Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Контролирующее лицо иностранной компании. Аналитика публикации. Новые субъекты и понятия

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

3.1. В целях настоящего Кодекса контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15 процентов. В целях настоящего пункта доля участия определяется в соответствии со статьей 105.2 настоящего Кодекса.

4. Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано одним из следующих способов или их комбинацией:

1) через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями;

2) через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких иностранных организациях, акции которых допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (за исключением государств (территорий), включенных в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и при выполнении одновременно следующих условий:

доля прямого и (или) косвенного участия контролирующего лица в каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте, не превышает 50 процентов;

доля обыкновенных акций, допущенных к обращению на иностранных фондовых биржах в совокупности по всем указанным иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций, для каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте.

Положения настоящего пункта не применяются в период до 1 января 2029 года в отношении иностранных организаций, участие лица в которых реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.

5. Для целей пункта 3 настоящей статьи доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 настоящего Кодекса. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

6. В целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации (международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания) также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунктом 3 (пунктом 3.1) настоящей статьи, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осуществлением контроля над организацией в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

8. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры.

10. Если иное не предусмотрено пунктом 11 настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

Условие, установленное настоящим подпунктом в отношении лица - учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

11. Лицо, указанное в пункте 10 настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 10 настоящей статьи.

Закон о Контролируемых иностранных компаниях изменил бизнес-ландшафт в России. Контролируемые иностранные компании – новое понятие для российских законов и в то же время новое испытание для бизнеса.

В этом материале мы максимально подробно и человеческим языком, без казённости бюрократов, разберём что же такое контролируемые иностранные компании (КИК), кто попадает под действие закона, какие сложности он вызывает и как с ним взаимодействовать, чтобы и силу оффшорных компаний использовать, и проблем с законом не заполучить.

На данный момент последняя поправка к закону о КИК вступила в силу в марте 2016 года (сейчас май 2017). Актуальность материала сохраняется, как минимум до тех пор, пока не придумают что-то ещё.

Что такое контролируемая иностранная компания

Контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом России, но при этом контролирующим лицом этой организации является налоговый резидент России – физическое и/или юридическое лицо .

Иностранной организацией (структурой) признаются, как привычные юридические лица, так и правовые формы без организации юр.лица. В обоих случаях контролирующее лицо должно быть налоговым резидентом России.

Иностранными юридическими лицами признаются АО, ООО, корпорации, холдинги и т.п.

Структурами без образования юридического лица считаются те формы, которые прописаны в иностранном законодательстве и не требуют для своей работы юридического лица. Наиболее известными являются фонды, трасты, партнёрства и товарищества, формы коллективных инвестиций.


Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?

Существует три основных критерия, по которым определяется контролирующее лицо:

  1. Лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит от 25% контролируемой иностранной компании (до 1 января 2016 года было 50%);
  2. Лица, которым принадлежит более 10%, при условии, что в сумме российским резидентам (физическим и юридическим лицам) принадлежит более 50% КИК. Для физических лиц дополнительная оговорка: доля учитывается вместе с долями супругов и несовершеннолетних детей.
  3. Лицо, которое оказывает влияние или осуществляет контроль над иностранной компанией.

Последний пункт требует отдельного пояснения. Если лицо не владеет долей в компании, но воздействует на неё, вмешивается в управление или иным способом влияет на деятельность или распределение прибыли, то оно также считается контролирующим.

Этот пункт введён для того, чтобы определить не только акционерного или даже номинального владельца, но и бенефициарного – того, который получает непосредственно выгоду от контролируемой иностранной компании.

Как возможно определить бенефициарного владельца, если он не владеет долей компании? Закон выделяет признаки:

  • Налоговый резидент России управляет КИК при помощи генеральной доверенности;
  • Существует трастовая декларация, которая требует от номинальных акционеров держать акции в пользу бенефициара;
  • Поступление информации о банковском счете иностранной компании с владельцем из России (предполагается от автоматического обмена данными);
  • Особые отношения между компанией и налоговым резидентом России.

Налоговый резидент России не признаётся контролирующим лицом в том случае, если ему прямо или косвенно принадлежат доли публичной иностранной организации и эти доли он приобрёл на биржах и у финансовых посредников.


Кто является контролирующим лицом иностранной структуры без организации юридического лица?

Контролирующим лицом траста, фонда и тому подобных структур считается основатель (учредитель). Это базовое положение.

Однако учредитель перестаёт быть контролирующим лицом КИК, если выполнены 4 условия одновременно:

  1. Лицо не осуществляет контроль над структурой;
  2. Лицо не получает, не имеет право получать и требовать получения дохода от структуры (прямым или косвенным способом);
  3. Лицо не имеет права распоряжаться доходами данной структуры;
  4. Плюс всё имущество передано в структуру на условиях безотзывности – права собственности не возвращаются учредителю ни по уставу структуры, ни по закону юрисдикции, ни во время существования структуры, ни после её закрытия.

Иными словами, должен быть сформирован полностью безотзывный траст или структура-аналог, которая не приносит доход и не контролируется его основателем, чтобы РФ признало учредителя НЕ контролирующим лицом.

Это возможно, но далеко не все представители Российского капитала готовы расстаться со своими активами. А доверия доверительным собственникам пока не сложилось. Поэтому форма до сих пор не пользуется популярностью, несмотря на возможность уйти от отчётности.

Эти же требования выдвигаются к лицам, контролирующим фонды (юридические лица, но без участников), которые в связи с личным законом структуры не участвуют в капитале.

Прибыль КИК: как определяется прибыль, какие доходы учитываются?

Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли резидентов России (компании или физического лица), которые контролируют КИК. Она учитывается при расчёте налоговой базы у контролирующих лиц.

Для физических лиц это будет НДФЛ, а для юридических – налог на прибыль организации.

Прибыль учитывается соразмерно той доли, которая принадлежит контролирующему лицу: или на дату распределения прибыли после окончания финансового года по личному закону компании; или на 31 декабря календарного года после окончания финансового года.

Если у контролирующего лица нет доли в компании, то налог высчитывается исходя из суммы прибыли, которую непосредственно лицо получило или на которую имеет право.

Минимальный порог прибыли, с которой необходимо платить налоги: 10 миллионов рублей (в 2016 году было 30 миллионов, а в 2015 – 50 миллионов рублей).

