Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ндс в контракте. Как правильно учитывать ндс в закупках С ндс или без 223 фз

С 1 января 2014 года действует Федеральный закон от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44‑ФЗ). И снова для «упрощенцев» проблемой является цена контракта. Можно ли уменьшить цену контракта на сумму НДС? Вправе ли заказчик заплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) меньше, чем указано в контракте, на сумму НДС, если последний является «упрощенцем»? О том, какого мнения по данному вопросу придерживаются контролирующие органы, а также суды, читайте в предложенном материале.

Может ли «упрощенец» участвовать в контрактной системе закупок?

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 44‑ФЗ ).

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно нормам, установленным ст. 8 Федерального закона № 44‑ФЗ , контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона № 44‑ФЗ , в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из приведенных норм следует, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, вправе участвовать в контрактной системе закупок в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) наравне с другими участниками, применяющими различные системы налогообложения. Законодатель не установил никаких ограничений для участников в зависимости от применяемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налогового режима.

Цена вопроса

Напомним, что согласно ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого на основании ст. 174.1 НК РФ . Кроме того, «упрощенцы» уплачивают НДС в случае, если они являются налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ ).

Таким образом, «упрощенцы» не являются плательщиками НДС. Соответственно, они не выделяют НДС в цене товаров (работ, услуг), не выставляют счетов-фактур и не уплачивают НДС в бюджет.

На практике при проведении закупок цена устанавливается с учетом НДС. И если победителем становится «упрощенец», то возникает вопрос: можно ли уменьшить цену контракта на сумму НДС, если поставщик (подрядчик, исполнитель) применяет УСНО? Соблазн велик, ведь поставщик не уплатит сумму НДС в бюджет.

Что сказано об этом в действующем законодательстве?

Общие положения о заключении, изменении и расторжении договоров устанавливаются Гражданским кодексом и в случаях, им предусмотренных, могут определяться иными федеральными законами (ст. 1 - 3 , гл. 27 - 19 ГК РФ ).

В соответствии с п. 1 , 2 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

В силу норм ст. 1 , 34 Федерального закона № 44‑ФЗ заключаемый по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд контракт является формой гражданско-правового договора, в отношении заключения, изменения и исполнения которого Федеральным законом № 44‑ФЗ устанавливаются дополнительные требования.

К таким дополнительным требованиям относятся в том числе нормы:

  • ст. 54 , 70 , 78 , 83 Федерального закона № 44‑ФЗ о том, что контракт по итогам конкурентных процедур заключается по цене, предложенной лицом, с которым он заключается (при этом по контракту, заключенному с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, выплаты будут уменьшены на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта);
  • п. 2 , 3 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ , согласно которым цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения;
  • п. 1 - 7 ст. 95 Федерального закона № 44‑ФЗ , предусматривающих основания для изменения контрактных обязательств, в том числе возможность изменения цены контракта.
Отметим, что норма п. 13 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ направлена на устранение неоднозначности в применении норм Федерального закона № 44‑ФЗ и положений гл. 24 НК РФ , регламентирующих уплату НДФЛ. Пункт 13 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.

Таким образом, Федеральным законом № 44‑ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений п. 1 - 4 ст. 95 данного закона. В указанных случаях при наличии предусмотренных Федеральным законом № 44‑ФЗ оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.

Возможность одностороннего изменения условий контракта, в том числе его цены, Федеральным законом № 44‑ФЗ не преду-смотрена.

Статьей 22 Федерального закона № 44‑ФЗ устанавливаются правила определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые указываются в конкурсной документации, документации об аукционе (ст. 24 , 50 , 64 , 73 , 83 , 87 , 93 Федерального закона № 44‑ФЗ ).

При этом, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 29.08.2014 № 02‑02‑09/43300 ,заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Напомним, что при реализации отношений в области налогов и сборов указанные правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах и в случае возникновения противоречий в регулировании данных правоотношений применяются нормы законодательства о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ ).

Федеральный закон № 44‑ФЗ пришел на смену Федеральному закону от 21.07.2005 № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94‑ФЗ ).

Федеральный закон № 44‑ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2014 года. К отношениям, возникшим до этой даты, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 Федерального закона № 44‑ФЗ .

