Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Оценка мультипликативных эффектов в экономике. Возможности и ограничения. Мультипликационные эффекты в экономике

(Multiplier effect ) - это изменение в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.

На планируемые расходы могут влиять не только изменения дохода. Изменение дохода приводит к движению вдоль линии планируемых расходов. В то же время изменение структуры расходов, увеличение или уменьшение инвестиций , правительственных закупок, потребления, налогов , чистого экспорта будут приводить к движению самой линии планируемых расходов и даже изменению ее наклона.

Если мы рассмотрим влияние изменения расходов, не связанных с изменением наклона линии планируемых расходов, т.е. не будем брать в расчет изменения чистого экспорта и подоходного налога, то ограничимся только лишь движением линии планируемых расходов вверх или вниз. Предположим, что в результате увеличения правительственных расходов или увеличения частных инвестиций, в данный момент не имеет значения какой источник послужил увеличению планируемых расходов, последние возросли на 100 млрд. ден. ед. Именно на эту сумму сократились запасы продавцов. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства, влекущее за собой увеличение национального дохода, который будет расти до тех пор, пока не произойдет выравнивание национального продукта и планируемых расходов.

В модели с гибкими ценами увеличение объема производства будет сопровождаться еще и повышением цен. Выравнивание планируемых расходов и национального продукта или совокупного спроса и совокупного предложения будет означать достижение нового уровня равновесия. В нашем случае увеличение планируемых расходов на 100 млрд. ден. ед. привело к новому равновесию, при котором национальный доход превышает прежний уровень на 400 млрд. ден. ед. Каждая денежная единица увеличения в расходах принесла 4 ден. ед. увеличения в национальном доходе или национальном продукте. В таком случае мы говорим, что мультипликатор равен 4.

Сущность мультипликативных эффектов – изменение составляющих совокупного спроса оказывает умноженное (мкльтиплицированное) воздействие на национальный выпуск и доход.

Мультипликативный эффект – это изменение национального дохода (или ВНП) в большее количество раз, чем первоначальное изменение автономных расходов.

Эффекты были раскрыты в 30-ых годах 20вв, когда стали исследовать результаты политики проведения общественных работ в США. В ходе анализа выяснилось, что первичная занятость породила вторичную, третичную…,т.е. имеет место эффект умножения занятости и совокупного спроса.

Термин мультипликатора ввел в эк.теорию английский ученый Канн, а автор теории мультипликатора - Кейнс.

Мультипликатор работает только в тех экономических системах, в которых есть неиспользованные ресурсы (т.е. безработные, свободные производственные мощности, финансовые ресурсы).

Мультипликативный эффект основан на двух экономических явлениях:

Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов;

Любое изменение в доходах влечет за собой изменение в потреблении и сбережении.

На основе этих явлений дополнительное увеличение инвестиций предпринимателей превращаются в дополнительный доход домохозяйств, которые часть своего дополнительного дохода направляют на потребление. ТО потребительские расходы одних домохозяйств являются доходами других. Т.к. домохозяйства тратят не весь располагаемый доход, то процесс расширения национального дохода (сумма доходов всех владельцев факторов производства) конечен. Он заканчивается, когда дополнительный прирост дохода становится бесконечно малой величиной.



Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения объема ВНП от изменения объема инвестиций называется мультипликатором инвестиций.

М I =изменение ВНП / изменение инвестиций;

I - Инвестиции; S – сбережения.

Пример: доход (или объем инвестиций) вырос на 6000, из него 2/3 расходуется, а 1/3 идет на сбережения. Таким образом, 6000*2/3=4000 – является доходом других субъектов, которые в свою очередь 2/3 от 4000 (=2666) расходуют…В результате дополнительный доход всех участников = 6000+4000+2666+…=1/(1-2/3)*6000=18000. ТО увеличение инвестиций на 6000 привело к росту ВНП на 18000.

Мультипликатор оказывает двухстороннее воздействие на экономику. С одной стороны увеличение инвестиций приводит к мультипликационному росту дохода. С другой стороны, уменьшение инвестиций приводит к многократному уменьшению дохода.

Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения объема национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Mg=изменение ВНП / изменение государственных расходов.

т.А – точка равновесия. При росте государственных расходов кривая расходов сдвигается вверх на ∆G. т.В – точка нового равновесия. Объем производства (или ВНП) вырос с Q 1 до Q 2 , на ∆Q. Причем ∆Q > ∆G.


99. Фискальная политика и ее эффективность.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Государство обладает возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса и косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Цели фискальной политики:

 Сглаживание колебаний экономического цикла;

 Обеспечение устойчивости экономического роста;

 Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Эффективность фискальной политики.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики:

1. Разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.

