Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Безработица и занятость населения. Сочинения по русскому языку и литературе Эссе на тему скрытая занятость

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

Экономико-математический факультет

Кафедра экономической теории и анализа

Эссе

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Существует ли скрытая безработица в России?»

Выполнил:

студент 1 курса

экономико-математического

факультета

дневного отделения

группы Э-14

№ зачетной книжки

Кандеева С. М.

Проверил:

асс. Рафиков Р.И

Нефтекамск 2010

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени.

В Российской Федерации наблюдается высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие к тому, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. Стоит напомнить, что по трудовому кодексу, который действовал в 2009 году, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под вышеупомянутую статью трудового кодекса Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их в бессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить штат. По данным на июнь 2009 года количество сотрудников, работающих неполное рабочее время, по официальным данным находилось в районе 9%. Но эта цифра на самом деле намного больше. Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицей.

Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.

Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложность привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.

Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия более низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых, здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.

На Европейской части страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы - степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный экономический район, включая Калининградскую область.

О масштабах реальной "скрытой безработицы" можно судить хотя бы по тому, что объем промышленного производства в России, а пропорциональное количество рабочих и инженерно-технических работников не оказываются выброшенными за ворота - их искусственно удерживают, выплачивая мизерные суммы, а люди боятся увольняться, поскольку понимают, что новую работу могут и не найти вовсе.

Маскирует ситуацию и большой объем рабского труда на российском рынке - в первую очередь на улицу были выброшены гастарбайтеры, которых как бы вообще "не существует" в нашей статистике трудовых ресурсов. Не имеют они и права пополнить ряды российских безработных.

Социальный прессинг будет усилен тем, что девальвация вскоре съест все возможные прибавки к пособиям, а вот рост цен, причем даже на повседневные товары, будет значительным - в российских городах потребляется до 80% импортных продуктов питания, а уже сегодня поставки по импорту на весну планируются в крайне урезанном виде, особенно в регионы, где планируется резкий рост безработицы.

При этом премьер Путин резко увеличил пошлины на импорт мяса - в отсутствие собственных достаточных источников поступления мяса и мясопродуктов, видимо, существенный процент населения (процентов 30-40, а то и больше) запросто может выпасть из "пищевой цепочки". Навряд ли это будет прямой голод, но систематическое недоедание, не говоря о недостатке животного белка и витаминов, доброй половине "дорогих россиян" обеспечены. Во всяком случае весенний авитаминоз снова станет массовым явлением. По аналогии со "скрытой безработицей" это можно назвать "скрытым голодом".

К лету 2010 года скрытая безработица в РФ может вырасти до 14 млн. человек.

Скрытая безработица в России приобрела массовый характер, достигнув отметки в 7 млн. человек, а к середине 2010 года и вовсе может вырасти вдвое.

Такое мнение высказал заведующий кафедрой труда и социальной политики Российской академии государственной службы Николай Волгин.

При этом он отметил, что к категории скрытых безработных он относит не только находящихся в частично оплачиваемых отпусках, но и специалистов высокой квалификации, вынужденных заниматься неквалифицированным трудом.

"Скрытая безработица очень привлекательна для работодателей, многие из которых убеждены, что будут чувствовать себя абсолютно спокойно, если не уволят одного работника, а отправят двух в отпуск с частичным содержанием. Экономический эффект тот же, а претензий со стороны региональных властей - никаких", - обозначил проблему Волгин.

Контрольная работа по курсу "Экономическая теория"

Белорусский коммерческий университет управления

Гродненский филиал

"Безработица - это не просто отсутствие денег у человека, а одна из форм духовной смерти"

Папа Римский Иоанн-Павел II

1. Введение

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось.

В 1980 году в СССР бурно праздновалось пятидесятилетие "крупнейшего социального завоевания трудящихся - ликвидации безработицы". А спустя десять с небольшим лет, 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов.

Численность безработных (тыс. человек)

Беларусь

* - 1-ое полугодие 1997 года

2. Причины безработицы и её формы

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:

1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.

Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".

Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

3. Определение "полной занятости"

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100 % рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естестве уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно «напряжённая» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.

4. Безработица, как социально-экономическое явление

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:

Не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

1. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.

2. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

3. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

4. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, "чернобыльцы", "афганцы").

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно "амортизировать" её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2: 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

5. Правовое регулирование занятости населения в РБ

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 24 ноября 1992 года (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 32, ст. 516).