В данном случае важно, что нормы, аналогичные вышеуказанным нормам Федерального закона № 44‑ФЗ о неизменности цены контракта и особенностях оплаты контрактов, заключаемых с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и другими лицами, занимающимися частной практикой, содержались в ст. 9 , п. 3 ст. 29 , п. 3 ст. 38 , п. 18 ст. 41.12 Федерального закона № 94‑ФЗ . Таким образом, подход к решению вопроса об изменении цены остался прежним.

Напомним, вопрос, связанный с НДС при заключении контракта с «упрощенцем», поднимался и при работе по Федеральному закону № 94‑ФЗ : должна ли цена, предложенная участником, корректироваться на сумму НДС путем заключения дополнительного соглашения о расторжении контракта на сумму НДС или контракт с таким участником должен заключаться и исполняться по цене, указанной им в заявке?

Финансисты отвечали на него следующим образом.

Пунктом 10 ст. 41.12 Федерального закона № 94‑ФЗ было установлено, что государственный (муниципальный) контракт заключается по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

В соответствии с пп. 7 и 8 п. 3 ст. 41.6 Федерального закона № 94‑ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме в документации об открытом аукционе устанавливается начальная (максимальная) цена. При этом заказчик устанавливает требование к порядку формирования цены государственного (муниципального) контракта (цены лота): с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

При оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках муниципального контракта, заключенного с победителем открытого аукциона в электронной форме, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим УСНО, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Приведенная позиция была неоднократно отражена и в письмах Минэкономразвития РФ от 10.11.2009 № Д22-1255 , от 06.04.2010 № Д22-353 , от 27.09.2010 № Д22-1740 , Д22-1741 .

Так, в Письме Минэкономразвития РФ от 06.04.2010 № Д22-353 разъяснено, что корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСНО, при проведении аукциона, а также при заключении государственного (муниципального) контракта с таким участником размещения заказа не допускается (письма Минфина РФ от 28.12.2011 № 02‑11‑00/6027 ,от 26.01.2012 № 03‑07‑11/21 ).

Принципиальный подход к рассматриваемой проблеме представлен в письмах Минэкономразвития РФ от 14.11.2011 № Д28-565 , от 25.11.2011 № Д28-618 :

  • любой участник размещения заказа, в том числе тот, который применяет УСНО, вправе участвовать в торгах;
  • сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю торгов в установленном контрактом размере. Применение победителем аукциона УСНО не влечет изменения условий контракта;
Аналогичного мнения по данной проблеме придерживается ФАС.

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения. Таким образом, сумма НДС - это прибыль победителя торгов, не являющегося плательщиком данного налога (Письмо ФАС РФ от 06.10.2011 № АЦ/39173 ).

Мнение судей по вопросу НДС

А вот мнение судей по рассматриваемому вопросу не совпадает с приведенным выше. Рассмотрим конкретные дела 2013 - 2014 годов.

Начнем с дела, рассмотренного в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 № А82-3316/2013 . Ситуация достаточно распространенная: общество заключило контракт на выполнение ремонтных работ, которые были проведены в срок. Общество применяет УСНО. В контракте была указана стоимость работ с учетом НДС (ставка 18%). Заказчик оплатил работы в размере стоимости контракта за вычетом НДС. Общество обратилось в суд с требованием о взыскании задолженности, которая равна сумме НДС.

Отметим, что суд первой инстанции удовлетворил требование общества, а суд апелляционной инстанции отменил данное решение и принял новое решение в пользу заказчика. АС ВВО согласился со своими коллегами из апелляционной инстанции.

В данном деле в контракте, актах выполненных работ, справке о стоимости выполненных работ и затрат была указана стоимость с выделенной суммой НДС.

Суд апелляционной инстанции установил, что на момент окончательного выполнения работ общество не являлось плательщиком НДС, то есть не должно компенсировать свои расходы на уплату НДС в бюджет за счет ответчика (заказчика работ), в связи с чем, претендуя на возмещение стоимости работ с учетом НДС, получает неосновательное обогащение при отсутствии для этого законных оснований.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному, по мнению АС ВВО, выводу об отсутствии у ООО права требовать уплаты ответчиком спорной суммы, так как доказательства, подтверждающие факт выполнения работ на данную сумму, в материалы дела не представлены, а включение в расходы подрядчика суммы НДС противоречит установленным обстоятельствам дела.

