Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Внешняя экономическая политика россии. Внешняя политика и экономика Реализация экономической политики государства

Разработка и применение стратегии внешнеэкономической деятельности даёт возможности любой стране обеспечить наиболее благоприятные политические и экономические условия для приспособления национального капитала на международных рынках.

Внешнеэкономическая политика России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • 1. Направленность на укрепление позиций отечественных производителей;
  • 2. Использование мер по ограждению российской экономики от негативных явлений мирового хозяйства (глобальных мировых кризисов, циклических спадов, нестабильности и колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т. д.);
  • 3. Разработка новых и совершенствование имеющихся инструментов оптимизации и адаптации России в международном разделении труда;
  • 4. Построение внешнеэкономической деятельности на основе отсутствия монополии государства на внешнюю торговлю и её либерализации в соответствии с принципами и требованиями рыночной экономики;
  • 5. Сырьевая специализации в сфере экспорта, которая позволяет одновременно говорить и о достаточно высокой степени открытости российской экономики для зарубежного потребителя, и о высокой степени зависимости экономики нашей страны от внешних рынков;
  • 6. Преобладание фискальной функции государства во внешнеторговой политике по сравнению с регулирующей. Это подтверждается тем, что 40 % доходной части федерального бюджета формируется за счёт таможенных пошлин и сборов.

В основном, потенциал нашей страны реализуется за счёт территориального преимущества и природных ресурсов, которые в нём заложены (нефть, газ, уголь и т. д.)

В итоге, именно на основе топливного, энергетического и сырьевого превосходства строится современная внешнеэкономическая политика нашей страны, что отражено в её основных направлениях:

  • 1. Укрепление позиций на рынке энергоносителей путём увлечения экспорта нефти и газа, а также оказания услуг, напрямую связанных со сферой энергетики на европейских и азиатских рынках;
  • 2. Расширение масштабов добывающей промышленности и обработки сырья; внешнеэкономическая политика россия
  • 3. Существенное увеличение объёмов экспорта высокотехнологичной продукции услуг, за счёт использования технологий иностранных партнеров в ориентированных на экспорт производствах;
  • 4. Совершенствование транспортно-логистической и торговой инфраструктуры;
  • 5. Привлечение и поддержание иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли;
  • 6. Информационная поддержка экспортной и финансовой деятельности российских компаний, инвестирование в приоритетные отрасли различных стран и регионов.

Если рассматривать товарную структуру экспорта РФ за 2013 год (рисунок 1), то можно увидеть, что более 80 % экспорта составляют товары и материалы, принадлежащие к трём основным топливно-сырьевым группам: минеральные продукты, металлы и драгоценные камни, и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

1. Товарная структура экспорта РФ за 2013 год, в %.

Такая топливно-сырьевая наклонность нашей экономики несёт в себе множество негативных структурных последствий, ведёт к усилению хозяйственных диспропорций, углублению социальной и экономической дифференциации регионов, увеличивает экологическую нагрузку, а также провоцирует отток рабочей силы и капитала из отраслей перерабатывающей промышленности в отрасли добывающей. Таким образом, основная доля (2/3) всех национальных ресурсов, включая инвестиционные, сосредоточена в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах.

Одновременно с этим, удельный вес РФ в мировом экспорте товаров высокой степени обработки (машин, оборудования и т. д.) составляет всего лишь 0,4 %. В частности, в российском экспорте доля вывоза этих товаров составляет 12 %. Для сравнения, в Германии этот же показатель достигает 84 %. Это связано, прежде всего, с инновационным, научным и техническим потенциалом нашей страны, который не находит должных средств и путей для реализации, поскольку вырученные от экспорта сырья финансовые ресурсы не направляются на развитие обрабатывающей и лёгкой промышленности, а также разработку соответствующих технологий, а оседают в добывающей отрасли или инвестируются в иностранные акции и компании.

В структуре импорта, представленной на рисунке 2, складывается совершенно иная ситуация.


