Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методология исследования национально-государственной экономической системы. Основные экономические системы

Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем

Любая страна имеет свою экономическую систему. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг. Рассмотрим факторы, влияющие на ее развитие: существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений; структура собственности; механизмы обеспечения информацией и координацией хозяйственных связей; механизмы постановки целей и побуждения людей к труду.

Факторы группируются в три структуры: хозяйственная структура – это взаимодействие элементов материально – технической базы по поводу использования ограниченных ресурсов; административная структура (организационная) представляет собой юридически оформленный свод прав и обязанностей должностных лиц по поводу распоряжения ограниченными ресурсами; информационная структура предполагает обобщение и распространение полученных сведений о деятельности первых двух структур.

В зависимости от формы собственности, складываются различные системы или уклады общества (патриархальный, мелкотоварный, государственный и т. д.), при этом в одной стране может существовать несколько укладов одновременно, то есть существуют элементы различных экономических систем.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем: формационный подход характерен для марксистской теории, которая различает трехчленную классификацию: а) первичная (архаичная) формация, включает в себя первобытнообщинный и азиатский способы производства. Особенно интересна трактовка азиатского способа производства, основой которого является земледельческая община с коллективной собственностью на землю. Азиатский способ производства был характерен для многих народов, но сохранился лишь в Азии; б) вторичная формация основывается на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм); в) коммунистическая формация основывается на уничтожении частной собственности и состоит из двух фаз: социализма, коммунизма. Цивилизационный подход. В основе этого подхода лежит усиление взаимосвязи и взаимозависимости основных проблем человечества и осознания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными. Первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная революция (около 6 – 8 тыс. лет назад), затем промышленная революция (300 лет назад). Нынешняя революция является научно – технической, которая начинается с 20-х годов 20-ого столетия. Она прошла ряд этапов, прежде всего в революционном развитии систем двигателей, освоении атомной энергии, компьютерная революция. В будущем веке следует ожидать быстрого ускорения результатов от действий НТР. В результате происходит перемещение населения в сферу человеческих потребностей из сферы производства.

Другие экономисты выделяют семь цивилизаций:

    неолит (продолжительностью 30-35 веков);

    восточно-рабовладельческая цивилизация (20 веков);

    античная цивилизация (12-13 веков);

    раннефеодальная цивилизация(7 веков);

    прединдустриальная цивилизацию (4 века);

    индустриальная (2 века);

    постиндустриальная (2 века).

Такой подход лишен классовых противоречий.

    согласно третьему критерию используется степень индустриального развития общества, где выделяется три составляющих: индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальное (информационное) общества;

    существуют и такие классификации в основе которых лежат два критерия: форма собственности на средства производства и способ управления хозяйственной деятельностью. На основе этих признаков различают: командную, рыночную и смешанную экономики.

    Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную экономическую структуру общества, а также единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

сельское хозяйство

землевладельцы

1. Главная сфера экономики.

Промышленность

2. Лимитирующий фактор.

3. Господствующая социальная группа.

собственность капитала

сфера услуг

информация

собственность информации

6. Границами между этими системами являются промышленная и научно-техническая революция. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельское производство, человек был включен в биологические циклы природы и был вынужден подстраиваться под них. Направление деятельности, характер ее организации и масштаб производства были предопределены для человека заранее той локальной группой, к которой человек принадлежал. Поэтому производство в доиндустриальный период носило локальный характер. Место непосредственного производства и его функция в процессе производства, количество, качество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производства, но и конкретными лицами (община, господствующий класс). Технические изобретения и передовые производственные навыки распространялись крайне медленно, непосредственно производители опирались на силу традиций, поэтому такая экономическая система называется традиционной. Личная зависимость охватывала отношения производства, распределения, обмена, потребления.

7. В индустриальной системе ручной труд заменяется механизированным трудом. Стремительными темпами растет урбанизация населения. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер На смену личной зависимости приходит личная независимость.

8. В ходе НТР наука превращается в непосредственно производственную силу. Большинство населения занято в сфере услуг, стремительность развития рождает индустрию знаний. Личность выступает как сама цель общечеловеческого развития. Города постепенно превращаются в мегаполисы и технополисы. Огромный скачок делают отрасли коммуникаций. В будущем будут доминировать те отрасли, в которых преобладает творческий подход к производству.

    Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах.

Экономическая система - это совокупность всех эконо-мических процессов, действующих в обществе на основе определенных имущественных и организационных форм.

Каждая экономическая система общества состоит из объектов, субъектов и различных связей.

Под объектом экономической системы понимают все то, на что направлена деятельность человека (земля, природ-ные ресурсы, факторы производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация и т.д.).

Под субъектом понимают всех тех, кто осуществляет хозяйственную деятельность (семья, группа лиц, органы управления, государственный аппарат, предприниматели и т.д.).

В качестве связей, которые бывают прямые и обратные, выступают экономические (производственные) отношения, которые возникают в процессе производства по поводу создания, распределения, обмена и потребления матери-альных благ. Различают следующие виды экономических отношений: социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические. Все элементы эко-номической системы можно объединить и представить в виде схемы (рис. 2).

Функционирование системы (механизм ее действия) определяется:

во-первых, комплексным действием всех элементов, их взаимозависимостью;Любая страна имеет свою экономическую систему. Она состоит из разных компонентов, каждый из которых находится в зависимо-сти от других.

во-вторых, относительной самостоятельностью каждого элемента, оказывающего активное влияние на изменения в системе;

в-третьих, возможностью приоритетного действия од-ного из элементов в различных исторических условиях.

Таким образом, системный подход позволяет понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Любая экономическая система состоит из множества элементов, главными среди которых являются системо-образующие. К системообразующим элементам относятся социально-экономические отношения, т.е. отношения собственности (собственность) на факторы и результаты производства.

В практике хозяйствования существуют различные g типы экономических систем, которые различаются между н собой по форме собственности, организации труда и ис-пользованию рабочей силы. т

Среди множества экономических систем чаще всего л встречаются: 0

1. Традиционная - примитивные орудия труда, форма н собственности общинная, переходящая затем в рабовла- с дельческую и феодальную, натуральное производство, ор-ганизация труда - индивидуальная или простая коопе- р рация, существуют свободные (ремесленники, кустари) в и несвободные (рабы, крепостные) работники. Управление хозяйством осуществляется на принципах рабовладель- т ческого или феодального государства. Рыночная система t существует как уклад и не носит всеобщего характера.

2. Смешанная - основана на смешанных формах, собственности (частной, общинной). Организация труда полумеханизированная (ручной и машинный труд), используется наемная рабочая сила. Существует рынок свободной конкуренции, государство в экономику не вмешивается.

3. Рыночная - бывает двух видов: свободная конкурен-ция и современная рыночная экономика.

Свободная конкуренция - простая частная собствен-ность, свободная конкуренция (цены устанавливаются в результате спроса и предложения), работник наемный.

Современная рыночная экономика - различные формы собственности (государственная, частная, смешанная), преобладает корпоративная форма. Имеет место активное государственное регулирование и высокий уровень соци-альной защищенности.

4. Административно-командная - единая, государ-ственная форма собственности, централизованное управ-ление, директивное планирование, монополизированное производство. Активно развивается административно-бюрократический аппарат, в результате чего эффектив-ность хозяйствования падает.

5. Переходная - промежуточное состояние экономики, гак как нет четко выраженной формы собственности, ис-пользуется наемный труд, разнообразные виды и формы организации труда и производства. Характерные черты - нестабильность, неустойчивость, альтернативность, по-стоянная угроза кризиса.

Наряду с разнообразными системами существуют различные модели хозяйствования, среди которых можно выделить:

1) американскую модель - построена на поощрении предпринимательства и обогащении наиболее активной части населения, имеет место социальное неравенство;

2) японскую модель - преобладающим является инте-рес нации, важное значение имеет коллективный труд, существует система пожизненного найма;

3) шведскую модель - отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства;

4) немецкую модель - социально ориентированного рыночного хозяйства (Германия). Основана на преоблада-нии мелкого и среднего предпринимательства. Государ-ство активно влияет на политику цен, пошлин, техничес-кие нормы. Развита социальная политика государства.

Таким образом, разнообразные виды экономических систем и моделей хозяйствования отражают различные условия и степень экономического развития общества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - ЭТО ОСОБЫМ ОБРАЗОМ УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

Экономическая система многофакторна. Среди факторов, вли-яющих на ее развитие, определяющими являются:

Существующая в стране система мер по принятию хозяйствен-ных решений;

Структура собственности;

Механизмы обеспечения информацией и координацией;

Механизмы постановки целей и побуждения людей к труду.