3. Функциональный разрыв - разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

4. Эффект вытеснения, сущность которого состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

Относительная эффективность бюджетно-налоговой определяется в зависимости от:

а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента

б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента.

Дословно мультипликатор означает «множитель». Сущность эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.

Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Рассмотрим влияние автономных инвестиций на рост национального дохода . Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов.

Возьмем условный цифровой пример , иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем автономных инвестиций, направленных на строительство нового моста, равен 1000 долл. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров.

Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция : первоначальные 1000 долл. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.

Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется , а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 долл. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 долл. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Следовательно, из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т. е. MPS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено лишь 80% на потребление, следовательно, прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 800 х 0,8 = 640 долл. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов. Для вычисления прироста национального дохода, вызванного первоначальными инвестициями необходимо сложить 1000 + 800 + 640 + ... долл.

Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл.

Таким образом, инвестиции в 1000 долл. вызвали 5-кратный рост национального дохода, используемого на потребление. Мультипликатор будет равен 5.

Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше коэффициент мультипликатора и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.

Первоначальный «толчок», который дают инвестиции, может осуществляться как частным сектором, так и государством. Примечательно, что Кейнс отводит особую роль государству в стимулировании совокупного спроса. В его теоретических построениях инвестиционные проекты реализуются в виде организации общественных работ - строительство дорог, мостов, плотин и т. п.

Кейнсианские рецепты стимулирования инвестиционного процесса во многом послужили основой «нового курса» Рузвельта , когда в США и других странах разразилась Великая депрессия . Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством (строительство плотин, дорог и т. д.) в те годы - яркая иллюстрация политики государственных расходов для поддержания высокого уровня инвестиций и национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безработицы.

В условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать дополнительный платежеспособный спрос и сократить безработицу, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров. Так, строительство моста или плотины обеспечит прирост денежных доходов занятых, но не добавит лишнюю массу товаров в общую «кучу» нераспроданных товарных запасов.

Важно отметить, что рассмотренный эффект мультипликатора - это эффект краткосрочного экономического равновесия . Для этого эффекта не имеет значения, будет ли первоначальная сумма инвестиций «использована для создания ультрасовременных машин или же для оплаты деятельности людей, занятых рытьем и последующим закапыванием ям».

Выше рассматривался эффект мультипликатора, связанный с ростом совокупных расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости . Здесь можно заметить, что вообще принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Ричардом Каном в 1931 г. , еще до выхода в свет работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г). Р.Кан исследовал, как первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях или сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость создала, например, доходы рабочих, которые приобрели телевизоры. Рост спроса на этот товар побудит производителей телевизоров расширять производство, закупать оборудование, нанимать новых рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход.

Дом вокруг 130-летнего вагона

23. Мультипликатор Кейнса. Мультипликативный эффект.

Измеряет темп роста (падения) национального дохода, зависящего от динамики платежеспособного спроса. Мультипликатор можно исчислить по формуле I/(1- с), где C обозначает долю потребления в каждом долларе прироста национального дохода. Разница между I и C показывает квоту сбережений в приросте национального дохода. Связь между предельной склонностью к потреблению и приростом национального дохода является одной из конституирующих догм макроэкономики.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).

Мультипликатор показывает роль инвестиции в росте объема НД и занятости.

Эффект мультипликатора сродни эффекту снежного кома: приращение инвестиций в одной из отраслей вызывает приращение потребления и дохода не только в данной отрасли, но и в сопряженных отраслях. Итоговое приращение национального дохода оказывается больше первоначальной суммы инвестиций.

Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем энергичней и дольше действует мультипликационный эффект.

Мультипликатор расходов рассчитывается по формуле

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов, на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Потому что правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. А налоги влияют как на потребление, так и на сбережение.

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов налогово-бюджетной политики. Если будет равное увеличение правительственных расходов и налогов, то под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов – сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов.

Понятие «мультипликатор» означает «умножающий» и было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. В период борьбы с кризисом и безработицей он установил, что государственные затраты на любом участке общественных работ приводят к «мультипликационному» эффекту занятости.

Всякий новый участок работ, порождая первичную занятость, выступает толчком для соответствующих затрат на других взаимосвязанных участках, вызывая вторичную, третичную и т. д. занятость. Таким образом, первоначальные затраты «мультиплицируются» в кратном увеличении занятости.

