Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая и социальная роль налогов в современном обществе. Социально-экономическая роль налогов в современном обществе

Введение

История становления налогов

Понятие налога и сбора

Эволюция местных налогов и сборов в РФ

2.1 Местные налоги: налог на имущество физических лиц

История и современное состояние земельного налогообложения в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. С развитием рыночных отношений в России повышаются требования к надежности налоговой системы, которая в значительной мере определяется уровнем и динамикой налогового бремени хозяйствующих субъектов. В этих условиях усиливается потребность в достоверной оценке реальной тяжести налогов на отдельные группы налогоплательщиков. В частности, важность законодательного поэтапного снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов для решения стратегической задачи обеспечения экономического роста национального хозяйства, подтверждают основные направления проводимой налоговой реформы. Важнейшим фактором, определяющим реальный уровень налогового бремени, является наличие или отсутствие возможности переложения налога.

Основным источником существования государства и выполнения им своих функций есть налоги.

Совокупность действующих в государстве налогов и налоговых платежей образовывает налоговую систему. Совокупность форм и методов взыскания части дохода юридических и физических лиц в доход бюджета образовывает систему налогообложения.

Налоговая система любой страны должны строиться исходя из ее социально-экономического положения. И для того чтобы эта система обеспечила получение положительных результатов, необходимо ее научное обоснование, которое включает системность, установление определяющей основы системы налогообложения, а также формирование правовой базы и исходных принципов.

Определяющей основой налоговой системы есть объем расходов бюджета. Виды налогов и их объем в государстве устанавливаются с целью покрытия расходов. Исходя из этого, налоги являются вторичными относительно расходов бюджета. Сбалансирование объема налогов и налоговых платежей, которые поступают в бюджет, с объемом бюджетных расходов государства - основная задача государственных финансовых органов.
Правовой основой налоговой системы есть отношения собственности. Форма собственности (государственная или частная) определяет право государства на доходы. При государственной собственности все имущество предприятий и доходы, которые создаются ими, принадлежат государству.



Государство решает, какую долю доходов предприятий централизовать в бюджет и другие централизованные фонды, а какую оставить трудовым коллективам. Что же касается частных и коллективных предприятий, то государство может централизовать в бюджет лишь часть доходов, которая необходимая для удовлетворения общегосударственных нужд.

Целью работы является рассмотрения эволюции местных налогов и сборов в РФ.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

Рассмотреть экономическую и социальную роль налогов в современном обществе;

Раскрыть понятие налога и сбора;

Изучить эволюция местных налогов и сборов в РФ;

Раскрыть сущность и эволюцию налога на имущество физических лиц;

Рассмотреть историю и современное состояние земельного налогообложения в России.

Целью и задачами работы определены ее объект и предмет.


Экономическая и социальная роль налогов в современном обществе

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1 Сущность налога

1.2 Элементы налога

1.3 Функции налогов

1.4 Классификация налогов

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

2.1 Структура налоговых доходов государства

2.2 Динамика налоговых доходов

2.3 Значение налогов в доходах государства

2.4 Прогноз налоговых поступлений в 2009-2011 годах

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: КАК ЕЕ СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.

Описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;

Рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

Показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

налог доход государство бюджет


1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОГОВ

1.1 Сущность налога

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента» .

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

1.2 Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

1) Субъект налогообложения – это организация или физическое лицо, на которые законодательными или иными нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

2) Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения как экономического элемента налогов выступают: выручка от реализации, доход, прибыль, имущество, определенные действия и виды деятельности, наступление отдельных событий.

3) Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают: твердые и долевые. Долевые делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

4) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.

5) Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

6) Источник налога -это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.

7) Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога - это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Существуют три основных способа уплаты налога

Рисунок 1.1 – Способы уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ


8) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут быть разделены на три группы:

1) изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

3)налоговый кредит- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Выделяют две основные функции налогов: фискальную и регулирующую. А также четыре вспомогательные функции: распределительная, социальная, стимулирующая и контрольная.

Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1 Сущность налога

1.2 Элементы налога

1.3 Функции налогов

1.4 Классификация налогов

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

2.1 Структура налоговых доходов государства

2.2 Динамика налоговых доходов

2.3 Значение налогов в доходахгосударства

2.4 Прогноз налоговых поступлений в2009-2011 годах

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: КАК ЕЕСДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеномэкономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «Вналогах воплощено экономически выраженное существование государства», −справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройствавсегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современномцивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимоэтой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется дляэкономического воздействия государства на общественное производство, егодинамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится налогам, какэкономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночнуюэкономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговуюполитику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явлениярынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментомуправления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним изэкономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственныхинтересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимоот ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовойформы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектовпредпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, сбанками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируетсявнешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечениеиностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Актуальность выбранной мной темысостоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система являетсяодним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитногомеханизма государственного регулирования экономики. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.

Цель курсовой работы – раскрытьсоциально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как одиниз важнейших источников формирования государственного бюджета.

Описать сущность налога, выделитьего элементы, функции и классификацию;

Рассмотреть анализ структуры идинамики налоговых доходов федерального бюджета;

Показать основные направления длясоздания эффективной налоговой системы в России.

