Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социально экономические последствия безработицы и пути их решения. Экономические и социальные последствия безработицы в россии

безработица государственный регулирование занятость

Безработица влечет за собой серьезные социально - экономические проблемы. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.

С уходом в прошлое эры СССР, с развалом экономик бывших республик, с обнищанием основных масс населения безработица прочно поселилась на всём постсоветском пространстве и сдавать свои позиции не собирается. Способствуют этому и бесконечные мировые кризисы, очередной волной накрывающие страны ближнего и дальнего зарубежья, и неразбериха в политических и экономических вопросах внутригосударственных политик, и многие другие нюансы. Любому правительству время от времени приходится ликвидировать экономические и социальные последствия безработицы.

Специалисты ставят их на одну чашу весов с проблемами бедности, социальной нестабильности и другими, грозящими подорвать основы государственной власти. Экономические последствия безработицы для россиян и граждан других государств тем тяжелее, чем ниже их материальная обеспеченность. Психологи считают, что для адаптации в подобных условиях людям нужна соответствующая помощь и поддержка. Она должна выражаться в пособиях по безработице, а также в специальных государственных программах и мерах, которые помогли бы людям пережить трудные времена.

Социально-экономические последствия безработицы заключаются не в одном лишь оценивании социального ущерба или потерь в экономике страны, хотя это тоже важно. Значительно уменьшается количество времени, затраченного на производственные процессы. Скорыми темпами падает интенсивность и производительность труда. Плюс к этому - непосредственные затраты из бюджета для преодоления этих негативных явлений.

Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников. В.А. Павленков Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ,2009.С.214.

Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, представлена в таблице 1:

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.

Таблица - 1 «Экономические последствия безработицы»

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Что касается социальных последствий безработицы, то они рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как один из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся. К ним относятся те, кто впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, оканчивая школу, замужние женщины и т. д.), так называемые отчаявшиеся, которые перестали искать работу, потеряв всякую надежду найти ее, лица по тем или иным причинам «добровольно» покинули работу, трудящиеся, которые не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем, наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально трудиться. Все эти ограничения в той или иной степени характерны как для России, так и для других стран.

При безработице, уровень жизни безработных меняется постепенно. Вначале многие потерявшие работу начинают тратить свой трудовые сбережения, уменьшают свои повседневные расходы до минимума, отказываются от всех «несущественных» расходов и т.п. По мере увеличения продолжительности безработицы они переезжают в более дешевые дома и квартиры, продают автомобили и другие предметы длительного пользования. Продажа автомобилей, в свою очередь, нередко еще более ухудшает положение безработного, поскольку затрудняет поиски новой работы.

Немалая часть безработных вынуждена не только сокращать свои расходы, уменьшать объем потребления, но и вообще отказаться от удовлетворения некоторых необходимых потребностей. В той или иной степени это затрагивает важнейшие статьи семейных расходов - топливо, жилье, одежду, обувь и даже продовольствие. Так, многие семьи безработных переходят на ухудшенный рацион питания. И.К. Станковская, И.А. Стрелец. Экономическая теория для бизнес - школ: учебник.М.:Инфра-М,2012.С.201

Обобщая все вышесказанное, можно предложить классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему представленных в таблице 2:

Таблица - 2 «Социальные последствия безработицы»

Зависимость людей от работы для приобретения экономических благ является основой очеловеченного фактора производства - труда. Человек, который не может по каким-либо причинам устроиться на роботу, является безработным.

Потеря работы и увольнение - это почти всегда источник стресса для самого работника и для членов его семьи. У человека во время безработицы изменяется не только стиль жизни, но и ожидания, цели, ценности, отношения с окружающими. Разорванным оказывается весь жизненный уклад личности.

Наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. На фоне такого состояния снижается производительность труда.

Уже в скором времени люди начинают чувствовать себя значительно лучше, наступает облегчение и радость. Человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью. Вынужденный отдых обычно идет на пользу. В данной ситуации человек больше всего приспособлен к труду, поэтому в данный период наилучшим завершением безработного состояния будет трудоустройство. Если этого не произошло, наступает фаза утяжеление состояния. В этот период последствия серьезнее. Например, проблемы с семьей из-за отсутствия денег на существование. Поскольку государственные службы занятости постоянно предоставляют предложения по трудоустройству безработным, в этот период человеку лучше взяться за временную работу или переквалифицироваться. Это поможет избежать более тяжелых последствий.

Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает поиски работы, отчаивается. Чем выше уровень, которую занимал человек, тем острее он переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Люди, занимавшие невысокие посты, обладают большей приспособляемостью и психологической устойчивостью. С

Стоит отметить, что служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и прочие). Служащим также труднее найти другую работу. Чем дольше длится период безработицы, тем острее человек переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Проблема социально-психологических последствий безработицы очень важна, требует разработки всевозможных подходов для их минимизации и, следовательно, дальнейшего изучения.

Таким образом, социально-экономические последствия безработицы имеют диалектическую природу. Несомненно, сама безработица является результатом негативных явлений внутренней политики государства. Она должна носить временный характер. И чем выше уровень жизни в стране, чем стабильнее экономика, тем меньше людей становятся жертвами колебаний рынка труда. В экономически развитых странах безработных гораздо меньше, чем в тех, что переживают внутренние катаклизмы. Естественно, чтобы преодолеть социально-экономические последствия безработицы, главы государств часто принимают такие непопулярные меры, как введение лимита на въезд в страну иностранцев, ограничение их по трудоустройству в пользу местного населения и многие другие.

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики. При этом необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической, политической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

Безработица приводит к недостижению потенциального уровня ВВП, т.е. недосозданию продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы очень велики.