Прибыль или убыток контролируемой иностранной компании определяется по финансовой отчётности компании или по правилам главы 25 Налогового Кодекса РФ.

Чтобы учитывалась отчётность, необходимо выполнить одно из двух условий:

  • КИК находится в иностранной юрисдикции, с которой заключён международный договор по вопросам налогообложения и осуществляется обмен информацией (хотя бы в ручном режиме);
  • Есть положительное аудиторское заключение.

Учитывается неконсолидированная финансовая отчётность компании или заключение аудитора по международным правилам.

Если лицо решило действовать по правилам Налогового Кодекса России, то следовать им придётся не менее 5 налоговых периодов, как физическим, так и юридическим лицам.

Какие доходы контролируемой иностранной компании учитываются при налогообложении? Те, что считаются пассивными:

  • Дивиденды;
  • Доходы от распределения прибыли и имущества;
  • Процентный доход;
  • Доход от интеллектуальной собственности (в том числе авторское право, товарные знаки, патенты и тому подобное);
  • Доходы от реализации долей;
  • Доходы от продажи недвижимости;
  • Доходы от сдачи имущества в аренду и в субаренду (кроме морских и прочих судов, контейнеров для международных грузоперевозок, газовых труб и хранилищ);
  • Доходы от реализации инвестиционных паёв;
  • Доходы от оказания услуг (консультации, бухгалтерские, юридические, инженерные и прочие услуги);
  • Доход от услуг по предоставлению персонала;
  • Аналогичные виды дохода.

Всё остальное попадает под определение активного дохода и позволяет избежать налогообложения.

Важно отметить : при учёте прибыли и убытков КИК НЕ учитывается доход от курсовой разницы.

Как можно уменьшить облагаемую налогом сумму контролируемой иностранной компании?

Существуют оговоренные законом способы уменьшить сумму для налогообложения прибыли КИК.

Во-первых, это распределённые в отчётный период дивиденды, если они достаются не налоговым резидентам РФ (прямым или косвенным способом).

Во-вторых, налог может быть зачтён полностью или частично, если он уплачивается по месту регистрации компании в иностранной юрисдикции. Это должно быть подтверждено официальными документами, а если у России нет соглашения по вопросам налогообложения с конкретной страной, то документы должны быть заверены налоговым органом.

В-третьих, если по личному закону компании существует обязанность направить часть средств на увеличение уставного капитала, эта сумма вычитается из налогообложения.

Придётся ли платить НДФЛ с дивидендов тем, кто задекларировал прибыль КИК?

Вначале был риск двойного налогообложения одного и того же дохода. Однако теперь конкретизировали и указали, что если лицо задекларировало и оплатило налоги КИК, то платить НДФЛ с дивидендов от этой контролируемой иностранной компании не придётся.

Необходимо предоставить в налоговые органы налоговую декларацию, копии платёжных документов о выплате налога с КИК и документы доказывающие саму выплату дивидендов из прибыли КИК.

Освобождение от налогообложения КИК: 75% от российской ставки, активные компании и активные холдинги

Контролируемые иностранные компании реально освободить от дополнительного налогообложения по российским ставкам, даже если у вас доля более 25% и прибыль выше 10 миллионов рублей.

Существует 3 варианта, как этого добиться.

Освобождение КИК от налога: 75% от средневзвешенной ставки российского налога на прибыль

В этом случае необходимо выполнение двух условий:

  • У государства, где находится контролируемая иностранная компания, должен быть договор по обмену налоговой информацией с Россией и обмен должен реально осуществляться (отсутствие реального обмена приведёт к отказу в льготе);
  • Ставка корпоративного налога в иностранном государстве должна превышать 75% от средневзвешенной ставки налога на прибыль в России (13% для физических лиц и 20% для юридических).

Конкретная формула «средневзвешенной ставки» указана в законе.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная компания

Как говорилось выше, пассивные источники дохода облагаются налогом. Все те виды дохода, которые не указаны в нём являются активными. И если компания занимается активными доходами, то ей не нужно платить налоги КИК.

Активная компания имеет право находиться практически в любой стране, в том числе в офшоре из списка Минфина, а не только в той, у которой есть международные соглашения с Россией по обмену информацией в налоговой сфере.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная холдинговая и субхолдинговая компания

Иностранной холдинговой компанией считается та, в которой более 75% уставного фонда принадлежит российскому контролирующему лицу на протяжении последних 365+ дней.

Активной же холдинговая компания считается в случае, если соблюдаются все условия:

  • Доходы у холдинга отсутствуют или пассивная часть не превышает 5% от общей суммы (исключая доходы от дивидендов Активных Иностранных компаний и активных субхолдингов);
  • Доля участия в активных иностранных компаниях превышает 50% и холдинг владеет этими долями более 365 последовательных дней;
  • Доля владения активными субхолдингами превышает 75% на протяжении более 365 дней.

При этом юрисдикция не должна входить в «чёрный» список Минфина – это 40+ стран и территорий.

Иностранной субхолдинговой компанией считается та, в которой доля уставного капитала на 75% и выше принадлежит иностранной холдинговой компании в течение не менее 365 дней.

Активным субхолдингом считаются те компании, которые не имеют доходов или пассивный доход не превышает 5% от всех доходов (за исключением дивидендов активных иностранных компаний). Также активный субхолдинг обязан владеть как минимум 50% уставного фонда каждой активной компании в портфолио на протяжении 365+ дней.

Уведомления о Контролируемых иностранных компаниях (КИК): о чём необходимо уведомлять и в каком порядке?

По закону о Контролируемых иностранных компаниях, контролирующее лицо обязано уведомить о своих КИК налоговые органы.

Уведомление подаётся по адресу налоговой и по месту жительства контролирующего лица не позднее, чем через 3 месяца после организации КИК (получения доли в КИК).

Уведомить налоговую необходимо:

  • О прямом или косвенном участии в иностранной организации при превышении доли владения в 10%;
  • О создании иностранной структуры без юридического лица (трасты, фонды, товарищества и т.п.);
  • Об иностранных компаниях, в которых лицо является контролирующим лицом даже без доли.

Отчитываться необходимо в том числе о недвижимом имуществе на территории России, которое принадлежит иностранной компании-нерезиденту.

Уведомление об участии в иностранной компании/организации

Если ваша доля в иностранной компании превышает 10% на 31 декабря указанного календарного года, то необходимо уведомить об этом налоговую. Или сделать это необходимо не позднее, чем через 3 месяца после даты создания компании или изменения вашей доли.

