Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социальные риски в социальном страховании. Социальное страхование формы, принципы и виды

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию надлежит знать каждому гражданину РФ. В жизни может случиться любая ситуация, когда потребуется дополнительная финансовая помощь.

Обязательное социальное страхование — часть социальной государственной защиты. Федеральное законодательство предусматривает страхование работающих людей от ухудшения социального или материального статуса по независящим от человека обстоятельствам.

Социальное страхование в обязательном порядке

Обязательным социальным страхованием называют экономические, организационные и правовые мероприятия, позволяющие компенсировать или уменьшить результаты снижения социального или материального статуса трудоустроенных граждан и других категорий после трудовых увечий, инвалидности, профзаболевания, болезней, беременности, родов, утраты рабочего места, наступления старости, смерти кормильца, при потребности санаторно-курортного лечения и других обстоятельств, прописанных в законе РФ.

Принципы

Главные нормы это вида страхования:

  • финансовая стабильность, когда пополнение происходит средствами социального страхования;
  • обязательный характер и доступность получения социальной помощи;
  • государственная гарантия на соблюдение прав защиты и выполнение страховых обязательств в любом финансовом положении страховщика;
  • регулирование системы государственными органами;
  • паритетность участия субъектов в управлении;
  • обязательная уплата налогов или страховых взносов;
  • ответственность по целевому использованию;
  • общественный контроль;
  • автономность системы.

Субъекты страхования

Субъектами называют участников страховых отношений:

  • страхователь - ими выступает работодатель, который подписывает трудовой договор;
  • страховщик;
  • застрахованное лицо;
  • другие органы, перечисленные в страховом законодательстве. Обязательное страхование социального характера не допускает посредников.

Страхователи

Страхователем является организация или гражданин, которые вносят страховые взносы, оплачивают страховое обеспечение. Некоторые виды страховых взносов уплачивают органы местного самоуправления, исполнительная власть. Страхователи строго определены законом.

Страховщики

Страховщиком будут некоммерческая организация, соответствующая требованиям закона. В нем страховщики определены по всем формам соц.страхования. Они обеспечивают права застрахованного человека после возникновения страхового случая.

Застрахованное лицо

Застрахованным лицом будут граждане РФ, иностранные лица, лица без гражданства. Основное условие - официальное трудоустройство. Так же страхованию подлежат самостоятельно обеспечивающие себя лица и другие категории, которые предусмотрены законодательством.

Если человек оформлен по трудовому договору, то он точно попадает под социальное страхование обязательной формы и может рассчитывать на государственную помощь. Лица без гражданства будут застрахованы только, если относятся к высококвалифицированным специалистам, работают в РФ более полугода.

Виды страховых рисков социального характера

Существует несколько видов страховых рисков. Регламент компенсации по одновременно наступившим нескольким случаям предусмотрен федеральным законодательствам.

К страховым рискам относят:

  • Потребность в медицинской помощи.
  • Материнство.
  • Временная нетрудоспособность.
  • Профзаболевания, трудовые увечья.
  • Инвалидность.
  • Старость.
  • Смерть кормильца.
  • Потеря работы и получение статуса безработного.
  • Уход из жизни, потеря трудоспособности находящихся на иждивении. Для каждой формы социальных страховых рисков предусмотрено вид страхового обеспечения.

Формы страхового обеспечения

  • Оплата расходов, понесенных мед.учреждением во время оказания медпомощи человеку.
  • Обеспечение по инвалидности.
  • Обеспечение по старости.
  • Обеспечение после смерти кормильца.
  • Пособие по БИР.
  • Обеспечение по временной нетрудоспособности.
  • Пособия по профзаболеваниям, трудовым увечьям.
  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Пособие для женщин за своевременное становление на учет во время беременности.
  • Компенсация санаторно-курортного лечения.
  • Пособие на оздоровление.
  • Пособие на погребение.

Виды обеспечения по страхованию

Федеральный закон предусматривает 3 основных вида:

  • Пособие из-за временной утраты трудоспособности.
  • Страховые выплаты: единый страховой выплат после гибели, ежемесячные выплаты после гибели.

Эти виды страховых выплат получают лица предусмотренные законом, а не само застрахованное лицо.

  • Оплата дополнительных затрат по профессиональной, социальной и медицинской реабилитации при наличии последствий страхового случая: лечение в РФ до возвращения трудоспособности после страхового случая.

Если восстановление трудоспособности невозможно, то требуется констатация стойкой утраты трудоспособности специалиста.