налог доход государство бюджет


1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯСУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОГОВ

1.1 Сущность налога

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.

Налоги являются неотъемлемой частьюобщественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависитблагополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в видеконкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны споявлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

Налоги нельзя сводитьтолько к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовыхотношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью созданияобщегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

Наиболее лаконичным иверным с теоретических позиций можно считать следующее определение. «Налоги –императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд,без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».

Налогиявляются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой частьвалового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства припомощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, какправило, обладает незначительной собственностью на средства производства,поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у другихучастников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством впользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта ввиде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическоесодержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующихсубъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственныхфинансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся впостоянном изменении.

1.2 Элементы налога

Налоговая системабазируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливаетконкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретныеэлементы налогов. К элементам налогов относятся:

1) Субъект налогообложения – это организация или физическоелицо, на которые законодательными или иными нормативными актами возложенаобязанность уплачивать налоги и сборы.

2) Объект налогообложения – это те юридическиефакты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанностьсубъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения как экономического элементаналогов выступают: выручка от реализации, доход, прибыль, имущество,определенные действия и виды деятельности, наступление отдельных событий.

3) Налоговая ставка – этовеличина налога на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают: твердые идолевые. Долевые делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

4) Налоговая база представляетсобой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому видуналога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисленияналога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанностьуплатить налог.

5) Налоговый период – календарный год или инойпериод времени применительно к отдельным налогам, по окончании которогоопределяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате вбюджет.

6) Источник налога - это средства, используемые для уплаты налога. Выбористочника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счеткоторых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.

7) Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налогаустанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога - это срок, втечение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядокуплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедурывнесения налога в бюджет. Существуюттри основных способа уплаты налога

Рисунок 1.1 – Способы уплаты налогов и сборов в соответствиис НК РФ


8) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождениеот налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговыельготы могут быть разделены на три группы:

1) изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

3)налоговый кредит- льготы,направленные на уменьшение налоговой ставки.

1.3 Функции налогов

Функцииналога – этопроявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функцияпоказывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономическойкатегории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Каждая из выполняемыхналогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты даннойэкономической категории. Выделяют две основные функции налогов: фискальную и регулирующую.А также четыре вспомогательные функции: распределительная, социальная,стимулирующая и контрольная.

Фискальная функциясостоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальнойфункции реализуется главное общественное назначение налогов – форсированиефинансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе ивнебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций(оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходовгосударственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налоговпревращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Контрольная функция налогов как экономической категориисостоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговыхпоступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовыхресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговогомеханизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляетсянеобходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Распределительная функция заключается в том, что с помощьюналогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государствоперераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную,осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющихобщегосударственное значение. Распределительная функция налогов влияет на распределение не толькодоходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция – поддержание социального равновесия путёмизменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживаниянеравенства между ними. Социальная функция налогов проявляется в примененииналоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования.Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи вгосударственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направлены наобеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества,нуждающимся в первоочередной поддержке.

Стимулирующаяфункция с помощью налогов, льгот и санкцийгосударство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,капитальные вложения в расширение производства. Вводя одни налоги и отменяядругие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов иотраслей, одновременно сдерживая развитие других. Стимулирующая функция налоговявляется в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективноиспользуемой.

Регулирующая функцияналогов проявляется в государственном регулировании экономики. Регулирующуюроль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Черезналоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессыв экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

При помощи налогов можно поощрятьили сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги),направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать наэкономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособныйспрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Такпредоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиямстимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги насверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи.Например, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение новойтехники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами, частьприбыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекаетпредприятия к решению социальных проблем.

1.4 Классификацияналогов

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость ихклассификации (разделения на виды) на определённой основе. В теорииналогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболеесущественное значение в современной теории и практике налогообложения имеютследующие основания классификации налогов:

1) по способувзимания;

2) по уровнюналогообложения;

3) посубъекту-плательщику;

4) по порядкуведения налога;

5) по целевойнаправленности ведения налога;

6) по периодичностиуплаты налога.

1. По способувзимания

Согласноданному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги платятсясубъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции сценными бумагами, налог на землю и другие.

Косвенные налоги переносятсяна конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товарыи услуги, облагаемые этими налогами. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычноне совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене иявляютсяналогами на потребителей. К ним относят: ,акцизы, таможенные пошлины.

2. По уровнюналогообложения

Законом«Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневаясистема налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

¨ Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют натерритории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболеедоходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетовсубъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в другихстранах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. Всоответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуютследующие федеральные налоги:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог;

Государственная пошлина;

Сборы за использование объектами животного мира и за использование объектамиводных биологических ресурсов;

Налог на прибыль организаций;

Водный налог;

Налоги, предусмотренныеспециальными налоговыми режимами.

¨ Второй уровень - это региональные налоги России. К ним относят налогиреспублик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономнойобласти, автономных округов. Региональные налоги устанавливаютсяпредставительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийскогозаконодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным натерритории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки вопределенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональнымналогам относятся:

Налогна имущество организаций;

Налогна игорный бизнес;

Транспортный налог.