Уведомление подаётся в электронном виде. Физические лица могут выбрать и бумажный вариант.

В нём указывается следующая информация:

  • Дата, когда возникло обоснование предоставить уведомление (появилась компания, доля превысила 10%);
  • Название организации (юридического лица или структуры без юр.лица);
  • Регистрационные и прочие номера компании;
  • Доля участия лица в компании, если владеете напрямую или показать, каким образом обеспечено владение, если косвенным путём;
  • Дата окончания участия в иностранной компании (если она перестала существовать или вы уменьшили свою долю) – подавать в этом случае не позднее, чем через 3 месяца после завершения работы с данной компанией.

Если условия владения не меняются, повторные уведомления о владении компанией подавать не нужно.

Уведомление об участии в контролируемой иностранной компании/организации

Сначала формулировка закона: уведомление о КИК необходимо подавать до 20 марта того года, что следует после налогового периода, в котором прибыль КИК была зачислена в пользу контролирующего лица.

На практике же это выглядит так: компания фиксирует прибыль на 31 декабря 2015 года; контролирующее лицо получает свою долю в 2016 году; а уведомление по этой прибыли подаётся контролирующим лицом до 20 марта 2017 года.

Уведомление подаётся в налоговую по месту жительства в электронном виде или, по желанию физического лица, в бумажном.

В бумагах необходимо указать:

  • Период, за который подаётся уведомление (в 2017 году – за прибыль КИК в 2015 году);
  • Название организации и её регистрационные номера;
  • Дата, по личному закону организации, которая является окончанием финансового года;
  • Дата составления финансового отчета;
  • Дата составления аудиторского заключения;
  • Доля участия контролирующего лица в КИК и раскрытие способа владения (напрямую или через другие компании);
  • Показать причины, почему лицо должно быть признано контролирующим лицом (размер доли более 25%, получение прибыли по иным причинам, генеральная доверенность и т.п.);
  • Показать причины, по котором прибыль КИК можно освободить от налогообложения в России (активная компания, холдинг или субхолдинг, налоговые выплаты в стране расположения и т.п.).

Могут ли налоговики самостоятельно объявить налогового резидента России контролирующим лицом иностранной компании?

Важный момент : контролирующим лицом могут признать не только на основании заявления самого налогового резидента, но и благодаря поступившим дополнительным данным.

Если у налогового органа появилась информация о том, что лицо контролирует КИК и не сообщило об этом, налоговики высылают уведомление. Лицу дают не менее 30 дней, чтобы ответить на претензии и предоставить пояснения и документы доказывающие его невиновность.

Должностное лицо обязано изучить предоставленные документы и принять решение. Если решено, что было нарушено налоговое законодательство, то возбуждается соответствующее дело.

Аналогично поступят, если лицо подало информацию о КИК, но предоставило информацию не о всех контролируемых компаниях.

Откуда налоговики могут получить информацию, помимо уведомление самого налогового резидента? Это может быть сбор данных в ходе расследования и сбора доказательств в суде – требуется найти фактические обстоятельства, которые укажут на контроль над КИК со стороны налогового резидента России.

Также для получения информации существуют международные соглашения.

Во-первых, это соглашения по избежанию двойного налогообложения – у России таких 81 штука.

Во-вторых, соглашения по обмену налоговой информацией (TIEA), которых у России всё ещё нет.

В-третьих, обмен данными в рамках Конвенции ОЭСР по взаимной помощи по налоговым делам, к которой Россия присоединилась в 2015 году. Именно здесь заложен не только ручной обмен по запросу и спонтанный, когда информация приходит по желанию второй стороны, но и автоматический.

И хотя Россия активно пугает автоматическим обменом и его скорым началом, по факту на данный момент нет ни одного отдельного соглашения по обмену информацией. А без них Конвенция и даже общий фреймворк MCAA ничего не даёт.

В течение этого года соглашения могут появиться, но пока ситуация выглядит комично: много пафоса и запугивания и мало действия, направленного непосредственно на решение административных вопросов.

Наказание за нарушение закона о контролируемых иностранных компаниях

Закон предусматривает серьёзные наказания за нарушения, в частности, крупные штрафы.

Если лицо не уплатило или уплатило не полностью налог с КИК, то придётся заплатить штраф в 20% от неоплаченной суммы, но не менее 100 000 рублей.

За период с 2015 по 2017 годы это наказание не применяется.

Если лицо не предоставило уведомление о контролируемой иностранной компании или данные о ней оказались недостоверными, то за каждую компанию грозит штраф в 100 000 рублей.

Если лицо не предоставило данные об участии в иностранной компании (там, где доля владения превышает 10%) или предоставило недостоверные данные, грозит штраф в 50 000 за каждую компанию с нарушением.

Если контролирующее лицо отказалось предоставлять необходимые документы (финансовую отчётность, аудиторское заключение и т.п.) или предоставило недостоверную информацию – штраф в 100 000 рублей.

Если иностранная организация владеет недвижимостью в России и не раскрывает данные об участниках, то ей грозит штраф в 100% от суммы налога на имущество на эту недвижимость.

Не стоит забывать, что в России введена уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства : за уклонение от налогов физическими и юридическими лицами, за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размерах.

В случае с КИК, если зафиксировано уклонение от налогов в 2016-2017 годах, уголовная ответственность НЕ наступит, если ущерб от преступления возмещён в полном объёме .

ВАЖНО : в качестве источника информации для суда выступают не только данные обмена, расследования и выемки документов, но и данные с открытых источников в Интернете. Это прямое указание на сайт https://offshoreleaks.icij.org/ , на котором собирается информация об офшорных утечках, будь то сам или Panama papers .

Дополнительная информация о КИК и налогах

Важно помнить, что накладываются дополнительные ограничения на работы со странами из чёрных списков, в частности, на чёрный список ФНС .

К тому же специалисты уверены, что закон претерпит изменения в будущем, когда наберётся первый практический опыт, как у налоговиков, так и у бизнесменов.

Первые увидят основные проблемы в сборе информации, а вторые – существующие лазейки и способы уменьшить, как минимум, налогообложение, а как максимум – отчётность в целом.

Повод задуматься есть у всех: согласно данным на начало 2017 года, лишь 30% владельцев офшоров задекларировали свои компании . Но до 20 марта 2017 необходимо было подать первую отчётность именно по прибылям КИК, а значит и подготовиться к уплате налогов. Скоро появится информация о результативности процесса.

