Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Финансы как стоимостная категория. Принципы финансового планирования

Использование товарно-денежных отношений в народном хозяйстве России обусловливает применение таких стоимостных категорий, как финансы и кредит. Следует отметить, что экономические категории представляют собой теоретическое выражение абстракции общественных отношений между людьми в процессе производства и распределения материальных благ.

Финансы выступают объектом изучения финансовой науки, которая исследует закономерности развития общественных отношений, выраженных в данной стоимостной категории. Объектом изучения финансовой науки являются как общегосударственные (публичные) финансы, так и финансы отдельных экономических субъектов (предприятий и корпораций). С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

Государство выступает не только как субъект собственности на определенную часть имущества, но и в качестве агента производства - хозяйствующего субъекта (финансовая поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей хозяйства, науки, экспорта товаров, закупок сельскохозяйственного сырья, подготовки кадров и др.).

Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Основными из них являются следующие. Во-первых, финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства. Поясним данную закономерность.

  • Развитие финансовых отношений - объективная необходимость, возникающая на определенном этапе развития общества в связи с появлением государства.
  • Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном итоге зависит от экономических условий.
  • Государство не может произвольно строить систему финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями и это влияет на развитие государственных доходов и расходов.
  • Государство может устанавливать только такие виды налогов и сборов, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил. Например, Налоговым кодексом РФ с 01.01.2001 г. установлено 28 федеральных, региональных и местных налогов и сборов вместо 43 прежних.
  • Государство, учитывая большое влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение валового внутреннего продукта и занятости населения, снижение темпов инфляции и т. д.).

Во-вторых, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе имеют и финансы.

В-третьих, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств и денежных фондов хозяйствующих субъектов).

В-четвертых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую политику государства. Ее осуществляют специально уполномоченные на это органы финансовой системы (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.).

В-пятых, финансы в своей развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций, государственный кредит и страховые фонды.

Указанные закономерности позволяют определить финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, связанную с практическим использованием финансов в общественном воспроизводстве, изучающую их содержание, формы проявления, закономерности, роль в хозяйственной системе.

История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки:

  • денежный (стоимостный) характер финансовых отношений;
  • распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;
  • фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы»;
  • финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов;
  • финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством.

Дадим краткую характеристику каждого признака.

Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих в эпохи рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.

Финансы выражают распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса - распределение стоимости ВВП в денежной форме.

На данной стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому - государству в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца - на фонды возмещения, потребления и прибыль. Следовательно, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме (Д-Д) без встречного эквивалента - товара. Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т-Д; Д-Т). Товарообменные операции обслуживаются двумя категориями:

Движение стоимости ВВП по стадиям воспроизводственного процесса

  • деньгами как всеобщим эквивалентом, в результате чего общественный продукт распределяется между субъектами воспроизводства;
  • ценой, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах. Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.

Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере. Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у государства за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц в бесспорном порядке. Финансовые ресурсы государства принимают форму бюджетных и внебюджетных фондов, имеющих строго целевое назначение.

Итак, финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в хозяйственной системе.

3. Использование финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования (например, сметная форма финансирования в бюджетных организациях).

Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, создаваемых в народном хозяйстве России (например, ссудный фонд, фонд оплаты труда, резервные фонды). Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

  • теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;
  • сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства;
  • полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.

4. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.

5. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:

  • налогов и налоговых льгот;
  • финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;
  • процентов по государственным ценным бумагам;
  • учетной ставки Центрального банка России;
  • величины взносов во внебюджетные фонды и др. Денежные отношения, выражаемые финансами, сводятся государством в единую систему формирования и использования фондов финансовых ресурсов.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение.

Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей.

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию. Наряду с общегосударственными важное звено финансовой системы России составляют финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов. К последним относятся фонды потребления, накопления и резервные. Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование.

Денежные средства - это более широкое понятие, чем денежные фонды, которые составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Денежные потоки - целенаправленное движение денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности предприятия (корпорации). Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису общества.