¨ Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов,поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы иСанкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так иместных налогов. К местным налогам относятся:

Налогна имущество физических лиц;

Земельный налог.

Бюджетное устройствоРоссийской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональныеи местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующихбюджетов. Главная часть при их формировании - это отчислением от федеральныхналогов.

3. Посубъекту-плательщику

Всоответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налогис физических лиц (подоходный налог с физических лиц,налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядкенаследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налогис предприятий и организаций (налог на прибыль, налог надобавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог,налог на имущество предприятий и организаций и др.).

Смешанныеналоги,которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации(госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортныхсредств и др.).

4. По порядку веденияналога

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные ифакультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерациии взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который онипоступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставкиопределяются законодательными актами республик в составе Российской Федерацииили решениями органов государственной власти краев, областей, автономнойобласти, автономных округов, районов, городов и иныхадминистративно-территориальных образований.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однаконепосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составеРоссийской Федерации или решениями органов государственной власти краев,областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иныхадминистративно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той илииной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативнымотносятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридическихлиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являютсяобщеобязательными.

5. По целевой направленности ведения налога

Всоответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные (общие), специальные(целевые) и чрезвычайные.

Абстрактные(общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета вцелом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансированияконкретного направления затрат государства, например сбор на нуждыобразовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы насодержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Какправило, для специальных (целевых) налоговых платежей создается специальный фонд(внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводитсяспециальная статья. Платеж идет по строго определенному назначению, например, отчисленияна воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Введениечрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапомсуществования и развития той или иной страны.

6. По периодичности уплаты налога

По периодичности уплаты налога выделяют регулярные (текущие)и разовые. Регулярные (текущие) – взимаются с определенной законодательствомпериодичностью в течение всего периода существования объекта налога. Разовые –связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможеннаяпошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИСТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

2.1 Структураналоговых доходов государства

Согласно ст.10 Бюджетногокодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующихуровней:

1. федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

Бюджетымуниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородскихмуниципальных образований городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга;

Бюджеты городских исельских поселений.

Совокупный объем доходовконсолидированного бюджета за январь-ноябрь 2008 года составил 13785,2 млрд.рублей (10515,1 млрд. рублей за январь-ноябрь предыдущего года), из которых85,4% составляют налоговые поступления. Таким образом, доля федеральногобюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла на 76,4% исоставила 8092,8 млрд. руб. (6187,3 млрд. руб. 2007 год).Основными источниками поступлений налоговых доходов бюджета в 2008 году стали(млрд. руб.)

НДС -957,7;

НДПИ -1521,3;

Налога на прибыль -2296,9;

ЕСН –663,4;

Акцизов – 260,7.

Налоговые доходыфедерального бюджета с учетом ЕСН в 2008 году составили 3866,6 млрд. руб., чтона 13,8% больше к 2007 году (3363,9 млрд. руб.- 2007год).

Рисунок 2.1 – Структурапоступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видамналогов за 2008 год, %

2.2 Динамиканалоговых доходов

Если анализировать доходы нашей бюджетной системы с точкизрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным,что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговыепоступления.

Обратимся к федеральномууровню бюджетной системы РФ. Динамика налоговых поступлений за период с январяпо ноябрь 2007 года и 2008 года. (млрд. рублей).

Налог на прибыль вырос с 641,3на 708,0 млрд. руб.

ЕСН увеличился с 405,0 до448,7 млрд. руб.

НДС снизился с 1424,7 до1024,2 млрд. руб.

Акцизы по сводной группеувеличились с 108,8 до 114,5 млрд. руб.

НДПИ поднялся с 1122,9 до1532,0 млрд. руб.

Значительная частьналоговых поступлений в 2008 году была обеспечена за счет налога на добавленнуюстоимость, НДПИ, налога на прибыль организаций, ЕСН и акцизов.

Доходы федеральногобюджета на 2008 год утверждены на уровне 6 644,0 млрд. рублей, исходя изпрогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 35000,0 млрд. рублей и уровня инфляции 7%.

Анализ показывает, чтоналоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, ихдоля к 2008 году составила более 85,4%. Такой рост объясняется снижениемналоговой нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятнойвнешнеэкономической коньюктуры.

В отличие от 2007 годаосновную долю налоговых доходов федерального бюджета с января по ноябрь в 2008году составляют поступления по налогам: НДС, НДПИ, и налога на прибыльорганизаций. Так, на долю НДПИ пришлось в 2005 г. – 27,7%, в 2007 г. – 29%, а в2008 г. – 40% от всех налоговых доходов федерального бюджета.

Если пронаблюдать рольакцизов, то у нас получится следующее

2005 год – вфедеральный бюджет поступило 248,11 млрд. рублей;

2007 год – 108,8млрд. рублей;

2008 год – 114,5млрд. рулей.

Данное увеличение поступлений,в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащуюпродукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставкиакциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, сужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей использующихпроизводственные мощности ниже экономически оправданного уровня.

