Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какая ответственность предусмотрена за нарушение налогового законодательства. Налоговые правонарушения. Вина при совершении налогового правонарушения


Известно, что уплата налогов - нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения - это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т.п.).

Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, - это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание - налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение - противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

  1. при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  2. при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Важную роль в финансовой системе любой страны играют; банки. Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам.

Налоговая ответственность - это ответственность за нарушение налогового законодательства. Привлечение к ответственности налогоплательщика возможно по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) только при наличии всех признаков

К ответственности за налоговое правонарушение никого нельзя привлечь дважды (п. 2 ст. 108 НК РФ). Это значит, что одно и то же нарушение не может быть квалифицировано одновременно по нескольким статьям НК.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Субъектами налоговых правонарушений могут быть плательщики налогов, сборов, взносов - как организации, так и физические лица (ст. 107 НК РФ). В связи с этим оштрафовать юридические лицо по НК РФ можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации - нет.

Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика , т. е. штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ), размер которого варьируется в зависимости от , а также от наличия умысла. Очевидно, что нарушения, совершенные по неосторожности и совершенные умышленно, караются по-разному.

Вместе с тем привлечение к ответственности за налоговое нарушение организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, если для этого есть соответствующие основания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Так, если организация не представит вовремя в ИФНС декларацию, то на нее наложат штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ . И одновременно с этим к ответственности может быть привлечен руководитель организации в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ . Причем аргумент о двойной ответственности здесь не работает, поскольку компания и ее директор - это разные лица, и в данном случае каждое из них «попадает» на штраф по своему основанию.

Напомним также, что в определенных случаях налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности, если будут выявлены в совершении налогового правонарушения.

С какого возраста наступает налоговая ответственность?

Но надо сказать, что напрямую из НК это не следует.

Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности . Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения , обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка ; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм ; наступление ее регулируется нормами права ; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется и рядом специфических черт, которые можно свести к следующему: основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение; наступление ответственности урегулировано нормами налогового права ; ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций (штрафы , пеня); особый порядок привлечения к ответственности предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации; субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные обязанные лица; к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекаются налоговые, таможенные органы , их должностные лица.

Виды юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

В соответствии с законодательством о налогах и сборах должностные лица и граждане , виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлекаются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности .

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом .

Срок давности по данному преступлению равен двум годам.

Часть 2 ст. 198 УК РФ содержит такой квалифицирующий признак, как совершение тех же деяний в особо крупном размере.

Под особо крупным размером понимается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превы- шает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Срок давности по данному виду преступления равен шести годам.

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ)

Объектом данного преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Объективная сторона выражается в действии — в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно в соответствии с законодательством, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенном в крупном размере.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Это преступление характеризуется специальным субъектом. К ответственности по ст. 199 УК могут быть привлечены лица, которые в соответствии с нормативными актами и учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность отчетных данных и исчисления налогов (главный бухгалтер), а также руководитель организации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Срок давности по первой части данной статьи 6 лет.

Квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и особо крупный размер.

Особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн 500 тыс. руб.

Срок давности в данном случае — 10 лет.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199" УК РФ)

В 2003 г. УК РФ был дополнен статьей 199.1, предусматривающей уголовную ответственность налогового агента, т.е. специального субъекта, за неисполнение обязанностей, к которым в соответствии с НК РФ относится исчисление, удержание и перечисление налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Объективная сторона данного преступления выражена в форме бездействия, т.е. неисполнения обязанностей в личных интересах в крупном размере.

Частью второй данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак — совершение того же деяния в особо крупном размере.

Крупный размер и особо крупный размер допущенного нарушения определяются в соответствии со ст. 199 УК РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УКРФ)

Объективная сторона данного деяния выражена в преступном действии, выраженном в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Субъектом данного преступления являются собственники или руководители организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона выражена в форме умысла.

Административная ответственность за нарушения налоговогозаконодательства

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Налоговом кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях .

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы налоговых правонарушений, совершаемых налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами. В соответствии со ст. 15.3 КоАП наступает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации наступает согласно ст. 15.4 КоАП.

Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля , а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность по ст. 15.6 КоАП.

Предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11), за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП) и уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей проудкции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13 КоАП).