Согласно ст. 1 Закона под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест.

В соответствии со ст. 2 Закона о занятости безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

В соответствии со ст. 9 Закона о занятости для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. В состав её входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Программой и бюджетом фонда предусматривалось для создания новых рабочих мест использовать 348825,0 млн. рублей.

Для приглашения на работу иностранных граждан наниматели, независимо от форм собственности, обязаны получить лицензию Государственного Комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

Принято постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30апреля 1997 года № 41 "О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости".

Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения в структуре органов службы занятости созданы инспекции Республиканского, областных, городских и районных центров занятости населения.

Основными задачами инспекторской службы являются:

Осуществление контроля за правильностью применения законодательства о занятости государственными органами и нанимателями;

Проверка деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам платные услуги, связанные с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой к новой работе, трудоустройством;

Обеспечение совместно с финансовыми органами контроля за своевременным перечислением средств в фонд занятости по нормативам, установленным законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Студенты и учащиеся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, которые поступили на общих основаниях, получают направление на работу согласно заявкам предприятий, учреждений, организаций, соответствующих министерств и ведомств с учётом результатов успеваемости.

6. Анализ состояния безработицы на современном этапе

Рынок труда в республике начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни людей. Всё это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой и открытой безработицы.

Если на начало 1995 года по республике было официально зарегистрировано 131 тыс. безработных, из которых 46,7 тыс. мужчин и 84,3 тыс. женщин, то к началу нынешнего года число не имеющих работы возросло почти до 182,5 тыс. человек, из которых 116,4 тыс. приходится на женщин. Безработица росла по всем областям. Особенно интенсивно увеличивалась армия безработных с высшим и средним специальным образованием, на получение которого государством затрачены значительные средства.

Перед Министерствами, ведомствами и облисполкомами поставлена задача - в текущем году создать 46"815 новых рабочих мест. Итоги прошедших месяцев свидетельствуют, что задание уже фактически выполнено.

Несмотря на то что этот процесс удалось остановить, серьёзную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодёжи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50 % приходится на молодёжную группу (в возрасте до 29 лет), а ещё около 25 % - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30-39 лет). В Швеции, где уровень безработицы составляет 1 %, введены дополнительные гарантии работы для лиц до 30 лет. Если молодые люди не нашли подходящую работу, они распределяются биржами труда в "Молодёжные команды". Закон гарантирует им право на 4-х часовой рабочий день 5 раз в неделю.

7. Пути преодоления кризиса на рынке труда

Учитывая сложность ситуации на рынке труда в республике, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочерёдных задач: разработать чёткую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления её развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы чётче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нём в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочерёдном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжёлым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нём, размере заработной платы.

Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо чётко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и её работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряжённость на рынке труда.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодёжи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодёжь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодёжь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Необходим поиск решений процесса "выхода" молодёжи на рынок труда, развитие у неё "предпринимательского чувства". Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодёжи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придётся менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная перестройка в республике практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьёзных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчёты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счёт средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учётом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени её изученности и управляющих воздействий на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

Список литературы

1. Современная экономика. Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том 1. Под ред. Пороховского А.А. Москва, 1996.

3. Юридический справочник работника по кадрам. Под ред. ШишкоГ.Б. 2-е издание. Минск, 1996.

4. Н. Казакевич Необходима концепция. // Нацыянальная эканамiчная газета №41 октябрь 1997 г., стр. 29.

5. И. Лях "Реализация государственной программы занятости позволила снизить уровень безработицы". //Рэспублiка от 21 октября 1997 года.

ГОУ ВПО
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Кафедра экономической теории

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЭССЕ)
По дисциплине «Макроэкономика» на тему:

«Проблемы макроэкономики: безработица»

Выполнила
СтуденткаГруппы № 32-04
Федорова Т.В.
Научный руководитель:
Лонская Г.М.

Москва 2008
СодержаниеВведение……………………………………………………………………….…..3

Безработица………………...……………………………………………………...4

Заключение ………………………………………………………………………11

Список используемой литературы …………………………………………..12

Введение

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия еенайма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Осуществляемый в России в настоящее времяпереход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означаетснижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

БЕЗРАБОТИЦА

Экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать втом смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
Уровень безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.
Общий уровень безработицы – процентное отношениебезработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе.