Аналогичное по сути дело было предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 по делу № А29-6032/2012 . В этом деле, как и в предыдущем, контракт и сводный сметный расчет были подписаны обществом с указанием цены с выделенной суммой НДС. Только в данном деле суды всех инстанций вынесли решения в пользу заказчика.

Суды установили, что заказчик оплатил выполненные подрядчиком работы в полном объеме (за вычетом НДС). Каких‑либо доказательств выполнения работ на спорную сумму либо внесения обязательных платежей и затрат на добровольное страхование обществом в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что заказчик вправе оплатить обществу лишь стоимость выполненных работ.

Рассмотрим решения, принятые судами других округов по аналогичным делам.

Похожее дело было рассмотрено в Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 по делу № А21-9158/2013 . Общество заключило муниципальный контракт, в соответствии с условиями которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту дорожного покрытия, а муниципальный заказчик - принять результат работ и оплатить его.

Цена контракта определена сторонами. В соответствии с контрактом указанная цена включает стоимость всех работ, затраты, необходимые для выполнения работ, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, все налоги и сборы. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного объема работ в случае, если подрядчик применяет УСНО.

По мнению общества, к отношениям сторон подлежат применению положения ст. 9 Федерального закона № 94‑ФЗ , согласно которой цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. При этом заказчик оплатил работы в сумме, уменьшенной на сумму НДС.

Все судебные инстанции вынесли решение в пользу заказчика. Судьи отказали в удовлетворении иска. Они пришли к выводу, что оплате подлежит стоимость фактически выполненных работ.

Суд отметил, что, как следует из содержания контракта, его цена определена сторонами и может быть снижена в случае, если подрядчик применяет УСНО.

Таким образом, само по себе установление в контракте общей стоимости предстоящих работ не означает, что подрядчик имеет право требовать ее оплаты в случае, если разница образовалась в результате применения последним УСНО.

Как следует из содержания акта, разница между ценой контракта и стоимостью фактически выполненных работ связана с тем, что подрядчик находится на УСНО. Указанный акт подписан директором общества без возражений и замечаний.

Таким образом, заказчик правомерно на основании актов при-ема-передачи работ и положений контракта оплатил стоимость фактически выполненных работ.

Не далось убедить судей в своей правоте и обществу, которое заключило договор на капитальный ремонт отделения реабилитации (Постановление ФАС СЗО от 20.02.2014 по делу № А21-2287/2013 ). Все три судебные инстанции встали на сторону заказчика, который оплатил работы в сумме, уменьшенной на сумму НДС, поскольку общество применяет УСНО. «Упрощенец» пытался доказать судьям, что в Федеральном законе № 94‑ФЗ отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения, товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, установленной в контракте, уменьшение которой на сумму НДС при применении подрядчиком УСНО не производится.

В договоре было указано, что твердой ценой договора является стоимость фактически выполненных работ, подтвержденная актами о приеме выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

При этом замечаний по объемам и качеству работ не было.

Суд первой инстанции установил, что подрядчик документально подтвердил выполнение работ лишь на сумму, которая была фактически уплачена, в связи с чем указал, что основания для удовлетворения заявленного требования о взыскании стоимости работ на сумму, равную сумме НДС, фактически им не выполненных, отсутствуют.

С этим выводом согласились судьи апелляционной и кассационной инстанций.

Заявитель в следующем деле тоже старался донести до судей, что государственный контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения и снижение стоимости работ по контракту на сумму НДС противоречит положениям ст. 309 , 310 ГК РФ , нормам Федерального закона № 94‑ФЗ и основано на неправильном толковании норм действующего законодательства и условий договора (Постановление ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу № А67-294/2013 ). Но все три судебные инстанции не услышали этих доводов. Они отказали обществу в получении всей суммы, указанной в контракте, за монтаж охранной и пожарной сигнализации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в данном случае стоимость работ должна определяться сметой, однако получение истцом суммы НДС, начисленной на стоимость выполненных им работ, при условии что он не является плательщиком НДС, приведет к неосновательному обогащению общества за счет учреждения. Выводы судов соответствуют материалам дела и закону.