За темой КИК необходимо продолжать следить – она касается любого предпринимателя и владельца активов за рубежом. По крайней мере до тех пор, пока закон о КИК действует на конкретного человека.


Как избежать действия закона КИК?

Вариант «закрыть офшоры» мы не рассматриваем – это слишком удобный и полезный инструмент.

Один из вариантов – воспользоваться трастами, фондами и прочими структурами без организации юридического лица. Но в том контексте, при котором связь с вами, как с бенефициаром полностью прерывается. Но возникает вопрос «Траст или КИК? » А у некоторых вопрос гораздо проще: зачем отдавать свой капитал кому-то другому?

Доверительные формы владения капиталом так и не получили популярность в наших краях. Поэтому этим путём пользуются нечасто.

Другой способ: перестроить структуры владения и разделить свои активы на небольшие кусочки. И если перестройка крупной структуры – это сложный процесс, которые требует привлечения множества специалистов, то с разделением немного проще.

Способ особенно подойдёт тем, кто наслаждается пассивными доходами от инвестиций, депозитов и т.п. Подумайте: если компания генерирует менее 10 миллионов рублей в год, то платить налоги не нужно. Лишь отчитываться о наличие данной компании в вашем портфолио.

А если разбить свои активы на несколько кусочков, каждый из которых приносит менее 10 миллионов рублей? Получается рабочая схема для экономии в рамках закона.

Но самым популярным способом разобраться с КИК является отказ от статуса налогового резидента России. Самым громким примером стал Алишер Усманов, который перестал быть налоговым резидентом России в прошлом году. Нюанс с ним лишь в том, что он перестал быть налоговым резидентом из-за работы. Возможно продолжит платить налоги в России, которые по его же словам, за последние 10 лет составили порядка полумиллиарда долларов.

Для смена налогового резидентства требуется минимум полгода прожить за пределами России. И многие выбирают этот путь, чтобы избавиться от отчётности и лишних налогов. Ради этого они даже готовы платить 30% подоходного налога для нерезидентов, вместо привычных 13%.

2017 год станет во много решающим: появится первая реальная статистика по результатам деофшоризации, по налоговым сборам и количеству задекларированных компаний. В 2013-2015 годах прогнозировали миллиарды рублей в виде дополнительных налоговых сборов. Сегодня эти цифры кажутся явно завышенными, как минимум потому, что активный бизнес освободили от налогов.

Если вы ищите конкретные решения для своего бизнеса в эпоху деофшоризации, то обращайтесь за консультацией на

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

Иностранная компания, определенная часть акций которой принадлежит налоговым резидентам нашей страны, является контролируемой иностранной компанией (далее - КИК). Такая правовая конструкция применяется налоговыми органами разных стран. Законодательство о КИК вводилось в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов. И нет ничего противозаконного во владении долей в иностранном юридическом лице. Но многие государства требуют заявлять о наличии таких долей и платить налоги по ним.

Публикация

Во многих странах уклонение от уплаты налогов сегодня считается уголовным преступлением. В связи с улучшением обмена информацией между налоговыми органами рисковать, не заявляя о наличии финансовых интересов за границей, становится все менее целесообразным.

В Налоговый кодекс РФ были приняты поправки, изменяющие и уточняющие положения законодательства о КИК. Изменения внесены Федеральным законом от 15.02.2016 № 32-ФЗ.

Закон вступает в силу в три этапа:

  • большинство положений имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие в период с 1 января 2015 года;
  • отдельные положения закона, например, об удлиненном сроке для подачи уведомлений
  • об участии в иностранной компании, действуют с 15 марта 2016 года;
  • небольшая группа норм, в частности, уточняющих условия освобождения от налога эмитентов обращающихся облигаций, будет введена в действие с 1 января 2017 года.
Еще на один год продлены сроки льготной ликвидации КИК - до 1 января 2018 года, при этом решение о ликвидации должно быть принято до 1 января 2017 года, а не до 1 января 2016 года, как было ранее. Помните, что при ликвидации КИК в указанные сроки налогоплательщики освобождаются от обязанностей в связи с контролем над такой КИК. Имущество, полученное контролирующим лицом от ликвидированной КИК, также освобождается от налогообложения (п. 60 ст. 217, п. 2.3 ст. 277 НК РФ). Кроме того, такая КИК уже не может быть признана резидентом РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ). Также введены некоторые льготы при продаже ценных бумаг, ранее принадлежащих КИК, о чем подробнее мы расскажем ниже.

КИК может выбирать вариант расчета прибыли и стандарты отчетности

Правила финансовой отчетности претерпели изменения. Налоговая станет принимать финансовую отчетность, инициативно составленную офшорными компаниями (подп. 1 п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ). Офшоры получили право готовить отчетность по международным стандартам, а не только по правилам гл. 25 НК РФ.

Новый закон предоставляет налогоплательщику право выбрать вариант, по которому будет рассчитываться прибыль КИК:

  • по данным финансовой отчетности иностранной компании;
  • по правилам, установленным гл. 25 НК РФ для российских организаций.
В первом случае к отчетности обязательно должно прилагаться положительное аудиторское заключение (подп. 2 п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ). Аудиторское заключение должно сопровождать также отчетность компаний из государств, хоть и не являющихся офшорными, но включенных в список ФНС как не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. В этот список входят большинство стран Африки и Южной Америки, Эстония, Грузия, некоторые государства Ближнего Востока. Российские «контролеры» таких компаний обязаны обращаться к аудитору.

Уточнены стандарты, которые можно использовать при составлении отчетности (п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ). Российской налоговой будут приниматься:

  • а) стандарты, установленные личным законом КИК (если они установлены);
  • б) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), если стандарты не установлены законом (для офшорных компаний);
  • в) стандарты, признаваемые иностранными биржами.
В случае выбора варианта расчета прибыли КИК по российским правилам согласно гл. 25 НК РФ отказаться от сделанного выбора в пользу отчетности по международным стандартам можно будет только через 5 лет (п. 1.3 ст. 309.1 НК РФ). Сомнительно, что большое количество КИК захотят составлять отчетность по правилам российской бухгалтерии, ведь в этом случае прибыль будет рассчитываться в рублях на начало и на конец года, что при скачках курса может привести к налогу на курсовую разницу.