В перечисленных случаях субъектами ответственности выступают должностные лица организаций—налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Кодексом предусматривается ответственность не только налогоплательщиков, но и иных обязанных лиц, в частности, кредитных организаций, их должностных лиц. Так, нарушение порядка открытия счета налогоплательщику банком или иной кредитной организацией наказывается в соответствии со ст. 15.7 КоАП; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налогов и (или) сбора (взноса) — в соответствии со ст. 15.8 КоАП; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента — в соответствии со ст. 15.9 КоАП; неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет ответственность по ст. 15.10 КоАП.

Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства

Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к- юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.

В законодательстве о налогах и сборах предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К ним законодатель относит следующие.

  1. Отсутствие события налогового правонарушения.
  2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
  3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет;
  4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как отмечалось ранее, важным элементом состава налогового правонарушения является наличие вины. Основными формами вины являются умысел и неосторожность. Вместе с тем в налоговом законодательстве в п. 4 ст. 110 НК РФ предусматривается, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда налоговое законодательство нарушено, но налицо обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. К названным обстоятельствам отнесены:

  1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
  2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.
  3. Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Наряду с обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности, налоговое законодательство устанавливает смягчающие ответственность обстоятельства и относит к ним следующие:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Одновременно в налоговом законодательстве предусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Данные обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность лица, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение.

Для законного привлечения к ответственности виновного лица большое значение имеет вопрос о сроках давности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (за исключением грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — ст. 120 НК РФ, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога — ст. 122 НК РФ) либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (последнее распространяется на правонарушения, предусмотренные ст. 120, 122 НК РФ).

Срок давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое нарушение законодательства о налогах и сборах. В этом случае исчисление нового срока давности начинается со дня совершения нового нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение налогового законодательства.

Если в возбуждении уголовного дела отказано или оно прекращено, но налоговое правонарушение совершено, срок подачи искового заяв- ления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Виды налоговых правонарушений

В Налоговом кодексе РФ впервые дается систематизированный перечень налоговых правонарушений , за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога , подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.

При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд , если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель , либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица , не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).

Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.

Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля .

Формы защиты прав налогоплательщиков

Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика (налогового агента) такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Статьей 138 НК РФ закреплены два порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц — административный и судебный.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд . Следует отметить, что ранее действовавшее налоговое законодательство не предусматривало права на обжалование бездействия должностных лиц налоговых органов. В настоящее время в НК РФ предусмотрено, что любое бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, может служить основанием для подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Так, налогоплательщик может обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган на бездействие должностного лица налогового органа по возврату или зачету излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов , пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. А судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами , не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа (ст. 139 НК РФ). Кодекс устанавливает определенные требования к процедуре подачи жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. НК РФ не предъявляет обязательных требований к содержанию жалобы. Несмотря на это, в жалобе налогоплательщика желательно указать:

  • наименование и адрес вышестоящего налогового органа или должностного лица налогового органа;
  • наименование и адрес лица, подающего жалобу; наименование налогового органа или должностного лица, чьи действия или бездействие обжалует налогоплательщик;
  • номер и дату обжалуемого решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, а также номер и дату акта налоговой проверки, на основании которого вынесено решение;
  • основания, по которым налогоплательщик обжалует действия или бездействие налогового органа или его должностных лиц;
  • основания, по которым налогоплательщик обжалует ненормативные акты налогового органа.

Жалоба, поданная юридическим лицом , должна быть подписана его руководителем или заместителем руководителя либо законным или уполномоченным представителем юридического лица. Если жалоба подается физическим лицом, она подписывается налогоплательщиком самостоятельно либо законными или уполномоченными представителями.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Важно помнить, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений.

  1. Оставить жалобу без удовлетворения.
  2. Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку. При этом решение нижестоящего налогового органа отменяется в полном объеме, так как НК РФ не предусматривает возможности отмены решения в какой-либо части. В случае необходимости отмены решения нижестоящего налогового органа в какой-либо части вышестоящий налоговый орган может воспользоваться пп. 4 п. 2 ст. 140 НК РФ и изменить решение нижестоящего налогового органа путем отмены его в необходимой части.
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении (НК РФ не предусматривает перечня оснований для прекращения производства по делу вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом).
  4. Изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рас- сматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления , судебная защита гражданских прав от незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц служат важной гарантией осуществления и соблюдения прав граждан и юридических лиц.

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты имеют право обжаловать акты налоговых органов в установленном законодательством порядке в суд.

