Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономические отношения: общая характеристика. Виды экономических отношений: социально-экономические отношения и организационно-экономические отношения

3. Социально-экономические отношения. В литературе довольно часто определяют социально-экономические отношения, существовавшие в Селевкидском государстве, как феодальные. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что завое-

вание Александра Македонского совершенно не изменило тех отношений, которые существовали на Востоке ранее. Эти исследователи полагают, что Селевкидское государство являлось типичным древневосточным государством. Однако современные исследования показали, что тезис о феодальных отношениях на эллинистическом Востоке не подкрепляется данными источников. Более сложен вопрос относительно влияния греко-македонского завоевания на общественные отношения Востока. Само завоевание и широкая колонизационная деятельность первых селевкидских царей, создание большого числа военных колоний и полисов имели своим результатом внедрение на Востоке тех общественных отношений, которые были характерны для Греции, в первую очередь, конечно, рабства полисного типа. Рабы широко использовались в качестве домашней прислуги, работали в мастерских и на полях, особенно много их было в греческих полисах. В Селевкии на Тигре существовал особый налог на продажу рабов, в Сузах (которые в селевкидское время превратились в полис - Селевкию на Эвлее) при раскопках найдено довольно значительное количество документов об отпуске рабов на волю - манумиссий. Все они выполнены в соответствии с греческими нормами права. Вольноотпущенники занимались различными ремеслами, торговлей, из них богатые люди, как правило, подбирали себе управляющих в имения и ремесленные мастерские. Особенно больших масштабов рабство достигло в Малой Азии, Сирии, Вавилонии.

Основной категорией эксплуатируемого населения были так называемые «царские люди» (лаой), т. е. общинники. Они находились на царской земле, жили в деревнях, были организованы в общины и платили налоги. Цари облагали налогом общину в целом, а не отдельно взятого земледельца. Видимо, налог имел не натуральную, а денежную форму. Это приводило к тому, что, например, в случае неурожая казна ничего не теряла, ибо община должна была все

равно внести причитавшуюся с нее сумму. «Царские люди» были прикреплены к общине, даже переселившиеся в другое место оставались членами своих старых общин и были обязаны платить те суммы, которые приходились на их долю. «Царские люди» считались лично свободными, они владели имуществом, заключали сделки. Однако полностью свободными их считать нельзя, они были крестьянами, зависимыми от государства и прикрепленными к общине. При этом необходимо учитывать, что это государство возникло в результате завоевания и обеспечивало эксплуатацию крестьян завоевателями. Современные исследования показывают, что положение основной массы крестьян-общинников постепенно ухудшалось, степень их эксплуатации увеличивалась, контроль со стороны царской администрации ужесточался. Обычно это происходило в результате того, что община не могла (например, в случае неурожая) выплатить весь налог. Задолженность общины казне приводила к усилению зависимости крестьян, уменьшению степени их свободы. Особенно тяжелым было положение тех общин, которые были «приписаны» к полисам, поскольку помимо налогов царю они должны были также платить определенные подати и полису. Часть земли, принадлежавшей царю, передавалась им своим приближенным, родственникам, чиновникам. Эти земли не являлись собственностью и в любой момент могли быть отобраны царем. На землях, переданных частным лицам, помимо крестьян-общинников работали и рабы.


Возникновение и развитие Селевкидского государства дало значительный импульс к подъему экономики многих из тех районов, которые вошли в его состав. Строительство большого числа новых городов, переселение сюда греков (включая ремесленников) способствовало подъему многих отраслей экономики. Наблюдается рост торгового обмена, важную роль играет, в частности, международная торговля. Со II в. до н. э. устанавливаются торговые связи с

Китаем, создается так называемый «великий шелковый путь», связавший Средиземноморье с Дальним Востоком. Растет объем торговли с Индией и южными областями Аравии, откуда поступают слоновая кость, золото, благовония, пряности. Селевкиды стремятся поставить под свой контроль важнейшие торговые пути, что, в частности, было одной из причин постоянных войн с Птолемеями. Одновременно товарно-денежные отношения проникают и «вглубь», захватывая многие из тех районов, где раньше существовали более примитивные формы обмена. Создаются многочисленные местные рынки. Внедрению товарно-денежных отношений способствовала и государственная политика Селевкидов, требовавших подати в денежной форме. В царстве Селевкидов функционировал ряд государственных монетных дворов, выпускавших серебряную и бронзовую монету. Многие полисы также имели право чеканить свою монету - правда, только бронзовую, имевшую хождение исключительно на местных рынках.

