями в законодательстве.

Безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности, представляемые ИФНС ― это значения, на которые стоит ориентироваться, чтобы избежать выездную проверку (приказ ФНС России от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333@).
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%
Для расчета вам понадобятся: выручка, проценты к получению, прочие доходы (строки 2110, 2320, 2340 Отчета о финансовых результатах) и суммы уплаченных налогов (карточка счета 51 в корреспонденции со счетом 68).
В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли. Безопасный результат - тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.
При наличии отклонений инспекторы скорее всего заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины - закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса. Всегда можно ссылаться на то, что у компании есть план по увеличению прибыли и, соответственно, налоговой нагрузки. Например, планируется открывать новые проекты, выходить на рынок в другие регионы, поднимать цены, оптимизировать расходы и т. д.
Возможно, ваши обоснования будут убедительными для налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.
Рентабельность продаж. Рассчитывайте ее по формуле:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж товаров, работ, услуг / Себестоимость товаров, работ, услуг Х 100%
Данные возьмите из Отчета о финансовых результатах: себестоимость продаж, прибыль, коммерческие и управленческие расходы (строки 2120, 2200, 2210, 2220).
Рентабельность активов . Для расчета вам нужны: прибыль (строка 2300 Отчета офинансовых результатах) и валюта баланса (строка 1600 баланса). Формула такая:
Рентабельность активов = Прибыль за год до уплаты налогов / Стоимость активов Х 100%
Результаты также сравните со среднеотраслевыми. Здесь допустимы отклонения. Инспекторы возьмут на заметку те компании, рентабельность которых отклоняется от нормы более чем на 10 процентов, особенно если есть убыток. Как правило, низкая налоговая нагрузка сопровождается и низкой рентабельностью, поэтому здесь подойдут аналогичные объяснения отклонений.

Целью экономической деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако при определенных обстоятельствах минимизация налогов становится незаконной, в результате налогоплательщику могут грозить серьезные штрафы, пени и даже уголовная ответственность.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» можно найти определение опасных способов оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также возникнут проблемы, если налоговый орган докажет, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Иными словами, если налогоплательщик заключал ряд сделок с предприятиями, нарушавшими налоговое законодательство и не платившими налоги.

Это важно! Между тем право налогоплательщика на минимизацию налоговой нагрузки закреплено и Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) (Постановление от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова»). Однако КС РФ поддерживает только законные способы, то есть рекомендует подбирать законные налоговые льготы, отсрочки, рассрочки, наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и т. д.

Говоря о законных правах налогоплательщика, сразу же назовем разрешенные законодательством пути налоговой оптимизации — налоговые льготы по разным налогам и сборам. Например, нулевая ставка НДС положена организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Ставку 0 % по НДС имеют также предприятия, реализующие услуги по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления (назначения) пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Или, например, в 2011 г. льготными страховыми взносами в размере 14 % вместо 34 % будут облагаться малые предприятия, сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов, ИТ-компании, индивидуальные предприниматели — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и вузы (Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"»).

Кроме прямых налоговых льгот, налогоплательщики могут получить некоторые налоговые послабления на определенный период (гл. 9 НК РФ):

    изменение срока уплаты налога в форме отсрочки или рассрочки;

    инвестиционный налоговый кредит.

В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.

Обратите внимание! Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010).

Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков:

1) при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности;

2) из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда. Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.

Это важно! Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Единой методики для расчета налоговой нагрузки нет. Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов.

Это интересно! В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчетный период.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010), положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов.

Отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; в ред. от 08.11.2010).

По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.

Изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Их теоретическую связь и влияние рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Нало говый риск

Использование нелинейного метода амортизации (ст. 259 НК РФ)

Перераспределение во времени: снижение в текущем периоде, повышение в будущем периоде

Низкий. Возможно необоснованное применение повышающих коэффициентов

Признание процентов по кредитам с использованием обязательств с сопоставимыми условиями (п. 1 ст. 269 НК РФ)

Снижение за счет уменьшения налога на прибыль

Средний. Существуют проблемы в четком определении сопоставимых обязательств

Создание резервов: на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ), на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 255, 324.1 НК РФ)

Средний. Возможно необоснованное превышение резервов

Метод замены отношений: реализация имущества путем его предварительного взноса в уставный капитал и дальнейшей продажи этой доли (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Снижение налоговой нагрузки за счет снижения НДС

Средний или высокий. В зависимости от суммы сделки может возникнуть подозрение в экономической нецелесообразности сделки, и быть доначислен НДС

Метод холдинга: выделение структурных подразделений в отдельные юридические лица (один из вариантов)

Снижение налоговой нагрузки связано с тем, что если вновь созданные предприятия будут находиться на специальных налоговых режимах, то удастся снизить величину отчислений с заработной платы во внебюджетные фонды, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество

Низкий. Возможны проблемы, традиционно возникающие в отношениях с дочерними и зависимыми обществами

Методы расчета и оптимизации налоговой нагрузки

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т. д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усредненно путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу:

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года × 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.

При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов. Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ.

Попробуем выделить несколько интересных методик.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / (В + ВД)) × 100 %,

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика

Методика 2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова в статье «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты» , согласно которой:

сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации. По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД — недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) × 100 %.

В качестве положительного момента можно назвать следующее: на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом объективность расчета не зависит ни от отраслевой специфики, ни от размера компании.

Тем не менее при использовании данного метода нет возможности качественно прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3 . Еще один интересный способ расчета нагрузки предлагает М. И. Литвин в статье «Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий» . Методика включает в себя такие показатели, как количество налоговых платежей, их структура и механизм взимания. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом НДФЛ.

НН = (SUM (НП + ВП) / SUM ИС) × 100 %,

где SUM (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость (ДС), которая исчисляется следующим образом:

ДС = В - МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А.

Данная методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен НДФЛ, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Есть и более сложные методики, но, по мнению автора, нагрузку стоит рассчитывать в первую очередь так, как советуют налоговые органы, а уже затем в целях, например, внутреннего аудита учитывать более подробные показатели.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + СВ) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость;

А — амортизация;

ОТ — оплата труда;

СВ - страховые взносы;

НДС — налог на добавленную стоимость;

П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение следующих структурных коэффициентов:

— доли заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

К от = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельного веса амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемого по формуле:

К а = А / ДС;

— удельного веса добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемого по формуле:

К о = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18 %):

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС;

— страховые взносы:

Страховые взносы = (ДС / 134 %) × 34 % × К от = 0,254ДС × К от;

— налог на доходы физических лиц:

НДФЛ = 0,13 × (1 - (0,356 / 1,356)) × К от × ДС = 0,096ДС × К от;

— налог на прибыль:

Н пр = 0,20 × (1 - НДС - К от - К а) × ДС = 0,20ДС × (0,847 - К от - К а).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + Страховые взносы + Нп + Нпр.

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние налога на имущество, платежей за пользование природными ресурсами, земельного налога.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей. Основные ее принципы заключаются в следующем.

В расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть суммы не произведенных, а начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей.

Налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом.

Добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В - МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме приведенных выше коэффициентов (оплаты труда и амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные:

удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением страховых взносов (поскольку они уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

К о = Н сс / ДС,

где Н сс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т. д.), рассчитываемая по формуле:

К нпр = Н пр / ДС,

где Н пр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

Расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике по формуле:

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС,

Страховые взносы = (ДС × К от / 134 %) × 34 % = 0,254ДС × К от.

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Н пр = 0,20 × (ДС - НДС - (ОТ + страховые взносы) - А - Н сс - Н пр).

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Н пр = 0,20 × ДС × (0,847 - К от - К а - К нсс - К нпр).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + Cтраховые взносы + Н пр + Н сс + Н пр.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС - КБ) × 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация может принять решение, например, об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренных законодательством льгот. В настоящей статье рассматривается один из методов расчета налоговой нагрузки, который рекомендуется официальными органами.