По мнению судей, заказчик подрядных работ по государственному контракту обязан и вправе оплатить подрядчику лишь стоимость выполненных работ без учета суммы НДС. Данный налог предъявляется к уплате дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) и в стоимость товара не входит.

Доводы кассационной жалобы о том, что сторонами в договоре согласована твердая цена, которая может изменяться только по соглашению сторон, и истец имеет право на всю сумму договора, в том числе с учетом НДС, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.

Справедливости ради отметим, что есть судебные решения по аналогичным делам, вынесенные в пользу «упрощенцев». Например, это Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 № Ф03-3381/2013 . В нем рассматривался такой же спор. Но довод заказчика об уменьшении цены контракта на сумму НДС (ставка 18%), поскольку исполнитель применяет УСНО, судьи отклонили по следующим причинам.

В соответствии с положениями Федерального закона № 94‑ФЗ муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и конкурсной документации, по цене, предложенной победителем торгов. Порядок расчетов за выполненные работы по спорному контракту, предусматривающий расчеты исходя из твердой цены, не содержит исключений для победителя, применяющего УСНО. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСНО, при проведении аукциона, а также при заключении государственного (муниципального) контракта с таким участником размещения заказа не допускается.

В этой связи суд, принимая во внимание то, что цена работ по спорному муниципальному контракту определена в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме, пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения цены работ в одностороннем порядке.

Таким образом, мнения судей по данному вопросу расходятся. При этом есть значительная часть судебных решений, вынесенных в пользу заказчиков, дающая им возможность уменьшать стоимость контрактов только потому, что исполнитель применяет УСНО.

Подведем итог.

Пришедший на смену Федеральному закону № 94‑ФЗ новый Федеральный закон № 44‑ФЗ не изменил положений об установлении цены контракта. При этом у «упрощенцев» остались и старые проблемы, связанные с тем, что заказчики по факту оплачивают выполненные работы (оказанные услуги, поставленные товары) в сумме, уменьшенной на сумму НДС.

Из норм действующего законодательства следует:

  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, вправе участвовать в контрактной системе закупок в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) наравне с другими участниками, применяющими различные системы налогообложения. Законодатель не установил никаких ограничений для участников в зависимости от применяемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налогового режима;
  • контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере. Применение победителем аукциона УСНО не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСНО, при проведении торгов, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
При этом, по мнению Минфина,заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Данного мнения придерживаются представители как Минфина, так и Минэкономразвития и ФАС.

NEW: Для трудоустройства

Финансовый директор, Главный бухгалтер, Методолог по МСФО и управленческому учету, Аналитик. Подготовка к тестированию. До 30 апреля скидка!

Запись на практику для трудоустройства в международную компанию: МСФО(Ф1); Управленческий учет; Налоги; Право; ICFE; SAP. Cертификат. АКЦИЯ до 30

В законе и рекомендациях из приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013г. № 567 нет прямого указания на то, должен ли заказчик включать НДС в цену контракта. Заказчики руководствуются общими принципами 44-ФЗ и Налоговым Кодексом (НК), из которых можно сделать следующие три вывода.

НДС нужно включать всегда

Если объект закупки — объект налогообложения по НДС, заказчик всегда НМЦ с учетом налога на добавленную стоимость. Из правила есть исключение — товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС. Перечень объектов указан в ч. 2 ст. 146 и ст. 149 НК. Среди них есть:

  • Земельные участки.
  • Работы и услуги для улучшения ситуации на рынке труда.
  • Выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями, а также учреждениями за счет субсидий и др.

Если вы победили в электронном аукционе, а заказчик выложил на площадке контракт, в котором не сказано, цена с НДС или без, пишите в ответ протокол разногласий и укажите, что необходимо дополнить или исправить.

Не включая НДС в НМЦ, заказчик ограничивает конкуренцию

Не включая НДС в стоимость товара, заказчик ставит в невыгодное положение поставщиков-плательщиков НДС. Например, если заказчик не укажет НДС в НМЦ закупки, а победит плательщик НДС, то заключить контракт можно только вычтя 18% из цены победителя:

  • Если увеличить итоговую цену на сумму НДС, это будет противоречить п. 2 ст. 34 44-ФЗ .
  • А если оплачивать товар без НДС — Налоговому кодексу.