В отличие от финансов кредит - форма движения ссудного капитала. Он предоставляется заемщикам банками на платной и возвратной основе. Ссудный капитал образуется из различных источников: за счет временно высвобождающихся из оборота средств хозяйствующих субъектов, населения, банков и бюджета. Формирование ссудного капитала из указанных источников свидетельствует о тесной связи финансов и кредита, поскольку они являются денежными отношениями. Однако существуют различные способы предоставления финансовых и кредитных ресурсов экономическим субъектам.

Любая общественно - экономическая формация состоит, как известно, из следующих элементов: производительных сил, производственных отношений и сферы надстройки. Финансы, как денежные отношения, не относятся к производительным силам. Поэтому финансы не изучают производительные силы. Финансы - стоимостная категория и как таковая не является предметом науки, изучающую надстройку. Как стоимостная категория она, выражает отношения между людьми, связанные с перераспределением стоимости общественного продукта. Таким образом, сущность, природа этих отношений всегда экономическая объективность, составляющая часть реального базиса общества. Причем содержание этих отношений не меняется при переходе от одной экономической формации к другой. От того, куда, на какие цели направляются, к примеру ресурсы бюджетной системы (в отрасли народного хозяйства, на управление или оборону), сущность их как экономических отношений не меняется. Поэтому финансы - это всегда экономическая категория.

2. Признаки финансов.

Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности:

1.Финаисы выражают денежные отношения между субъектами воспроизводства. Этот признак позволяет отделить от финансов экономические отношения, связанные с формированием и использованием доходов и расходов, которые имеет не стоимостный характер. Исходя из этого важным условием возникновения и развития финансов являются товарно-денежные отношения.

2.Финансовые отношения имеют императивную форму, т.е. вызваны фактом наличия государства как органа управления.

3.Финансы выражают процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта. Причем степень развития финансовых отношений в разных фондах неодинакова. Так, бюджетные и внебюджетные фонды целиком выражают финансовые отношения. В то время как, например, резервный фонд имеет финансовую форму лишь при формировании его за счет бюджетного финансирования.

Если денежные отношения двух или более субъектов присущи все три признака, то это финансы. Любые денежные отношения не относятся к финансам.

3. Функции финансов как проявление их сущности.

Функция - есть «внешнее проявления свойства какого - либо объекта в данной системе отношений» (Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991 1 с.504).Применительно к экономической категории функция означает проявление ее сущности в действии. Функция является всегда производной от сущности, которую он выражает, и показывает, как, каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории. Поэтому вопрос о функциях, их количестве и содержании может быть правильно решен лишь исходя из сущности категории. Иными словами, функция - форма выражения общественного назначения данной категории. Роль экономической категории выражается в результатах ее практического использования.

Исходя из рассматриваемой нами теории, различают две функции финансов: формирование фондов государства и использование (расходование) утих фондов государством для выполнения им своих функций.

Первая функция финансов заключается в том, что она выражает одностороннее (без эквивалентное) движение стоимости в денежной форме, которое не сопровождается встречным движением ее в товарной форме (например, при уплате в бюджет и во внебюджетные фонды платежей субъектов воспроизводства). Единственна исключение из этого правила - покупка ценных бумаг, эмитированных государством. Здесь происходит формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. перераспределение стоимости ВВП.

Вторая функция финансов выражает смену форм стоимости в денежной и товарной формах (Д - Т и Т - Д), двустороннее движение стоимости а денежной и товарной формах (например, приобретение оборудования за счет средств бюджета, использование средств, предназначенных на инвестиции, полученных за счет внешних источников (бюджетные ассигновании, кредиты, внутрисистемное перераспределение)).

Императивная форма финансовых отношений при расходовании денежных фондов наглядно проявляется при осуществлении затрат учреждениями непроизводственной сферы, поскольку эти затраты выражают целевое использование общегосударственных денежных фондов; они строго регламентированы государством во всех аспектах: имеют сугубо целевое расходованию, четкую периодичность расходов и пр.

Необходимость и сущность финансов.

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах. Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

1) товарно-денежные отношения и закон стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

2) Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы способствуют:

Созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Функции финансов.

1) Распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

2) Перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

3) Регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);

4) Контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Понятие и состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширение воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовый механизм и его виды.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий .

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма включает в себя:

Финансовое регулирование;

Финансовое стимулирование;

Финансовые рычаги;

Нормативное и правовое обеспечение;

Информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:

Законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);

Указы Президента РФ (по налогообложению);

Постановления Правительства РФ;

Приказы и письма министерств и ведомств;

Устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Типы финансовой политики.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

Основа классической финансовой политики - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулируемый тип. Главный механизм налогового регулирования - подоходный налог. Основные рычаги вмешательства государства в экономику - государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип - произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Монетарная политика - это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определённые специфические механизмы работы, направлены на достижение определённых макроэкономических целей».

Основными инструментами монетарной политики являются учётная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Министерство финансов как орган управления финансами в Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное министерство РФ, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.

Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Основные задачи: выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Основные функции:

Разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

Разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

Разработка проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель - своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Основные задачи:

Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств;

Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

Повышение эффективности финансовой политики государства.

Основные элементы: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.

Доходы бюджета.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

Налогов

Неналоговых доходов

Доходов целевых бюджетных фондов

К неналоговым доходам относятся доходы:

От использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

От продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

От платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

В виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Иные неналоговые доходы.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы ; таможенные пошлины и сборы . При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов).

Расходы бюджета.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Делятся на капитальные и текущие .

Капитальные расходы бюджетов , предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, классификацией расходов бюджетов РФ.В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Кредитов иностранным государствам

Средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Самофинансирования

означающий приоритет собственных источников финансирования как стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.

Функции кредита.

1. Перераспределительная - перераспределение стоимости может происходить по территориальному и отраслевому признакам. Для кредита не имеет значение расположение кредитора и заемщика. Такие перераспределения стоимости называются межтерриториальными. Межотраслевое перераспределение при помощи кредитора происходит когда стоимость передается от кредитора представляющего одну отрасль заемщику предприятию др. отрасль.

2. Замещение действительных денег. Перечисление денег с одного счета на другой в связи с безналичными расчетами за товар и услуги, зачет взаимной задолженности дает возможность сократить налично-денежные платежи, улучшить структуру денежного оборота. В настоящее время действительные деньги (из золота и серебра) не обращаются. В обращении находятся денежные знаки выпускаемые на основе кредита.

Виды и формы кредита.

1. Банковский кредит. Банковский кредит представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны - определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности. Во втором случае банковский кредит представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных процедур, которые составляют целостный регламент взаимодействия банка в лице его сотрудников и подразделений с клиентом банка по поводу предоставления денежных средств. Осуществляется в форме выдачи ссуд, учёта векселей и других формах.

1) По сроку погашения: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

2) По способу погашения: - погашаемые одной суммой в конце срока; - погашаемые равными долями через равные промежутки времени; - погашаемые неравными долями через различные промежутки времени.

3) По способу взимания ссудного процента: - плата в момент погашения ссуды; - плата равномерными взносами в течение всего срока действия кредитного договора; - оплата в момент выдачи кредита.

4) По наличию обеспечения: - доверительные (необеспеченные) ссуды; - обеспеченные ссуды; - ссуды под финансовые гарантии третьих лиц.

5) По целевому назначению: - общественного характера; - целевые кредиты.

6) По форме предоставления кредита: 1. Ссуды в безналичной форме: - зачисление безналичных денег на соответствующий счет заёмщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового;- кредитование с использованием векселей банка;- в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).2. Ссуды в налично-денежной форме (как правило, физическим лицам).

7) По технике предоставления кредита: - одной суммой;- в виде овердрафта;- в виде кредитной линии.

8) По способу предоставления кредита: - индивидуальный кредит (предоставляемый заёмщику одним банком);- синдицированный.

9) По категориям потенциальных заёмщиков: - Аграрные ссуды; - Коммерческие ссуды;- Ссуды посредникам на фондовой бирже; - Ипотечные ссуды владельцам недвижимости; - Межбанковские ссуды; - Кредит для юридических лиц; - Кредит для физических лиц.