Увеличение роста на 131,4млрд. рублей доходов федерального бюджета от налога на прибыль организаций в2007 году и увеличение его же на 66,7 млрд. рублей в 2008 году. Такой ростобусловлен снижением нелегального вывода капитала и возвращением части валютнойвыручки. Однако основной причиной роста поступлений налога на прибыль за 11месяцев 2008 года стало улучшение результатов финансово-хозяйственнойдеятельности организаций.

В абсолютном выражении,по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видамналогов. Данный рост был вызван, по мнению экономистов, такими факторами, как:расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валовоговнутреннего продукта, инфляции, усиления контрольной деятельности налоговыхорганов.

Несомненно, все этооказывает положительное влияние на формирование бюджета страны.

2.3 Значение налоговв доходах государства

Налоговые поступления – это главный источник формированиядоходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходовконсолидированного бюджета. Из всей совокупности налогов всего 4 – НДС, налогна прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходыфизических лиц – обеспечивают около 87% налоговых доходов. Данная структураналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году приведена в табл.1.


Таблица 1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджетаРФ в 2008 году

В % к итогу

Налоговые доходы

в том числе:

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на прибыль организации

Налоги как основнойэлемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и егорасходных статей.

Роль налогов в формированиидоходов государственного бюджета

определяется показателямиудельных весов:

Налоговыхпоступлений в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группыналогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

Конкретногоналога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группыналогов в общей сумме налоговых поступлений;

Конкретногоналога в общей сумме налоговых поступлений.

Ряд федеральных налогов иодин региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходныхисточников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле напостоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, закоторым они закреплены. Федеральные налоги, такие как – НДС, акцизы, налог наприбыль организаций, налог на доходы с физических лиц – являются регулирующимидоходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулированияпоступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений либо по ставкам,утвержденным в законодательном порядке.

Таблица 2 Распределениеналоговых доходов по уровням бюджетной системы в 2008 г. (январь – ноябрь)

Всего В том числе Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ

Налоговые доходы (без ЕСН)

в том числе:

Налог на добавленную стоимость

Налог на прибыль организации

Налог на доходы с физических лиц

Таким образом, значительнаячасть платежей по косвенным налогам поступает в федеральный бюджет, а по прямымв бюджеты субъектов РФ.

В свою очередь припринятии регионального бюджета регулирующие налоги также подвергаютсярасщеплению в пользу республиканского, краевого, областного и окружного бюджетаи в пользу местного муниципального образования. Платежи по этим налогамобеспечивают значительные поступления в доходах местных бюджетов.

2.4 Прогноз налоговыхпоступлений в 2009-2011 годах

В 2009 году в структуредоходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов всумме 6 331 985,4 млн. руб. (12,30 % к ВВП).

На увеличение доходов федерального бюджета в 2009 году посравнению с ожидаемым исполнением 2008 года оказало влияние введениеквартального порядка уплаты НДС в 2008 году. Поступление НДС в 2009 году за всечетыре квартала (в 2008 году в связи с введение квартального порядка уплатыналога поступили платежи только трёх кварталов и одного месяца) приведут кувеличению доходов на 312 899,0 млн. руб.

А также изменение налогового и бюджетного законодательства,вступившие в действие с 1 января 2009 года, приведут к снижению доходов на92 031,7 млн. руб.

В 2010 году в структуредоходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов всумме 7 143 943,5 млн. руб. (12,08 % к ВВП).

В 2011 году в структуредоходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов всумме 8 065 351,4 млн. руб. (11,93 % к ВВП). Следует отметить, что в2009-2011 годах более 85 % поступлений доходов федерального бюджета будутформироваться за счет четырех доходных источников:

Налога на прибыль организаций;

Налога на добычу полезных ископаемых;

Таможенных пошлин.

Поступление основных доходных источников федерального бюджетав 2009-2011 годах приведено в табл. 3.

Таблица 3 Поступление основных доходных источниковфедерального бюджета в 2009-2011 годах (в тыс. руб.)

Наименование налогов и платежей Прогноз 2009 года Прогноз 2010 года Прогноз 2011 года

Налог на прибыль

НДС (всего):

в том числе:

НДС по товарам, реализуемым

на территории РФ

НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

Таможенные пошлины

Прочие доходы

ИТОГО ДОХОДОВ

10 927 137 733,0

11 733 612 293,0

12 838 964 131,0

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМАРОССИИ: КАК ЕЕ СДЕЛАТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ?

Основнымизадачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночнойэкономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются -распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок,рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок кпоставленным задачам.

Вместе с темстрана довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособногона мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится кнаращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозомготовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степениобусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей всебя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования.

Отметимтолько некоторые недостатки действующей системы налогов:

Налог надоходы физических лиц отнюдь не содействует смягчению неравенства враспределении доходов и фактически превратился в косвенный налог на заработнуюплату;

Налог наприбыль и налог на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальномпроизводственном секторе;

Налог надобавленную стоимость «штрафует» ввоз новой техники и современных технологий,необходимых для обновления производственного потенциала страны и в то же времянеоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.

Сейчасвносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков врассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальныхулучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынкеостается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов наее усиление. Поэтому в налоговой политике остается только один путь - заменитьдействующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития.

Конкретноговоря, в качестве основы новой налоговой системы в нашей стране можнопредложить следующие три вида налогов.

Первый изпредлагаемых налогов - это всеобщийпрогрессивный налог на расходы, вместо подоходного налога. Этот налогпока нигде не применяется. Междутем по сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог нарасходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.

Во-первых, новым налогом автоматическиобеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главногоусловия экономического роста) - налог же на доходы физических лиц одинаковооблагает и потребление, и накопление.

Во-вторых, налог на расходы социально болеесправедлив, поскольку относительный уровень благосостояния гражданинаопределяют именно расходы, а не доходы.

В-третьих, в современных условиях значительно легчеконтролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономитьна издержках по налоговому контролю. При этом если установить достаточновысокий необлагаемый минимум (порядка 7 тыс. рублей на человека в месяц) иумеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%, 25% и 40%), токонтролировать фактически придется только «избыточное» потребление (расходы наприобретение, например, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг,драгоценностей, антиквариата), объекты которого либо подлежат обязательнойрегистрации, либо обычно страхуются гражданами в добровольном порядке.

Второй налог из трёх предлагаемых новых налогов -это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыльорганизаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение.Новый налог легко администрируется - обложению им подлежат все выводимые изделового оборота предприятия доходы и капиталы - дивиденды, возврат капиталаакционерам, кредиты управляющим и пайщикам, неоправданно высокие окладыдиректоров, расходы на предоставление материальных благ работникам и т.д. -все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключаявыплаты доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактическитакой налог уже существует практически во всех странах - в виде налога «уисточника», удерживаемого со всех переводимых зарубеж доходов. Остаетсятолько распространить режим этого налога на все выводимые изпредприятия доходы, определитьнормативные, экономически оправданные пределы заработной платы и установитьединую ставку этого налога (на уровне 25%).

Предлагаемый новый налог лишен всех известныхнедостатков налога на прибыль организаций, а именно:

Нет необходимости вмешательства в бухгалтерскийучет предприятия и использования особых методов контроля для улавливания чистойприбыли предприятия;

Нет потребности, применять значительное числольгот по этому налогу (в частности, для поощрения инвестиций, поддержаниязанятости, деятельности по НИОКР, накопления резервов), которые создают почвудля многих злоупотреблений;

Нет необходимости также применять особый,налоговый учет амортизации (между тем именно это обстоятельство обуславливаетвытеснение в странах Евросоюза налога на прибыль налогом на добавленнуюстоимость), а также внедрять и поддерживать целую систему мер повзаимоурегулированию режимов налога на прибыль и подоходного налога.

И, наконец, третий из названных выше налогов - ужедавно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятийвсех видов собственности - по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% -федеральный налог, до 2% - надбавка, устанавливаемая местными органами власти).Этот налог легко администрируется, просто и эффективно собирается. База этогоналога шире, чем у налога с продаж (любые обороты, а не только в торговойсети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговыережимы (как это имеет место при налоге на добавленную стоимость); он не требуетприменения какой-то особенной налоговой отчетности (денежные обороты берутся извыписки по банковскому счету, бартерные сделки выявляются по складским иотгрузочным документам). Важно также отметить, что взимание этого налога осуществляетсяв упрощенном порядке - путем удержания банком суммы налога при совершенииплатежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены отпредставления сводных деклараций по этому налогу.

Эффект вытеснения излишних посредников и спекулянтовиз сферы обращения товаров и услуг можно отнести к позитивным качествам налогас оборота. При этом совокупная ставка этого налога (на федеральном уровне) дажепри прохождении товара через три звена составляет всего 9%, а если товардоводится до конечного потребителя всего через два звена (предприятие, торговоеучреждение), то эта ставка составляет всего лишь 6%, что точно соответствуетрежиму обложения при упрощенной (льготной) системе налогообложения.

Таким образом, основными преимуществами рассмотренныхновых налогов являются: а) отсутствие льгот поэтим налогам, которые обычносоздают массу возможностей для злоупотреблений ими; б) устранение необходимостивведения для налогоплательщиков особого налоговогоучета; в) создание условий дляперевода налогового планирования из сферы полулегальной, полукриминальнойдеятельности в состав стимулируемых снижением налога простых, социальнополезных и экономически значимых действий (снижение потребления - и ростнакоплений, воздержание от изъятия доходов из оборота предприятия - исоответствующий прирост реинвестирования прибылей); г) сокращение числапосреднических звеньев при движении товаров от производителей к потребителю.

В конечном счете, основная масса налогоплательщиков(граждан и предприятий) при обычных условиях будет знать только трирассмотренных простейших налога, которые удобны для налогоплателыциков итребуют минимальных усилий налоговых органов в их контрольной работе. Дляособых ситуаций будут применяться еще некоторые регулирующие виды налогов(налоговые режимы), которые в целом не будут затрагивать основные видыэкономической и производственной деятельности в стране (таковы, например,налоги на особо крупные состояния, на крупные дарения и наследства, намонопольные прибыли, на биржевые спекуляции, на валютные переводы).

