Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Мсфо новые стандарты. Международные стандарты финансовой отчётности. Правила представления отчетности по мсфо

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards ) - набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности , необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

История создания

С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную неправительственную организацию - Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC) .

С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS) .

В сентябре 2002 года состоялось Норволкское соглашение , в рамках которого СМСФО и Совет по стандартам учёта США приняли меморандум о конвергенции МСФО и US GAAP и с 2009 года снято требование о согласовании отчетности по МСФО с US GAAP.

Цели стандартов

Цель стандартов финансовой отчётности - сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчётности, улучшить качество и сопоставимость информации, унификация стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний, в том числе на международном уровне, более эффективно .

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. В документе «Концептуальные основы финансовой отчетности » закреплены все базовые принципы МСФО, в том числе принцип начисления , принцип непрерывности деятельности , принцип осторожности и уместности .

Процедура разработки МСФО

Процесс разработки международных стандартов финансовой отчётности :

  1. Консультационная группа представляет проблему учёта на своём заседании, проанализировав её и дав оценку применения Концептуальных основ финансовой отчетности ;
  2. Проводится изучение национальных требований и практики бухгалтерского учёта, обмен мнениями с национальными органами, устанавливающими стандарты;
  3. Консультации с Попечителями Фонда и Консультативным Советом по МСФО о включении данной темы в повестку дня СМСФО ;
  4. Создание рабочей группы для консультационной поддержки СМСФО;
  5. Публикация «Дискуссионного документа» для всеобщего обсуждения;
  6. Публикация «Проекта стандарта» для всеобщего обсуждения;
  7. Публикация «Основания для принятия решения» и позиции членов СМСФО, не согласных с положениями проекта стандарта;
  8. Рассмотрение комментариев, полученных в утверждённый период;
  9. Публичные слушания и тестирование применимости стандарта;
  10. Утверждение стандарта не менее 9 голосами членов СМСФО;
  11. Публикация стандарта вместе с основаниями для принятия решений.

Иерархия МСФО

В порядке уменьшения важности существует иерархия стандартов:

  • МСФО (IFRS) и (IAS), включая все приложения, являющиеся частью стандарта;
  • Интерпретации КИМФО (IFRIC) и ПКИ (SIC);
  • Приложения к МСФО, не являющиеся частью стандарта;
  • Рекомендации по внедрению, выпущенные СМСФО.

Применение в различных странах

Европа

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже .

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP , в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, - при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.

Россия

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ . Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ . МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты - для отчетности юридических лиц .

В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год .

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО .

Список действующих в настоящее время стандартов

Полный список действующих и приостановленных стандартов МСФО в основной статье: МСФО (список) .

IFRS

IAS

IFRIC

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов :

  • IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members" Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации(Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке - отработанное электрическое и электронное оборудование(Liabilities arising from Participating in a Specific Market - Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 - The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (Extinguishing Financial Liabilities with Equity Instruments)
  • IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (Stripping Costs in the Production Phase of a Surface Mine)
  • IFRIC 21 Обязательные платежи (Levies)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance - No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 25 Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров (Income Taxes - Changes in the Tax Status of an Enterprise or its Shareholders)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets - Web Site Costs)

Стандарты МСФО — это нормативныйориентир для составления финансовой отчетности по международным нормам. Из нашей статьи вы узнаете об основных понятиях, принципах классификации, составе и структуре МСФО.

Международные стандарты учета и финансовой отчетности — 2016: понятие, состав и основные принципы классификации

Составление финансовой отчетности по международным нормам расширяет возможности фирмы, позволяя:

  • освоить новые сферы деятельности с помощью международного партнерства;
  • получить кредитные средства на выгодных условиях в заграничных банках;
  • выйти на иностранные фондовые рынки;
  • получить иные бонусы и преимущества.

Составить отчетность по международным нормам — это значит представить результаты своей работы на основе требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Важно! МСФО — это совокупность стандартов и разъяснений, оформленных в виде отдельных документов, позволяющих составить финансовую отчетность, понятную пользователям во всех странах мира.