  • уход за застрахованным посторонним человеком или членом семьи;
  • проезд и проживание застрахованного и сопровождающего лица (при надобности) для медицинской или социальной реабилитации, прохождения медико-социальные экспертизы, экспертизы для определения связи возникшего заболевания с профессией.
  • восстановление в санаторно-курортных организациях;

При надобности сопровождающего лица, его проживание и питание компенсируется с фонда страхования.

  • изготовление ортезов и протезов;
  • приобретение технических средств восстановления;

Ремонт протезов и технических средств происходит за счет государства.

  • переобучение;
  • обеспечения транспортным средством, компенсация горюче-смазочных материалов. Дополнительные расходы, предусмотренные федеральным законодательством, оплачивает страховщик.

Выплата утраченного заработка, морального вреда ложится на причинителя вреда.

Момент возникновения обязательств

Для страхователя обязательства наступают после подписания трудового договора с любым работником. В иных случаях - после регистрации.

У страховщика - после подписания трудового договора. При самостоятельном обеспечении работой и у других категорий - после внесения страховых взносов.

Обязанности и права застрахованного лица

Обязанности застрахованного следующие:

  • вовремя подавать страховщику документы с достоверной информацией, которые будут основанием для оформления страхового обеспечения;
  • вносить налоговые платежи, страховые взносы. Застрахованное лицо вправе: . вовремя получить страховое обеспечение на установленных условиях;
  • рассчитывать на защиту;
  • участвовать в управлении страхованием;
  • получать информацию о работе страхователя и страховщиков;
  • вносить предложения по страховым взносам.

Человек обязан знать свое право на социальное обеспечение по обязательному социальному страхованию. Каждый может рассчитывать ан помощь государства в трудном финансовом положении.

Каждый официально трудоустроенный работник переводит часть своей заработной платы в Фонд Социального Страхования, однако, не все знают, какими социальными льготами они могут благодаря этому пользоваться.

Поэтому и необходимо рассмотреть, что представляет собой социальное страхование и на какие виды оно подразделяется.

Предмет социального страхования согласно ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» – это уровень жизни граждан и их материальная обеспеченность.

Таким образом, социальное страхование необходимо, чтобы в случае наступления страхового случая (например, при потере работы) гражданин не остался без средств к существованию. В этом случае ему полагается компенсация от государства.

Виды, их особенности

Главным образом социальное страхование подразделяется на и . Обязательное страхование регулируется с помощью ФЗ и подзаконных актов, в то время как договор о добровольном страховании гражданин заключает по желанию.

Страхование гражданином, например, имущества или собственной жизни не может быть обязательным за исключением ряда случаев: обязательно страхование жизни пассажиров воздушного, железнодорожного, морского транспорта (согласно указу президента ), военнослужащих и граждан, прибывших на военные сборы (об этом говорит ФЗ ) и в других случаях.

Однако сам гражданин платить в перечисленных случаях не должен: в первой ситуации стоимость страхования автоматически включается в цену билета, а во второй оплачивается государством.

Обязательное социальное страхование также делится на несколько составляющих:

  • обязательное пенсионное страхование (отчисления в ПФР согласно ФЗ должен производит каждый работодатель). Страховщиками в данном случае выступают ПФ РФ либо частные пенсионные фонды.

Страховой взнос – это процент от заработной платы работника, однако, существует и верхний предел. Если сумма зарплаты выше, то с той ее части, что превышает предел, процент не берется. Расходы на пенсионное страхование работник и работодатель распределяют между собой поровну.

  • медицинское страхование . Этот вид страхования позволяет получить медицинскую помощь гражданам в России, а также компенсацию в случае заболевания (по больничному листу).

Государственное пособие начинает начисляться работнику после выхода на больничный с 3 дня, а первые два должна оплатить компания — работодатель. Существует верхний предел месячной компенсации – 18720 руб.

  • страхование от несчастных случаев . Взносы по этому виду страхования работник платить не должен — их выплачивает работодатель исходя из общего фонда заработной платы. Такое страхование позволяет работнику рассчитывать на компенсацию, если вред его здоровью — следствие несчастного случая, непосредственно связанного с трудовой деятельностью.

Ограничений такое страхование не подразумевает – работнику во время лечения выплачиваются все 100% его среднего заработка.

  • страхование от безработицы . Если гражданин потеряет работу, он имеет право получать пособие по безработице до тех пор, пока не найдет новую (максимальный срок получения – 12 месяцев из последних 18).