Факторы группируются в три структуры: хозяйственную, адми-нистративную, информационную.

Хозяйственная структура - это взаимодействие элементов ма-териально-технической базы по поводу использования ограничен-ных ресурсов.

Административная (организационная) структура представляет собой юридически оформленный свод прав и обязанностей должно-стных лиц хозяйственной структуры по поводу распоряжения огра-ниченными ресурсами.

Информационная структура предполагает обобщение и распространение полученных сведений о деятельности первых двух структур.

В зависимости от формы собственности совокупности указан-ных структур складываются в разные уклады: патриархальный, мел-котоварный, государственный и др. В одной стране возможно суще-ствование нескольких укладов одновременно. Данное обстоятельст-во приводит к противоречивому и волнообразному движению самой экономической системы. Так, если в стране набирает силу государ-ственный уклад, то идет процесс национализации и обобществле-ния. Напротив, при первенстве частнохозяйственного уклада цент-рализация сменяется децентрализацией, обобществление - обособ-лением и т.д.

Современный мир характеризуется наличием самых разных эко-номических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т.е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Поскольку понимание исторического процесса развития общества у разных эко-номистов различно, то и избранные ими критерии не однозначны. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, по-строенные на разных подходах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие национальной экономики. Изучение системы национальных счетов и ее основных показателей. Формы и методы измерения валового внутреннего и национального продукта. Особенности структуры народного хозяйства и макроэкономические показатели развития РФ.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Отрасль экономики, структура народного хозяйства и его производственные и непроизводственные сферы. Виды структуры национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Производственная и рыночная инфраструктура.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Глобализация экономики, процесс роста взаимосвязи и взаимозависимости экономических систем различных стран. Способы встраивания экономики страны в мирохозяйственные связи. Определение понятий глобальной, мировой, национальной экономики и экономики страны.

    реферат , добавлен 24.06.2009

    Продовольственная безопасность, как элемент национальной безопасности страны. Опасность утраты продовольственной независимости страны. Продовольственная безопасность в системе мировой торговли. Продовольственная безопасность России на мировом рынке.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2016

    Изучение агропромышленного комплекса и его роли в системе национальной экономики страны. Динамика, уровень развития и проблемы функционирования АПК Беларуси. Направление развития аграрного сектора экономики. Реформирование экономического уклада страны.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2013

    Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.

    Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

    Что такое смешанная экономика

    Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

    Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

    При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

    • Крупное предпринимательство
    • Мелкое предпринимательство
    • Среднее предпринимательство
    • Государственные организация и учреждения
    • Муниципальные предприятия

    При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

    Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

    В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

    • Обеспечение занятости
    • Стабилизация цен
    • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
    • Равновесие платежного баланса
    • Использование производственных мощностей в полной мере

    В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

    Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

    Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

    Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

    Этапы возникновения

    Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

    Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

    Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

    • невмешательство государства в экономику
    • установление рыночного равновесия

    Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

    Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

    Модели в смешанной экономике

    Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

    • различными уровнями материально-технической базы
    • особенностей геополитического развития
    • Особенностями политического развития
    • Социально-культурных особенностей
    • Особенностями формирования общественного устроя

    На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

    Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

    Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

    Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

    Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

    Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

    Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

    Роль государства в смешанной экономике

    Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

    При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

    • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
    • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
    • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
    • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
    • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
    • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования « Кубанский государственный университет»
    Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
    Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

    2014-2015 учебный год
    Экономическая теория


    1. Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях.

    2. Биосоциальная природа человека. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности

    3. Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства.

    4. Воспроизводство общественного и индивидуального капитала. Эффективность общественного производства.

    5. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

    6. Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем.

    7. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

    8. Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах.

    9. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем.

    10. Теория государственного (общественного) сектора в экономике.

    11. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

    12. Гуманизация экономического роста.

    13. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм.

    14. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем.

    15. Теоретическая проблема экономической безопасности.

    16. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства.

    17. Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие.

    18. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие.

    19. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение.

    20. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа.

    Государственное управление социально-экономическим развитием


    1. Государственное регулирование рынка

    2. Эволюция теорий государственного регулирования

    3. Экономика федеративных отношений. Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения/сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью.