Определим влияние уплачиваемых организацией налогов на эффективность деятельности ООО «Агроторгсервис».

ПРИМЕР

Для оценки налоговой нагрузки в ООО «Агроторсервис» проведем сравнительный налоговый анализ. Налоговый анализ будет произведен в два этапа.

Первым этапом налогового анализа является анализ абсолютной налоговой нагрузки на ООО «Агроторгсервис».

Для этого рассмотрим динамику сумм налогов и сборов ООО «Агроторгсервис» за 2009-2010 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Налоги, уплаченные ООО «Агроторсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 2, общая сумма уплаченных налогов в 2010 г. составила 7082 тыс. руб., что на 1581 тыс. руб. больше чем в 2009 г. Темп роста общей суммы налогов составил 128,7 %. Наибольшие темпы роста отмечаются по налогу на прибыль — 172,4 % (или 473 тыс. руб.), а также по налогу на доходы с физических лиц — 170,9 % (или 502 тыс. руб.).

Рост налога на прибыль объясняется увеличением объемов деятельности и ростом налогооблагаемой прибыли. Налог на доходы физических лиц увеличился вследствие роста фонда оплаты труда и сокращения численности персонала.

Таблица 3. Структура налогов ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 3, наибольшую долю в структуре налогов занимает НДС. Его доля в 2010 г. составляет 34,1 % от всех выплат предприятия, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Доля единого социального налога (страховых взносов) в 2010 г. составляет 26,3 %, что на 2,1 % меньше, чем в 2009 г. Доля налога на прибыль в 2010 г. увеличилась на 4 % и составила 15, 9 %. Налог на доходы физических лиц в 2010 г. также увеличился на 4,2 % и занимает долю 17,1 %.

Налог на имущество занимает наименьшую долю в структуре налоговых выплат и в 2010 г. составляет 6,7 %, что на 0,4 % меньше, чем в 2009 г. Таким образом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. рост суммы налога на доходы с физических лиц и налога на прибыль привел к увеличению данных налогов в структуре.

На основе первого этапа налогового анализа удалось выяснить, что наибольшую нагрузку предприятие несет, выплачивая НДС, а также единый социальный налог.

Вторым этапом сравнительного налогового анализа является анализ относительной налоговой нагрузки на предприятие.

Для этого сгруппируем налоги, уплаченные предприятием, по видам источников уплаты налоговых средств (табл. 4).

Таблица 4. Структура налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в зависимости от источника уплаты налогов и сборов в 2009-2010 гг.

Как видно из таблицы 4, структура налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов представлена 4 группами.

Наибольшую долю занимают налоги, включаемые в себестоимость. Их доля в 2010 г. составила 43,3 %, что на 2,2 % больше, чем в 2009 г. Доля косвенных налогов составляет 34,1 %, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Расчет структуры налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов и сборов необходим для расчета аналитических коэффициентов налоговой нагрузки. Произведем расчет данных показателей (табл. 5).

Таблица 5. Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Налог

2009 г.

2010 г.

Изменение

Отношение суммы всех косвенных налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке от реализации

Отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли

Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости

Отношение сумм всех налогов и сборов к выручке от реализации × 100

Полученные аналитические коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия. Как видно из таблицы, отношение суммы косвенных налогов к выручке в 2010 г. сократилось на 6,9 % (100 % - 93,1 %). Данная динамика прослеживается и в отношении сумм налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли. По остальным коэффициентам прослеживается увеличение налоговой нагрузки в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

На основе рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в 2010 г. возросла. Это можно объяснить снижением задолженности предприятия по налогам и сборам с 204 тыс. руб. до 29 тыс. руб. (строка 624 пассива баланса). Общий коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2010 г. приходиться 3,167 руб. выручки от продаж. Более того, данные таблицы показывают что в 2010 г. налоговая нагрузка на выручку увеличилась на 108,7 %. Таким образом, на основе рассчитанных данных можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в ООО «Агроторсервис» имеет приемлемый уровень.