Однако этот экономический подъем имел и обратную сторону, он приводил к усилению эксплуатации местного населения. Разложение архаических форм социальной организации и внедрение рабства также приводили к ухудшению положения народных масс. Основным фактором, усиливавшим социальную напряженность и обострявшим конфликты, был сам характер Селевкидского государства, возникшего в результате завоевания и служившего инструментом эксплуатации местного трудящегося населения. Только часть местной знати в той или иной степени включалась в состав господствующих слоев царства Селевкидов. Большая часть населения огромной страны была объектом эксплуатации, что порождало социальный протест, приобретавший различные формы: от распространения враждебных Селевкидам религиозных сочинений (особенно популярных в Иране) до открытых вооруженных выступлений. По сообщениям Полиэна, известно, например,

о борьбе в Персиде между греческими поселенцами и местным населением. Восстание против господства Селевкидов вспыхнуло в Иудее.

Жизнедеятельность общества базируется на экономических, политических, юридических, социальных, этических и прочих отношениях, возникающих между людьми. Экономическая нау­ка изучает экономические отношения человеческого общества, возникающие между отдельными людьми, коллективами, пар­тиями, странами. Экономические отношения - определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации. Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование. Общественное разделение труда - обособление от­дельных видов трудовой деятельности. Первым этапом общест­венного разделения труда было отделение скотоводства от земледелия. Предпосылкой общественного разделения труда яв­ляется наличие определенного количества и качества экономи­ческих ресурсов и особенности их комбинирования, обеспечи­вающие большую или меньшую эффективность использования данных ресурсов. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников на от­дельных производственных операциях. Специализация - форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограничен­ном числе видов деятельности. Оборотной стороной обществен­ного разделения труда является его кооперация. Кооперация тру­да - основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Производственные отношения образуют основу экономиче­ской организации общества. Производственные отношения - взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйствен­ной деятельности. Производство - основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая про­изводство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и по­требление. Производство - создание продукта, необходимого для существования и развития человека. Ясно, что прежде чем что-то распределять, обменивать и потреблять, это «что-то» должно быть произведено. Распределение - определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам эко­номической деятельности. Различают распределение в узком смысле (распределение продукта) и в широком смысле (распре­деление условий и факторов производства). Распределение в широком смысле опирается на разделение труда и размещение экономических ресурсов по разным видам хозяйственной дея­тельности. Распределение в узком смысле предполагает опреде­ление доли каждого участника экономических отношений в соз­данном богатстве. Размер доли зависит от права собственности и от объема произведенной продукции. Обмен - стадия движения общественного продукта, на которой произведенные продукты доставляются субъектам экономической деятельности. Посколь­ку производство осуществляется на основе разделения труда и специализации, то обмен становится способом получения необ­ходимых продуктов путем передачи за них результатов своего труда. Посредниками в таком обмене выступают деньги. По­требление - процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Это заключительный этап движения продукта. В результате потребления созданные товары исчезают, после чего следует их заново производить, т. е. вос­производить. По целям потребление делится на личное, т. е. на­правленное на удовлетворение индивидуальных потребностей людей, и производственное, направленное на использование продукта для возобновления и расширения процесса производ­ства материальных благ.

Необходимо отметить, что производство - общественный процесс, так как осуществляется не изолированными экономи­ческими субъектами, а обществом. Кроме того, производство - непрерывный процесс. Общество не может перестать потреб­лять, а значит, неизбежно постоянное повторение производства, распределения, обмена и потребления, или воспроизводства. Причем все четыре фазы реализуются одновременно. Непрерыв­ность производственного процесса и его повторяемость характе­ризуют общественное воспроизводство. Общественное воспроиз­водство - постоянно повторяющийся в обществе процесс про­изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Схематично воспроизводственный процесс пред­ставлен на рисунке.