Эту позицию выражает Минэкономразвития в письме от 11.04.2016 № Д28и-900. Удерживать НДС при оплате контракта неправомерно независимо от того, платит победитель закупки НДС или нет.

Нельзя добавить налог к цене контракта после подведения итогов

Цена контракта не может быть выше предложенной победителем закупки (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). 44-ФЗ разрешает по согласованию сторон увеличить или уменьшить количество товара, но не больше чем на 10%. При этом допускается пропорционально увеличить или уменьшить сумму контракта (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

НДС в коммерческих торгах и в закупках по 223-ФЗ

Заказчики не ограничены законом:

  • Могут устанавливать цены с учетом НДС или без.
  • Сами устанавливают правила, по которым оценивают заявки. Например, если заявки подадут участники, которые платят НДС и которые не платят, то их цены могут сравнивать без учета НДС.

Правила для поставщиков

В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Менять цену контракта нельзя, поэтому все налоги, которые победитель должен оплачивать, должны быть включены в предлагаемую цену. Рассмотрим три ситуации.

Поставщик — плательщик НДС

В этом случае участник закупки делает ценовое предложение, которая включает НДС. Заказчик полностью выплачивает стоимость контракта победителю после выполнения работ. Победитель перечисляет НДС с этой суммы в бюджет, как с любой другой сделки, и затем учитывает в декларации по НДС.

Поставщик на упрощенной системе налогообложения

Поставщик, применяющий «упрощенку», не платит НДС и находится в более выгодном положении, чем участник на ОСН. Например, поданы две котировочные заявки. В одной участник предложил цену «350 000 руб. (НДС не облагается на основании применения «упрощенки»)», а в другой — «389 400 руб., включая НДС».

Побеждает участник, предложивший более низкую цену контракта, то есть участник на спецрежиме. Вместе с тем цена товаров, которую предлагает второй участник, на самом деле ниже, чем цена первого участника (без учета НДС она составит 330 тыс. руб.)

Разберем три ситуации, когда в закупке с ценой с НДС побеждает «упрощенщик».

Ситуация 1. Заказчик заранее учитывает возможность, что в закупке победит «упрощенщик».

Например, : «Если подрядчик имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством, то слова «в том числе НДС» заменяются словами «НДС не облагается».

Если победит поставщик, который не обязан платить НДС, он указывает цену без налога и предоставляет документы на освобождение от уплаты. Заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет существенных условий контракта.

2. Заказчик указал в контракте цену с формулировкой «в том числе НДС» и просит победителя выделить НДС в составе цены. Можно ли это сделать?

Это можно сделать, но для поставщика будет невыгодно, так как выделенный НДС придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК). То есть стоимость товаров или услуг уменьшится на 20% (например, будет составлять 80 000 руб. вместо 100 000 руб.).

Как сказано выше, добавить НДС к цене тоже нельзя — сумма в контракте не может быть выше предложенной победителем. Советуем предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Заказчик не может в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС.

3. Заказчик установил цену закупки с НДС, выделил налог из предложенной цены и планирует перевести победителю сумму за вычетом НДС.

Исключить НДС и снизить цену нельзя, поскольку цена контракта является твердой, неизменной на все время исполнения контракта. Эта же позиция отражена и в определении Верховного суда РФ от 26.06.2015 №306-КГ15-7929.

Физические лица и НДС

Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не платят НДС (ст. 143 НК РФ). То есть участник-физическое лицо не должен включать НДС в свое ценовое предложение, а заказчик не может требовать включить НДС в контракт или счет-фактуру. С физического лица заказчик должен удержать только НДФЛ, который он переводит в бюджет. должны учесть это, предлагая свою цену в заявке.

В следующей статье цикла мы подробнее разберем случаи, когда можно менять цену контракта.

При формировании условий договора об оплате все зависит от системы налогообложения, применяемой сторонами договора (УСН, ОСН, иной специальный режим), правильности ведения бухгалтерской отчетности и осведомленности сторон о правилах и порядке оплате налога, а также от четкого указания в контракте обязанностей сторон в части оплаты НДС. Исходя из этого, встречаются следующие варианты договоров.