В общем виде МСФО-2016 представлены следующей совокупностью документов:

  • КОС ФО по МСФО (концептуальные основы составления финансовой отчетности по международным стандартам);
  • МСФО (IAS);
  • МСФО (IFRS);
  • разъяснения КРМФО (IFRIC);
  • разъяснения ПКР (SIC).

Всю совокупность международных стандартов можно по назначению классифицировать на 5 групп:

  • организационные;
  • отчетные;
  • отраслевые;
  • детализирующие;
  • вспомогательные.

Указанные группы МСФО рассмотрим в следующих разделах.

Организационные и отчетные МСФО

Организационная группа стандартов содержит общие требования к применяемой фирмой учетной системе, а также регламентирует такой важный вопрос, как вхождение в систему подготовки отчетности по международным нормам. Среди таких стандартов можно назвать:

  • МСФО (IFRS) 1 (о первом применении фирмой МСФО);
  • МСФО (IAS) 8 (о ее учетной политике).

К группе отчетных можно отнести стандарты, раскрывающие особенности составления и представления финансовых отчетов (ФО). К примеру, стандарты, посвященные:

  • нюансам ФО в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29);
  • алгоритмам представления ФО (МСФО (IAS) 1);
  • особенностям составления консолидированной и индивидуальной ФО (МСФО (IFRS) 10, МСФО (IAS) 27).

С отчетной группой международных стандартов знакомьтесь в материалах, размещенных на нашем сайте:

Группа отраслевых стандартов

В стандартах данной группы учитывается специфика отдельных отраслей и видов деятельности. Такого внимания удостоились:

  • страховая деятельность (МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»);
  • сельскохозяйственная отрасль (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»);
  • учетные нюансы добывающей отрасли (МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»).

Список детализирующих МСФО: основные средства, финансовые инструменты и др.

В данных стандартах расшифровываются особенности формирования показателей отчетности, поэтому эту крупную совокупность стандартов можно классифицировать по видам ФО:

  • формирующие балансовые статьи;
  • конкретизирующие строки отчета о совокупном доходе.

К 1-й группе относятся стандарты, описывающие нюансы признания и оценки разнообразных активов и обязательств, информация о которых находит отражение в отчете о финансовом положении (балансе). Перечень МСФО данной группы (частично) представлен ниже:

  • МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и др.

2-я группа стандартов позволяет сформировать отчет о прибылях и убытках (совокупном доходе):

  • МСФО (IAS) 18 «Выручка»;
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»;
  • МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» и др.

Изучайте детализирующие МСФО с помощью материалов нашего сайта:

Вспомогательные МСФО

В данной группе стандартов конкретизируются отдельные понятия и определения, применяемые в текстах других стандартов, сущность которых требует детального рассмотрения. Например, справедливая стоимость, обесценение и др.

Понять цели и задачи вспомогательных МСФО поможет статья .

Итоги

Стандарты МСФО позволяют сформировать понятную и полезную для пользователей отчетность.

Чтобы показатели финансовой отчетности достоверно отражали финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы, необходимо учитывать требования обширного перечня международных стандартов и разъяснений.