Уплата налогов – обязанность каждого индивидуального предпринимателя и организации. Еще перед регистрацией будущий бизнесмен должен тщательно продумать, какие суммы ему придется перечислять на счета ФНС. Но тогда это делается лишь приблизительно, с учетом предпочтительной системы налогообложения и предположительного уровня выручки. После начала бизнеса приходится производить реальные расчеты.

По ходу деятельности многим ИП и ООО приходится рассчитывать налоговую нагрузку – процентное соотношение между налогами предприятия и его прибылью. Существует ряд критериев, которые позволят узнать данный показатель. Сегодня поговорим о том, как самостоятельно рассчитать налоговую нагрузку, какие факторы на это влияют и какие налоговые риски следует учитывать при ведении деятельности.

О налоговых рисках

Перед тем как говорить о расчете нагрузки, сначала необходимо разобраться в понятии рисков. Налоговыми рисками называется возможность физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя понести потери в материальном или имущественном выражении из-за уплаты налогов. Их перечень определяется ФНС, и по ним ИП и ООО должны производить самостоятельную оценку. Рассмотрим каждый из них более подробно.

  1. Слишком низкая налоговая нагрузка, ее уровень серьезно занижен по сравнению с аналогичными компаниями в той или иной отрасли. Подобные факты могут приводить к дополнительным проверкам ФНС. При выявлении некорректного ведения бухгалтерской отчетности либо целенаправленного занижения незаконными способами, организации будет выписан штраф. Если вы не оплатите его в срок, начнется начисление пеней, рассчитанных по ставке рефинансирования Центрального банка РФ на день просрочки.
  2. Указание в отчетных документах убытков компании на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. К слову, если вы работаете «в минус», вы имеете право на использование вычетов.
  3. Слишком большое количество вычетов, примененных в одном налоговом периоде. ФНС обращает пристальное внимание на злоупотребление, ведь использование некоторых способов понижения нагрузки может быть незаконным.
  4. Негативная динамика увеличения затрат по сравнению с ростом прибыли от реализации товаров или услуг.
  5. Слишком низкий уровень зарплат для сотрудников на предприятии. Его можно отнести к рискам в случае, если он существенно занижен по сравнению с доходами работников других предприятий из аналогичной сферы.
  6. Регулярное приближение к граничным значениям показателей, позволяющих использовать тот или иной режим налогообложения. Отсутствие ограничений по прибыли есть только у ОСНО и УСН 6% и 15%. Для ЕНВД, ЕСХН и ПСН применяются верхние планки показателей заработка, после которых необходимо использовать другую систему налогообложения.
  7. Минимальная разница между расходами и доходами у ИП, отраженными за налоговые периоды календарного года.
  8. Сотрудничество предпринимателя или организации с большим количеством перекупщиков или посредников без деловой цели.
  9. Отказ налогоплательщика от пояснений каких-либо неточностей и нестыковок, выявленных в налоговой отчетности.
  10. Многократное изменение местонахождения индивидуального предпринимателя или организации с постоянной перерегистрацией в других субъектах Российской Федерации.
  11. Серьезные занижения показателей рентабельности в бухучете, в сравнении со средними значениями по отрасли.
  12. Деятельность организации с повышенным риском.

Итак, мы разобрались с основными видами налоговых рисков, но первые два следует разобрать более подробно. Как же рассчитать налоговую нагрузку и не попасть в поле зрения инспекции ФНС.

Формула и примеры расчета налоговой нагрузки

Любая организация или индивидуальный предприниматель должны рассчитывать значения налоговой нагрузки и находить объяснение причинам возможных отклонений. Показатель рассчитывается по следующей формуле: НН = (НиС/Выр.) × 100%, где:

  • НиС – сумма налогов и сборов, уплаченных за конкретный налоговый период;
  • Выр. – суммарная выручка предприятия или ИП.
  • Расчет суммы перечисленных налоговых платежей учитывается как суммарное значение всех уплаченных сумм минус возврат от ФНС, ПФР или других ведомств, поступивший на счет налогоплательщиков.