Вариант 1. НДС в договоре рассчитан отдельно и указан в тексте вместе со стоимостью товара, работы, услуги, имущественного права. НДС в договоре выделен. При этом обе стороны применяют общую систему налогообложения. Соответственно, покупатель и продавец заранее оговаривают все условия по оплате, исполнению соглашения и свои обязанности в части налогообложения. В такой ситуации покупатель знает размер НДС и на основании предъявленного ему счета-фактуры проведет оплату налога.

Вариант 2. Ситуация, когда одна из сторон договора применяет специальный режим налогообложения, например, УСН. Тогда в договоре делается ссылка на этот факт. В большинстве случаев в таких сделках не возникает конфликтных либо спорных моментов, поскольку изначально все очевидно: отсутствует обязанность по исчислению НДС, налоговым законодательством не предусмотрено требование по выделению НДС в составе цены договора (см., например, письмо Министерства финансов РФ от 1 июня 2016 г. № 03-11-11/38624).

Вариант 3. Наличие у одной из сторон договора права на получение налоговой льготы (ст. 145 НК РФ – освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика; ст. 149 НК РФ – осуществление операций, не подлежащих налогообложению) так же предполагает правовые последствия, изложенные в варианте 2. В договорах также делается ссылка на льготные обстоятельства, но указывается цена договора в целом. Дополнительно рекомендуется запросить у стороны, имеющей льготный порядок налогообложения, документальное подтверждение (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав с видами деятельности организации, иные документы в подтверждение права на получение налоговой льготы, освобождения от налогообложения). Однако не редки и случаи отсутствия в договорах отдельной строкой указания о начислении НДС и его размере.

Договор без НДС

Бывает так, что НДС в договоре не указан вовсе. В этом случае продавец все равно обязан предъявить НДС покупателю и уплатить его (п 1 ст. 168, п. 1 ст. 173 НК РФ). Однако здесь надо правильно рассчитать налог и выяснить, включена ли сумма НДС в договоре или нет. В зависимости от того, о чем договорятся стороны, формула расчета налога будет разной.

Если компании решают, что налог включен в стоимость контракта, то формула будет такая:
Сумма договора × 20/120 (или 10/110 – в зависимости от налоговой ставки – ст. 164 НК РФ) = НДС.

Если налог считается сверх стоимости соглашения, то для его расчета нужно использовать другую формулу:
Сумма договора × 20% (или 10% – в зависимости от налоговой ставки – ст. 164 НК РФ) = НДС.

Таким образом, при исчислении и предъявлении к оплате НДС необходимо проанализировать условия конкретного договора. Для того чтобы избежать двусмысленности толкования контракта, дополнительно рекомендуется четко формулировать условия о включении или невключении НДС в договоре на стадии подготовки его проекта. Изначально компании должны однозначно решить о включении НДС в цену договора или об оплате налога сверх цены, а также детально прописать эти условия в договоре. По оплате НДС продавец может выставить покупателю дополнительный счет на сумму НДС сверх цены договора. Иногда фирмы заключают дополнительное соглашение, с помощью которого возможно урегулировать спорные ситуации по включению НДС в договор и его оплаты покупателем.

Обратите внимание

Для того чтобы избежать двусмысленности толкования контракта, дополнительно рекомендуется четко формулировать условия о включении или невключении НДС в цену договора на стадии подготовки его проекта.

Рассказывает Елена Орлова, специалист правового департамента ООО «Сигма»: «До момента создания нашего департамента в компании оформлением контрактов занимались менеджеры по продажам. В связи с этим договоры с покупателями были все в разнобой. Если коммерческие условия вычитывались и правились, то на бухгалтерские нюансы внимания никто не обращал. В итоге, главбух спустя какое-то время получал подписанный оригинал контракта, в котором клиенты писали, кому что вздумается. Отсюда возникали проблемы в учете, уточненные декларации и споры с бухгалтериями контрагентов. Теперь до подписания контрактов мы обязательно передаем их на согласование в бухгалтерию, чтобы у учетчиков была возможность внести правки по налоговым условиям».