Министерство финансов России ввело в действие на территории России 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Минфин опубликовал приказ от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации". Документ объединил порядок применения российскими организациями МСФО, некоторые из которых уже были введены ранее. Ведомство сообщило, что с момента опубликования международных стандартов на официальном сайте министерства все прошлые приказы по МСФО утрачивают силу. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" применение МСФО является обязательным для всех организаций, которые сдают консолидированную финансовую отчетность и попадают под действие статьи 25.1 Налогового кодекса РФ . Для всех остальных организаций существует возможность выбора стандартов отчетности в учетной политике. Они могут использовать не все введенные Минфином МСФО, а только некоторые из них. Полный перечень международных стандартов, действующих в России на 9 февраля 2016 года, выглядит следующим образом:
  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы";
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств";
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки";
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 "События после отчетного периода";
  6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 "Договоры на строительство";
  7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
  8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства";
  9. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 "Аренда";
  10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка";
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам";
  12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
  13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов";
  14. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям" ;
  15. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
  16. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам";
  17. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия";
  19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике";
  20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление";
  21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
  22. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
  23. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов";
  24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
  25. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы";
  26. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
  27. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость";
  28. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство";
  29. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности";
  30. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций";
  31. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов";
  32. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования";
  33. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
  34. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых";
  35. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации";
  36. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
  37. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность";
  38. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство";
  39. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
  40. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости".
Кроме того, Минфин опубликовал 26 разъяснений по применению этих стандартов. В них содержатся требования к применению каждого МСФО, объяснение терминологии и соотношения стандартов между собой. Использование МСФО согласовано с Банком России. Однако некоторые из стандартов не применяются страховыми и кредитными организациями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, негосударственными пенсионными фондами, клиринговыми организациями и паевыми инвестиционными фондами, в частности, МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность". В связи с обновлением МСФО, действующих в России, Совет по международным стандартам финансовой отчетности объявил о выходе в марте новой версии сборника стандартов МСФО, который иначе называют "Красная книга". В него войдут все МСФО, утвержденные Минфином и действующие на территории России по состоянию на 1 марта 2016 года. Обязательными к применению для всех международные стандарты финансовой отчетности IFRS станут с 1 января 2018 года.

Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) был создан в 1973 году. В эти годы бухгалтерская профессия переживала значительные изменения – в те же годы в США был создан FASB (Совет по стандартам финансового учета), в Великобритании была создана национальная организация для разработки стандартов.

Начало было положено после неформальных встреч представителей бухгалтерских ассоциаций Великобритании (ICAEW) и США (AICPA). Затем после консультаций с бухгалтерскими ассоциациями Канады, Австралии, Мексики, Японии, Франции, Германии, Нидерландов и Новой Зеландии эти страны были приглашены к участию в международном проекте. Из-за давления Великобритании вкупе с ее финансовыми вливаниями Комитет (IASC) был размещен в Лондоне. Там же находится и штаб-квартира Совета по МСФО (IASB), который принял на себя все функции Комитета после его реструктуризации в 2001 году.

Настоящие причины создания Комитета по МСФО окутаны тайной. Конечно, в то время уже назрела необходимость в создании единого языка для растущего в объемах международного бизнеса. Но, скорее всего, основной мотивацией было желание Великобритании создать организацию для разработки международных стандартов в пику попыткам Европейского союза создать такой же орган. Ведь в случае, если бы страны Европы сделали это первыми, то в международных стандартах господствовала бы континентальная модель бухгалтерского учета (Code model of reporting), а не та модель (англосаксонская), которая была принята в Великобритании и в большинстве англоговорящих наций (Anglo-Saxon financial reporting approach).

В марте 1974 года был выпущен E1 – проект первого стандарта под названием «Раскрытие учетной политики» (Disclosure Of Accounting Policies), а в январе 1975 года этот стандарт был принят. 2 стандарта были выпущены в 1975 году, еще 3 в 1976, два в 1977, три в 1978.

Первоначально мало кто использовал данные стандарты, однако с течением времени ситуация сильно изменилась.

Список действующих стандартов МСФО

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

МСФО (IAS) 2 «Запасы»

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода»

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»

МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»)

МСФО (IAS) 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases») () (перестал действовать с 1 января 2019 года; новый стандарт по аренда действует с 01.01.19 — IFRS 16)

МСФО (IAS) 18 «Выручка» (IAS 18 «Revenue») (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» ()

МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве»

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (подробно , )

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» ()

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов»

МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях»

МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»

МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» ()

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» ()

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» ()

МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»(Regulatory Deferral Accounts ) — вступит в силу с 01 января 2016 года

МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (Revenue from Contracts with Customers) — вступит в силу с 01 января 2017 года (читать и ). В сентябре 2015 дата вступления стандарта в силу была отложена. Новая дата вступления в силу 1 января 2018 года.

Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» внесены 12 апреля 2016 года

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» вышел 18 мая 2017 года, вступит в силу с 1 января 2021 года

Все названия стандартов на русском языке взяты из текстов перевода МСФО на русский язык на сайте Минфина РФ.

Их можно посмотреть по адресу: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/mej_standart_fo/docs/

заместитель руководителя департамента аудита по направлению международной отчетности ООО «АФК-Аудит».

При подготовке отчетности по МСФО наиболее часто применяется трансформация отчетности — процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.

Единого алгоритма трансформации финансовой отчетности не существует, и в каждом случае специалисты применяют свою методику, оптимальную для компании.

Все больше организаций в РСБУ применяют стандарты МСФО, что допускается требованиями п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Переход на МСФО для таких компаний представляется более простым, поскольку количество трансформационных корректировок будет меньше.

СПРАВОЧНО
Министерство финансов Российской Федерации на официальном сайте 01.08.2016 опубликовало проект приказа, который вносит изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

«Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.

В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из международных стандартов финансовой отчетности».


Компаниям, впервые применяющим международные стандарты, адресован МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», которым руководствуются при первой финансовой отчетности по МСФО, а также при промежуточной отчетности, представляемой за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО. В такой отчетности компания принимает все стандарты МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО.

В случае если компания решает, что не будет применять какой-либо стандарт МСФО в первой отчетности, данная финансовая отчетность не будет считаться соответствующей МСФО. Это может быть отчетность, основанная на принципах МСФО, например для управленческих целей. Следует обратить внимание, что даже если компания применила все международные стандарты, но не сделала заявления о соответствии МСФО, такая отчетность также не является отчетностью по МСФО.

На практике часто возникают вопросы о необходимости применения МСФО (IFRS) 1, если ранее компания предоставляла информацию для подготовки консолидированной финансовой отчетности материнской компании, но не выпускала индивидуальную отчетность по МСФО. Возможен также вариант, когда компания составляла отчетность по МСФО для внутренних целей, но не представляла ее собственникам либо сторонним пользователям. В обоих вышеуказанных случаях при подготовке первого комплекта финансовой отчетности следует руководствоваться требованиями МСФО (IFRS) 1.

Также нередко бывает, что ранее компания составляла отчетность по МСФО, но затем на какое-то время перестала. В данном случае следует исходить из анализа затрат на подготовку отчетности: либо выпустить финансовую отчетность, как если бы компания не допускала перерыва, либо повторно применить МСФО (IFRS) 1. При повторном применении стандарта отчетность составляют, игнорируя влияние учетной политики, примененной в прошлые периоды.

Применяя МСФО впервые, важно понимать, какова дата перехода и какой период МСФО (IFRS) 1 признаёт первым отчетным периодом.


Рис. 1. Дата перехода на МСФО

Алгоритм подготовки первой отчетности по МСФО за 2016 год

На протяжении всего переходного периода следует применять единую учетную политику (в примере переходным периодом являются три года: 2014-й, 2015-й, 2016-й).

При подготовке первого комплекта финансовой отчетности необходимо шаг за шагом выполнять определенные действия.

Шаг 1. Следует использовать все стандарты, которые действуют на первую отчетную дату. Это значит, что если дата перехода — 31.12.2014, а отчетность составляется на 31.12.2016, то необходимо применять стандарты, действующие именно на 31.12.2016. При этом возможно использование выпущенных, но не вступивших в силу стандартов, досрочное применение которых на первую отчетную дату разрешено.

Например, МСФО (IFRS) 15 «Выручка» вступает в силу с 01.01.2018, разрешено его досрочное применение. Целесообразно готовить первый комплект отчетности, основываясь на его требованиях, чтобы в дальнейшем, когда новый стандарт начнет действовать, избежать корректировок.

На практике большинство компаний применяют новые стандарты досрочно (при этом следует помнить, что не все новые стандарты можно применять досрочно).

Шаг 2. Определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты. Например, если в компании в 2015 году был лизинг, а в 2016-м — нет.

Шаг 3 . Определить исключения, которые должны быть применены.

