Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Минфин готовит новые изменения в автостраховании. Для реформы осаго подготовили новые поправки Начнут с проблемных регионов

Минфин направил на согласование в ведомства новую порцию поправок к закону об ОСАГО. Они существенно снижают объем выплат из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Требования по ним нельзя будет передавать автоюристам, и в отношении этих выплат не будет действовать закон о защите прав потребителей, благодаря которому в судах сейчас взыскиваются суммы в два-три раза больше оплаченного ущерба по ОСАГО. В прошлом году из фонда РСА было выплачено 5 млрд руб., из них порядка 30% достались мошенникам, считают в союзе.


Ремонтная реформа ОСАГО (соответствующий закон Владимир Путин подписал 28 марта) — не последнее изменение в жизни автовладельцев. Как рассказали "Ъ" в Минфине, на согласование в министерства отправлена следующая порция поправок к закону об ОСАГО. По словам замглавы департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, преобразования в сегменте продолжатся. Они будут оформлены тремя законопроектами.

Первый 28 марта уже направлен на согласование в министерства и ведомства. Согласно документу (есть у "Ъ"), страховщики теряют право выставлять пострадавшему в ДТП пешеходу регрессное требование по ущербу, причиненному автомобилю. Как пояснили в РСА, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, Гражданский кодекс не дает права страховщику выставлять регресс пешеходам. "Однако единичные случаи на рынке все же были",— соглашаются с необходимостью правки в союзе.

При этом РСА при выплатах из компенсационного фонда получает право регресса к виновнику ДТП в размере произведенной компенсации. Напомним, согласно закону об ОСАГО выплаты из компфонда РСА положены пострадавшим в том случае, если виновник аварии неизвестен, или его ответственность не застрахована, или страховщик, выписавший полис,— банкрот. Кроме того, РСА получает право выставлять регресс к сервису, выдавшему диагностическую карту автомобилю, если выяснится, что авария наступила из-за неисправности, которая могла быть обнаружена на момент осмотра автомобиля для получения карты.

В свою очередь, на выплаты из компфонда РСА накладывается ряд ограничений: их нельзя переуступать третьим лицам, то есть автоюристам, и на них не распространяется закон о защите прав потребителей. Напомним, именно этот закон позволяет юристам в судах взыскивать со страховщиков суммы вдвое-втрое большие оплаченного ущерба — благодаря возможности выставлять счета за услуги юристов, оплачивать заключения техников-экспертов, сумму ущерба плюс 50% в качестве штрафа. Кроме того, если у получателя выплаты из фонда есть претензии по ее величине, до подачи иска в суд предъявление претензии в РСА станет обязательным.

Заменой выплат ремонтом реформа ОСАГО не закончится - на согласование в министерства уже ушла новая порция поправок к закону о страховании ответственности автовладельцев

По данным РСА, сейчас в компфонде 14 млрд руб. С момента старта компвыплат в 2004 году потерпевшие получили из него 32,8 млрд руб. В прошлом году размер выплат из фонда составил 5 млрд руб. и до 30% из них в РСА считают сомнительными — "накрученными" автоюристами.

Вера Балакирева говорит, что на подходе у Минфина еще два проекта — об увеличении выплат по европротоколу с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. и о либерализации условий страхования, в том числе тарифов с делением полисов в зависимости от страховой суммы на премиум-, бизнес- и экономварианты ("Ъ" писал об этом 15 сентября 2016 года). "Это базовый проект поправок, он уже прошел первый круг согласования, мы получили замечания, работаем над ними",— заключает госпожа Балакирева. Впрочем, по сведениям "Ъ", в ЦБ его согласовывать пока отказываются, регулятор считает, что эти нововведения создадут на рынке "ненужную турбулентность" и до обкатки ремонтной реформы обсуждать проект пока не стоит.

Представители Центробанка, Минфина и страхового общества провели закрытое совещание. К какому-то окончательному решению стороны на нем не пришли, но простым автомобилистам в следующем году стоит ждать значительного повышения тарифов ОСАГО.

Страховщики по-прежнему настаивают на убыточности работы в сегменте «автогражданки» и просят Центробанк (а он является регулятором рынка ОСАГО) отпустить тарифы в «свободное плавание». Якобы тогда страховые компании будут бороться за каждого клиента, выведут свою деятельность на безубыточный уровень и серьезно повысят качество предоставляемых услуг.