Обстоятельства цены

Особо отмечу, что письмом Минфина и ФНС от 5 октября 2016 года № СД-4-3/18862@ даны разъяснения по вопросу исчисления НДС, если цена договора сформирована без выделения налога. Согласно позиции чиновников, «обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае на основании доказательств в их совокупности и связи». Иными словами, госорганы в своей позиции подтверждают необходимость четкого регулирования порядка начисления и оплаты НДС при составлении соглашений. Как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 года № 33, при расчете суммы НДС, подлежащего уплате, следует учитывать, что по смыслу положений подпунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в контракте цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению соглашения, или прочих условий контракта, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом

(п. 4 ст. 164 НК РФ). Таким образом, согласно выводам суда, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса, необоснованно.

Правовые риски

Сложившаяся судебная практика представлена сложными и неоднозначными примерами. Это связано, в первую очередь, с тем, что стороны невнимательно и несерьезно подходят к вопросу оформления контрактов и правильности выделения и исчисления суммы НДС. Приведу в пример наиболее интересные и популярные выводы арбитров.

Покупатели не всегда перечисляют НДС продавцам, если по условиям договора цена не включает сумму налога. Однако это не влияет на обязанность продавца уплатить НДС в бюджет. В таких случаях продавцу придется перечислить налог из собственных средств с последующем взысканием оплаченной суммы с покупателя в судебном порядке (например, постановление ФАС Московского округа от 23 июля 2012 г. по делу № А40-68414/11-60-424, ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2012 г. по делу № А43-7468/2011, ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011).

Неверное указание сторонами налоговой ставки по НДС в договоре не может явиться основанием для освобождения от обязанности возместить продавцу налог, независимо от согласования данного условия сторонами договора.

Оплата дополнительно к стоимости контракта соответствующей суммы НДС предусмотрена Налоговым кодексом и обязательна для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса (в подтверждение этого смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2009 г. по делу № А33-10186/2009, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2011 г. по делу № А05-5565/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2010 г. по делу № А05-1517/2010).

Существует некий миф о том что компании, не зависимо от их организационно-правовой формой или ИП, применяющие УСН (Упрощенную Систему Налогообложения) не имеют возможности принимать участия в гос. торгах или подвергаются снижению выигранной ими в торгах суммы, в силу того, что все заказчики, являясь государственными учреждениями облагаются налогами по полной программе) и находятся на ОСНО (Основной Системе Налогообложения). На самом деле никаких ограничений ни 44 ФЗ , ни заказчик не имеют права накладывать на систему налогообложения того или иного участника. Проще говоря, какую бы систему вы не применяли, участвовать в конкурентных торгах вы имеете право на одинаковых условиях.

Что такое НДС?

Давайте подробнее разберем понятие НДС . НДС — это налог на добавленную стоимость, стандартный размер которого составляет 18%. Именно этим налогом облагаются предприятия находящиеся на ОСНО. Если более простым языком, то НДС — это плата государству за то, что оно позволяет компаниям реализовывать товары/работы/услуги, накручивая на них свою дополнительную цену.

Заказчик формирует НМЦК (начальную максимальную цену контракта), с учетом налога на добавленную стоимость, и любой поставщик имеет возможность или право принять участие в данных торгах, независимо от того, облагается он НДС или нет.

Поставщик, не являющийся плательщиком НДС, при заключении контракта с заказчиком, при указании цены контракта вместо суммы НДС ставит прочерк, либо указывает “НДС не облагается”.

В подобной ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учитывается Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом победителя закупки. Подтверждение этого есть в письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173, Минфина России от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02, Минэкономразвития России от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741. Поставщики, не облагающиеся НДС (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), имеют возможность участвовать в гос. торгах наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). 44-ФЗ не накладывает никаких ограничений на участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не имеет права и цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия поставщика-исполнителя. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.

Нужно ли включать НДС в цену контракта? Каковы правила закона о госзакупках, и что говорит об этом закон 223-ФЗ? Об этом, а также о том, что нужно знать об НДС поставщикам, читайте далее.