Общее требование МСФО заключается в ретроспективном применении требований всех действующих стандартов МСФО на отчетную дату. МСФО (IFRS) 1 разрешает два вида освобождений от ретроспективного применения:

  • обязательные исключения;
  • добровольные исключения.

СПРАВОЧНО
Обязательные исключения обязательны для всех организаций, применяющих МСФО впервые. Суть добровольных исключений — в праве выбирать, применять или не применять эти исключения. Они касаются ретроспективного применения стандартов МСФО (то есть с момента совершения операции, как будто компания применяла МСФО всегда).


Пример добровольного исключения: МСФО (IFRS) 1 позволяет компании, применяющей МСФО впервые, во вступительном балансе по МСФО оценить актив, используя условную первоначальную стоимость в отношении основных средств, инвестиционной недвижимости (при использовании модели учета по первоначальной стоимости) и нематериальных активов (при условии наличия активного рынка).

Согласно МСФО (IFRS) 1 организация должна использовать для целей МСФО расчетные оценки, которые соответствуют расчетным оценкам, принятым при применении на эту же дату национальных стандартов учета. В случае если существуют объективные доказательства того, что эти расчетные оценки были ошибочными, для целей МСФО применяют расчетные оценки, отличающиеся от примененных в РСБУ. Примером является изменение срока полезного использования основных средств (в частности, при получении дохода в результате эксплуатации полностью самортизированного оборудования).

СПРАВОЧНО
Ошибки — пропуски и искажения в финансовой отчетности, которые возникают вследствие неиспользования или неверного использования надежной информации, включая последствия неточностей в вычислениях, искажений при применении учетной политики, недооценки или неправильного толкования фактов, а также мошенничества.

Пример из практики
IFRS 1 позволяет менять расчетные оценки в переходный период (в примере — с 01.01.2015 по 31.12.2016). Так, возможно изменять сроки полезного использования основных средств и метод начисления амортизации. Неизменной остается модель учета ОС, установленная в учетной политике по МСФО: по первоначальной или по переоцененной стоимости [п. 29 МСФО (IAS) 16]. На практике лучше изменить сроки и метод начисления амортизации на дату перехода.


Шаг 4 . Выстроить (организовать) процесс подготовки и сделать его оптимальным. Для этого потребуется регламентировать комплекс мероприятий:
  1. определить периметр консолидации (при составлении консолидированной отчетности анализируются состав и структура владения, определяются прямые, эффективные доли владения и доли неконтролирующих акционеров);
  2. разработать учетную политику по МСФО (каждая организация, входящая в установленный периметр консолидации при составлении консолидированной отчетности, должна использовать единую учетную политику по МСФО);
  3. провести анализ активов и обязательств на дату перехода на МСФО с целью их признания для целей МСФО;
  4. разработать методологию трансформации (либо ведения параллельного или комбинированного учета) и консолидации (при составлении консолидированной отчетности), пакетов сбора данных, трансформационных моделей; предварительно необходимо проанализировать сферу деятельности компании, определить основные различия по статьям отчетности между РСБУ и МСФО, сформировать перечень основных корректировок.

Пример из практики
При переходе на МСФО производственных предприятий часто выявляется ситуация, когда в РСБУ активы полностью самортизированы, но продолжают использоваться, и их количество существенно. Поскольку компания получает выгоду от работы актива, желательно для целей МСФО изменить сроки полезного использования активов.

Корректировка по объектам, стоимость которых меньше установленного в РБСУ лимита для учета основных средств [в общем случае — до 40 тыс. руб. включительно (п. 5 ПБУ 6/01)], на практике выполняется в случае ее существенности. Данные объекты в РСБУ списываются при приеме в эксплуатацию на расходы текущего периода, в МСФО — включаются в состав основных средств. В МСФО нет стоимостного критерия отнесения активов к основным средствам, но в учетной политике ряда западных компаний такой критерий существует. При подготовке отчетности необходимо соблюдать баланс между затратами на эту подготовку и полезностью информации.

СПРАВОЧНО
Корректировка — это изменение величины строк отчета о фи--нансовом положении и отчета о совокупном доходе с изменением финансового результата текущего периода.