Размер пособия будет рассчитываться на основании размера заработной платы гражданина за последние 3 месяца до увольнения: с 1-го по 3-ий месяц будут выплачиваться 75%, со 4-го по 7-ой – 60%, оставшиеся месяца – 45%.

Такая система расчета компенсации действительна, если с момента увольнения гражданина до момента его обращения в центр занятости прошло не более года – иначе компенсация будет равна минимальному размеру оплаты труда. Расходы по этому виду страхования работодатель с работником также делят поровну. Страхование по безработице также предполагает наличие верхнего порога заработной платы.

Виды добровольного социального страхования

Добровольное социальное страхование имеет ряд отличий от обязательного:

  • оно ограничено по срокам. Договор, который заключается между страховщиком и страхователем, подразумевает начало и конец действия, и для того, чтобы продлить его, гражданину необходимо обращаться к страховщику за перезаключением;
  • такое страхование подразумевает покупку страхователем талона целым платежом и несколькими частями, которые выплачиваются ежемесячно. Если платежи перестают поступать на счет страховщика, договор разрывается в одностороннем порядке.

Добровольное страхование делится на такие основные виды:

  • страхование жизни и здоровья. Если страхователь получает травму или утрачивает трудоспособность, следует страховая выплата;
  • страхование имущества. Страховщик платит, если движимому или недвижимому имуществу гражданина наносится ущерб;
  • страхование животных. Это вид страхования популярен в сельскохозяйственной промышленности, где животные – один из основных источников прибыли. Также часто страхуются экзотические животные;
  • ипотечное страхование. Если страхователь временно лишен возможности вносить ежемесячные платежи, он может приостановить выплаты или «сдвинуть» график платежей;
  • медицинское страхование. Выплата следует, если у страхователя возникает необходимость в непредвиденных расходах для лечения тяжелой болезни;
  • автострахование (КАСКО) . КАСКО позволяет рассчитывать на те гарантии, которых не дает ОСАГО. Например, ОСАГО не покрывает ущерб автомобилисту в случае угона его автомобиля. Кроме того, КАСКО позволяет получить страховую выплату даже виновнику ДТП, в то время как ОСАГО покрывает лишь ущерб авто пострадавшего;
  • страхование ИП. Любой предприниматель, начиная свой бизнес, рискует. Страхование такого рода позволяет обезопасить молодое предприятие от непредвиденных расходов, например, от потери имущества и прибыли, либо компенсировать хотя бы часть потерь, если убытки окажутся слишком крупными.

Виды социальных страховых рисков

Социальным риском признается любой риск, способный угрожать благосостоянию гражданина. Не от всех социальных рисков может оградить социальное страхование: к числу таких рисков относятся, например, риски наркомании, самоубийств, развода супругов.Компенсация определяется в зависимости от социального риска.

ФЗ №165 содержит перечисление социальных рисков и соответствующие им способы страховой компенсации:

  • нужда в медицинской помощи – государство оплачивает медицинскому учреждению расходы по лечению гражданина;
  • наступление старости – выплата пенсии;
  • временная нетрудоспособность – оплата больничного листа4
  • профессиональное увечье или заболевание, приводящее к лишению трудоспособности – пособие, путевки на курорт для санаторного лечения;
  • инвалидность – пособие по инвалидности;
  • материнство – единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу до полутора лет, пособие по беременности (возможны и другие варианты пособий);
  • потеря работы – пособие по безработице;
  • потеря кормильца – пенсия по потере кормильца;
  • смерть гражданина – социальное пособие на похороны.

Перечень рисков, перечисленных в этом ФЗ, полностью соответствует принципам МОТ (Международной организации труда).

Условия социального страхования в трудовом договоре

Условия социального страхования должны отражаться в трудовом договоре в обязательном порядке в соответствии с ТК РФ (а именно со ). Включение пункта о социальном страховании позволяет работнику рассчитывать на льготы и пособия в случае утери трудоспособности, постоянной или временной.

Также если работодатель оказывает услуги дополнительного медицинского или пенсионного страхования, это также должно быть отражено в трудовом договоре.

Таким образом, работник, заключая трудовой договор, оказывается защищенным от большинства рисков, однако, исключительно важно, чтобы условия социального страхования были корректно отражены в самом документе. В противном случае процедура получения страховой выплаты может быть затруднена и потребует большего количества времени.

Видео: Номер социального страхования

Перечень видов страховых рисков дан в ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В их число включены: необходимость получения медицинской помощи; временная не-трудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание человека безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В научной литературе и среди специалистов, исследующих данную проблему, нет единой точки зрения по многим ее составляющим. Это, в частности, касается положения о том, что страховой риск предполагает изменение материального и (или) социального положения граждан (ст. 2 упомянутого Закона).

Социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. И когда речь идет не только о риске утраты заработка, но и о риске «материального отягощения» (например, при рождении ребенка, необходимости ухода за ним, погребении умерших членов семьи), то тоже подразумевается социальный риск в широком смысле слова.

В обязательном социальном страховании понятие риска, по мнению автора, предстоит увязать с финансовой основой данной организационно-правовой формы социального обеспечения и субъектами соответствующих правоотношений. Отчисления в страховые фонды в основном делают работо-датели (ЕСН начисляется на выплаты, которые производятся из фонда оплаты труда). Эти средства предназначены для поддержки тех, за кого сделаны платежи. Значит, фонды обязательного социального страхования призваны защищать не всех граждан в случае утраты ими заработка по независящим от них причинам, а только тех, за кого уплачивались страховые взносы. При таком подходе к проблеме становится совершенно очевидно, что признавать риском в обязательном социальном страховании следует риск утраты заработка. В связи с этим приходится согласиться с М.Ю. Федоровой, определившей социальный страховой риск как возможность утраты или уменьшения заработка или иного дохода застрахованного лица от трудовой и приравненной к ней деятельности в случаях, указанных в законе (обязательное социальное страхование) или в договоре (дополнительное социальное страхование), что предусматривает компенсацию данного риска за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подвер-женных данному риску.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования сегодня выступает не только риск утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи понесения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми. Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи из страхового источника - Фонда социального страхования РФ. Скорее всего, было бы правильным освободить в дальнейшем фонды обязательного социального страхования от возмещения тех социальных рисков, которые не относятся к числу страховых, переложив расходы по их покрытию на бюджетные ассигнования. Сегодня в условиях экономического кризиса, когда любое перераспределение финансовых средств может повлечь за собой непредвиденные последствия, приходится исходить из данности, пре-дусмотренной действующими нормативными правовыми актами. В них социальными страховыми рисками считается возможность ут-раты (уменьшения) заработка и понесения повышенных расходов по причинам, признаваемым законодательством социально значимыми.

Если говорить о страховых случаях, то ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. «Виды социальных рисков. Страховые случаи» содержит только виды социальных страховых рисков (п. 1). Применительно к страховым случаям в п. 2 названной статьи сказано лишь, что при наступлении одновременно не-скольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Думается, что формулировки страховых случаев не должны совпадать с определениями страховых рисков. Они призваны объяснять причины реализации страховых рисков, которые признаются государством уважительными. Например, утрата заработка может последовать после достижения человеком пенсионного возраста, в связи с увольнением с работы, при временной нетрудоспособности и в других случаях.

Перечисляя их в своих законодательных актах, государство показывает, когда оно считает возможным осуществлять социальную поддержку лиц, которые остались без заработка или на которых легло бремя серьезных дополнительных расходов. Так, в ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу лица) в связи с наступлением страхового случая. К таковому отнесены достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Мы полагаем возможным высказать свое мнение по поводу того, каким он видит перечень страховых случаев, опираясь на положения ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. В ней (среди прочих событий) названы: наступление старости, инвалидность, временная нетрудоспособность.

Перечисленные три случая вполне можно объединить, поскольку в каждом из них (а не только в последнем) имеется в виду потеря человеком трудоспособности. В действующем законодательстве не содержится легальных (а также детальных) определений трудоспособности или нетрудоспособности, поэтому можно воспользоваться медицинским и социальным критериями, лежащими в основе данных понятий.

Трудоспособность как индивидуальное качество проявляется тогда, когда совокупность физических и духовных возможностей человека позволяет ему производить какие-либо потребительские стоимости, выполнять профессиональную работу определенного объема и качества. Медицинский критерий трудоспособности/нетрудоспособности - это отсутствие или наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз. Но не всегда больной человек нетрудоспособен.

Предположим, два специалиста разных профессий - штамповщик и учитель - имеют одинаковое заболевание, к примеру панариций, то есть гнойное воспаление пальца. Штамповщик в данном случае не сможет выполнять свою работу, а учитель способен вести урок. Врач, исходя из степени функциональных нарушений, условий труда пациента, его должности и специальности решает вопрос о выдаче листка нетрудоспособности. В данном случае был использован социальный критерий установления трудоспособности человека.

