Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Монетарная политика. Денежно-кредитная политика Границы денежно кредитной политики

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой -- обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики -- поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

  • а)политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
  • б)политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.

Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 70-х годов XX в. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 80-х годов в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.

Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

  • а)Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
  • б)Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
  • в)Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;
  • г)до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ. основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к выпуску наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс концентрировался в Госбанке СССР, поскольку

Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в положение главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал децентрализованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ РФ привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.

До начала 90-х годов денежная масса не рассматривалась как целостный объект регулирования. Главный объект регулирования -- наличные деньги в обращении. Другим объектом служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане.

С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты -- общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было наличие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ресурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объекта управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.

Создание системы самостоятельных коммерческих банков привело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиально изменились и методы денежно-кредитного регулирования. В основе направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономические показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфляции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.

Операции на открытом рынке ценных бумаг заключаются в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг. Метод используется для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 3).

Рис. 3.

В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ РФ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель -- привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ РФ. Он покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  • - низкий кредитный риск;
  • - высокая ликвидность;
  • - обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО -- ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В их составе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP -- repurchase agreement) -- соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ РФ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

  • - цена покупки;
  • - цена обратной продажи;
  • - временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков ЦБ РФ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование коммерческих банков - это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты.

Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Несмотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, около 400%, в Германии -- 317%.

Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.

Денежно-кредитная политика - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия . Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты , влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты , предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков .

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг .

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.


Понижая учётную ставку . Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых ” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

Снижения нормы обязательных резервов;

Уменьшения учетной ставки;

Скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.

Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

Увеличения нормы обязательных резервов;

Повышения учетной ставки;

Продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно -кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно -кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы .

1. Денежная система - это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М 1 , М 2 , М 3 , L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система - двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов , укрепления денежной единицы.

Монетарная политика являтеся важнейшим элементом .

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и .

Основные цели кредитно-денежной политики государства:
  • Сдерживание
  • Обеспечение
  • Регулирование темпов
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • политику денежно-кредитных рестрикций , которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников в ; повышения уровня ; ограничения темпов роста в обращении по сравнению с товарной массой;
  • политику денежно-кредитной экспансии , которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Инструменты монетарной политики

Разработка и реализация кредитно денежной политики — важнейшая функция . Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, что в свою очередь позволяет регулировать уровень производства и занятости.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:
  • Регулирование официальных резервных требований
    Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
  • Операции на открытых рынках
    Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
  • Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
    Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики». К ним относятся:

Процентная политика Банка России

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования — это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой осуществляет переучет у них векселей.

Банк России может устанавливать одну или несколько по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений , являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие , ее стабильность. обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.

Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найдены до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на .

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков , инструментами косвенного — установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках .

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. — 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.

Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем , дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе , поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.

Нормативы обязательных резервов

По существующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в .

С января 2004 г. Центральным банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан — 3,5%.

Максимальная величина отчислений, т. е. нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно не может изменяться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора .

Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег — с другой.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной .

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России , корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать , имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей . Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней .

Валютное регулирование

Следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой — за изменением национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс — проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики.

Валютная интервенция — это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России — это укрепление доверия к национальной валюте и пополнение золотовалютных резервов . В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России принимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций . Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

Ориентиры роста показателей денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП .

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

  • ситуацию в реальном секторе экономики;
  • доходность от вложения средств в производство;
  • ситуацию в других секторах финансового рынка;
  • экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
  • потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня . Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:
  • Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Реализация принципов монетарной политики позволяет сохранять финансовый баланс, выстраивать эффективные торговые отношения.

Основные цели монетарной политики

Цели финансовых регуляторов в рамках монетарной политики можно условно разделить на три основные категории: промежуточные, стратегические и тактические. К промежуточным относится метод корректировки процентной ставки и фактического объема денежной массы в обращении. Подобные приемы позволяют выполнять искусственную балансировку действующего спроса на товары первой необходимости, регулировать предложение денег. Конечным итогом является обеспечение влияния на увеличение занятости населения и объемы производства, привлечение сторонних инвестиций в экономику, сохранение динамики ценовой политики.