    Сюда относятся абсолютно все виды налогов, которые обязано уплачивать предприятие (НДС, платежи по наемным работникам, перечисления на землю, транспорт, налог на прибыль и т. д.). Нельзя относить выплаты, которые производились организацией или ИП в качестве налогового агента.

    Расчет выручки производится путем сложения доходов, вырученных компанией или предпринимателем за 365 дней и указанных в налоговой отчетности (№ 2, приложение к бухгалтерскому балансу). Еще раз обращаем ваше внимание, что уровень налоговой нагрузки не должен превышать среднеотраслевых значений. Для лучшего понимания расчета разберем примеры.

    Пример № 1. ООО «Жилстрой» занимается возведением зданий и сооружений. В 2016 году компания указала в бухгалтерской отчетности 553 000 рублей прибыли, проценты к получению – 0 руб., другие доходы – 5 000 руб. Соответственно, суммарно выручка организации составляет 558 000 руб. При этом «Жилстрой» перечислил 15 000 руб. налогов, из которых 3 000 руб. было возвращено (итого 12 000 руб.). Расчет будет выглядеть следующим образом:

    НН = (12/558) × 100% = 2,2%.

    Предположительный уровень налоговой нагрузки в сфере – 11%. Соответственно, показатель сильно занижен. Организации следует проанализировать всю отчетность и найти разумные объяснения, как так получилось.

    Пример № 2. ООО «Уралторг» занимается оптовыми продажами. За текущий год организация указала 1 356 000 рублей прибыли. Проценты к получению составили 5 000 рублей, а иные доходы – 19 000 руб. Таким образом, суммарно доход компании составил 1 380 000 руб. В то же время ООО выплатило в ФНС и иные организации 63 000 руб. Возврат составил 4 000 руб. (итого 59 000 руб.). Расчет будет выглядеть следующим образом:

    НН = (59/1380) × 100% = 4,3%.

    Средние значения налоговой нагрузки за год в сфере составляют 2,4%. Предприятие превышает это значение. Соответственно, оно не находится в зоне риска и ФНС, скорее всего, не станет обращать повышенное внимание на деятельность организации.

    Указанная формула может быть применена к предприятиям различной формы собственности. Если же вы не желаете считать самостоятельно, всегда можно воспользоваться онлайн-сервисами со специальными калькуляторами. Кроме того, расчет налоговой нагрузки возможен и в некоторых бухгалтерских программах, предлагающих расширенный набор функций.

    Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов

    Это еще одна проблема, о которой нужно узнать поподробнее. Чтобы определить наличие данного налогового риска, компания или индивидуальный предприниматель должны учитывать, то убыток должен отражаться:

    1. В бухучете.
    2. По ЕНВД или налогу на прибыль, перечисляемому по УСН.

    Налоговые риски подобного рода возникают в случае, если компания или индивидуальный предприниматель декларируют убыток на протяжении двух и более лет подряд. Однако если налогоплательщик не способен документально подтвердить и обосновать убыток, учитывать год в качестве убыточного нельзя. ФНС обязательно обратит на это пристальное внимание.

    Бывают случаи, когда у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по . И приходится объяснять, почему указана низкая налоговая нагрузка. Рассмотрим образец заполнения объяснения.

    Согласно ст. 88 НК РФ, сотрудники налоговой инспекции имеют право попросить представить . И своим правом они пользуются, когда находят ошибку или у них возникают сомнения в достоверности полученной информации. Налоговая нагрузка – это определенная сумма. Если она низкая, есть подозрения, что налогоплательщик скрывает свои доходы. И делает это с той целью, чтобы перечислить в бюджет страны меньше положенного. Но это – одна из причин. Бывают и другие:

    • налоговая нагрузка определяется по типу деятельности (отраслям), который может быть неправильно выражен;
    • низкая рентабельность бизнеса.

    Каждую ситуацию рассмотрим подробнее.