    4. Бюджетно-налоговые отношения в федеративном государстве. Разграничение федеральных, региональных и местных налогов и сборов в налоговом и бюджетном законодательстве.

    5. Межбюджетные отношения. Принцип равенства бюджетов. Финансовая помощь территориям. Отчисления в процентах от налогов. Метод дотаций. Предоставление бюджетных ссуд.

    6. Бюджетный процесс в РФ, его участники и полномочия. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

    7. Содержание стратегического планирования в РФ. Закон о стратегическом планировании в РФ. ФЗ № от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

    8. Стратегии, программы, проекты: соотношение понятий. Особенности разработки и реализации на различных уровнях управления.

    9. Цели и механизмы федеральной политики регионального развития. Формы и механизмы взаимодействия Федерации и ее субъектов при решении ключевых вопросов социально-экономического развития.

    10. Экономические и социальные проблемы местного самоуправления.

    11. Организация системы местного самоуправления в РФ. Эволюция законодательной базы местного самоуправления в РФ. Современные типы муниципальных образований.

    12. Современная административная реформа в РФ: основные направления, промежуточные итоги и проблемы осуществления.

    13. Организация и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций муниципальных образований; применение таких оценок в системе государственного управления и контроля.

    Региональная экономика и управление


    1. Развитие теории пространственной и региональной экономики; методы и инструментарий пространственных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений.

    2. Соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой. Место региональной экономики в системе экономических наук.

    3. Пространственная организация национальной экономики; формирование, функционирование и модернизация экономических кластеров и других пространственно локализованных экономических систем.

    4. Пространственно-экономические трансформации; проблемы формирования единого экономического пространства в России; региональная социально-экономическая дифференциация; пространственная интеграция и дезинтеграция страны.

    5. Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем. Формирование сетевых структур в экономическом пространстве России.

    6. Региональные особенности социально-экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов.

    7. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Теория экономического районирования и образования региональных комплексов. Энергопроизводственный цикл. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития.

    8. Современное развитие теорий региональной экономики. Новые парадигмы и концепции региона. Регион как квазигосударство. Регион как квазикорпорация. Подход к региону как рынку. Подход к региону как социуму. Размещение деятельности. Теория диффузии инноваций. Теория регионального жизненного цикла. Пространственная организация экономики. Теория полюсов роста. Оси развития. Теории взаимодействия центра (ядра) и периферии. Межрегиональные экономические взаимодействия.

    9. Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, инвестфонд, фонд региональной поддержки, налоговая система и др.), эффективность их применения; полюса и центры роста в региональном развитии.

    10. Региональная бюджетная система. Бюджет региона. Собственные доходы территориальных бюджетов. Регулирующие доходы. Дотации. Субвенция. Субсидия. Бюджет развития.

    11. Налоговые доходы бюджетов. Фискальная функция. Регулирующая функция. Региональные налоги и сборы.

    Муниципальная экономика и управление


    1. Общая характеристика местного сообщества: признаки, критерии определения границ.

    2. Общее понятие «местного хозяйства». Теоретическая модель местной экономики.

    3. Современное понятие развития местного сообщества. Типы реакции местного сообщества на изменения. Развитие как процесс, метод, программа, движение.

    4. Система показателей социально-экономического развития местного сообщества. Специфические инструменты анализа местного сообщества: шкалограммы и демографическая таблица.

    5. Основные типы политики экономического развития местных сообществ. Самопомощь. Техническое содействие.

    6. Управление развитием как особый вид деятельности

    7. Факторы спроса и предложения рабочей силы, сегментация рынка труда.

    8. Местная политика на рынке труда: методы и инструменты регулирования занятости.

    9. Особая роль рынка жилья в развитии местного сообщества. Структура и специфика рынка жилья.

    10. Регулирование рынка жилья. Проблемы становления рынка жилья в России.

    11. Структура рынка капитала и особенности его функционирования в местном сообществе.

    12. Инструменты развития инвестиционной привлекательности местного сообщества.

    13. Сущность и роль местных финансов, их понятие, проблемы их становления в системе местного самоуправления.

    14. Гарантии федеральных органов государственной власти и субъектов РФ муниципальным образованиям в части самостоятельности рассмотрения, составления, утверждения и исполнения бюджета.