Виды корректировок
Реклассификация (рекласс) не оказывает влияния на прибыль или убыток отчетного периода — соответственно, одновременно затрагивает только балансовые счета МСФО или только счета прибылей/убытков МСФО.

Реклассификации возникают в результате различий в признании элементов финансовой отчетности по РСБУ и МСФО, переносят одну и ту же сумму из статьи отчетности по РСБУ в статью отчетности по МСФО. Примерами реклассификаций служат:

  • рекласс авансов, выданных под основные средства, из дебиторской задолженности и прочих внеоборотных активов по РСБУ в состав незавершенного строительства по МСФО (в основные средства);
  • рекласс объектов инвестиционного имущества из состава основных средств в состав инвестиционного имущества;
  • рекласс депозитов и высоколиквидных инвестиций со сроком погашения менее трех месяцев в состав денежных средств и их эквивалентов;
  • рекласс общехозяйственных расходов из состава себестоимости в состав управленческих расходов.
Корректировка (поправка) оказывает влияние на чистую прибыль периода и статьи капитала — соответственно, одновременно затрагивает и балансовые счета, и счета прибылей/убытков, и счета капитала.

Примерами корректировок (поправок) служат:

  • постановка на учет объектов, полученных по договору лизинга;
  • списание нематериальных активов, не удовлетворяющих критериям признания МСФО (IAS) 38;
  • начисление убытка от обесценения основных средств и объектов незавершенного строительства по МСФО;
  • исключение общехозяйственных расходов из остатков незавершенного производства и отнесение их на счета управленческих расходов.
Шаг 5. Выполнить трансформационные и консолидационные корректировки.

При формировании входящего (вступительного) отчета о финансовом положении по МСФО на дату перехода необходимо выполнить следующие корректировки:

  • признать все активы и обязательства, подлежащие признанию в соответствии с МСФО (например, финансовую аренду, обязательства по демонтажу основных средств);
  • исключить активы и обязательства, не подлежащие признанию в соответствии с МСФО;
  • реклассифицировать статьи активов, обязательств и капитала в балансе в соответствии с требованиями МСФО;
  • произвести оценку всех активов и обязательств в соответствии с МСФО — проанализировать, насколько активы и обязательства отвечают критериям признания активов и обязательств МСФО, правильно ли сформирована их стоимость (например, необходимо обесценить материалы, долго находящиеся без движения, неработающее оборудование).
На каждую дату должны быть применены оценки исходя из той информации, которая имеется на эту дату. Если в 2015 году в отношении вероятности погашения дебиторской задолженности имелись сомнения, а в 2016 году финансовое состояние дебитора улучшилось, то при подготовке отчетности за 2015 год необходимо обесценить дебиторскую задолженность, в 2016-м — восстановить.

Шаг 6 . Сформировать отчетность по МСФО.

Состав первого комплекта финансовой отчетности по МСФО определен требованиями МСФО (IFRS) 1:

  • три баланса (на дату перехода, начало отчетного периода, конец отчетного периода);
  • два отчета о совокупном доходе (например, за 2016 год, за 2015 год как сравнительная информация);
  • два отчета о движении денежных средств;
  • два отчета об изменениях капитала;
  • примечания, включая сравнительную информацию с соблюдением требований всех стандартов в отношении раскрытия информации.
МСФО (IFRS) 1 не предусматривает исключений из требований к представлению и раскрытию информации в других МСФО.

В первой финансовой отчетности компания поясняет, как переход от РСБУ к МСФО повлиял на ее финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств. В ней следует отразить пояснения положений перехода на МСФО, а также представить сверку статей «Капитал» и «Общий совокупный доход». Сверка должна включать информацию, которая детализирует суммы корректировок по статьям «Капитал» и «Прибыль». В следующие периоды данную сверку делать не требуется.

Чтобы облегчить процесс подготовки первого комплекта отчетности и минимизировать количество ошибок, компании зачастую приглашают консультантов, способных помочь в подготовке первой отчетности по МСФО, достаточно компетентных и опытных.