Медицинский критерий выступает ведущим при установлении факта нетрудоспособности. Утрата трудоспособности имеет место тогда, когда изменения в состоянии организма приводят к невозможности выполнять трудовые обязанности. Она может быть временной или постоянной. В первом случае нетрудоспособность характеризуется таким состоянием здоровья работника, при котором он не может трудиться, однако, по предположению компетентных лиц, основанному на медико-биологических данных, способен восстановиться за относительно короткий срок при соответствующем лечении.

Если изменения в состоянии здоровья человека носят длительный, необратимый характер, и в ближайшее время его выздоровление или значительное улучшение и восстановление трудоспособности не ожидается, то такой вид нетрудоспособности считается стойким. Стойкая нетрудоспособность влечет признание лица инвалидом и определяется как постоянная.

Достижение пенсионного возраста также говорит о нетрудоспособности гражданина (ст. 9 Закона о трудовых пенсиях называет нетрудоспособными женщин, достигших 55 лет, и мужчин после 60 лет).

Такая нетрудоспособность носит необратимый характер. В то же время по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) старыми называются люди, достигшие лишь 75 лет.

Здесь налицо несовпадение порога наступления старости (оно названо страховым случаем в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г.) и более низкого пенсионного возраста в России. Кроме того, в подп. 3 п. 1 ст. 7 упомянутого выше закона в качестве страхового риска и страхового случая выступают трудовое увечье и профессиональное заболевание. Однако последние сами по себе страховыми случаями не являются.

Правовые последствия в области обязательного социального страхования наступают лишь в том случае, когда трудовое увечье или профессиональное заболевание повлекли наступление временной или стойкой нетрудоспособности.

И поэтому вряд ли стоит в качестве страховых случаев отдельно выделять трудовое увечье и профессиональное заболевание.

Если идти по этому пути, то придется выделять в качестве страховых случаев и такие основания временной нетрудоспособности, как уход за больным членом семьи, карантин, долечивание в санатории после пребывания на стационарном лечении, протезирование. Ведь в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» все они могут служить основанием для признания лица нетрудоспособным. А в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица либо его смерть вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательства страховщика по обеспечению страхования.

Другое дело - виды страхового обеспечения. В ст. 8 упомянутого закона вполне правомерно оставить перечисление конкретных выплат, которые производятся при различных видах нетрудоспособности.

Целесообразно, скорее всего, соединить в один страховой случай потерю кормильца (подп. 7 п. 1 ст. 7) и смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении (подп. 9 п. 1 ст. 7), поскольку потеря кормильца и есть смерть застрахованного лица. Последствия смерти работника для членов его семьи могут быть разными (назначение пенсии по случаю потери кормильца или выплата пособия на погребение), но одновременно могут быть использованы средства из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ - все зависит от назначения той или иной выплаты.

Присутствие в числе страховых случаев факта признания гражданина безработным станет объяснимым, если, как предполагается, будет восстановлен Фонд занятости населения РФ, существовавший до 2001 года. В настоящее же время он страховым случаем не является, так как финансовую основу расходов в сфере занятости населения составляют бюджетные ассигнования, однако в число социальных рисков (в широком смысле слова) входит.

Высказанные автором предложения о разделении одних и объединении других статей и положений, уточнении отдельных понятий, очевидно, смогут в какой-то мере содействовать оптимизации содержания и повышению эффективности российских законодательных актов, характеризующих страховые риски и страховые случаи в рамках закона об обязательном социальном страховании граждан Российской Федерации.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальноестрахование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды страховых рисков можно разделить на три группы:

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Конкретные виды страховых рисков выглядят следующим образом:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Временная нетрудоспособность - невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени. Экспертиза временной нетрудоспособности работников осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. Удостоверяется больничным листком (в некоторых указанных в законодательстве случаях - справкой лечебно-профилактического учреждения.

3. Трудовое увечье - повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве. Факт Трудовое увечье учитывается при назначении пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности к пенсий по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие Трудовое увечье назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве, если несчастный случай, повлёкший за собой увечье, произошёл на территории предприятия или в ином месте выполнения работником его трудовых обязанностей.



4. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлёкшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

5. Материнство.

6. Инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются др. виды социального обеспечения и обслуживания, гарантированные государством. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I группа - на 2 года, II и III - на 1 год), а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

7. Наступление старости.

8. Потеря кормильца.

9. Признание безработным.

10. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

12. Государственная социальная помощь, понятие, виды.

Гос.соц.помощь как организационно-првовая форма дополняет гос.соц. страхование и находится на стадии формирования.

Она оказывается в целях повышения уровня жизни малоимущих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в субъекте РФ, а также в целях обеспечения всеобщей доступности и приемлемости качества соц.услуг.