В целом за счет трех предлагаемых к внедрениюналогов должно формироваться до 50% всей суммы налоговых сборов в стране.Другая половина легко может быть обеспечена путем наведения порядка сналогообложением «вредного» и «избыточного» потребления - через акцизноеналогообложение спирта, пива, табака и сахарообогащенных «освежительных»напитков, а также посредством применения «энергетического» акциза (за счеткоторого розничная цена энергоносителей должна быть доведена до среднеевропейскогоуровня - это явится мощным стимулом для энергосбережения в производстве и вжилом секторе).

Кроме того, важным источником доходов государствастанет перевод сырьевого сектора на «режим продажи в недрах» основных видовсырьевых ресурсов - по специальным отпускным ценам, устанавливаемымцентрализованно и регулируемым с учетом изменения конъюнктуры мирового рынка.При таком порядке государство избавляется от необходимости осуществления, вчастности, громоздких процедур контроля за качественными характеристикамиотдельных видов сырья, динамикой разработки месторождений, размерами чистойприбыли компаний-операторов. Достаточно будет просто определить график платежейиз расчета полного истощения месторождения за плановый срок его использованиякомпанией (с корректировкой, если необходимо, по ежегодным объемам реальнойдобычи) и установить, что в случае недовыработки прежних месторожденийкомпаниям не будут предоставляться лицензии на разработку новых месторождений.

При системе новых налогов общие бюджетные расходыгосударства могут быть сокращены не менее чем на 30-40 %. Во-первых, за счетустранения «встроенных» налоговых компонентов в заработной плате бюджетников(подоходный и социальный налоги плюс налог на добавленную стоимость - всего до60% от её суммы) и в общей стоимости государственных закупок (налог надобавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество). Во-вторых, засчет уменьшения неоправданно громоздкой структуры административного управленияи экономии на ряде видов социальных затрат (связанных, например, с уменьшениемчисленности граждан, «загоняемых в бедность» чрезмерными налогами, сокращениембезработицы).

По своему экономическому содержанию налоги первой изупомянутых выше групп можно назвать «налогамистимулирования» (предпочтениенакопления перед потреблением и сферы производства - перед сферой обращения ипосреднических операций), а налоги второй группы - «налогами подавления» (нежелательногоили избыточного потребления). В целом же основной смысл перехода на новуюсистему налогов состоит в том, что сам момент налогообложения отодвигается настадию завершающих производственный цикл распределительных иперераспределительных отношений и на процессы потребления вновь произведеннойстоимости. Иначе говоря, гражданам и предприятиям позволяется вначале запуститьпроцесс производства, произвести товары, оказать услуги, реализовать своидоходы - и только затем они привлекаются к исполнению своих налоговыхобязанностей перед государством.

Исключительно важен вопрос о назревшей необходимостиконсолидации всей работы по сбору налогов в одних руках. Сегодня этой работойзаняты ФНС России, ФТС России, казначейство, Центробанк, внебюджетные фонды,местные органы власти и т.д. Общая мысль состоит в том, чтобы устранитьразнобой в этой сфере, унифицировать систему расчетов по налогам в целом иупростить жизнь налогоплательщикам.

Для достижения указанных целей необходимо:

Сосредоточить всю работу по налогам в рамкахединого ведомства (скажем, министерства государственных доходов);

Закрепить за этим ведомством функции не только«контролера», но и «сборщика» налогов (как это и имеет место во всех развитыхстранах);

Установить порядок уплаты всех налогов на единыйсчет (счета) налогового ведомства любым удобным для налогоплательщика образом (наличнымплатежом, кредитной карточкой и т.д.;

Распределение средств из произведенного платежа поразличным видам налогов осуществлять силами налогового ведомства.

Сейчас много говорят о взаимодействии различныхведомств в налоговой сфере, об устранении бюрократических задержек при возвратеналога на добавленную стоимость, при перерасчете и зачете налоговыхобязательств налогоплательщика по разным видам налогов и т.д. Но все проблемыавтоматически будут решаться, если налогоплательщики будут иметь дело с однимналоговым ведомством, с одним банковским счетом налогового ведомства для приемалюбых налоговых платежей и если у налогоплательщика будет возможность вавансовом порядке «заводить» средства на свой лицевой счет в этом ведомстве.

Все подобные меры уже полностью или почти полностьюреализованы в других развитых странах. Более того, в некоторых из нихналогоплательщика освобождают и от обязанности представлять налоговуюотчетность и составлять собственные налоговые декларации. Так, в Финляндиималым предприятиям предоставлена возможность вместо своего налогового отчетапредставлять просто выписку о движении средств по своему банковскому счету(счетам). В Швеции и Норвегии налоговые декларации за граждан составляют саминалоговые органы, отправляя затем эти декларации адресатам по обычной почте,чтобы последние могли просто подписать их или, в случае несогласия, внести вних необходимые изменения и поправки.

Общие обоснования для перехода к указаннойунифицированной системе сбора налогов давно и хорошо известны.