Дивиденды от иностранных организаций, фактически выплаченные российскими организациями, освобождаются от налогообложения в РФ. Для этого необходимо выполнить условия:

  • рассказать налоговой в порядке ст. 312 НК РФ о фактическом праве на прибыль компании;
  • представить документальное подтверждение удержания налога у источника российской организацией (п. 58 ст. 217 и п. 50 ст. 251 НК РФ).
Прибыль, полученная КИК от дочерних организаций, не являющаяся дивидендами, не учитывается при определении прибыли КИК (п. 3 ст. 309.1 НК РФ).

Приняты правила, которые могут быть полезны при расформировании иностранных холдингов, а также для КИК, торгующих на рынке ценных бумаг. Эти правила начинают работать, если:

  • КИК передает принадлежащие ей ценные бумаги (например акции других компаний) своему контролирующему лицу (либо его российскому взаимозависимому лицу);
  • до 1 января 2018 года КИК ликвидируется.
Доход КИК от продажи ценных бумаг в пользу своего контролирующего лица (либо его российского взаимозависимого лица) исключается из прибыли. Доход измеряется документально подтвержденной стоимостью ценных бумаг, стоимость не должна быть выше рыночной. При покупке ценных бумаг КИК не может учитывать в качестве расхода также уплаченную ею цену (п. 10 ст. 309.1 НК РФ).

У физического лица (покупателя) не возникнет материальной выгоды при приобретении таких ценных бумаг от КИК по цене ниже рыночной (подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).

Физическое лицо сможет уменьшить свои доходы при последующей реализации таких ценных бумаг. Доходы уменьшаются на меньшую из следующих величин (имущественный вычет): стоимость по данным учета КИК или рыночную стоимость ценных бумаг на дату перехода права собственности от КИК (п. 13.1 ст. 214.1, ст. 220 НК РФ). А российская организация (контролирующее лицо) сможет уменьшить свой доход от продажи на цену приобретения (п. 2.1 ст. 268 НК РФ).

Ранее был один очевидный способ расформировать холдинг с дочерней компанией (заводом) в РФ и не попасть под налоги. Этот способ - ликвидация головной компании и реализация льготы для номинальных владельцев по закону о декларировании (амнистии). Теперь новые льготы позволяют передать акции дочерних компаний бенефициару или взаимозависимым лицам по любой документально подтвержденной стоимости, в т. ч. ниже рыночной.

Иностранные структуры и иные КИК получили расширенное регулирование

Бенефициары иностранных структур без образования юридического лица (далее - иностранная структура) больше не обязаны подавать специальные уведомления о контроле над такими структурами или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами (подп. 2 п. 3.1 ст. 23). По терминологии НК иностранная структура относится к категории контролируемых иностранных компаний, поэтому данная обязанность исключена вполне закономерно как дублирующая обязанность уведомления о КИК.

У учредителя иностранной структуры (но уже не у бенефициара) сохраняется обязанность уведомить налоговый орган об учреждении такой структуры. Это положение довольно значимо для повышения популярности таких структур, как дискреционные трасты. В дискреционных трастах бенефициары, как правило, получают из траста доход, но не имеют контроля над компанией. Теперь у трастового управляющего отсутствует обязанность раскрывать как КИК, так и свое фактическое право на доход от трастовой структуры, пока он не распределил прибыль в пользу конкретного бенефициара.

И еще важное положение, которое призвано усилить позиции услуг трастовых управляющих на рынке. Если траст сам по себе не является контролируемым, то и участие, реализованное через этот траст, в других иностранных организациях не признается контролем над такими организациями. Такой вывод следует из новой редакции п. 6 ст. 105.2 НК РФ. Таким образом, налицо вполне легальная ситуация, когда иностранная компания, ранее принадлежавшая резиденту РФ, перестает считаться контролируемой.

С новым законом учредители иностранной структуры, а также их близкие родственники свободны делать взносы в структуру и выводить эти средства (и имущество) обратно, поскольку такие взносы не образуют дохода (прибыли) (п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ). Операции учредителя или его близких родственников по получению доходов в пределах такого взноса, и не являющихся распределением прибыли, не облагаются НДФЛ (п. 67 ст. 217 НК РФ). Однако с той оговоркой, что данные операции осуществляются в условиях отсутствия в структуре нераспределенной прибыли. Если прибыль не распределена, то каждое распределение дохода расценивается
как распределение прибыли, облагаемой налогом.

Иностранные юридические лица, для которых не предусмотрено участие в капитале (фонды, штихтинги и т. п.), получили дополнительное регулирование. Они приравниваются к иностранным структурам без образования юридического лица. Взнос в такое юрлицо не образует его дохода (прибыли) (п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ). Получение доходов от таких лиц, не являющихся распределением прибыли, освобождается от налогообложения (п. 67 ст. 217 НК РФ). Прибыль может быть уменьшена на величину распределенной прибыли (п. 1 ст. 25.15 НК РФ).

Изменились правила декларирования участия в КИК

Изменения в законодательстве о КИК коснулись и декларирования участия в КИК. Появились новшества в сроках, лицах, ответственности. Важным изменением стала корректировка несоответствия доли участия и доли прибыли налогоплательщика. Эта корректировка закрыла лазейку, которая позволяла налогоплательщику не раскрывать свое участие.

Срок подачи уведомлений. С 15 марта 2016 года срок подачи уведомлений об участии (при изменении долей и порядка участия) продлен с одного до трех месяцев (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Доверительные управляющие. Обязанность раскрываться ляжет также на российских доверительных управляющих имуществом, если они внесли такое имущество в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам. Доверительные управляющие обязаны раскрывать свое участие в иностранной компании и факт учреждения иностранных структур (п. 3.3 ст. 23 НК РФ).

Физические лица. Физическое лицо, ставшее налоговым резидентом РФ уже после приобретения долей в иностранной компании (после учреждения иностранной структуры), будет обязано подать уведомление об участии в срок не позднее 1 марта следующего года, но при условии, что на 31 декабря текущего года оно сохранило более 10% долей (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Публичные компании. Налогоплательщикам, участвующим в иностранной компании посредством российской публичной компании, уведомление об участии, как и уведомление о КИК, подавать не нужно (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Постоянные представительства. Постоянные представительства иностранных компаний в РФ, владеющие движимым имуществом (основными средствами), больше не обязаны раскрывать круг участников своей головной компании. Эта обязанность распространяется теперь только на компании, владеющие недвижимым имуществом. Ранее в НК вид имущества не уточнялся (п. 3.2 ст. 23, п. 3 ст. 386 НК РФ).