A). Типы безработицы
Фрикционная безработица
Если человеку предоставляется свободы выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения.Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют другдруга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.
Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда...

Тема: Виды занятости

  • Введение 3
    • 1. Определение занятости 4
    • 2. Виды занятости 4
  • Заключение 9
  • Список литературы 10

Введение

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Данная работа как раз и раскрывает понятие занятости и рассматривает различные классификации занятости. Некоторые виды занятости, выделенные в законодательстве, до сих пор являются темой для споров в России.

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

1. Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально - квалификационный признак:

Стаж работы;

Уровень образования;

Степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

Личное подсобное хозяйство;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

Служба в армии;

Работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

Предприниматели;

Рабочие;

Управленческий персонал;

Инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости. О.В. Ромашов "Социология труда" с. 48.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении: Общероссийский классификатор информации о населении.

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость К.Г. Кязимов "Рынок труда и занятость населения" с.56. .

Полная занятость - это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким В.А. Павленков "Рынок труда. Занятость. Безработица" с.124. .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения с.61. .

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" .

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Заключение

Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:

* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;

* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;

* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.

3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

Закон о занятости населения Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)

Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы"

Основная литература:

Рынок труда. Занятость. Безработица.В.А. Павленков - М.: Изд-во МГУ, 2004

Рынок труда и занятость населения.К.Г. Кязимов. - М.: Перспектива, 2005

Социология труда. О.В. Ромашов. - М.: Гардерики, 2003

Периодические издания:

Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61

Интернет-ресурсы:

http: // www. aup. ru/docs/klasif/pop11. htm - Общероссийский классификатор информации о населении (в редакции на 1 сентября 1999 года). Дата введения 1996-07-01

Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. Текст Рекомендации размещен на официальном сервере Международной Организации Труда www. ilo. ru

Сочинение на тему «Безработица» 4.25 /5 (85.00%) 4 votes

Каждому человеку для существования необходима пища, дом и многое другое. Просто так это получить невозможно — современный мир устроен таким образом, что, чтобы что-то получить, необходимо что-то отдать. То есть, говоря языком современности, чтобы выживать в современном мире, человек должен работать и получать за свой труд вознаграждение. Обычно человек трудится большую часть своей жизни и лишь в ранней юности и в поздней старости удерживается родителями и государством соответственно. Впрочем, работа приносит не только деньги, но и ощущение собственной востребованности, спроса на свой разум и на свои умения в обществе. С психологической точки зрения работа для человека не менее важна, чем с точки зрения материальной.

Но сегодня далеко не у каждого человека есть работа и возможность себя реализовать. Современный мир стал слишком развит, чтобы дать работу абсолютно всем людям, поэтому возникло явление безработицы. Безработица — это отсутствие спроса на работу человека в условиях рынка труда. Она имеет весьма негативные последствия для общества и для отдельно взятого человека. Во-первых, не имея работы, человек не имеет денег, не может удовлетворить свои потребности и потому вынуждена их максимально сократить. Это делает жизнь человека гораздо хуже. Одновременно с этим человек чувствует свою ненужность обществу, она понимает, что нет ничего такого, за что ее готовы были бы вознаградить деньгами. К сожалению, все вышесказанное касается не только тех людей, которые не получили высшего образования или плохо учились в школе. Безработица становится массовым явлением и может коснуться каждого.

Кто же виноват в безработице? И что с ней делать? Обычно массовая безработица появляется в тех государствах, где присутствует неграмотная социальная политика со стороны государства. Именно на нее возложена основная обязанность обеспечение такой ситуации, когда людям хорошо — они трудятся, получают вознаграждение и счастливы благодаря этому. Руководители страны должны менять свои подходы и устранять безработицы. Каждая страна имеет своих богачей. Конечно, государству гораздо проще договориться с ними полюбовно, но иногда это неэффективно. В таких случаях государство должно оказывать давление на богачей, заставлять их инвестировать средства в отечественную экономику и создавать рабочие места. Одновременно с этим граждане должны вести себя ответственно на работе, работать качественно, чтобы создавать качественные продукты и услуги.

Безработица — явление крайне негативное, но в целом решить его вполне возможно. Человечество справлялось и не с такими проблемами. Думается, что, даже если страна не может быть эффективной и давать каждому работу, она должна выплачивать высокую социальную помощь, чтобы компенсировать нехватку средств у своих граждан.