Во-первых, большинство современных налоговсобираются в порядке авансовых платежей и перерасчеты по ним в соответствии сокончательными налоговыми обязательствами налогоплательщиков относятся ккатегории налоговых отношений (а не бюджетных), что исключает возможностьпроведения возвратов налоговых сумм со счетов бюджета (как бюджетных расходов).

Во-вторых, система казначейства приспособлена креализации именно бюджетных расходов, а не сбора бюджетных доходов (эта системаоснована на ведении реестров бюджетополучателей, а не лицевых счетовналогоплательщиков).

А самое главное, что следует отметить в отношениипредлагаемой новой системы сбора налогов и перерасчетов по ним, - онасущественно повышает налоговую дисциплину и устраняет многие из тех конфликтныхситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливыхнареканий со стороны налогоплательщиков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства,развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Посредством налоговгосударство воздействует на определенные общественные процессы, выполняетконтрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Также, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику:протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельнымотраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господствуна рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результатемонопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функциюперераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества,выступает регулятором личных доходов населения страны.

Налоги играют важнейшуюроль среди государственных доходов, так как они составляют более 85% доходнойчасти федерального бюджета.

Аккумулируя налоги вбюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельностикак общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение,образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность,государственное управление, инвестиционная деятельность в областяхпромышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом,государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностейего граждан.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатов А.С.Экономическая теория.- М.: Экономистъ, 2003.

2. Гринкевич Л. С.Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.

3. Качур О.В. Налогии налогообложение: Учебное пособие 1-е изд., М., 2007.

4. Кашин В.А.Налоговая система: как ее сделать эффективной? // Финансы.- 2008.- №10.

5. Лермонтов Ю.М. Одоходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый пероид 2010 и2011 годов. // Налоговый вестник. -2008. -№12.

6. Малис Н.И.Снижение бремени как приоритет налоговой политики // Финансы.- 2007. -№6.

7. Селезнев А.З.Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2007.

8. Финансы: Учебникдля вузов / под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – М.: Юрайт-М,2004.

9. Финансы: Учебникдля вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2000.

10.ЧерникД.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006.

11.www.gks.ru/ - Исполнение консолидированного бюджета за январь-ноябрь 2008 года.

12.www.minfin.ru/ - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008-2010 год».

13.www.nalog.ru/ - О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет.

Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной, власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Налоговая система современного общества включает, во-первых, определенную законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему .

Налоги - это обязательный взнос в бюджет определенного уровня (федерального, местного, регионального). Порядок взимания, сбора налогов не является произвольным, а строго определяется законами страны.

Роль налогов в экономической жизни очень велика и имеет две стороны: налоги являются источниками средств, поступающих в бюджет и во внебюджетные фонды страны, т.е. питают всю социальную и государственную сферу жизни страны; с помощью изменения размеров налогов и предоставления льгот по ним возможно регулирование экономической деятельности тех отраслей производства, которые в данный момент нуждаются в поддержке или, наоборот, должны быть сужены в производственном цикле .

Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная область деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Однако именно этого требует в настоящее время экономическая и политическая ситуация в нашей стране. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.

По мере развития производительных сил, роста национального богатства совершается и финансирование отношений по поводу образования, распределения и использования доходов общественного производства - хозяйственных субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль экономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство .

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И, наконец, они формируют доходы государства, национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования, Государственном фонде занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования.

Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов общественного производства. Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируются в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до налогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.

Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но отличаются от них определенными особенностями.

Налоговые отношения представляют собой отношение государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков - физических и юридических лиц - и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов - государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме и одностороннем порядке - от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения - наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозмездно в принудительном порядке, а государство его получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, а второй - как можно больше получить. Спор решается полюбовно в интересах той стороны, которая в данный момент имеет силу. Ныне налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространятся на новую реальную стоимость, оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства .

Налоговые отношения , являясь частью распределительного процесса, подчиняются первичным отношениям производства. Они, изменяясь в зависимости от требований производства и обмена, носят по отношению к ним производный характер.

Налоговые отношения имеют две стороны : с одной стороны, они, являясь специфической сферой производственных отношений, формируют общественное содержание налогов, с другой, - являясь материальной основой, представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государствам.

1. Общественное содержание налогов как специфической формы производственных отношений дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу, объяснить роль налогов как особого участника процесса производства, оказывающего воздействие на его разные стороны. Это особенно важно для современного общества, когда разнообразные способы налогового изъятия, используемые и регламентируемые государством, создают видимость самостоятельности налоговых отношений, их изолированности от производственных отношений. Однако последнее определяют, подчиняют, направляют налоговые отношения.

Выражая более узкую сферу производственных отношений, т.е. часть перераспределительных отношений, налоги, тем не менее, тесно взаимодействуют с экономическим базисом, отражая возникающие противоречия между производством, обменом и потреблением; предложением и платежеспособным спросом в обществе.

2. С другой стороны, налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государствам. Эта мобилизация части национального дохода в денежной форме осуществляется принудительной форме налоговых платежей со всего населения страны государством. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, т.е. в основу его жизнедеятельности. Видимое на поверхности экономической жизни явление - образование государственного денежного фонда выступает как материальное содержание налогов. Следовательно, налоги - инструмент аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства .

Преобладающая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику как члену общества, а тратится политической властью на управление, военные цели и другие не производительные мероприятия. Лишь относительно небольшая часть поступлений налогов через систему расходов может способствовать росту доходов определенных групп населения общества, причем не обязательно тех, кто платит налоги.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию .

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту .

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более - самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения .

Вывод: финансовые отношения многогранны, они могут принимать те или иные формы при совершении тех или иных финансово-хозяйствующих операций. Однако модификация видов финансовых отношений не нарушает их изначальной сущности, все они возникают в момент распределения или перераспределения стоимости в денежной форме, и все они - отношения фондового характера. Кроме того, модификации форм финансовых отношений в большей степени определяются экономической и финансово-кредитной политикой государства, что составляет суть надстроечных, а не базисных отношений.

Налоги – одна из древнейших экономических категорий. Они появились вместе с возникновением государства. Государство для выполнения своих функций нуждается в финансовых ресурсах, источником которых выступает главным образом национальный доход. Собственность государства в условиях частной собственности относительно невелика, поэтому его участие в перераспределении национального дохода ограничено. Оно (государство) осуществляет главным образом вторичное распределение (перераспределение) национального дохода. Т.о. налоги являются главным методом мобилизации государством национального дохода и по своей природе являются огосударствленной частью национального дохода. В этом их экономическая сущность. Поскольку существование налогов обусловлено объективными предпосылками и они выражают отношение между государством и налогоплательщиками, то налоги всегда можно определить как экономическую категорию, котораая выражает отношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и формирования основного централизованного фонда государства.

В соответствии с налоговым кодексом РФ ч.1 , ст. 8 – «под налогом понимаются обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».

В соответствии с налоговым кодексом СБОР – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов в госорганы органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами, юр значимых действий,включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

НАЛОГИ – выполняют несколько функций, при этом среди экономистов нет единой точки зрения о количестве и содержании этих функций. Наиболее распространенной является точка зрения, которая отстаивает две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций (деятельности). Она является главной. При этом значение фискальной функции во всех государствах возрастает, т.к. увеличиваются расходы государства, а, соответственно, и увеличивается потребность в налоговых поступлениях. Сегодня налоги занимают 70-80% доходов всех государств. Однако рост налогообложения имеет определенные экономические и социальные границы, за которыми оно становится социально опасным для государства.

Экономические - после уплаты налогов у налогоплательщика должны остаться средств а, как минимум обеспечивающие простое воспроизводство.

Социальные - недовольство и открытые выступления налогоплательщиков против проводимой государством налоговой политики.

Регулирующая функция – государство с помощью налогов вмешивается в процесс общественного воспроизводства и регулирует отдельные экономические процессы. Оно (регулирование) может происходить в различных направлениях:

С помощью налоговой политики государство может ускорить процесс накопления капитала, предоставляя налоговые льготы на ту часть прибыли, которая идет на инвестиции

Налоговая политика способствует решению проблемы реализации товара. Так, государство, устанавливая высокие таможенные пошлины, сдерживает приток иностранных товаров, и тем самым способствует росту спроса на национальную продукцию. В то же время, с товаров, предназначенных к вывозу, налоги не взимаются, или предоставляется отсрочка платежа налогов

Налоги регулируют движение капитала между странами. Так, более высокие налоги на доходы иностранных компаний сдерживает приток иностранного капитала. Поощрение экспорта своего капитала осуществляется государством предоставлением льгот при обложении доходов от иностранных капиталовложений.

С помощью налоговой политики государство может изменять отраслевую структуру хозяйства, территориальное размещение производительных сил с целью уменьшить глубокие диспропорции, порожденные рыночной экономикой

С помощью налогов можно сглаживать цикличность развития производства. Так, в период экономического спада государство может снижать налоги для поощрения активности частных капиталов, а при подъеме увеличивать налоги в целях сдерживания экономического развития.

И другие.

Основы построения налогов

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект (налогоплательщик)

Налоговая база

Источник

Единица обложения

Налоговая ставка

Налоговый оклад

Налоговые льготы

Налоговый период

Субъект (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог по закону

Объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров)

Налоговая база – представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения

Источник – доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог (зарплата, прибыль и др.)

Единица обложения – единица измерения объекта (в денежном и натуральном выражении)

Налоговая ставка (квота) – величина налога на единицу обложения. Различают твердые и процентные ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Процентные ставки выражаются в сотых долях объекта обложения и подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные:

Пропорциональные – ставки, действующие в едином % к объекту обложения (НДС и т.д.)

Прогрессивные – ставки, которые увеличиваются с ростом объекта обложения. Существует 2 вида прогрессии: простая и сложная. При простой растет ставка налога применительно ко всему объекту обложения; при сложной объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышающая ставка применима не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта

Налоговые льготы – скидки, вычеты при обложении налогом. К льготам относят и необлагаемый минимум.

Налоговый период – под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, применительный к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.


Похожая информация.