Ответственность. Уточнился порядок привлечения к ответственности за факт нераскрытия КИК (пп. 8–11 ст. 25.14 НК РФ). Важно, что прямые акционеры КИК с более чем 10% акций получат освобождение от штрафов за неуплату налога, а также за нераскрытие своего участия в КИК, даже если представят уведомление о КИК с нарушением установленного срока, но по персональному требованию налогового органа. В этом случае на сумму налога пени не начисляются (п. 11 ст. 25.14 НК РФ). Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и за другие виды нарушений при этом не исключается.

Соотношение доли участия и доли прибыли. Ранее прибыль КИК вменялась налогоплательщику в размере, соответствующем доле его участия в капитале, что допускало ситуацию с разными классами акций, когда владелец привилегированных акций получал 90 % прибыли КИК, владея при этом менее 10 % долей участия, что позволяло ему не раскрывать свое участие. С 01 января 2017 года вступит в силу новая редакция п. 3 ст. 25.15 НК РФ, согласно которой в случае такого диссонанса, когда доля участия налогоплательщика - контролирующего лица в КИК отличается от его доли в прибыли КИК, в расчет будет приниматься доля, соответствующая именно доле в прибыли КИК. Правда, такое правило пока относится к компаниям, составляющим финансовую отчетность в соответствии с личным законом государства. Офшорные территории к этим правилам не относятся.

Иностранная компания может признать себя налоговым резидентом

Определен налоговый период для иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств в РФ и самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами (п. 6 ст. 55 НК РФ). Компании могут признать себя резидентом по выбору: с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ; с даты подачи указанного заявления.

В текущем году иностранная организация вправе признать себя резидентом только с 1 января 2016 года, но не ранее. Отсюда следует вывод о том, что в отношении 2015 года такая организация может быть признана КИК, что не вполне логично.

Есть вопросы, на которые законодатель не ответил

Не определен порядок принудительного признания иностранной организации резидентом РФ по решению налогового органа. Нет ясности, с какого момента налоговый период начинается для тех иностранных организаций, которые имеют постоянные представительства в РФ. Осталась неопределенность в том, нужно ли подавать уведомление о КИК, если прибыль КИК не превышает установленный порог в 50, 30 или 10 млн рублей. Из новой редакции п. 2 ст. 25.14 НК РФ вытека-
ет, что уведомление подается тогда, когда прибыль КИК признается как доход контролирующего лица в соответствующем периоде (п. 2 ст. 25.14 НК РФ). В то же время НК РФ не оперирует понятием «признание дохода» - это «изобретение» рассматриваемого закона, которое порождает неоднозначные толкования.

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", так называемый "Закон о КИК". Суть принятых поправок сводится в частности к обложению налогом нераспределенной прибыли иностранных организаций (структур без образования юридического лица), принадлежащих и управляемых российскими налогоплательщиками. Кроме того, Закон о КИК объединяет иные специальные правила борьбы с уклонением от уплаты налогов (specific anti-avoidance rules - SAAR), такие как, концепцию бенефициарного собственника дохода, налогового резидентства юридических лиц, а также противодействия косвенной продажи недвижимого имущества.

Важность принятия данного закона трудно переоценить. В Налоговом кодексе впервые достаточно подробно были описаны механизмы противодействия уклонения от уплаты налогов с помощью иностранных правовых конструкций. Что ознаменовало начало нового этапа борьбы с офшорами.

Закон о КИК был принят в спешке и в изначально версии имел множество недоработок. Однако это позволило применять положения Закона с 2015 года. Уже в 2015 году в Закон о КИК были внесены изменения, в частности Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ и Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ. Кроме того, на момент подготовки статьи готовится очередной блок поправок в Налоговый кодекс, связанный с применением положений, внесенных Законом о КИК.

Российский бизнес и состоятельные лица активно перестраивают свои иностранные структуры, а также оценивают риски принятия той или иной стратегии работы с новыми анти-офшорными мерами.

Стоит отметить, что изменения в Налоговом законодательстве в связи с принятием Закона о КИК в целом соответствуют зарубежной практике борьбы с офшорами. В то же время, на данный момент их применение вызывает множество вопросов у представителей российского бизнеса. Рассмотрим некоторые наиболее важные положения закона о КИК.

Обязанность по уведомлению

Законом о КИК введена новая обязанность налогоплательщиков по уведомлению российских налоговых органов об участии в иностранных организациях и структурах без образования юридического лица, а также о фактическом праве на доход, получаемый такой структурой . Отсутствие подобной обязанности в свое время позволяло российским налогоплательщикам на вполне законных сохранять конфиденциальную структуру владения активами с помощью различных иностранных юридических инструментов. Отметим, что направление подобного уведомления об "иностранном участии" может стать отправной точкой для налоговых органов в исследовании вопроса о том является ли иностранная организация или структура контролируемой иностранной компанией, налоговым резидентом или применить иные меры, предусмотренные Законом о КИК.

Закон о КИК устанавливает следующие основания для уведомления налоговых органов :

1) Участие в иностранных организациях, в случае размер такого участия превышает 10%;

2) Учреждение иностранной структуры без образования юридического лица, а также о контроле над ней или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

3) Наличие контролируемой иностранной компании, в отношении которой налогоплательщик является контролирующим лицом.

К структурам без образования юридического лица Налоговый кодекс в редакции Закона о КИК относит, в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иную форму осуществления коллективных инвестиций, доверительного управления . Стоит отметить, что несмотря на то, что поскольку российское налоговое и гражданское законодательство не содержит определения "траста", являющегося формой договорных отношений, их правовую природу, а также особенности взаимоотношений сторон "траста" с высокой степенью вероятности будут определяться с учетом норм страны учреждения траста. Подобный механизм может быть реализован, например, при помощи определения личного закона траста . Определение личного закона траста может статьи существенным, поскольку отношения номинального владения акциями иностранной организации представителями российского бизнеса на практике оформляются в различных формах трастовых соглашений.

Иностранные юридические лица, не имеющие акционерного капитала, приравниваются к иностранным структурам без образования юридического лица . Таким образом частные фонды (private foundations), являющиеся юридическими лицами, но не имеющие участников, для целей Закона о КИК приравниваются к структурам без образования юридического лица.