    15. Доходы местных бюджетов. Их виды в зависимости от источника образования.

    16. Расходные обязательства местных бюджетов. Реестр расходных обязательств: принципы составления.

    17. Взаимодействие местного и национального правительств в предоставлении услуг населению. Взаимосвязи трех секторов местного хозяйства.

    18. Основные экономические субъекты местного хозяйства, их взаимодействие.

    19. Технология планирования экономического развития местного сообщества. Цели и результаты. Ресурсы. Организация.

    20. Типы организаций содействия развитию местного сообщества.

    21. Стратегическое планирование в управлении местным развитием. Организация планирования на основе принципа партнерства и участия.

    22. Типы стратегий развития местных сообществ. Стратегические проекты.

    Литература


    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Юрайт, 2011.

    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [официальный текст: по состоянию на 31 января 2011 г.]. - М. : Омега-Л, 2011. - 218 с. - (Кодексы Российской Федерации). - ISBN 9785370022449.

    3. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Части первая и вторая] : [официальный текст] : по состоянию на 20 марта 2009 г. : комментарий последних изменений. - М. : [Юрайт-Издат] , 2009. - 675 с. - (Правовая библиотека). - ISBN 97859778801163

    4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.08.2003г. – ФЗ - №131// СЗ РФ. 2003. - № 25. – ст.4567

    5. Федеральный закон от 27.05.2014г. № 136 ФЗ «О внесении изменений в ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    6. Федеральный закон от 23.06.2014г. № 165 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    7. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [ЮНИТИ-ДАНА] , 2008. - 703 с. - (Золотой фонд российских учебников).

    8. Николаева И.П. Экономическая теория.Учебник. М. Дашков, 2013

    9. Маховикова Г.А. . Экономическая теория.Учебник. М.: 2011

    10. Региональная экономика. Основной курс: учебник для студентов вузов под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. / - М. : ИНФРА-М, 2009. - 685 с. - (Высшее образование). - ISBN 9785160037219.

    11. Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева Основы развития местного хозяйства. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2011. – 276 с.

    12. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: Учеб. пособие. - Белгород: Обл. типография, 2009.

    13. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учебник. М.: КНОРУС, 2010. – 244 с.

    14. Филиппов Ю.В. Авдеева Т.Т., Лаврова Т.Г. Теории местного экономического развития:Учеб.пособие. М.:Кнорус,2011.-100с.

    15. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение; Л.Л. Попов Ю.И. Мигачев С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

    16. Добрынин Н.М. Государственное управление: теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник для студентов вузов. Т. 1-2. Новосибирск: Наука, 2010.

    17. Авджян Г.Д. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Краснодар, 2013

    Декан факультета управления

    и психологии А.М. Ждановский
    Председатель учебно-методической

    комиссии факультета управления

    и психологии А.Н. Кимберг

    Исследование экономических систем относится к числу фундаментальных проблем. Современная эпоха характеризуется глобальными изменениями прежде казавшихся незыблемыми основ общества. В этих условиях трансформируются внутренние механизмы и побудительные мотивы функционирования национально-государственных экономических систем, что предполагает необходимость анализа их экономических и неэкономических факторов развития.

    В условиях глобализации, когда усиливается взаимозависимость экономик, особую значимость приобретает их национально-государственная специфика. Глобализация усиливает иерархичность во взаимоотношениях стран, предопределяя необходимость обеспечения их конкурентоспособности и экономической безопасности. Глобализация мировой экономики актуализирует проблему специфики функционирования национальной экономики на фоне общемировых тенденций. При этом реальная экономика воспроизводится через деятельность не просто институтов, а конкретной, определенной спецификой страны и структурированной их совокупности. В процессе общественного развития на формирование форм и методов хозяйствования оказывают влияние природно-климатические условия, сформировавшие в обществе культурные и хозяйственные традиции, психологический генотип нации, религиозно-нравственные устои. Универсально не только наличие общих закономерностей, тенденций экономики, но и своеобразие национально-государственных экономических систем. Это та основа, которая дает возможность определить сущность категории «национально-государственная экономическая система» и раскрыть ее содержание, отличное от таких понятий, как экономическая система, национальная модель экономики.