В Центробанке пока окончательно не решили, что делать с тарифами, но готовы идти на уступки. Из-за этого даже было отложено введение новых коэффициентов по ОСАГО. Первый зампред Центробанка Владимир Чистюхин поспешил успокоить автомобилистов, заявив, что переход на свободные тарифы ОСАГО будет плавным, а полисы сохранят «ценовую и физическую доступность».

«Мы пока вынуждены отложить эти новации. Есть законодательное ограничение, какое бы ни было изменение тарифов, мы можем сделать это один раз в год. Мы бы хотели комплексно подойти к актуарным расчетам - как по базовому тарифу, так и по региональным и другим коэффициентам, и уже предлагать изменения одновременно, чтобы не терять потом год, - заявил Чистюхин агентству ТАСС. - Я думаю, что это примерно первая половина 2018 года».
Напомним, что в мае ЦБ предложил изменить сетку коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителя. По проекту указания, для водителей в возрасте 22–24 года со стажем 5–6 лет ОСАГО подорожает на 55%, в возрасте 25–29 лет с таким же стажем удорожание составит 31%, а со стажем 7–9 лет - 22%. «Пряник» предлагается дать водителям старше 49 лет со стажем от 14 лет, для них ОСАГО должно подешеветь на 34%. Также почти в два раза (с 1,7 до 2,8) предлагается поднять коэффициент для полисов без ограничения числа допущенных к управлению автомобилем водителей.

Страховщики говорят, что как минимум в десяти регионах России тарифы уже сегодня нужно увеличить в 2–6 раз. Самым убыточным в Российском союзе автостраховщиков считают Волгоград, тут предлагается повысить минимальную стоимость полиса ОСАГО с 5353 руб. до 34 797 руб.!

Владимир Чистюхин пообещал для начала расширить тарифный коридор, причем как вниз, так и вверх. Впрочем, вряд ли кто-то из страховщиков будет предлагать ОСАГО дешевле максимально возможного. После перехода на натуральное возмещение (ремонт вместо денежной выплаты) даже самые крупные страховые компании стали продавать полисы по максимально возможной цене.

В любом случае автомобилистам стоит готовиться к тому, что уже в следующем году стоимость полиса ОСАГО значительно вырастет, а еще чрез год может сравняться с ценой добровольной автостраховки каско.

  • Центробанк также предлагает расширить прямое возмещение убытков на те аварии, в которых приняло участие более двух автомобилей.
  • Уже в ближайшее время лимит по европротоколу может увеличиться в два раза: с 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Продолжают рассмотрение поправок к закону об ОСАГО. Изменения предполагают, что после ДТП приоритет будет отдаваться натуральному, а не денежному возмещению ущерба, то есть ремонту автомобиля. Основной эффект, который, как предполагается, будет достигнут после вступления поправок в силу, - это уход с рынка многочисленных мошенников - так называемых автоюристов. Они могут исчезнуть практически сразу после начала действия обновленного закона.

Основное нововведение, которое заработает, как планируется, уже в самое ближайшее время, заключается в том, что при возмещении ущерба от ДТП приоритет будет отдаваться ремонту автомобиля, а не выплате денежной компенсации.

В первом чтении соответствующий документ был принят нижней палатой парламента еще в конце 2016 года. С тех пор депутаты, а также представители и внесли ряд новых изменений и предложений. К примеру, по данным , в новой версии закон запрещает страховым компаниям при ремонте автомобиля использовать бывшие в употреблении и восстановленные запчасти.

Кроме того, согласно документу, минимальная гарантия на ремонт должна составлять шесть месяцев, а на кузовные работы с использованием лакокрасочных материалов - 12 месяцев. Срок ремонта не должен превышать 30 дней, а дорога до сервиса от места ДТП либо места жительства потерпевшего - 50 километров, автомобили младше двух лет нужно ремонтировать только на официальных дилерских сервисах. В случае когда найти автосервис, соответствующий требованиям закона, не представляется возможным, потерпевший может согласиться на другую станцию техобслуживания или же потребовать денежную выплату.

Возможность получить деньги в законе останется - в тех случаях, когда автомобиль не подлежит восстановлению; если цена ремонта выше страховой суммы либо максимума по европротоколу; если повреждено иное имущество; по письменному соглашению со страховщиком; при последствиях ДТП, требующих значительных затрат (смерть, причинение тяжкого вреда или вреда средней тяжести).

Страховщики идут навстречу

Страховщики не во всем поддерживают нововведения, но готовы идти на уступки. Так, они уже согласились исключить из своих расчетов коэффициент износа запчастей и взять на себя ответственность за качество ремонта, проведенного в рамках компенсации по ОСАГО, писала .