Общественное воспроизводство может осуществляться в простом, расширенном и суженном вариантах. Простое воспро­изводство имеет место в том случае, если объемы выпускаемой продукции неизменны и ходе каждого оборота. При этом счита­ется, что и количество, и качество используемых в процессе об­щественного производства экономических ресурсов не меняют­ся. Расширенное воспроизводство предполагает, что объемы про­изводимых материальных благ постоянно растут, увеличиваясь год от года. Условием расширенного воспроизводства является увеличение количества и качества экономических ресурсов. Су­женное воспроизводство представляет собой сокращение объемов производства на каждой следующей стадии процесса обществен­ного воспроизводства.

Социально-экономические отношения

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников к данному периоду, и наиболее ранние буддийские памятники действительно восходят к IV-III вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индию. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на восток - вплоть до низовьев реки - было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Лишь существенный прогресс в средствах производства мог обеспечить переход к широкому хозяйственному освоению данного региона. По всей видимости, условия для этого были созданы распространением железных орудий труда. Хотя археологические подтверждения такой гипотезы еще недостаточны, трудно представить, что тропические леса могли быть сведены без железного топора, твердые почвы распаханы без плуга с железным лемехом и каналы выкопаны без мотыги и лопаты. Упоминания этих орудий встречаются уже в древнейших буддийских книгах.

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений - прудов, колодцев, каналов и дамб - позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение - «отварной рис». К середине I тысячелетия до н. э. стали применяться совершенные методы рисоводства - использование рассады, отбор сортов и т. д. Почвы долины Ганга, отли-


чавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие селоьзсякйосхтвенного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, чт-о индийцы самый многочисленный народ на земле.

Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Излюбленные персонажи буддийских преданий - купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сель­ской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях - в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.

Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки. Монеты эти еще довольно примитивны и представляли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом» - печатью, удостоверяющей качество, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах. Археологические раскопки показывают также, что именно в данный период происходит активное строительство городских укреплений. Это нельзя не связать с накоплением богатств горожанами и с процессом имущественного расслоения.

Площадь наиболее крупных поселений, подвергавшихся раскопкам, - таких, как Уджаин и Каушамби, - составляет около 1,5-2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов Древней Греции той же эпохи. Грек Мегасфен, прибывший в качестве посла ко двору Чандрагупты Маурья в конце IV в. до н. э., был поражен обширностью индийской столицы Паталипутры. Он определял длину городских стен примерно в 30 км, насчитав в ней несколько сот деревянных башен и десятки городских ворот. Впрочем, эти цифры еще нуждаются в подтверждении археологов. До проведения специальных полевых изысканий трудно сказать что-либо определенное о городской планировке. Судя по раскопкам в городе Таксиле, застройка происходила довольно хаотично.

О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи - их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины - кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Отмечены случаи специализации от­дельных этнических групп. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобных объединений пользовались значительным влиянием, будучи представителями городского самоуправления.

Когда в произведениях буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками являются зажиточные домохозяева. Сходную картину рисуют и другие источники того времени. В центре их внимания также стоит образ домовладыки, сельского хозяина (обычно брахмана). Описания многочисленных домашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основные черты деревенского быта. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которой принадлежали дом, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты имеют в виду семью разросшуюся, большую, включавшую не-


сколько поколений. Женатые сыновья оставались под родительской властью. После смерти отца раздел происходил не всегда - место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Наследовали имущество лишь сыновья и внуки, а дочь имела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она не становилась и после смерти мужа домом управлял мужчина. Женщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. Даже прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, она не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.

Если и те, кого связывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положения в большой патриархальной семье, тем более это относится к принятым в семью чужакам. Распространена была, например, практика усыновления. В какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрения сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновьями и имели ограниченные наследственные права. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости и эксплуатации.

Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основой семейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Поддерживались между ними и другие узы. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собраниях родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельным лицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседями складывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найти отражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских текстах об их сокровищах рассказывается подробно и со множеством сказочных преувеличений. Проявляя вполне естественный скептицизм в отношении отдельных деталей, читатель этой литературы без труда представляет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. Следует подчеркнуть, что в подобных описаниях речь идет не только о золоте, драгоценных камнях или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хозяев и исполняют всякие их прихоти. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов, принадлежавших крестьянским семьям, что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущест­венно домашний характер.

Социальные перемены сказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). Обеспечив себе и своим родичам устойчивое влияние, они получали


возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происходят от древних кшатрийских царей и героев. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословной идеологии.

Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Еще важнее было существенное изменение ее комплектования и характера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии,- профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное для ведийской эпохи понятие «народа-войска» совершенно вышло из употребления. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.

В системе экономических отноше­ний выделяют социально-экономические и организацией-но-экономические. В основе этого деления лежат присвое­ние средств и результатов производства и организация экономики и производства.

Социально-экономические отношения выражают отно­шения между людьми посредством их отношения к вещам и благам, а так как последние могут быть только своими или чужими, определяющая роль в данном случае принад­лежит собственности.

Организационно-экономические - это отношения, ко­торые возникают между субъектами в процессе организа­ции производства. В каждой конкретной системе сущест­вуют свои специфические организационно-экономические отношения. Вместе с тем в них можно найти нечто общее: разделение и специализация труда, его кооперирование, концентрация и комбинирование производства.

Структуру и состав организационных отношений можно рассматривать на разных уровнях и разных "сре­зах". Так, можно выделить отношения по организации производства и организации управления; обеспечению не­прерывного функционирования экономической системы; организации и обеспечению функционирования рынка и рыночной инфраструктуры; созданию системы ценообра­зования, системы оплаты труда и материального стимули­рования и др.

Экономические интересы.

В обществе существует мно­жество различных интересов. Экономическая теория изу­чает те из них, которые являются движущими факторами производственной деятельности -экономические интере­сы - осознание людьми экономических потребностей, выступающих как мотивы их производственной деятель­ности, направленной на удовлетворение этих потребнос­тей.

Интересы не существуют сами по себе. Для того чтобы возник экономический интерес, нужны люди, группы людей, т.е. экономические субъекты со своими потребнос­тями, подлежащими удовлетворению. Чтобы реализовать эти потребности, люди соединяются для совместной про­изводственной деятельности и вступают в определенные экономические отношения. Без последних, как и без субъ­ектов, невозможны ни возникновение экономических ин­тересов, ни их реализация. Экономические отношения выступают как социально-экономическая база интересов.

Экономические интересы есть проявление экономичес­ких отношений в объективной направленности хозяйственной деятельности людей, отражающей их место в системе общественного производства.

Если в качестве критериев разграничения интересов взять характер и масштаб действия, можно выделить личные, коллективные и общественные интересы. Личные интересы связаны с необходимостью удовлетворения материальных и духовных нужд отдельного человека. Коллективные интере­сы выражают необходимость удовлетворения материальных и духовных потребностей групп людей, объединенных оди­наковым положением в общественном производстве, что формирует общность интересов данной социальной группы. Общественные интересы складываются как интересы всего общества, необходимость удовлетворения его совокупных материальных и духовных потребностей.

Переход к рыночной экономике потребовал реформи­рования системы экономических отношений, а вместе с ней и экономических интересов. Вместо обезличенных общена­родной собственности и общенародных интересов появля­ется своя собственность и свой экономический интерес, заключающийся в получении наибольшей выгоды от объ­екта собственности и ее приумножения. На первый план выходят личные интересы собственников реализуемых то­варов. Преследуя свои личные, частные интересы, участ­ники рынка работают на общие интересы.

Особой формой проявления интереса на уровне кон­кретной экономической действительности являются сти­мулы - непосредственные побудительные факторы дея­тельности людей. Стимулы выступают в таких конкретных формах, как денежный доход, заработная плата, различ­ные моральные поощрения. В результате воздействия сти­мулов возникает завершающая форма проявления эконо­мического интереса -материальная заинтересованность.