Стратегические цели монетарной политики направлены на выполнение следующих ключевых задач:

  • стабилизация цен при сдерживании возможных экономических дисбалансов и инфляционных процессов;
  • рост занятости населения в экономике;
  • формирование платежного баланса государства;
  • наращивание текущих объемов производства, освоение новых рынков сбыта.
В основе тактических целей представлены краткосрочные меры по увеличению темпа достижения заданных стратегических и промежуточных целей. К таким механизмам относятся контроль текущего предложения денег, обменного курса национальной валюты и регулирование процентной ставки за счет ставки рефинансирования.

Монетарная политика: виды и особенности

Для каждого государства характерен собственный вид реализованной монетарной политики. Соответствующие изменения могут вноситься под воздействием текущего состояния экономики и выполнения базовых показателей роста, внешних стрессовых факторов, динамики расширения производственных мощностей, занятости населения. Всего монетарная политика делится на четыре основных вида, для каждого из которых характерны свои особенности.
  • Политика дорогих денег (жесткая монетарная политика). Основной задачей является контроль роста объема денежной массы для защиты от высокой инфляции. Основными признаками жесткой монетарной политики является повышение предела доступного банковского резервирования для регулирования фактической денежной массы, увеличение процентной ставки для создания барьеров кредитования коммерческих структур и населения.
  • Мягкая монетарная политика. Задачей данного механизма является стимулирование разных областей экономики при помощи наращивания объема денежной массы и корректировки процентной ставки. В такой ситуации Центробанк активно приобретает государственные ценные бумаги в условиях открытого рынка. Понижается уровень банковского резервирования с целью расширения возможностей для кредитования экономики. Проходит поэтапное снижение ключевой процентной ставки, благодаря чему обеспечивается доступ коммерческих финансовых организаций к выгодным кредитам.
  • Стимулирующая монетарная политика. В основе данного метода заложены: снижение действующей учетной ставки, активная скупка на открытом рынке государственных активов и снижение показателей нормированной величины резервных требований. Эффективность подобных действий подтверждена на практике в условиях необходимости замедления темпов роста безработицы, стимулирования занятости населения в экономике.
  • Сдерживающая монетарная политика. Предполагает понижение уровня фактического предложения денег на внутреннем рынке. Осуществляется повышение учетной ставки, наращивается нормированная величина резервных требований, проводится комплекс мер по реализации государственных активов. Подход актуален в условиях необходимости сохранения уровня инфляции, снижения деловой активности.
Монетарная политика должна соответствовать текущему положению дел в экономике, только так, с ее помощью, можно сохранить оптимальный финансовый баланс. При выборе правильной монетарной политики государственная система будет более устойчивой к воздействию внешних экономических и политических факторов.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов .

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Монетарная политика. Видеоурок по обществознанию 11 класс

    ✪ Простыми словами об устройстве денежно-кредитной системы

    ✪ Лекция Софьи Донец «Актуальные вопросы денежно-кредитной политики»

    ✪ Видеоурок по обществознанию "Монетарная политика государства"

    ✪ Лекция 10: Центральные банки. Механизмы денежно-кредитной политики

    Субтитры

Инструменты монетарной политики

Инструменты монетарной политики, дающие возможность центральному банку контролировать величину денежной массы:

  • учётная ставка процента, ставка рефинансирования

Ограничительная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде

Ограниченная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде приводит к снижению нормы процента.

Роль денежно-кредитной политики в экономике

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка [ ] , т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Виды монетарных политик

  • Жёсткая - направлена на поддержание определённого размера денежной массы.
  • Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки .

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Её инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учётной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учётной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы - административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определённый период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации , повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке

Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путём кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учётной ставки

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учётной ставкой . С понижением учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учётную ставку. Повышение учётной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того, чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Инструменты денежно-кредитной политики

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке , чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательных резервов Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Основные активы не столь ликвидны - ипотеки и кредиты. Изменяя норму резервирования, центральный банк изменяет объём доступных средств для кредитования. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учётной ставке. Эта ставка обычно ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя).

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Банковские регуляторы в различных странах имеют различные уровни контроля над процентными ставками коммерческих структур. В США Федеральная Резервная система может установить учётную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но однозначной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объёма на рынке ценных бумаг. Нельзя установить независимые друг от друга показатели и для денежной базы и для процентной ставки, потому что их значения изменяются общим инструментом - операциями на открытом рынке.