«В целом есть моменты, которые нас не устраивают, - рассказали изданию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). - Но мы заняли такую позицию, что версия закона, которая согласована Банком России и Минфином, является приемлемой. Хотя ее во многом и перекроили от изначальной версии в пользу автовладельцев. Но мы поддерживаем саму идею и готовы уступать в пользу потребителей».

В первую очередь страховщики идут навстречу новому закону потому, что он действительно поможет справиться с засильем автомошенников. На рынке автострахования действует огромное число так называемых автоюристов. Правда, чаще их называют «черными» или «серыми автоюристами», поскольку их деятельность к настоящей защите интересов автовладельцев относится весьма опосредованно.

Ранее рассказывала о схемах, которые применяют «черные автоюристы», и о том, какой ущерб они наносят отрасли. Самая распространенная схема: криминальные группы, прибывая на место ДТП, пользуются шоковым состоянием пострадавшего водителя и предлагают переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. После этого посредник подает иск в суд, без досудебного рассмотрения дела. Однако страховщик не видит попавшую в ДТП машину и потому не может точно определить размер ущерба. Сумма выплат, которую получает при этом «автоюрист», оказывается в разы выше, чем та, что получил автовладелец, а страховая оплачивает штрафы, пени и ремонт по завышенной стоимости. В результате в минусе остаются и автовладелец, и страховая.

По данным Российского союза автостраховщиков, ущерб от мошенничества в ОСАГО в 2016 году составил 40 миллиардов рублей.

Кто останется в плюсе

Новые правила должны были заработать с 1 марта 2017 года. Но принятие поправок затянулось - «Коммерсантъ», в частности, писал, что даже если поправки будут приняты, процедурные вопросы решить в установленный срок не удастся. Однако, по данным издания, в Центробанке считают реформу приоритетной, так что есть надежда, что откладывать ее слишком долго депутаты не станут.

Эксперты неоднократно подчеркивали, что реформа ОСАГО позволит оздоровить рынок автострахования. Выиграют при новом законе и автовладельцы, которые будут получать качественно отремонтированный автомобиль, и страховщики, которые будут оплачивать именно ремонт автомобиля, а не услуги криминальных «автоюристов».

В НАФИ заявляют, что практически сразу после вступления в силу поправок к закону об ОСАГО 90 процентов мошенников будут вынуждены уйти с рынка, а уже через три-четыре месяца восстановится отрасль обязательного автострахования, которая сейчас находится в кризисе. Общий коэффициент убыточности, который сегодня составляет свыше ста процентов, снизится до 80-85 процентов, полагают аналитики.

А вот затягивание вопроса с принятием поправок играет мошенникам на руку, считают эксперты: они либо начнут действовать более активно, чтобы уже сейчас «отработать» будущие потери, - либо у них будет время на то, чтобы придумать другие схемы обогащения. «Сегодня около 10-15 процентов от всего объема выплат по ОСАГО переходит в руки мошенников, что составляет порядка 40 миллиардов рублей в год; а ввиду подготовки автоюристов к «семи тощим годам» этот показатель может возрасти», - отмечают в НАФИ.

МОСКВА, 15 сен — РИА Новости, Алексей Захаров . Минфин предлагает провести реформу закона об ОСАГО. Главная его идея - разделить полисы на три вида в зависимости от страховой суммы. О том, может ли полис ОСАГО стать дороже, — в материале РИА Новости.

Премиальное страхование

Финальные поправки к закону об ОСАГО могут быть рассмотрены на совещании в Центробанке уже 16 сентября. Минфин подготовил текст изменений и предлагает разделить полисы на три вида, пишет газета "Коммерсант" .

Сделай это медленно: самые нерасторопные автомобили в России Покупатели новых автомобилей не всегда обращают внимание на время разгона транспортного средства до 100 км в час. РИА Новости составило рейтинг самых медленно разгоняющихся автомобилей на российском рынке – некоторые из них набирают "сотню" дольше 20 секунд. В перечень вошли модели из числа самых популярных новых автомобилей на российском рынке.

Стоимость полиса по этой схеме будет зависеть от страховой суммы. Первый, "экономичный", вариант предполагает сохранение лимитов страховых выплат в 400 тыс. рублей за вред имуществу и 500 тыс. — за урон здоровью. "Стандартный" предполагает расширение ответственности страховщика - до 1 млн рублей по каждому риску. Третий, "премиальный", вариант позволит покрывать ущерб с выплатами до 2 млн рублей по всем рискам.