Осн.цель гос.соц. помощи снижение уровня соц.неравенства.

В совр.условиях постоянно возникают новые обстоятельства в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут доп.расходы и попадают в трудные жизненные ситуации, когда они нуждаются в помощи со стороны государства.

Источником финансирования гос.соц.помощи служат бюджеты разл.уровней бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование – предоставление гос.соц.помощи осущ. в соотв. с:

1) Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Гл.критерием который опред.право на соц.помощь является нуждаемость.

Нуждаемость – это такое матер.положение, при котором индив.или среднедушевой доход лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по независящим от него причинам.

Величина прожит.минимума представляет собой стоимостное выражение потребит.корзины, при этом включ.в себя минимальный набор продуктов питания, промышл.товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья. Человека и обеспечение его жизнедеятельности.

Потребит.корзина по РФ и её субъектах определяется по осн.соц-демогр группам населения не реже 1 раза в 5 лет в соотв с методич.рекомендациями, которые разрабатываются с участием профсоюзов и утверждается Правительством РФ.

В субъектах РФ потреб.корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климат.учётом, потребление продуктов питания непродов.товаров и услуг.

1)Трудоспособное население, 2)дети, 3) пенсионеры

Стоимостное выражение потреб.корзины служит базой для расчёта регион.прожит.минимума, а также для установения миним.размеров оплаты труда, фиксир.базового размера пенсий, для разл.вида соц.пособий.

ВИДЫ: соц.пособия и субсидии.

СОЦ,ПОСОБИЯ. С 1.01.2005 финансирование гос.соц.помощи передано в ведение субъектов РФ.

На основе этого закона были приняты почти во всех субъектах нормат.акты гос.соц.помощи.

Напр, право на соц.пособие имеют сл.категории граждан: труженики тыла, ветераны труда и приравненные к ним лица, реабилитированные граждане, а также граждане приравненные к пострадавшим от полит.агрессий.

Если у гражданина имеется право на получение пособия по неск.основаниям, то выплата производится только по одному самому высокому по размеру.

Кроме того в перечень мер гос.соц.поддержки многие субъекты как правило квл бесплатн.проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси и м/т.

Льготный или бесплатный отпуск лекарств.средств по рецептам врачей.

Льготный, беспл или со скидкй проезд ж/д транспорта пригородного сообщения.

Органами соц.защиты населения ведётся реестр получателей мер соц.поддержки.

Он содержит необх.сведения о гражданах, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право на получение соц.поддержки или помощи.

СУБСИДИИ – это имеющие целевое назначение полная или частичная оплата соц.услуг. Как правило предост.на оплату жилья и коммунал.услуг в соотв.с решением высших законод.органов РФ.

*на финансирование мер со.поддержки реабилитированных лиц и лиц признанных пострадавшими от полит.регрессий.

*на соц.поддержку ветеранов труда и тружеников тыла.

*на выплату пособий гражданам, имеющих детей

Документы, необх.на получение субсидий: заявление, документы о составе семьи заявителя, документы подтв правовые основания владения, пользования жилых помещений, документы подтв доходы заявителя и всех членов его семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Понятие и виды социальных рисков

2.Модели страхования социальных рисков

Заключение

Список литературы

Введение

Страхование - довольно молодая сфера. Оно получило качественное развитие в России лишь после 1990 года. Одной из ветвей страхования является социальное страхование.

Социальное страхование -- установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Одним из ключевых понятий социального страхования является социальный риск. Под ним в понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого, осуществляется обязательное социальное страхование.

Социальное страхование выполняет функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации.

Цель эссе - определить виды, модели и формы страхования социальных рисков.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний момент страхование социальных рисков является одной из наиболее эффективно функционирующих отраслей страхования.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что и данная отрасль имеет ряд проблем.

1. Понятие и виды социальных рисков

В современной литературе определение трактуется по-разному. Так, согласно российскому законодательству, под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Однако это определение можно считать неполным, так как оно не отражает сущности социального риска в целом. Сравнивая понятие, представленное в российском законодательстве с понятием, представленных в трудах различных ученых можно сделать вывод о поверхностном отражении сути социального риска. Так, М. Ю. Федорова дает следующее определение социальных страховых рисков. Социальный страховой риск - это возможность возникновения социально-неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства, являющихся основаниями для социальной поддержки и социального обеспечения Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13 .

Е.Е Мачульская считает, что социальный риск - это вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность) причинам» Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с. .