Уведомление об участии в иностранных организациях (учреждении структуры без образования юридического лица) должно быть подано в налоговые органы не позднее 1 месяца с момента возникновения соответствующего основания . В то же время, срок для подачи уведомления по основаниям возникшим до 1 января 2015 года, уже наступил 15 июня этого года . Соответствующие формы уведомлений были утверждены Приказом ФНС России .

За непредоставление уведомлений об иностранном участии или предоставление уведомления с недостоверными сведениями предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации . Для кого-то это может показаться не столь существенной мерой ответственности, и адекватной ценой за сохранение конфиденциальности, поскольку ежегодное поддержание офшорной компании обходится куда дороже. В то же время нельзя сбрасывать со счетов риск получения российскими налоговыми органами информации об иностранном участии не только от своих иностранных коллег, но и из источников в Российской Федерации. Как следствие ответственность может быть куда более серьезная.

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Суть правил о контролируемых иностранных компаниях ("Правила КИК") состоит в том, что нераспределенная прибыль иностранной организации (структуры без образования юридического лица) контролирующим лицом которой является резидент РФ, учитывается в составе доходов последнего и облагается налогом в Российской Федерации. Указанные механизм направлен на противодействие переносу центра прибыли в низконалоговые юрисдикции, с фактической отсрочкой уплаты собственником иностранной организации доходов.

Для признания иностранной организации контролируемой иностранной компанией она должна быть налоговым нерезидентом, при этом контролироваться лицом являющимся налоговым резидентом .

Контроль для целей КИК будет в частности определяться:

  • Размером участия в иностранной организации – более 25% , при этом если доля совместного участия с другими налоговыми резидентами Российской Федерации составляет более 50%, то контроль будет иметь место при размере участия более 10%. Обращаем внимание, что в настоящий момент не урегулирована ситуация, при которой лицо может и не знать, что в иностранной организации наряду с ним могут быть 50% иных участников налоговых резидентов Российской Федерации. Риск претензий налоговых органов может быть снижен, например, получением от иностранной компании либо реестра акционеров, либо сертификата Incumbency (содержащего сведения о структуре акционеров) .
  • Оказанием или возможностью оказывать определяющее влияние на решения связанные с распределением прибыли (в иностранной организации), либо с возможностью влиять на принятие решения управляющим лицом (иностранной структуры), связанным с распределением прибыли .

В свою очередь, прямое или косвенное владение КИК через публичные российские компании не будет признаваться контролем . При этом Налоговым кодексом не устанавливается минимальное количество участников публичной компании.

Важно отметить, что по умолчанию контролирующим лицом структуры без образования юридического признается ее учредитель (основатель) . При этом не может быть признан контролирующим лицо, создавшее безотзывную иностранную структуру , в частности безотзывный траст.

На сайте regulation.gov.ru опубликован законопроект, согласно которому прибыль контролируемой иностранной компании может определяться на основании добровольного аудита, проводимого иностранной компании, что позволит даже офшорной компании определять свою прибыль в соответствии с данными аудиторской отчетности, а не в соответствии с положениями Главы 25 Налогового кодекса.

Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если ее величина

    в 2015 году составит менее 50 миллионов рублей;

    в 2016 – менее 30 миллионов рублей;

    начиная с 2017 года – менее 10 миллионов рублей.

Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании в Российской Федерации предусмотрено, не только по размеру прибыли, но и по виду деятельности иностранной организации. Так освобождаются от налогообложения прибыль следующих иностранных организаций :

    некоммерческих организаций, не распределяющих прибыль;

    организаций из государств-членов Евразийского экономического союза;

    организаций, имеющих в стране регистрации эффективную ставку налога не менее 75 % от средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

    активных иностранных компаний, активных иностранных холдинговых и субхолдинговых компаний;

    банки или страховые организации;

    а также для ряда иных организаций.

Применение освобождений от налогообложения прибыли КИК для активных иностранных компаний, активных иностранных холдинговых и субхолдинговых компаний может оказаться привлекательной опцией для налогоплательщиков, принявших решение раскрыться перед государством.

Так, активной иностранной компанией может считаться иностранная организация, у которой доля пассивных доходов за финансовый год составляет не более 20% в общей сумме всех доходов . Следовательно, российскому бизнесу, имеющему аффилированные иностранные торговые компании, может оказаться интересно подобное освобождение.

Активной иностранной холдинговой компанией будет признаваться иностранная организация отвечающая в частности следующим признакам :

    75 % капитала активной иностранной холдинговой организации принадлежит российской организации в течении 365 последовательных календарных дней;

    доходы у иностранного холдинга отсутствуют, либо доля пассивных доходов (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний и иностранных субхолдинговых компаний) не превышает 5 % за финансовый год;

    доля прямого участия иностранного холдинга в каждой активной иностранной компании составляет не менее 50 % в течение 365 последовательных календарных дней;

    доля прямого участия иностранного холдинга в каждой активной субхолдинговой компании составляет не менее 75 % в течение 365 последовательных календарных дней.

Активной иностранной субхолдинговой компанией будет считаться иностранная субхолдинговая компания, отвечающая следующим условиям :

    75 % капитала активной иностранной субхолдинговой организации принадлежит холдинговой организации в течении 365 последовательных календарных дней;

    доходы отсутствуют, либо доля пассивных доходов (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний) не превышает 5 % за финансовый год;

    доля прямого участия в каждой активной иностранной компании составляет не менее 50 % в течении 365 последовательных календарных дней.

Возможность применения указанных освобождений может оказаться интересным российским организациям, способным обеспечить эффективное присутствие по месту нахождения холдинговых компаний, а также способным обеспечить такие иностранные компании должной самостоятельностью в вопросах принятия решений. В противном случае есть риск того, что такие иностранные холдинги и субхолдинги будут признаны российскими налоговыми резидентами, и как следствие, не смогут претендовать на рассмотренные налоговые льготы.

Ближайший срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях – 20 марта 2016 года. У налогоплательщиков еще есть время оценить является ли та или иная иностранная организация или структура контролируемой иностранной компанией в значении Закона о КИК.

В случае непредоставления уведомления о КИК или предоставления уведомления, содержащего недостоверные сведения, контролирующее лицо несет ответственность в виде штрафа в размере 100 000 рублей , а также возможного штрафа в виде 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 100 000 рублей .