    Экономическая наука ХIХ в. предложила различные подходы к определению сути и структуры экономической системы, факторов и критериев ее эволюции, что получило дальнейшее развитие в ХХ в. Эти подходы различаются большим многообразием. Одни представляют историю человечества и развитие экономики не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. А. Тойнби отрицает общий критерий прогресса. В качестве основной единицы исторического процесса он рассматривает локальную цивилизацию, понимая под этим проживающую на определенной территории общность людей, объединенных духовными традициями, а движущей силы развития цивилизации - творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении; упадок цивилизации объясняет недостатком созидательной силы творческого меньшинства, отводя особую роль в развитии цивилизации религии, церкви. В качестве факторов развития общества и экономики рассматриваются также рост населения, географическая среда, формы обмена, религия, технический прогресс, научно-технические факторы, инновации.

    В рамках формационного подхода экономическая система соотносится со способом производства, который определяет экономический базис, фундамент общества. При этом национальную специфику экономики определяют элементы надстройки (в том числе государство, религия, культура и т.п.), производные от способа производства, но, в то же время, воздействующие на него тем или иным образом. Акцент диалектико-материалистического метода на объективные законы функционирования экономики, по нашему мнению, не утратил своей актуальности и сейчас.

    В традиционных западных работах по компаравистике экономическая система определяется как эмпирически данный феномен, наблюдаемый и исследуемый на уровне явления: нечто вроде системы принятия и реализации решений по проблемам производства, доходов и потребления внутри определенной географической сферы или комбинации взаимосвязанных и функционирующих элементов (ресурсов, участников, институтов и т.п.). При этом практически все авторы различают теоретические модели систем и реальные экономические системы. Модели, как правило, выстраиваются как набор более или менее детализированных групп, расположенных в промежутке между двумя возможными крайностями.

    Достаточно полная характеристика национально-государственных экономических систем невозможна без современного осмысления выше перечисленных концепций, но несомненный интерес вызывает институциональный подход, в рамках которого отрицается обусловленность общественного развития производственными отношениями и в качестве движущей силы признаются неэкономические факторы: психобиологические (Т.Веблен), социально-правовые (Дж.Коммонс), государственные (К.-А.Виттфогель) и др. институты. Особое место в институциональной теории занимает характеристика таких институтов, как фирмы, профсоюзы, права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействие на экономическое поведение. К подобному пониманию экономической системы примыкают модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля и концепция «экономического порядка» (германский ордолиберализм).

    Понятия «экономическая система» и «социально-экономическая система» существенно различаются. Первое есть эмпирически наблюдаемый и описываемый на уровне явления набор экономических институтов и форм хозяйствования в рамках некоторой страны или системы стран. Второе понятие отражает реально, действительно существующую конкретную всеобщность – инвариантную, независимую от национальных и иных особенностей систему материальных производственных отношений, диалектически взаимосвязанных с производительными силами. Следовательно, сравнению подлежат как различные системы производственных отношений, так и их варьирующие проявления в разных странах и регионах в различные периоды времени. При этом параметры, по которым сравниваются системы, будут детерминированы, в конечном счете, именно системой производственных отношений в их связи с технологическими укладами и т.п.

    Глобальным прорывом в познании хозяйства стала попытка использовать общую теорию систем для определения хозяйственной реальности. Теория системного анализа, используя кибернетические, информационные и организационно-теоретические принципы, разработала общую терминологию для анализа и сравнения хозяйственных систем. Под экономической системой теория системного анализа понимает совокупность элементов, находящихся в системной и смысловой взаимосвязи друг с другом, происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы.

    Системный подход к анализу хозяйственной реальности оказал значительное воздействие на теорию хозяйственного порядка. В своей концепции экономических порядков В. Ойкен исходит из институциональной парадигмы регулирования хозяйственной деятельности в отличие от формационной парадигмы, характеризующей понятие экономический строй. По мнению В.Ойкена, каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических порядков, то есть формы организации и разделения труда, кредитных отношений, заработной платы, ценообразования и др. Экономический порядок – это система экономических и иных общественных институтов, регулирующих (регламентирующих) хозяйственную деятельность. Необходимо обратить внимание на идентификацию институциональной среды с понятием система, так как она является не набором случайных правил, а совокупностью взаимоувязанных по характеру институтов, цель ее функционирования – обеспечение взаимодополняющих, непротиворечивых по сути условий осуществления деятельности на всех уровнях, в любых комплексных и простых экономических единицах (агентах).