2. Коммерческий, потребительский, государственный. Коммерческий кредит - разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. , государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.

Принципы кредитования.

Кредит - это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Основными принципами кредитования являются: возвратность, срочность и платность. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору). Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска. Целевая направленность кредитования обеспечивает возвратность и платность ссуды. Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Обеспеченность кредита - дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение. С принятием закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы его обеспечения. Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.

Методы кредитования.

В современной российской практике применяются два основных метода кредитования: целевая ссуда и кредитование расчетного счета . Сущность первого метода состоит в том, что ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в финансовых ресурсах. Целевая ссуда может быть предоставлена в форме возобновляемой и не возобновляемой кредитной линии. При втором методе ссуды предоставляются в пределах установленного банком для заемщика лимита. Данный лимит используется заемщиком по мере потребности путем оплаты предъявляемых к его расчетному счету платежных документов в течение определенного периода.

Финансы как стоимостная категория – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы. Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Интерес представляет термин "финансы", от латинского "finis" - конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов.

Как подсистема производственных отношений экономического базиса;

Как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

Как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;

Как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления .

По сущности финансов в экономической литературе имеются множество глубоких определений, подходов. В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.


Другим важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и, воплощается в три самостоятельных фонда; фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а. часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях. Следует знать понятие "необходимость" финансов. Это начало, основа появления базисной категории - финансов.

Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ. Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы проявляют себя во взаимосвязи с экономическим строем государства. Государство через финансовую систему концентрирует в своих руках крупные денежные ресурсы, а это оправдано потребностями общества. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, важно перейти от рассмотрения явления финансов к познанию их внутреннего содержания. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим категориям, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределения стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Отсюда, важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Финансы как стоимостная категория. Признаки финансов

В системе стоимостных экономических отношений существенное место занимают отношения, регулируемые государством. Они относятся к особой экономической категории, называемой финансовыми .

Термин «финансы» берет свое начало от латинского «financia» - наличность, доход. В толковом словаре В.И. Даль определил термин «финансы» как «все, что касается до прихода и расхода государства» .

В энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона, 1909г. дается следующее определение финансов: «финансы - совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных союзов» .

Основные предпосылки появления финансов - наличие товарно-денежных отношений и государства, которому для выполнения возложенных на него функций необходимы денежные средства.

Признаки финансов как стоимостной экономической категории

Перечислим признаки, которыми обладают финансы в качестве стоимостной экономической категории.

Первый признак: Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, государством) общественного воспроизводства в рамках экономической системы .
Всю совокупность экономических отношений в обществе можно условно разделить на денежные и натуральные. Указание на денежный характер финансовых отношений - важнейший признак финансов. Но денежный характер финансовых отношений необходимый, но не достаточный признак для определения специфики финансов.

Необходимо отметить, что деньги (товар, играющий роль всеобщего эквивалента) – категория более древняя по сравнению с финансами.

Второй признак: Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства , необходимостью обеспечивать выполнение последним своих функций (административной, военной, экономической, внешне-экономической, социальной). Финансы имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления.

Третий признак: Финансовые отношения имеют всегда перераспределительный характер .
Вне зависимости от наличия государства, производственный процесс осуществляется через регулярно возмещаемую стоимость израсходованных средств производства (c), выплачиваемую работникам заработную плату (v) и получаемую прибыль (m). Совокупный общественный продукт СОП (ВВП) = c + v + m

Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта всегда осуществляется без участия государства на основе и в соответствии с объективными потребностями и законами материального производства.

Именно с возникновением государства возникает объективная необходимость перераспределительных отношений (распределении уже распределенного), которая с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную (финансовую) форму. С помощью финансов государство изымает в свое распоряжение часть стоимости совокупного общественного продукта, созданного в сфере материального производства для обеспечения функционирования своего аппарата, осуществляющего выполнение государственных функций.

Четвертый признак: При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов). Расходование данных фондов происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Итак, финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости СОП и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.