2. Товарная структура импорта РФ за 2013 год, в %

Поскольку обрабатывающая промышленность развита недостаточно не только для производства товаров на экспорт, но и для собственного потребления, то многое приходится импортировать из-за рубежа, в частности это касается высокотехнологичной продукции. В целом, на импорт данного вида продукции приходится почти 80 %, одноимённый показатель в странах-лидерах колеблется в пределах от 45 до 69 % .

Одним из наиболее значимых признаков внешнеэкономической политики развитых стран является высокая доля импорта именно готовой продукции. Удельный вес развитых стран в экспорте готовой продукции составляет 77 %, а в импорте -- 66 %. Лидерами в торговле готовыми изделиями являются Германия (14,2 %), США (13 %) и Япония (12,9 %). Т. е. та сфера, где развитые и даже некоторые развивающиеся страны (индустриальные страны Юго-Восточной Азии) имеют явное преимущество, которое наиболее полно соответствует современному характеру международных экономических отношений, для России является слабым местом, которое нужно и важно развивать, поскольку иначе за мировыми лидерами не угнаться.

Оценка внешней торговли в стоимостном выражении за последние пять лет дана в таблице 1.

Внешняя торговля Российской Федерации, млн. долларов США

По представленным данным можно сказать, что за период с 2009 по 2013 гг. наблюдается положительная динамика всех представленных показатель. Экспорт вырос на 77,7 %, а импорт почти вдвое (на 90 %). При этом экспорт количественно превышает импорт, что позволяет полностью покрывать расходы на импорт за счёт экспортной выручки, а большую её часть расходовать на финансирование иных целей государства. Соответственно, сальдо внешней торговли также остаётся положительным на протяжении всего рассмотренного периода .

Главными партнёрами России по экспорту являются Нидерланды, Германия, Италия, Северная Корея, Турция и Китай.

Количественное увеличение экспорта происходит за счёт топливно-энергетических ресурсов, по поставке которых наша страна является несомненным лидером на мировом рынке. Но в будущей перспективе, политика государства должна быть направлена на качественное улучшение экспорта на основе обработки тех же природных ресурсов, что позволит выровнять те структурные диспропорции в экспорте, которые имеют место на сегодняшний день.

В отношении импорта можно сказать, что его рост не будет ограничиваться до тех пор, пока внутри страны не будет организовано производство высокотехнологичной готовой продукции и товаров длительного пользования, имеющих высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Это возможно, если перенаправить монополистов экспортно-ориентированных производств на переработку добываемого сырья, а не на получение сиюминутной прибыли за счёт его быстрой продажи. В основной массе товары ввозятся в Россию из Китая и Германии.

Оценка внешнеэкономической деятельности нашей страны и её проблем была сделана многими международными организациями.

Так, по мнению Всемирного экономического форума (ВЭФ), наша страна занимает 112 место среди 132 возможных по организации торговли. Исследовательский комитет форума выделил следующие проблемы внешнеэкономической деятельности России: высокие таможенные барьеры и высокая коррумпированность экономики, рейдерство, развитость теневого сектора и криминализация экономики, нарушение условий договоров по поставке продукции. Лишь широкое распространение информационных технологий, по мнению экспертов ВЭФ, можно отнести к положительным аспектам внешнеэкономической деятельности России.

Эксперты Всемирного Банка, наряду с уже названными проблемами, выделили слабую внутреннюю конкурентоспособность российских компаний, которая не позволяет им успешно реализовываться на внешнем рынке, «перекошенность» российской экономики в сторону государственной собственности и госкомпаний-монополистов, неэффективность госаппарата и высокие налоги.

Решение перечисленных проблем представляется возможным засчёт:

  • · Повышения государственного контроля и ужесточения уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
  • · Снижения налоговых и административных барьеров для малого и среднего бизнеса (пока Россия находиться на 120 месте в рейтинге по «легкости ведения бизнеса»), что позволит не только успешно и плодотворно развивать частный сектор экономики, но и сократить теневой сектор ;
  • · Активного применения антимонопольной политики, которая позволит развиваться малым субъектам рынка и повышать свою конкурентоспособность.