Циклическая безработица порождает помимо не достижений потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса - это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры. А также снижается жизненный уровень населения.

Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.

Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Государство, по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, и снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. И как следствие - недопроизводство национального дохода.

Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Ориентация же на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении цены рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную по сравнению с установленной законом рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.

Повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, повышение степени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как правило, для других сфер бюджетного финансирования

Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

В конечном итоге рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако не все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существуют и положительные аспекты безработицы:

1. Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например) предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. "Избавившись" от не очень радивого работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода времени, на налогах (в частности, подоходном) и т.д. Кроме того, уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного пли интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива.

2. Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является тот факт, что безработица - одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения.

Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

Социальные последствия безработицы . Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

В связи с потерей работы многие семьи оказываются за чертой бедности.

Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию.

Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.

Беспризорность – это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства.

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2005г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди.

Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

Однако, социальные последствия безработицы имеют не только отрицательные, но и положительные стороны.

Отрицательные:

    Обострение криминогенной ситуации;

    Усиление социальной напряженности;

    Рост количества физических и душевных заболеваний;

    Увеличение социальной дифференциации;

    Снижение трудовой активности.

Положительные:

    Повышение социальной ценности рабочего места;

    Увеличение личного свободного времени;

    Возрастание свободы выбора места работы;

    Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Экономические последствия безработицы. Первое, к чему приводит безработица, -это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статисти­ческий материал, он пришел к выводу, что существует устой­чивая взаимозависимость между величиной циклической без­работицы и отставанием фактического ВВП от потенциально­го ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал пра­вило, получившее название закона Оукена.

Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание факти­ческого ВВП от потенциального составляет 2,5%.

Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере равном 2,5%. Например, если в данном периоде (году) циклическая безработица состави­ла 3%, то отставание фактического ВВП от потенциального равно 7,5%. Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных по­следствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса - это дальнейшее углубление спа­да, если государство не предпримет необходимые меры.

Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбереже­ния - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и со­кращение инвестиционных возможностей.

Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает мень­ше налоговых поступлений в бюджет.

Экономические последствия безработицы, как и социальные имеют не только отрицательные, но и положительные стороны.

Отрицательные:

    Обесценивание последствий обучения;

    Сокращение производства;

    Затраты на помощь безработным;

    Утрата квалификации;

    Снижение жизненного уровня;

    Недопроизводство национального дохода;

    Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

    Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;

    Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду;

    Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;

    Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы :

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты . Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых , конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

4.Государственное регулирование рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в стране реформ.

По опыту многих развитых стран можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых , это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых , программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих , программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых , программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.

Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса (1958г.).

Рисунок 1 - Кривая Филлипса

В 60-е гг. XX в. ее рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.

Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи груда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какова структура населения по трудовой активности рабочей силы?

2. Что в экономической статистике понимается под безработицей?

3. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) какую учитывает безработицу?

4. Как определить уровень безработицы?

5. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

6. Чем занимается биржа труда?

7. Перечислите негативные последствия безработицы.

8. Имеет ли положительные черты безработица? Если да, то приведите аргументы.

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально- экономическому строю и благополучию.

Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни:

  • экономику, которая сжимается в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны (безработные не участвуют в создании национального продукта и дохода);
  • социальную сферу, которая деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств и других социальных издержек — традиционных спутников высокой безработицы;
  • политику, которая может иод влиянием безработицы или даже ее угрозы претерпеть существенные изменения как в сторону усиления авторитаризма власти, так и в сторону безответственного популизма.

Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

В России за годы реформ самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в феврале 1999 года. Численность безработных тогда достигла 10,4 млн. человек или 14,6% экономически активного населения. Затем численность безработных начала сокращаться. В 2005 году она составила 5,2 млн. человек. Вместе с тем, за период 1992-2003 годы почти вдвое увеличилось среднее время поиска работы (с 4,4 до 8,5 месяцев).

К концу 2006 г. уровень безработицы составлял свыше 7% в РФ, 6% в США, 8% в странах ЕС.

Все это ставит безработицу в ряд центральных проблем макроэкономики. требующих особого внимания со стороны общества и государства.

Угроза массовой безработицы и темп экономических реформ в России

В России в начале 1990-х гг., когда принимались решения о либерализации рынков (их открытии для всех потенциальных участников — как отечественных, так и зарубежных) и либерализации цен (введения режима свободного ценообразования), оценивались возможные в связи с этим масштабы безработицы. Конкурентоспособность отечественной промышленности тогда была крайне низкой. По производительности труда российские предприятия отставали от аналогичных западных компаний в 2-3 и даже более раз. Поэтому ожидалось, что как только отечественные рынки станут доступными для иностранных компаний, начнется процесс массового вытеснения оттуда отечественных предприятий.

В этой ситуации необходимо было принять политическое решение: либо проводить жесткую структурную перестройку экономики через банкротство предприятий, которая вызовет всплеск массовой безработицы в стране, либо осуществлять поддержку неэффективных производств при сохранении высокого формального уровня занятости.

Правительство не решилось идти по первому пути, опасаясь открытого кризиса, способного положить конец реформам. Выл выбран второй путь, который вскоре обернулся высокой инфляцией и кризисом государственных финансов.

Экономические и социальные последствия безработицы

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

  • недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оуксна: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциальною;
  • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  • снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  • увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;
  • деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Вместе с тем, как было показано выше, именно безработное население составляет резерв, необходимый для нормального функционирования экономики страны. Поэтому регулирование безработицы, как часть государственной политики занятости, имеет целью, с одной стороны, создание мобильного потенциала рабочей силы, а с другой — предупреждение и устранение ее негативных последствий, создающих напряженность как на рынке труда, так и в обществе в целом.