Из вышеизложенного следует, что для полного отражения понятия социально страхового риска необходимо рассмотреть виды риска.

К видам социально страховых рисков относят три группы:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

В российском законодательстве выделяют следующий перечень социальных рисков:

Необходимость получения медицинской помощи.

* Временная нетрудоспособность -- невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени.

* Трудовое увечье -- повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве.

* Профессиональное заболевание -- хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

* Материнство.

* Инвалидность -- нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

* Наступление старости.

* Потеря кормильца.

* Признание безработным.

* Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Таким образом, понятие социального риска включает в себя ряд событий (как благоприятных, так и неблагоприятных), наступление которых может привести к ограничению или прекращению трудовой деятельности человека, временной нетрудоспособности, нарушению его здоровья (здоровья членов семьи находящихся на иждивении) или смерти человека (членов семьи находящихся на иждивении). Страхование социальных рисков отличается в зависимости от различных моделей страхования рисков.

2. Модели страхования социальных рисков

Современное страхование предполагает наличие 3 основных моделей страхования социальных рисков: модель Бевериджа, модель корпоративного страхования, модель Бисмарка. Данные модели имеют свои особенности, что определяет специфику страхования социальных рисков разных стран.

Модель Бевериджа

Широко используется в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Главной особенностью данной модели страхования социальных рисков является финансирование, которое происходит через налоговую систему. Это приводит к зависимости бюджета социального страхования от формирования государственного бюджета.

Суть «бевериджской» модели состоит а том, что любой человек имеет право на минимальную защищенность государством по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. Прикрепление к системам страхования по болезни происходит автоматически, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. www.insor-russia.ru

Основная проблема, выделяемая в трудах исследователей, заключается в зависимости бюджета социального страхования от государственного бюджета, т.е. финансирование системы страхования социальных рисков напрямую зависит от состояния государственного бюджета, от экономических ситуаций, влияющих на его формирование.

Модель частного страхования

Используется в Бельгии, Финляндии и Португалии. Основная особенность данной модели - страхование социальных рисков строится на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Суть состоит в том, что при частном страховании социальных рисков страхователь сам оплачивает тот или иной социальный риск, а затем предъявляет счет страховой компании. При этом, страхование того или иного вида социального риска не предполагает полного возмещения ущерба.

Аналитики видят основную проблему в том, что, частные компании страхования социальных рисков не всегда могут добросовестно исполнять свои обязанности, а выплаты происходят в соответствии с суммой, которую страхователь внес в страховую организацию. Однако зарубежный опыт показывает, что при достаточной законодательной базе данная модель может быть довольно результативной. Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15.

Модель Бисмарка

Наиболее распространенная модель, используемая в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии.

Суть её состоит в том, что она простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами.

Модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Страховая защита от социальных рисков находится в прямой зависимости от отчислений, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни человека. Социальные выплаты принимают форму страховых взносов. Социальная защита независима от государственного бюджета. Однако, в отличие от частной модели, сумма, выплачиваемая в случае наступления социального риска, формируется в соответствии со страховыми тарифами, т.е. страховой взнос страхователя корректируется в соответствии со страховым тарифом, и сумма выплат может быть выше страхового взноса.

Данная модель, в преобразованном виде, используется и в РФ. Однако существенное отличие российской модели состоит в нескольких причинах. Во-первых, в РФ перечень социальных рисков полнее, чем в других станах. Во-вторых, в РФ деятельность по страхованию социальных рисков осуществляют как государственные организации (внебюджетные фонды) - при обязательном социальном страховании, так и частные организации - при добровольном социальном страховании www.science-education.ru .

Рассматривая негативные моменты функционирования данной модели необходимо сказать о следующем: страховые взносы, при обязательном социальном страховании, вносятся ежегодно, но социальный риск может не наступить, т.е. вносимая сумма, если социальный риск не наступил, остается страховой организации.

Однако профилактика социального риска дает гарантию, что при наступлении страхового случая будут произведены выплаты, человек социально защищен.

Таким образом, специфика моделей страхования социальных рисков, обусловлена национальными особенностями. То, что используется в одной стране, не всегда целесообразно использовать в другой. Гораздо благоприятнее совершенствовать уже имеющуюся модель страхования социальных рисков, чем внедрять новую модель.

3.Формы страхования социальных рисков

Из вышеописанных моделей вытекают две формы страхования социальных рисков: добровольная и обязательная.

При обязательном страховании инициатором страхования выступает государство, с помощью законодательства обеспечивающее обязанность граждан страховать социальные риски.