В решении проблем диспропорциональности экспорта, приоритетными направлениями являются: специализация российской экономики на производстве продукции высокой степени обработки, развитие инновационного рынка и рынка интеллектуальных услуг, ликвидация зависимости России от импорта продукции сельского хозяйства, использование инструментов таможенной и тарифной политики для повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках, привлечение иностранного капитала в отрасли обрабатывающей промышленности, укрепление экономических и торговых отношений с Индией, Китаем, Южной Кореей, Мексикой, Бразилией, Египтом, Саудовской Аравией, Турцией и другими странами Ближнего и Среднего Востока.

Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

Масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

Организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;

Научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

Социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

Политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля

В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С Японией и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных товаров, машин и оборудования.

Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

В товарной структуре российского импорта наибольший удельный вес занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на товары высокого качества.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд. долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд. долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд. долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт - 19,2 млрд. долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд. долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе.

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе столкнется как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической ситуации, кризис в сферах образования и здравоохранения могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.
Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».
Поэтому в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.
В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация экономики в несколько этапов.
Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.
На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.
Третий этап (2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период будет связан с ростом покупательной способности национальной валюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннего продукта будет снижаться по мере роста экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая приток иностранных инвестиций.
В целях сокращения административного влияния на экономику и повышения эффективности деятельности правительственного аппарата осуществлена реорганизация его деятельности. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; Федеральные службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении экономической политики государства

Понятие внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.

Задачи внешнеэкономической политики

Основной задачей внешнеэкономической политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов.

Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны.

В условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей экономической внешней политики становится органичное вхождение России в мировое хозяйство. При этом должно соблюдаться определяющее значение национальных экономических интересов.

В этих целях необходимы планомерно и последовательно осуществляемые прогрессивные структурные преобразования хозяйственного комплекса, выход России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли и формирование благоприятного инвестиционного климата.

Стратегия внешнеэкономической политики разрабатывается и реализуется как в целом по стране, так и по ее регионам и соответственно — в отношении отдельных стран и регионов.

Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

Концепция внешнеэкономической политики включает также тактику ее проведения, т. е. совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой . Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы.

Однако при всем многообразии и значимости задач основной задачей внешней экономической политики , независимо от избранной государством модели хозяйствования, было и остается формирование благоприятной экономической среды для развития воспроизводственного процесса в стране.

Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны , что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками , в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами.

Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики .

Кроме вышеизложенного, специфика разработки концепции экономической внешней политики в современных условиях определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внешних связях .

Чрезвычайно значим также выбор стратегически важных геополитических, географических, региональных приоритетов для экономического сотрудничества (с какими странами и на каких условиях, при строгом разграничении первоочередных и вторичных целей). И особую значимость для России приобретает такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в этом процессе субъектов Российской Федерации и координации их деятельности на государственном уровне.

Основными принципами внешнеэкономической политики России являются независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров.

Цели внешнеэкономической политики не могут быть сформулированы однозначно. Главная из них состоит в формировании эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов России , поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.

Внешняя экономическая политика призвана также обеспечивать равные возможности и права с зарубежными конкурентами отечественным субъектам хозяйственной деятельности. Для них должен быть открыт доступ на мировые рынки товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом нельзя забывать, что они остро нуждаются в политической, информационной и финансовой поддержке в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости .

Особенно это относится к рынкам, жестко контролируемым и практически монополизированным крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а так же жестко защищенным протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

В этих целях необходимо добиваться благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами. Должны своевременно решаться вопросы об отмене имеющихся или недопущении потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений, торгово-экономических барьеров .