Бенефициарный собственник

В соответствии с концепцией бенефициарного собственника, введенной в Налоговый кодекс Законом и КИК, положения соглашений об избежании двойного налогообложения ("СОИДН") могут не применяются, если организация, которой выплачивается доход, не является фактическим получателем дохода. Иными словами, иностранная организация не осуществляет реальной деятельности в стране регистрации и не принимает самостоятельных решений, а полученные денежные средства транзитом перечисляются резиденту третьего государства. Таким образом, применение указанной концепции призвано затруднить использование льгот, предусмотренных СОИДН в части снижения или освобождения от уплаты налогов при выплате из Российской Федерации в частности в отношение дивидендов, процентов и роялти, конечным получателем которых является офшорная компания.

Несмотря на то, что Закон о КИК не ввел положений, устанавливающих обязанность, а также порядок определения фактического собственника доходов, важно учитывать позицию Минфина России, согласно которой ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных СОИДН) несет налоговый агент . В обоснование своей позиции Минфин России ссылается на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57. В связи с чем российской стороне, выплачивающей доход в пользу иностранной организации целесообразно убедиться в том, является ли иностранная компания получателем дохода, или она имеет встречные обязательства по перечислению денежных средств третьей стороне. Это может быть осуществлено путем получения следующих документов (информации) от иностранной организации, подтверждающих:

    наличие у иностранной организации права распоряжения и использования полученными дивидендами;

    возникновение у иностранной организации, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;

    осуществление иностранной организацией фактической предпринимательской деятельности.

Налоговое резидентство организаций

До вступления в силу Закона о КИК Налоговый кодекс не предусматривал возможность признания иностранных организаций российскими налоговыми резидентами. В свою очередь такие организации могли иметь постоянные представительства на территории Российской Федерации для целей налогообложения. Теперь, если иностранная организация управляется с территории Российской Федерации, она может быть признана российским налоговым резидентом. Иными словами, быть приравненной к российским организациям, стоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, и уплачивающим налоги со всего полученного дохода вне зависимости от места его возникновения. Налоговым резидентом могут быть признаны в том числе организации, зарегистрированные в стране, с которой отсутствует СОИДН, в частности на Британских Виргинских Островах.

Налоговый кодекс предусматривает два условия, при выполнении хотя бы одного из которых иностранная организация может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации :

    исполнительный орган иностранной организации осуществляет свою деятельность в Российской Федерации в объеме существенно большем, чем в других государствах;

    главные должностные лица иностранной организации преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой организацией в РФ.

Если указанные условия выполняются и в других государствах, то определяющими будут являться осуществление следующих действий из Российской Федерации, являющихся дополнительными критериями :

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации;

2) ведение делопроизводства организации;

3) оперативное управление персоналом организации.

В свою очередь осуществление некоторых видов деятельности на территории Российской Федерации само по себе не признается управлением иностранной организацией, например, принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации .

Иностранная компания может быть признана российским налоговым резидентом как в добровольном, так и в принудительном порядке . Для добровольного признания себя налоговым резидентом иностранная организация должна иметь на территории Российской Федерации обособленное подразделение . При этом Налоговый кодекс не содержит процедуры принудительного признания себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Согласно планируемым поправкам к в пункт 3 статьи 284 НК РФ иностранные организации, самостоятельно признавшие себя резидентами РФ, получат право на применение нулевой налоговой ставки по входящим дивидендам на тех же условиях, что и российские организации. При этом, положения данного пункта не смогут применяться в отношении доходов, полученных иностранными организациями, признанными резидентами РФ в принудительном порядке (п. 3 ст. 284 НК РФ).

Косвенная продажа недвижимого имущества

Закон о КИК внес изменения в Налоговый Кодекс, согласно которым продажа акций, долей иностранных организаций, владеющих прямо или косвенно активами, более чем на 50% состоящими из недвижимого имущества, находящегося в РФ, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации.

Изменения направлены на борьбу со схемой ухода от уплаты налога, при которой продажа российской недвижимости осуществлялась путем продажи долей иностранной компании, владеющей российской недвижимостью.

Теперь, иностранные организации, а также структуры без образования юридического лица, владеющие недвижимым имуществом на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган сведения о своих участниках (учредителях; включая косвенное участие более чем на 5%) . Непредставление таких сведений повлечет взыскание штрафа в размере 100% суммы налога на имущество по данному объекту . В то же время вызывает вопрос нужно ли заявлять фактического собственника иностранной компании, если владение иностранной компании оформлено через номинального акционера. Исходя из текущей формулировки Налогового кодекса, следует, что заявлять следует именно номинала, поскольку именно номинальное лицо является участником, учредителем иностранной организации, а имущество, принадлежащее иностранной организации, а не структуре без образования юридического лица, не подразумевает подачу сведений о фактическом владельце. Вероятно, что в указанное положение будут внесены изменения.

В заключение стоит отметить, что положения Налогового кодекса, появившиеся в силу принятия Закона о КИК безусловно будут меняться. Тем не менее, уже сейчас можно утверждать, что в результате введения в Налоговый кодекс новых концепций использование иностранных организаций, формально созданных в юрисдикциях с льготными налоговыми режимами исключительно для целей налогового планирования, будет содержать высокий риск претензий со стороны налоговых органов.

Налоги с доходов таких иностранных организаций придется уплачивать в Российской Федерации –либо через концепцию контролируемых иностранных компаний, либо налогового резидентства юридических лиц. При этом с высокой долей вероятности российские налоговые органы будут делать акцент именно на концепции налогового резидентства и бенефициарного собственника, поскольку проще проверить российскую организацию выплачивающую доход в пользу иностранной, как налоговый агент, чем определить прибыль самой иностранной организации.

Если собственником иностранных компаний и структур будет принято решение оставить иностранные структуры, то важно оценить насколько существующие иностранные структуры, принадлежащие российскому бизнесу, окажутся устойчивы в случае возникновения налоговых споров, а аргументация налогоплательщиков окажется убедительной в глазах судьи.

Sp ecific anti-avoidance rules (в соответствии с классификацией г лобального Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS) ).

Пункт 1 статьи 25.14 НК РФ

Пункт 3.1. статьи 23 НК РФ;

Статья 11 НК РФ;

Пункт 2 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункт 15 статьи 25.13 НК РФ

Пункт 3 статьи 25.14 НК РФ;

Пункт 3 статьи 3 Закона о КИК в редакции Федерального закона от 6 апреля 2015 № 85-ФЗ;

Приказ ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@;