НК РФ различает порядок судебного обжалования актов налоговых органов организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Так, согласно абзацу второму п.2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, т.е. согласно правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Между тем судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Известно, что уплата налогов - нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения - это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресе-кательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, - это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание - налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение - противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

  • при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  • при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Важную роль в финансовой системе любой страны играют банки . Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ

по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам.

Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений . За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, где налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды
Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 200 до 700минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере -500 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации
Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.

К уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, привлекаются лица, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами или учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность данных, определяющих исчисление налогов, а также лица, обязанные утверждать документы, представляемые в налоговые органы.

"Право и экономика", 2006, N 4

Условно ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, можно разделить на две группы:

ответственность за правонарушения в сфере осуществления налогового контроля (ст. ст. 116 - 119, 125 - 129.1 НК РФ);

ответственность за правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (ст. ст. 120 - 123 НК РФ).

Ответственность за эти нарушения - штрафы различной величины.

Регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений осуществляется на уровне НК РФ и КоАП РФ.

Перечень нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции за их совершение приведены в таблице.

Перечень нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции за их совершение

Основания для привлечения к
ответственности
Санкция,
предусмотренная НК РФ
Санкция,
предусмотренная
КоАП РФ
1 2 3
Ответственность за правонарушения в сфере осуществления налогового контроля