Экономические отношения и их структура.

Объективные экономические законы представляют собой ядро экономических отношений.

Экономические отношения - отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Существуют три группы носителей экономических отношений в рыночной Экономике: а) производители и потребители; б) продавцы и покупатели; в) владельцы и пользователи благ. В целом экономические отношения между людьми характеризуют их имущественное положение в обществе.

Собственность и социально-экономические связи - это отно­шения между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающее поло­жение в этих экономических взаимоотношениях принадлежит тому, кто присваивает факторы производства и основные его ре­зультаты.

Организационно-экономические отношения возникают пото­му, что общественное производство, распределение, обмен и по­требление невозможны без определенной организации. Послед­няя требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, в их головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ и объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяй­ство и кто будет управлять производством.

В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:

    кооперация труда (совместное изготовление продуктов, ук­рупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение трудовой деятельности (ее дробле­ние между хозяйственными звеньями)

    организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство)

    управление экономикой (стихийно-рыночное и государствен­но-плановое регулирование)

Все типы и виды экономических отношений можно схемати­чески представить на рисунке.

12. Экономическое содержание собственности

Собственность рассматривается в экономической теории как экономическая категория. Это означает, что проблема собственности возникает там, где имеет место экономическая деятельность, которую человек осуществляет не в одиночку, а во взаимодействии с другими людьми. Поэтому собственность не вещь как таковая и не отношение человека к вещи, а общественное отношение, в которое вступают люди между собой по поводу присвоения этих вещей.

Присвоение представляет собой экономическую связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим или чужим. Присвоение выражается в принадлежности благ отдельным лицам, коллективам или государству. Согласно Гражданскому кодексу РФ действуют три типа присвоения: частное, общее долевое и общее совместное.

Для раскрытия содержания собственности необходимо определить элементы собственности, ее структуру.

Такими элементами являются:

1. Субъекты собственности – участники отношений собственности.

Согласно Гражданскому кодексу РФ субъектами, то есть носителями прав и обязанностей собственности являются:

1. гражданин (физическое лицо)

2. юридическое лицо – это организация, например фирма, являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо в процессе своей деятельности осуществляет хозяйственные связи от своего имени.

3. государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления)

Субъекты собственности могут вступать в отношения собственности как индивиды и тогда мы говорим об индивидуальной собственности, в качестве группы – и тогда имеет место групповая собственность, в масштабе общества – тогда налицо общественная собственность.

2. Объекты собственности – это те объекты, по поводу которых возникают отношения собственности. Это недвижимое и движимое имущество, а также интеллектуальная собственность, в рабовладельческом обществе объектом собственности был человек.

Недвижимое имущество – это производственные помещения, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры, земля.

Движимое имущество - это то, которое можно перемещать в пространстве: оборудование, инструменты, автомобили, ценные бумаги и т.п.

Интеллектуальная собственность выступает в виде произведений литературы, искусства, программного обеспечения электронной техники, продуктов киноиндустрии и других продуктов человеческого интеллекта. Право на эти виды собственности дают патенты, авторские права, товарные знаки и другие регистрирующие документы. Защита интеллектуальной собственности жизненно необходима для стимулирования творчества. Роль интеллектуальной собственности в современном информационном мире резко возрастает.

3. Способ и форма присвоения объекта (как обращаются в собственность те или иные объекты).

По способу присвоения собственность может быть:

Частная

Общественная

По характеру присвоения:

Трудовая

Нетрудовая

первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

До недавнего времени выделялся также коммунистический тип собственности. Однако, и в СССР, и в других странах, строивших социализм (как первую фазу коммунистического общества), попытка построения социалистического общества оказалась неудачной. Коммунистический тип собственности не был реализован. Ныне в подавляющем большинстве этих стран прежде существовавшая экономика трансформируется в рыночную.

По форме собственность в рамках той или иной экономической системы может быть:

Индивидуальная

Групповая