Цена госконтракта должна включать НДС

Хотя прямого указания на содержание НДС в цене контракта 44-ФЗ не содержит, однако это следует из его положений, а также из Налогового кодекса РФ. Речь идет о случаях, когда объектом закупки являются товары, работы и услуги, облагаемые НДС. С перечнем необлагаемых объектов можно познакомиться в части 2 статьи 146 и статье 149 НК РФ. Таких товары, работ и услуг довольно много, и вот лишь некоторые из них:

  • медицинское оборудование;
  • земельные участки;
  • работы, которые исполняются бюджетными и автономными учреждениями.

Если заказчик не включит в цену контракта НДС, то оплатить его все равно придется по цене победившего участника. В этом смысле размер оплаты не ставится в зависимость от того, какую систему налогообложения применяет поставщик. Об этом сказано в письме Минэкономразвития от 11.04.2016 № Д28и-900.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Этот вывод следует из пункта 2 статьи 34 закона 44-ФЗ. Норма гласит, что цена контракта не может превышать предложение победившего поставщика. Единственное исключение - изменение цены по соглашению сторон, но не более чем на 10% и лишь в том случае, если это вызвано пропорциональным уменьшением или увеличением количества/объема закупаемых товаров, работ или услуг.

НДС в цене контракта с точки зрения поставщика

Главное, что необходимо запомнить поставщику - если с него при оплате пытаются удержать НДС, то это противоречит по закону 44-ФЗ. Он должен получить за свои товары, работы или услуги полную стоимость, указанную в контракте.

Для плательщиков НДС

Если поставщик является плательщиком НДС, то после получения оплаты он действует так же, как и при любой другой операции. То есть исчисляет и уплачивает с этой суммы НДС. Так что, делая свои ценовые предложения, необходимо учитывать, что с полученной суммы придется уплатить налог.

Для тех, кто налог не платит

Субъекты на спецрежимах находятся в более выгодном положении, поскольку НДС не платят. Например, подано две заявки:

  • цена контракта 500 тыс. рублей - ее подала компания на УСН;
  • цена контракта 531 тыс. рублей, в том числе НДС 81 тыс. рублей - ее подал плательщик НДС.

При прочих равных условиях заказчик выберет первую заявку. Казалось бы, подавший вторую заявку участник пожадничал, предложив цену выше на 31 тыс. рублей. На самом же деле без учета налога он получит доход в размере 450 тыс. рублей, ведь НДС он уплатит в бюджет.

Когда в закупке побеждает неплательщик НДС, ему может быть предложено несколько сценариев.

  1. В проектной документации заказчик разрешает заменить фразу «в том числе НДС» на «НДС не облагается». В этом случае компания на спецрежиме указывает цену без налога, что не влечет никаких последствий ни по закону 44-ФЗ, ни в соответствии с Налоговым кодексом.
  2. Заказчик указывает в контракте «в том числе НДС» и просит исполнителя выделить сумму налога. Спецрежимник, который согласится это сделать, должен будет уплатить выделенную сумму НДС в бюджет из собственного кармана. Понятно, что это невыгодно, но выхода не будет. Ведь поднять стоимость госконтракта на те же 18% нельзя - существенные условия изменению не подлежат.
  3. Цена контракта указана с НДС, но при оплате заказчик удерживает сумму налога. Это является нарушением закона 44-ФЗ, поскольку цена контракта должна быть неизменной. Позиция подтверждена Верховным Судом в определении от 26.06.2015 №306-КГ15-7929.

Если победитель физическое лицо

Как известно, физические лица, которые не являются предпринимателями, НДС не платят. Поэтому ценовые предложения физлица делаются без учета налога. Однако нужно помнить, что граждане платят НДФЛ. Налоговым агентом в указанном случае должен выступить заказчик, поэтому он удержит сумму налога из стоимости контракта. Таким образом, предлагая цену, физические лица должны учитывать, что получат сумму за вычетом НДФЛ.

Закупки по 223-ФЗ и коммерческие тендеры

Корпоративные и коммерческие заказы не имеют законодательных ограничений в этом плане. Заказчики могут выбирать самостоятельно, включать ли НДС в цену закупки или нет. Кроме того, они вправе установить правила оценки заявок исходя из того, является ли подавшие их поставщики плательщиками НДС или нет. Например, заявки участников на УСН и ОСНО могут сравниваться без учета НДС.