установленного ст. 83 НК РФ
срока подачи заявления о
постановке на учет в налоговом
органе
Штраф:
при нарушении срока не
более 90 дней - 5000
руб. (п. 1 ст. 116 НК
РФ);
при нарушении срока
более 90 дней - 10 000
руб. (п. 2 ст. 116 НК
РФ)
Штраф от 5 до 10
МРОТ (от 500 до 1000
руб.) (ч. 1 ст. 15.3
КоАП РФ)
Ведение деятельности
организацией или индивидуальным
предпринимателем без постановки
на учет в налоговом органе
Штраф:
при нарушении срока не
более трех месяцев - 10%
от доходов, полученных в
течение указанного
времени в результате
такой деятельности, но
не менее 20 000 руб.
(п. 1 ст. 117 НК РФ);
при нарушении срока
более трех месяцев - 20%
доходов, полученных в
период деятельности
без постановки на учет
более 90 дней (п. 2
ст. 117 НК РФ)
Штраф от 20 до 30
МРОТ (от 2000 руб.
до 3000 руб.) (ч. 2
ст. 15.3 КоАП РФ)
Нарушение налогоплательщиком
установленного абз. 2 п. 2
ст. 23 НК РФ срока представления
в налоговый орган информации об
открытии или закрытии им счета в
каком-либо банке
Штраф 5000 руб. за
каждый факт несообщения
сведений (ст. 118 НК РФ)
Штраф от 10 до 20
МРОТ (от 1000 руб.
до 2000 руб.)
(ст. 15.4 КоАП РФ)
Непредставление
налогоплательщиком в
установленный законодательством
о налогах и сборах срок
налоговой декларации в налоговый
орган по месту учета
Штраф:
при нарушении срока не
более 180 дней - в
размере 5% суммы налога,
подлежащей уплате
(доплате) на основе этой
декларации, за каждый
полный или неполный
месяц со дня,
установленного для ее
представления, но не
более 30% указанной
суммы и не менее 100
руб. (п. 1 ст. 119 НК
РФ);
в течение более 180 дней
по истечении
установленного срока -
в размере 30% суммы
налога, подлежащей
уплате на основе этой
декларации, и 10% суммы
налога, подлежащей
уплате на основе этой
декларации, за каждый
полный или неполный
месяц начиная со 181-го
дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)
Штраф от 3 до 5 МРОТ
(от 300 до 500 руб.)
(ст. 15.5 КоАП РФ)
Несоблюдение установленного
ст. 77 НК РФ порядка владения,
пользования и (или)
распоряжения имуществом, на
которое наложен арест, влечет
взыскание штрафа. Под арестом
понимается способ обеспечения
исполнения обязанности по
уплате налогов (сборов)
Штраф установлен в
размере 10 тыс. руб. -
ст. 125 НК РФ
Непредставление
налогоплательщиком (налоговым
агентом) налоговому органу
документов и (или) иных
сведений, необходимых для
осуществления налогового
контроля в установленный ст. 93
НК РФ срок влечет взыскание
штрафа. Пунктом 1 ст. 93 НК РФ
установлен пятидневный срок
исполнения требования налогового
органа о представлении
документов
Штраф в размере 50 руб.
за каждый
непредставленный
документ (п. 1 ст. 126
НК РФ)
Штраф:
с граждан от 1 до 3
МРОТ (от 100 до 300
руб.);
с должностных лиц от
3 до 5 МРОТ (от 300
до 500 руб.) (ч. 1
ст. 15.6 КоАП РФ)
Непредоставление налоговому
органу сведений о
налогоплательщике, выразившееся
в отказе организации
представить имеющиеся у нее
документы со сведениями о
налогоплательщике по запросу
налогового органа, а также
уклонение от представления
таких документов либо
представление документов с
заведомо недостоверными
сведениями влечет взыскание
штрафа. Требование налогового
органа о представлении
документов может быть связано с
проведением встречной проверки
(ст. 87 НК РФ). Исключением
являются следующие документы:
справки по счетам и операциям
организаций и индивидуальных
предпринимателей, за
непредставление которых
предусмотрена ответственность
банков по ст. 135.1 НК РФ
Штраф в размере 5000
руб. (п. 2 ст. 126 НК
РФ)
Штраф с должностных
лиц от 3 до 5 МРОТ
(от 300 до 500 руб.
(ч. 1 ст. 15.6 КоАП
РФ)
Неявка либо уклонение от явки
без уважительных причин лица,
вызываемого по делу о налоговом
правонарушении в качестве
свидетеля, влекут взыскание
штрафа.
Налоговые органы при проведении
мероприятий по налоговому
контролю в соответствии со
ст. 90 НК РФ имеют право вызвать
в качестве свидетеля для дачи
показаний любое физическое лицо.
Отказаться от дачи показаний
можно только по основаниям,
предусмотренным
законодательством РФ, например,
в случае болезни, препятствующей
явке
Штраф в размере
1000 руб. (абз. 1
ст. 128 НК РФ)
Штраф с граждан от
1 до 5 МРОТ (от 100
до 500 руб.) (ч. 1
ст. 15.6 КоАП РФ)
Неправомерный отказ свидетеля
от дачи показаний, а также дача
заведомо ложных показаний
Штраф в размере 3000
руб. (абз. 2 ст. 128 НК
РФ)
Штраф с граждан от
1 до 3 МРОТ (от 100
до 300 руб.) (ч. 1
ст. 15.6 КоАП РФ)
Отказ эксперта, переводчика или
специалиста от участия в
проведении налоговой проверки
Штраф в размере
500 руб. (п. 1 ст. 129
НК РФ)
Штраф с граждан от
1 до 3 МРОТ (от 100
до 300 руб.) (ч. 1
ст. 15.6 КоАП РФ)
Дача экспертом заведомо ложного
заключения или осуществление
переводчиком заведомо ложного
перевода
Штраф в размере 1000
руб. (п. 2 ст. 129 НК
РФ)
Штраф с граждан от
1 до 3 МРОТ (от 100
до 300 руб.) (ч. 1
ст. 15.6 КоАП РФ)
Несообщение или несвоевременное
сообщение лицом сведений,
которые в соответствии с НК РФ
это лицо должно сообщить
налоговому органу. Лица, на
которых возложена обязанность
сообщать определенные сведения
в налоговые органы и которые
могут быть привлечены к
ответственности по указанному
основанию, определены п. 2
ст. 78, ст. ст. 84 и 85 НК РФ.
Например , органы,
осуществляющие государственную
регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, или
органы, осуществляющие учет и
регистрацию пользователей
природных ресурсов
Штраф в размере 1000
руб.;
при повторном (в течение
календарного года)
совершении деяния - в
размере 5000 руб.
Штраф с должностных
лиц от 5 до 10 МРОТ
(от 500 до 1000 руб.
(ч. 2 ст. 15.6 КоАП
РФ)
Ответственность за правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов
Грубое нарушение организацией
правил учета доходов и (или)
расходов и (или) объектов
налогообложения влечет
взыскание штрафа.
Под грубым нарушением правил
учета доходов и расходов и
объектов налогообложения для
целей привлечения к
ответственности понимается
отсутствие первичных документов,
или отсутствие счетов-фактур,
или регистров бухгалтерского
учета, систематическое (два раза
и более в течение календарного
года) несвоевременное или
неправильное отражение на счетах
бухгалтерского учета и в
отчетности хозяйственных
операций, денежных средств,
материальных ценностей,
нематериальных активов и
финансовых вложений
налогоплательщика
Если эти нарушения
совершены в течение
одного налогового
периода, предусмотрен
штраф в размере
5000 руб. (п. 1 ст. 120
НК РФ);
если эти нарушения
совершены в течение
более одного налогового
периода, предусмотрен
штраф в размере 15 000
руб. (п. 2 ст. 120 НК
РФ);
если эти нарушения
повлекли занижение
налоговой базы, штраф
составит 10% от суммы
неуплаченного налога,
но не менее 15 000 руб.
(п. 3 ст. 120 НК РФ)
Штраф с должностных
лиц от 20 до 30
МРОТ (от 2000 до
3000 руб.)
(ст. 15.11 КоАП РФ)
Неуплата или неполная уплата
сумм налога в результате
занижения налоговой базы, либо
иного неправильного исчисления
налога, либо иных неправомерных
действий (бездействия) влечет
взыскание штрафа
Если нарушение совершено
неумышленно, штраф
взимается в размере 20%
от суммы неуплаченного
налога (п. 1 ст. 122 НК
РФ);
если нарушение совершено
умышленно, штраф
взимается в размере 40%
от суммы неуплаченного
налога (п. 2 ст. 122 НК
РФ)
Неправомерное неперечисление
или неполное перечисление сумм
налога, подлежащего удержанию и
перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа
Штраф установлен в
размере 20% от суммы
налога, подлежащей
перечислению (ст. 122 НК
РФ)