Обязательное страхование социальных рисков включает в себя:

централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11 .

К видам социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с российским законодательством, относят: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Страховые взносы, в соответствии с новым законодательством, в фонды обязательного социального страхования осуществляются через страховые взносы (ранее это осуществлялось через ЕСН, который отменен с 1 января 2010года) Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

В отличие от обязательного добровольное страхование в состоянии более гибко реагировать на все изменения в обществе и, следовательно, способно существенно дополнить собой обязательное страхование, формируя тем самым единый механизм социальной защиты работника.

Добровольное социальное страхование, является дополнительным. Оно призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков.

При добровольном страховании социальных рисков инициатива страхования исходит от лица, желающего получить страховку. Страхование осуществляется только посредством заключения договора страхования между страхователем и страховщиком.

Добровольное страхование имеет заранее оговоренный определенный срок страхования, начало и окончание которого указывается в договоре.

В системе российского социального страхования основной формой страхования является обязательная, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

Так как добровольное страхование социальных рисков является дополнительной формой страхования, у страхователя есть возможность самому определить перечень страховых рисков, от которых хотел бы застраховаться.

Таким образом, в мировой практике используют две формы страхования рисков: добровольную и обязательную. В каждом государстве главной является только одна из форм. В России - это обязательная форма страхования социальных рисков.

Заключение

риск социальный страхование добровольный

Под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Модели и формы страхования социальных рисков определяют систему социального страхования страны, специфику и особенности.

Обобщая вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы: во-первых, страхование социальных рисков в нашей стране стало развиваться только в 90-х годах и имеет ряд недоработок. Эти недоработки связаны с используемой в нашей стране модели страхования социальных рисков. Многое скопировано с бисмаровской модели, но для более высоких темпов развития страхования в РФ необходимо модернизировать существующую систему и сделать её более гибко. Например, можно объединить положительные моменты существующих моделей страхования социальных рисков и преобразовать их в качественно новую модель, соответствующую современным условиям; во-вторых, используемая в России система обязательного страхования социальных рисков довольно эффективна. Но у обязательного страхования основной недостаток в том, список социальных рисков, подлежащих обязательному страхованию, четко определен. Но для более эффективного функционирования системы страхования социальных рисков благоприятнее было бы создать смешанную систему, включающую в себя как элементы добровольного, так и элементы обязательного страхования социальных рисков.

Таким образом, страхование социальных рисков играет важную роль в экономике. Прежде чем усовершенствовать систему социального страхования необходимо проанализировать существующие модели и формы страхования социальных рисков.

Список литературы

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15

Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12

Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13

Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение страхования внешнеэкономических рисков, его виды, классификация рисков. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитов, его выгоды, цель и объекты страхования. Страхование прочих рисков в торговых сделках СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Сущность и виды страхования банковских рисков. Зарубежный опыт в этой сфере. Современное состояние и проблемы в области личного, имущественного страхования и страхования ответственности в России. Перспективы развития страхования банковских рисков.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Основные этапы развития страхования в России. Правовые основы страхования. Классификация рисков в туризме. Современные проблемы и перспективы развития страхования рисков в туризме (на примере ОАО "РОСНО"). Организация страхования рисков в туризме.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2010

    Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2012

    Понятие, сущность, классификация, основные признаки, цель и направления развития страхования предпринимательских рисков. Виды страхования предпринимательских рисков, практикуемые в современной действительности. Порядок заключения договоров страхования.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2010

    Функции страхования как метод возмещения материальных потерь. Виды страхования рисков. Страховой договор - юридическая форма, опосредующая взаимоотношения между участниками страхования. Предпринимательский риск: методы страхования, пути и методы снижения.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Сущность и классификация коммерческих рисков. Возможность возникновения рисков у лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков согласно норм ГК РФ. Современный опыт страхования коммерческих рисков.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие страхования, основы и принципы классификации по объектам и роду опасностей. Принципы обязательного и добровольного страхования. Исследование особенностей социального, медицинского, имущественного, личного страхования, рисков и ответственности.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Исторические этапы развития и экономическая сущность страхования, его цели и задачи. Специфика страховых отношений. Субъекты, объекты и функции рисков в страховании. Признаки классификации страховой деятельности. Принципы и формы социального страхования.

    лекция , добавлен 16.02.2011

    Основы классификации по объектам страхования и роду опасностей. Принципы добровольного и обязательного страхования. Задачи и функции социального страхования, характеристика видов: медицинское, личное, имущественное, страхование рисков и ответственности.