Вероятно, "стандартный" и "премиальный" варианты потребуют доплаты. При действующей сейчас схеме каждый автовладелец может по желанию добровольно расширить лимит ответственности полиса - за дополнительную плату.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе базового тарифа в размере от 3,412 тыс. рублей до 4,118 тыс. рублей с коэффициентами региона, мощности авто, стажа и возраста водителя и его страховой истории. При разделении полиса на классы страховщики не смогут увеличить его базовую стоимость более чем в 5 раз, сказано в проекте Минфина.

Но у экспертов есть опасения, что после принятия поправок не все страховые компании будут предлагать полисы всех трех видов. Существуют риски навязывания страховыми компаниями более дорогих полисов ОСАГО, считает замглавы конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков.

Дешево и сердито: доступные автомобили с "автоматом" Компания Nissan планирует вывести на российский рынок седан Datsun on-Do, созданный на основе модели Lada Granta, с японской автоматической трансмиссией Jatco. РИА Новости напоминают о тех марках новых автомобилей, которые в базовой комплектации стоят до 800 тыс. рублей и оснащены автоматической трансмиссией.

"Сейчас люди и без реформы не могут получить полис и вынуждены занимать очередь по ночам в ряде регионов", — сказал он РИА Новости. Лысаков предлагает страховым компаниям "работать лучше и не нарушать закон".

Разделение ОСАГО по классам создает новые проблемы для рынка, соглашается с Лысаковым эксперт по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев.

"Может сложиться ситуация, когда дорогие полисы с хорошим покрытием не будут доступны для автомобилистов, либо наоборот", — сказал он РИА Новости. Вряд ли это принесет значимые улучшения для рынка, скорее, это попытка управления выплатами в проблемных регионах, считает эксперт.

Но страховые компании уверили РИА Новости, что у автовладельцев не будет проблем с покупкой всех категорий полисов ОСАГО.

"Если страхование обязательное, то страховые компании будут обязаны продавать все три варианта", — сказал РИА Новости официальный представитель страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Но компания будет активно предлагать более дорогое ОСАГО в тех городах, где более высокая убыточность.

Уже сейчас компания активно продает дополнительное добровольное страхование гражданской ответственности, уточнил Иванов. По его оценкам, "классовые" поправки в закон об ОСАГО могут быть приняты лишь в следующем году.

Но не все эксперты уверены, что поправки будут внесены в полном объеме. Юрист Сергей Смирнов считает, что инициатива деления ОСАГО на классы не будет принята.

"Сегодняшняя система с покрытием 400 тыс. рублей каждому пострадавшему вполне достаточна, и менять ее не вижу смысла", — сказал он РИА Новости.

© Фото: АГН "Москва"/Кирилл Зыков


ОСАГО без мощности

Минфин также предлагает изменить методику расчета полиса ОСАГО за счет отказа от коэффициента мощности. Сейчас он составляет от 0,6 до 1,6 в зависимости от мощности двигателя. Но страховщики считают необходимым ввести новый коэффициент — нарушений правил дорожного движения. Этот показатель они предлагают привязать к степени тяжести нарушений. Самый высокий - за проезд на красный сигнал светофора, езду в нетрезвом виде, превышение скорости на более чем 40 км в час, пересечение двойной сплошной. Нарушениями, влияющими на коэффициент, страховщики предлагают также считать сообщение ложных сведений в страховую компанию и мошенничество с ОСАГО.Дорогие километры: в какую сумму обходится владение автомобилем в России Эксперты PwC подсчитали стоимость владения новым легковым автомобилем. Расходы на топливо, кредит, страховки, техническое обслуживание, амортизация и другие. Насколько дорого обходится автомобиль в России – в материале РИА Новости.

Некоторые поправки документа позволяют страховщику заменить денежные выплаты по ОСАГО ремонтом автомобиля на ближайшем сервисе к месту жительства потерпевшего и без учета износа деталей. Ответственность за ремонт в таком случае будет нести страховая компания, а гарантийный срок на работы составит не менее 2 месяцев.

Предложение Минфина требует расчетов, которые пока не проводились, говорят в РСА. Союз считает приоритетным направлением при обсуждении поправок к закону об ОСАГО борьбу с мошенниками, уточнил РИА Новости представитель союза.

Средняя выплата по ОСАГО в июне подросла в 1,4 раза, до 67,6 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом средняя премия стала выше на 4%, до более 6 тыс. рублей. Страховщики за 6 месяцев собрали 114,5 млрд рублей за выдачу полисов ОСАГО, что на 21% больше показателя 6 месяцев 2015 года. Однако выплаты подскочили на треть, до 74,8 млрд рублей.