Уплата штрафа, присужденного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов указанных лиц только после перечисления в полном объеме соответствующей суммы задолженности и пеней в очередности, установленной гражданским законодательством.

Суммы налоговых санкций за нарушение налогового законодательства, начисленные по результатам налоговых проверок по соответствующему налогу, зачисляются на те же коды классификации доходов бюджетов РФ, что и суммы соответствующего налога.

Применение налоговых санкций

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, в соответствии с которым были внесены некоторые изменения в НК РФ, в частности был изменен порядок взыскания налоговых санкций, установленный ст. 114 НК РФ.

В соответствии с ранее установленным порядком налоговые санкции возможно было взыскать только в судебном порядке. В настоящее время этот порядок изменен.

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа в случае, если сумма штрафа, налагаемого:

на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах;

на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

В случае если сумма штрафа превышает установленные пределы, а также в случае если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то штраф взыскивается в судебном порядке.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа за совершение налогового правонарушения подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.

Право устанавливать и применять смягчающие налоговую ответственность обстоятельства с 1 января 2006 г. предоставлено не только суду, но и налоговому органу.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, законодатель относит следующие:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Одновременно с этим необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ в случае совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное нарушение, и если с момента наложения первого взыскания не истекли 12 месяцев (п. п. 2 и 3 ст. 112 НК РФ), штраф увеличивается вдвое.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются либо судом, либо налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются ими при наложении санкций за налоговые правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

За нарушение налогового законодательства организацию или индивидуального предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности:

за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ);

за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);

за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2 УК РФ).

Для возбуждения уголовного дела по ст. ст. 199 и 199.1 важен размер неуплаченных налогов и (или) сборов. При этом уголовному преследованию подвергаются только два вида неуплат, а именно - в крупном и особо крупном размерах.

Для привлечения к уголовной ответственности:

крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.;

особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

В случае уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации либо неисполнения обязанностей налогового агента в крупном размере в соответствии со ст. 199 и 199.1 УК РФ могут быть установлены следующие наказания:

штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

либо арест на срок от 4 до 6 месяцев;

либо наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если есть отягчающие обстоятельства, то наказание, в соответствии с ч. 2 ст. 199 и ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, будет строже.

За уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в особо крупном размере или в результате предварительного сговора группы лиц предусмотрены следующие санкции:

штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

В случае неисполнения в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) в особо крупном размере, предусмотрены следующие наказания:

штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;

либо лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статья 199.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере.

В данном случае крупным размером признается сумма денежных средств или стоимость имущества, превышающие 250 тыс. руб. (абз. 2 ч. 2 ст. 169 УК РФ).

В соответствии со ст. ст. 46 - 48 НК РФ взыскание может быть обращено на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, а также последовательно в отношении:

наличных денежных средств;

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

Наказание за данное преступление устанавливается в виде:

штрафа в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;

либо лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Л.А.Васильева

Зам. начальника отдела

Департамента бюджетной политики

Министерства финансов РФ,

преподаватель кафедры

"Налогообложение организаций

и физических лиц"

Всероссийской государственной

налоговой академии (ВГНА) Минфина России