    Существенный вклад в развитие системного диалектического метода исследования оказали Н.А. Цаголов и представители его школы. Они рассматривают экономику как сложную совокупность качественно различных, диалектически развивающихся (через противоречия, генезис, расцвет и закат) и потому исторически ограниченных («смертных») систем. К числу таких систем цаголовская школа относила, в частности, натуральное, товарное и плановое хозяйства.

    Анализ выше перечисленных концепций сущности экономических и социально-экономических систем показывает их некоторую ограниченность, несоответствие современным реалиям. В настоящее время особое значение приобретает необходимость учета национальной специфики, своеобразия той или иной экономики. В связи с этим необходимо выявить сущность и составляющие такой категории как национально-государственная экономическая система.

    По нашему мнению, национально-государственная экономическая система – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах специфическая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к общей экономической среде обеспечивается соответствующими государственными институтами. «Национальный» в данном случае означает «общегосударственный»; под «нацией» понимается народ, население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. При этом в сферу научного рассмотрения вводятся все экономические субъекты, функционирующие в любых формах собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях, в различных отраслях и регионах. Национально-государственная экономическая система (далее – НГЭС) характеризует конкретно-историческое состояние и развитие отдельно взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей (или же в плане формы проявления общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах).

    На абстрактно-теоретическом, политэкономическом уровне под НГЭС можно понимать общественный, макроэкономический масштаб производства и воспроизводства в отличие от «экономики фирмы (предприятия)». НГЭС как теоретическую модель можно характеризовать трояким образом: в логико-методологическом плане – как единство 1) общего, 2) частного и 3) единичного, отдельного; в содержательно-теоретическом аспекте – единство а) общих для всех НГЭС закономерностей и принципов рыночной экономики, б) ее видовых особенностей, присущих группам НГЭС (не обязательно одного региона) и в) национальной специфики данной страны.

    Оба ряда категорий взаимоадекватны, поскольку определенному содержательному моменту соответствует и определенный логический статус путем их взаимодополнения и взаимодействия, дающих элементарное суммативное представление о НГЭС в целом. Помимо этого, более высокая ступень этого единства, обладающего признаком интегральности, обеспечивается их «взаимопроникновением», когда каждый из моментов, проявляясь через другие и обогащаясь за счет них, сам в свою очередь влияет на форму их проявления.

    Следует различать теоретический и конкретно-экономический анализ НГЭС. Конкретно-экономический анализ опирается на учение об экономическом строе общества, взятое в единстве с его особенностями, обусловленными как неэкономическим своеобразием данной страны, так и своеобразием преобладающего типа экономической системы. В силу этого НГЭС есть одновременно продукт и экономического строя общества, и национальной модели экономики, и национальных неэкономических особенностей страны.

    НГЭС есть совокупность взаимодействующих систем, представляющих собой, в свою очередь, системы элементов (или подсистемы), которые могут объединяться в метасистемы. НГЭС ограничена, локализована во времени и пространстве. Она включает всю совокупность экономических отношений и институтов в рамках государственных границ территории, в нее входят различные типы экономических укладов, существующих в данное время, конкретные формы организации экономики и управления, специфические институциональные нормы и т.д. НГЭС отражает особенности экономики с присущими данной стране неэкономическими факторами (природно-климатическими, географическими, историческими, социокультурными и пр.). Этим НГЭС отличается от национальной модели экономической системы, которая характеризует национальную экономику как проявление господствующего типа экономической системы, присущего тому или иному этапу развития общества. НГЭС включает в себя своеобразное сочетание не только отношений и институтов, присущих данной модели, но и другие формы и институты, которые прямо не вытекают из господствующей системы отношений. По сути, в основе НГЭС находится национальная модель экономики. В современных условиях разновидности западных экономик представляют собой национальные модели смешанной экономики.

    Таким образом, от исследования экономических систем к исследованию национальной модели экономики, а затем к национально-государственной экономической системе - таково направление развития экономической теории. Это означает, что теоретическое раскрытие основ НГЭС - составная часть экономической теории, призванная дать ответ на вопрос о том, как общие экономические закономерности трансформируются в экономический строй данного общества.