В теории Дж. Кейнса под мультипликатором понимается числовой коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, который возрастает в гораздо больших размерах, чем первоначальный рост инвестиций. Это является результатом того, что инвестиции помимо первичного эффекта в виде роста национального дохода и занятости вызывают вторичный, третичный и т. д. эффект. Такой нарастающий эффект называется мультипликационным эффектом. Его количественное значение определяется особым числовым коэффициентом - мультипликатором (К), который показывает, в каком соотношении возрастает национальный доход (У) по сравнению с увеличением размера инвестиций (J) при достижении равновесного состояния экономики.

или ΔУ = K 4J, т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение национального дохода.

Определим числовые значения мультипликатора по данным нашей страны за 1988-1989 гг. В 1988 г. прирост капитальных вложений (инвестиций) по сравнению с 1987 г. составил 13 млрд руб. Произведенный национальный доход за этот период увеличился на 31 млрд руб. Следовательно, мультипликатор был равен 2,4. В 1989 г. прирост капитальных вложений уменьшился до 10 млрд руб., а национального дохода - увеличился до 43 млрд руб. В результате значение мультипликатора возросло до 4,3 (Народное хозяйство СССР в 1990 г. - М., 1991. - С. 5). Хотя этот пример во многом имеет условный характер, но в определенной мере он отражает действительное состояние экономического развития.

Рассмотрим механизм образования мультипликационного эффекта. Вначале отметим, что создаваемый национальный доход, а также его приращение (АУ) делится на потребляемую (АС) и сберегаемую (AS) часть, которая полностью используется на инвестиции (A J), тогда

Тогда уравнение (16.6) примет вид

Отсюда следует, что мультипликатор К равен единице, деленной на разность между единицей и «предельной склонностью к потреблению». Из уравнения (16.2) следует, что сумма «предельной склонности к потреблению» и «предельной склонности к сбережению» равна единице. Используя выводы исследований потребления и сбережения (п. 16.1), получим:

В результате в уравнении (16.7) знаменатель (1 - С) представляет собой «предельную склонность к сбережению».

Следовательно, мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению.

Для исследования мультипликационного эффекта используем условный пример. Пусть первоначальный объем инвестиций составляет 50 млрд руб. Это вызовет увеличение доходов у занятых при выполнении работ на такую же сумму, т. е. на 50 млрд руб. При этом работники расходуют на потребление 75% получаемого ими дохода, а оставшиеся 25% сберегают. Тогда потребительская функция примет вид С = 0,75 У. У данных работников предельная склонность к потреблению составляет 0,75, а предельная склонность к сбережению - 0,25. В связи с увеличением доходов у них возрастут потребительские расходы в виде товаров, которые производят другие производители. Эти расходы составят 50 млрд руб. х 0,75 = = 37,5 млрд руб. На эту сумму будут произведены дополнительные товары для потребителей. В свою очередь, производители этих товаров получат доход в сумме 37,5 млрд руб., из которых 75% будет использовано ими на потребление, т. е. 37,5 млрд руб. х 0,75 = 28,125 млрд руб., которые также расходуются на закупку товаров и т. д. Эта цепочка исходя из повторяемости первичного эффекта первичных инвестиций примет вид ΔНД = AJ + AJ х 0,75 + AJ х 0,75 2 + AJ х 0,75 3 +... Этот процесс можно представить в виде бесконечной геометрической прогрессии.

Если примем, что AJ = 1, а MRC = 0,75 за величину Р, тогда данная прогрессия примет вид

Это уравнение в данном случае соответствует уравнению числового коэффициента мультипликатора.

В заключение следует отметить, что мультипликационный эффект проявляет себя только в таком обществе, в котором имеет место неполная занятость, т. е. существует резерв рабочей силы, вовлечение которой в производственный процесс приведет к увеличению выпуска продукции и национального дохода.

Принцип акселерации. Акселератор (ускоритель) - это коэффициент, который представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода:

где А - акселератор; J - инвестиции; Y - доход.

Акселератор служит количественным выражением принципа «акселерации», согласно которому каждый прирост или сокращение дохода вызывает (или требует) прироста или сокращения «индуцированных» инвестиций. Этот принцип был выдвинут в 1913 г. французским экономистом А. Афтальоном (1874-1956) и в 1919 г. американским экономистом Дж. Кларком (1884-1963) и впоследствии использовался в неокейнсианских моделях экономического роста.

Принцип акселерации обозначает более резкую динамику прироста (сокращения) инвестиций по сравнению с вызывающей их динамикой дохода. Если основной капитал в $500 млн изнашивается на 10% ($50 млн), то инвестиции потребуются не только на возмещение изношенного капитала в размере $50 млн, но и на дополнительное расширение капитала для удовлетворения возросшего спроса. Следовательно, увеличение спроса на готовую продукцию на 10% вызывает удвоение валовых инвестиций в оборудование.