    Первая. Допустим, предприниматель осуществляет свою деятельность в сфере строительства. Налоговая нагрузка по этой отрасли составляет 12% от доходов. Если в декларации будет указано не 12%, а 5%, вопросы напрашиваются сами собой. Налоговая ставка по разным отраслям прописана на законодательном уровне, но четкое разъяснение не дается, из-за чего некоторым налогоплательщикам не удается правильно определить тип деятельности. Иными словами, занимается одним, а отчитывается за другое. В этом случае следует внимательно проверить код ОКВЭД, который указывается в декларации. На него и ориентируется инспектор.

    Вторая. Низкая налоговая нагрузка стала таковой, поскольку упали доходы предпринимателя (организации). Произойти это может по разным причинам: снизились объемы реализации, поднялись закупочные цены на сырье, повысился уровень зарплат и т.д. Причиной могут стать и инвестиции в развитие бизнеса. В таком случае нелишним будет составить расчет таких инвестиций, чтобы получить ясную картину доходов/расходов.

    Пояснения в налоговую

    Не стоит пугаться интереса, который может вызвать у налоговиков ваша декларация. Если просят представить пояснения, это еще не значит, что будут наказывать. Лучше ответить, сделать это следует в течение 5 рабочих дней. В противном случае сотрудники налоговой инспекции придут с проверкой. Если же при составлении декларации была допущена ошибка, то имеет смысл как можно скорее подать .

    Если вам нужно предоставить пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, образец может выглядеть следующим образом:

    Пояснения можно представить и в свободной форме, но сотрудники налоговой разработали несколько образцов на разные случаи:

    • по убыткам;
    • о расхождениях в декларациях;
    • по НДС и др.

    Пояснения в налоговую по убыткам придется подавать, если у предпринимателя на протяжении нескольких месяцев или лет расходы превышают доходы. В этом случае достаточно сослаться на то, что организация начала действовать недавно, клиентов пока мало, но уже приходится тратить немалые суммы на аренду помещения и зарплату сотрудникам. Желательно подчеркнуть, что понесенные расходы экономически обоснованы, и в подтверждение своих слов приложить таблицу расходов по видам с указанием суммы.

    Пояснения о расхождениях в декларациях придется делать, если данные в одном документе не совпадают с теми, что указаны в другом. Например, разная информация в декларации по НДС и в бухгалтерской отчетности. В этом случае также не сложно дать пояснения: правила налогового учета отличаются от правил учета бухгалтерского. Если же не равна сумме прибыли, указанной в декларации, то и этому есть объяснение: часть доходов налогом не облагается (речь идет о штрафах, дивидендах и др.). Если возникли вопросы по конкретной декларации, например, декларации по НДС, то лучше воспользоваться утвержденной формой.

    Возможные ошибки

    Как выглядит образец пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, вы уже знаете. Рассмотрим типичные ошибки, которые может допустить декларант, заполняя документацию.

    Код 1 указывает на следующие недочеты:

    • в декларации нет записи об операции;
    • налогоплательщик не отчитался за НДС за указанный период (привел нулевые показатели);
    • ошибки не дают «отыскать» счет-фактуру и сравнить данные с теми, что указаны в декларации.

    Код 2 указывает на то, что данные в разделе 8 (книга покупок) не совпадают с теми, что представлены в разделе 9 (книга продаж). Это может произойти, если расчеты производились на основе выданных ранее авансовых счетов-фактур.

    Код 3 указывает на несоответствие между 10 разделом (выставленные счета-фактуры) и (полученные счета-фактуры). Такое может быть, если в декларации указаны сведения о посреднических операциях налогоплательщика.

    Код 4 своего рода универсальный. Он указывает на то, что в одной из граф допущена ошибка. Обычно сотрудник налоговой номер этой графы пишет в скобках рядом с кодом ошибки.

    Налоговая инспекция может потребовать пояснения не только от юридического лица, но и от ИП (полный перечень – в ст. 173 НК РФ). От них требуется заполнение раздела 12. Если частный предприниматель подает пояснение на нескольких листах, на каждом он должен указать номер свидетельства о регистрации.

    Итак, если у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по вашей декларации, незамедлительно исправляйте ошибки (уточненная декларация) и представляйте пояснения. Важно не бояться обосновать свои действия, всему может быть логическое объяснение.